Правовой статус судей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:44, дипломная работа

Описание работы

Конституция Республики Беларусь предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны в пределах своих полномочий: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. (ст.6 Конституции).

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..

ГЛАВА 1. Правовой статус судей…………………………………………………
Понятие правового статуса судей и правовые принципы осуществления правосудия……………………………………………………………………..
Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи………………………………………………………………………….

ГЛАВА 2. Основные положения правового статуса судей ……………………………………………………………………………………..
2.1. Права и обязанности судей………………………………………………….
2.2. Неприкосновенность судей…………………………………………………
2.3. Несменяемость судей. Приостановление и прекращение исполнения полномочий судьи……………………………………………………………

ГЛАВА 3. Элементы правового статуса судей…………………………….
3.1. Аттестация судей. Квалификационные классы судей………………………………………………..……………………………..
3.2. Материальное и социальное обеспечение судей ……………………………………………………………………………………

ГЛАВА 4. Дисциплинарная ответственность судей…………………………
ГЛАВА 5. Осуществление правосудия в суде Клецкого района и Республике Беларусь…………………………………………………..…………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
ИСТОЧНИКИ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 361.50 Кб (Скачать файл)

 

В англосаксонском общем  праве, где в центре правосудия находится состязательный процесс, судьи до назначения, как правило, имеют опыт практики в функции законного представителя сторон или адвоката, а для функции судьи не проходят специальной подготовки. Каждое дело разрешает единственный судья, основывающийся на прении сторон, представленных в суде доказательствах и вердикте присяжных. Как и вообще в этой системе, большую роль играет судебный прецедент, и велика роль личного усмотрения судьи; судья может вводить правовые нормы в отсутствие прецедента. Верховные суды имеют полномочия, аналогичные полномочиям континентальных конституционных судов, и могут отменять законы. В англосаксонском праве судья имеет полномочия устанавливать наказания за правонарушения в зале суда (функции пристава), а также за нарушения решений суда.

 

Судьи обычно назначаются  органами исполнительной или законодательной  власти; в ряде штатов США, кантонов Швейцарии и некоторых других странах судьи избираются населением. Судьи приносят судебную клятву. Существуют гарантии неприкосновенности и несменяемости судей. Во многих странах судьи назначаются на пожизненный срок (обычно, до определённого возрастного предела) с целью устранения политического или психологического давления на них со стороны исполнительной власти или избирателей.

 

Во многих странах судьи носят в знак своей должности мантию (чёрную или красную). В Великобритании и многих её бывших колониях знаком судьи является также парик. Ношение мантий и париков (которые нивелируют индивидуальность судей) диктуется необходимостью подчеркнуть тот факт, что решения судей исходят не из личных пристрастий, симпатий или антипатий, а из закона. К судьям во многих странах, обращаются «Ваша честь»; в европейских странах к председателю суда обращаются «Господин председатель». В России процессуальное законодательство предписывает официальное обращение «Уважаемый суд».

 Например, пункт 2 статьи 158 («Порядок в судебном заседании») Гражданского процессуального кодекса  РФ гласит, что «участники процесса  обращаются к судьям со словами:  «Уважаемый суд!», и свои показания и объяснения они дают стоя. Отступление от этого правила может быть допущено с разрешения председательствующего». На практике же, в большинстве случаев допустимо обращение «Ваша честь».

 

1.2. Требования, предъявляемые  к кандидатом на должность  судьи.

 

Кандидатом  на должность судьи общего или  хозяйственного суда может быть:

- гражданин Республики Беларусь, достигший 25-летнего возраста,

- владеющий белорусским и русским  языками, 

- имеющий высшее юридическое  образование с присвоением 

квалификации «юрист»,

- стаж работы по специальности  не менее трех лет, порядок  исчисления 

которого определяется Правительством Республики Беларусь или 

уполномоченным им органом,

- не совершивший порочащих его  поступков, 

  • сдавший квалификационный экзамен на должность судьи.

 

Кандидат на должность:

- судьи областного (Минского  городского), Белорусского военного  судов должен иметь стаж работы  в должности судьи не менее  трех лет;

- судьи Верховного  Суда Республики Беларусь, кроме  судьи судебной коллегии по  делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь, и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь должен иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет.

Судьей судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности  Верховного Суда Республики Беларусь может быть лицо, имеющее как высшее юридическое, так и высшее техническое или высшее естественнонаучное образование. Судья судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь, не имеющий высшего юридического образования, должен иметь стаж работы в области патентоведения не менее пяти лет.

Судьи военных судов  и Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь назначаются на должности из числа военнослужащих, имеющих воинские звания офицерского состава.

 

На  должность судьи не может быть назначено:

лицо, в отношении которого имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда;

лицо, не способное по состоянию здоровья исполнять обязанности  судьи, что подтверждается медицинским  заключением;

лицо, признанное ограниченно  дееспособным или недееспособным решением суда, вступившим в законную силу.

 

Требования  к кандидатам на должность председателя, заместителя

председателя  общего и хозяйственного судов:

Кандидат на должность  председателя, заместителя председателя районного (городского), межгарнизонного военного, специализированного судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее трех лет.

Кандидат на должность  председателя, заместителя председателя областного (Минского городского), Белорусского военного судов, хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда должен иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Основные положения  правового статуса судей

2.1. Права и обязанности  судей

Судьи имеют полномочия, необходимые для осуществления  правосудия, обладают правами и исполняют  обязанности, предусмотренные  Кодексом и иными законодательными актами.

 

Судья имеет право:

требовать от государственных  органов, иных организаций, а также от должностных лиц и граждан исполнения судебных постановлений, связанных с осуществлением возложенных на него обязанностей;

запрашивать информацию у государственных органов, иных организаций, а также у должностных  лиц и иных граждан.

Судья Конституционного Суда Республики Беларусь имеет право требовать созыва Конституционного Суда Республики Беларусь, предлагать вопросы на его рассмотрение, выражать особое мнение по поводу решений Конституционного Суда Республики Беларусь. При решении всех вопросов, относящихся к компетенции Конституционного Суда Республики Беларусь, судьи Конституционного Суда Республики Беларусь пользуются равными правами. Судьи Конституционного Суда Республики Беларусь вправе присутствовать на открытых (по приглашениям – и на закрытых) заседаниях любых государственных органов.

 

Обязанности судей:

 

При осуществлении правосудия судьи и народные заседатели должны неукоснительно соблюдать Конституцию  Республики Беларусь, законы и иные законодательные акты, обеспечивать защиту прав и свобод граждан, охраняемых законодательством интересов государства и организаций, индивидуальных предпринимателей, высокую культуру судебной деятельности, быть справедливыми и беспристрастными.

Судья также обязан строго соблюдать положения Кодекса  чести судьи Республики Беларусь.

Судья не должны высказывать  мнение по существу дел, находящихся  в их производстве, а также передавать дела кому бы то ни было для ознакомления иначе, как в порядке и случаях, предусмотренных законодательными актами.

Лица, отобранные судом для участия в рассмотрении дела в качестве народных заседателей, обязаны явиться в указанный суд в назначенное время и исполнить возложенные на них обязанности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.  Неприкосновенность  судей. 

Судьи являются неприкосновенными  в течение срока своих полномочий.

Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и используемые им документы.

Судья, народный заседатель не могут  быть привлечены к какой-либо ответственности за высказанное ими при осуществлении правосудия суждение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена их виновность в совершении преступления против интересов службы.

В случае дачи в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь порядке согласия на возбуждение в отношении судьи, народного заседателя уголовного дела, привлечение их в качестве подозреваемых или обвиняемых, а также на применение в отношении указанных лиц меры пресечения в виде заключения под стражу одновременно принимается решение о приостановлении их полномочий.

Производство по уголовным делам  в отношении судей и народных заседателей осуществляется в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь (глава 49)

 Требования главы применяются  при производстве по уголовному  делу в отношении:

1) лица, должность которого включена  в кадровый реестр Главы государства  Республики Беларусь;

2) депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

3) депутата областного, Минского  городского, районного, городского, поселкового, сельского Совета  депутатов;

4) судьи;

5) народного заседателя в период исполнения им своих обязанностей в суде;

6) прокурорского работника.

 

Решение о возбуждении уголовного дела в отношении вышеуказанных лиц либо о привлечении их в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу, возбужденному в отношении других лиц либо по факту совершенного преступления, принимается в отношении:

 

1) лица, должность которого включена в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, – Генеральным прокурором Республики Беларусь, Министром внутренних дел Республики Беларусь, Председателем Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, заместителем Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь – директором Департамента финансовых расследований или лицами, исполняющими их обязанности, с предварительного согласия Президента Республики Беларусь;

 

2) депутата Палаты  представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь – Генеральным прокурором Республики Беларусь, Министром внутренних дел Республики Беларусь, Председателем Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, заместителем Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь – директором Департамента финансовых расследований или лицами, исполняющими их обязанности, с предварительного согласия соответствующей палаты Национального собрания Республики Беларусь;

 

3) депутата областного, Минского городского Совета депутатов  – прокурором соответственно  области, города Минска и приравненным  к нему прокурором или вышестоящим  прокурором либо Министром внутренних  дел Республики Беларусь, Председателем  Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, заместителем Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь – директором Департамента финансовых расследований или лицами, исполняющими их обязанности;

 

4) депутата районного,  городского, поселкового, сельского Совета депутатов – прокурором соответственно района, города и приравненным к нему прокурором или вышестоящим прокурором либо Министром внутренних дел Республики Беларусь, Председателем Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, заместителем Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь – директором Департамента финансовых расследований или лицами, исполняющими их обязанности;

 

5) судьи – Генеральным прокурором Республики Беларусь, Министром внутренних дел Республики Беларусь, Председателем Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, заместителем Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь – директором Департамента финансовых расследований или лицами, исполняющими их обязанности, с предварительного согласия должностного лица, назначившего судью (государственного органа, избравшего его);

 

6) народного заседателя – прокурором с предварительного согласия должностного лица (органа), утвердившего списки народных заседателей;

 

7) прокурора – Генеральным  прокурором Республики Беларусь, Министром внутренних дел Республики  Беларусь, Председателем Комитета  государственной безопасности Республики  Беларусь, заместителем Председателя  Комитета государственного контроля  Республики Беларусь – директором Департамента финансовых расследований или лицами, исполняющими их обязанности.

 

Судья, за исключением судьи, должность которого включена в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, народный заседатель не могут быть задержаны и иным образом лишены личной свободы без предварительного согласия соответственно должностного лица, назначившего судью (государственного органа, избравшего его), должностного лица (органа), утвердившего списки народных заседателей, за исключением случаев совершения измены государству, иного особо тяжкого преступления, а также задержания на месте совершения преступления.

 

 О задержании лица, должность которого включена  в кадровый реестр Главы государства  Республики Беларусь, депутата Палаты  представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, судьи, народного заседателя, прокурорского работника органами, осуществившими задержание, немедленно сообщается в письменной форме:

 

1) Президенту Республики  Беларусь – в отношении лица, должность которого включена в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь;

 

2) Председателю Палаты  представителей Национального собрания  Республики Беларусь – в отношении  депутата Палаты представителей  Национального собрания Республики  Беларусь;

 

3) Председателю Совета  Республики Национального собрания  Республики Беларусь – в отношении  члена Совета Республики Национального  собрания Республики Беларусь;

 

4) Председателю Конституционного  Суда Республики Беларусь или  его заместителю – в отношении судьи Конституционного Суда Республики Беларусь;

 

Информация о работе Правовой статус судей