Общие проблемы правового статуса судей в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:20, контрольная работа

Описание работы

Конституция РФ провозгласила судебную власть одной из трех основополагающих и самостоятельных ветвей государственной власти. Понимая, что суд - гарант защиты прав и свобод граждан, государственного строя и режима, цивилизованные государства мира стремятся создать стабильную и мощную, независимую и хорошо оснащенную судебную систему. При этом все действия такого государства в первую очередь направлены на создание в обществе атмосферы уважения к суду. Чем цивилизованнее общество, тем больше почтения к судебной власти. Иначе и быть не может, уважение закона - основа государственности. В современной России судебная власть всё ещё недостаточно эффективна, а судьи ещё не начали пользоваться в обществе должным уважением

Содержание работы

Введение
1. Понятие и основы правового статуса судей в Российской Федерации
2. Порядок назначения судей на должность и прекращение полномочий судей. Дисциплинарная ответственность судей
2.1 Особый порядок отбора кандидатов на должности судей
2.2 Наделение судей полномочиями
2.3 Дисциплинарная ответственность и прекращение полномочий судей
3. Гарантии независимости судей
4. Общие проблемы правового статуса судей и перспективы развития судебной системы в Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

доклад.docx

— 44.54 Кб (Скачать файл)

Введение

1. Понятие и основы  правового статуса судей в  Российской Федерации

2. Порядок назначения  судей на должность и прекращение  полномочий судей. Дисциплинарная  ответственность судей

2.1 Особый порядок отбора  кандидатов на должности судей

2.2 Наделение судей полномочиями

2.3 Дисциплинарная ответственность  и прекращение полномочий судей

3. Гарантии независимости  судей

4. Общие проблемы правового  статуса судей и перспективы  развития судебной системы в  Российской Федерации

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Конституция РФ провозгласила  судебную власть одной из трех основополагающих и самостоятельных ветвей государственной  власти. Понимая, что суд - гарант защиты прав и свобод граждан, государственного строя и режима, цивилизованные государства  мира стремятся создать стабильную и мощную, независимую и хорошо оснащенную судебную систему. При этом все действия такого государства в первую очередь направлены на создание в обществе атмосферы уважения к суду. Чем цивилизованнее общество, тем больше почтения к судебной власти. Иначе и быть не может, уважение закона - основа государственности. В современной России судебная власть всё ещё недостаточно эффективна, а судьи ещё не начали пользоваться в обществе должным уважением. И это притом, что ежегодно суды общей юрисдикции и арбитражные суды в России рассматривают миллионы дел.

Судьи — носители судебной власти. На судей возлагается осуществление  весьма ответственных обязанностей. Это прежде всего принятие общеобязательных решений, так или иначе затрагивающих существенные права и законные интересы граждан, государственных и иных организаций. От них могут зависеть судьбы людей и их благополучие, поддержание законности и правопорядка, крайне необходимых любому демократическому государству. Судьи призваны выступать не только в качестве гаранта прав и законных интересов, законности и правопорядка, но и при определенных обстоятельствах в роли фактора, сдерживающего и балансирующего другие ветви государственной власти— законодательную и исполнительную .

Тема работы представляется актуальной в связи с тем, что  от того насколько чётко и полно  регламентирован законодательством  правовой статус судей, и насколько  данные нормы (в частности нормы о гарантиях независимости судей, о дисциплинарной ответственности судей, об организационной обеспеченности их деятельности и другие) будут соблюдаться, напрямую зависит качество осуществления правосудия в государстве. Судьи должны быть независимы, обеспеченны в материальном и организационном смыслах, должны чувствовать возможность наступления ответственности за свои неправомерные действия.

Ничто не должно отвлекать  судей от их прямой обязанности по осуществлению правосудия, однако на практике данный вопрос решен не полностью: «Какими бы совершенными ни были материальные и процессуальные законы, они не способны обеспечить эффективность  и доступность правосудия, если на судей будут возложены обязанности, которые отвлекают их от непосредственного  осуществления правосудия. Призывая к повышению авторитета судебной власти, вместе с тем приходится констатировать, что правовая и социальная роль правосудия в России заметно  и необоснованно снижена»1.

Проблема состоит в  том, что судебная система построена  по принципу: судья отвечает не только за свои правосудные решения, но и  одновременно организует и обеспечивает судебный процесс, несет ответственность  за организацию работы суда в целом.«Система организации работы судов привела к смешению и размыванию судебных и исполнительных функций, нарушению принципа независимости судей»2. Это отвлекает судей от выполнения своей непосредственной задачи по отправлению правосудия, а также дает возможность косвенно или прямо вмешиваться в процесс принятия судьей правосудных решений, несмотря на то, что ст. 10 Федерального закона "О статусе судей в РФ" запрещает какое-либо вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия. Кроме того, судебная система в целом, и судьи в частности до сих пор недостаточно обеспечены в финансовом плане.

Текущее состояние института  дисциплинарной ответственности судей на монографическом уровне мало изучено, существующие исследования в данной области рассматривали его лишь применительно к анализу отдельных норм и в совокупности с другими институтами.

Целью работы ставится определение  и раскрытие правового статуса  судей, а также выявление нарушений  и проблем в данной сфере, и  путей пресечения нарушений законодательства и решения проблем.

 

Понятие и основы правового статуса судей в  Российской Федерации

 

Правовой статус судей  – это особый судоустройственный институт, обуславливающий правовое положение судьи как государственного деятеля. Правовой статус судьи устанавливается  статьями 119 по 122 Конституции РФ, а  также Федеральным законом «О статусе судей РФ», являющимся основополагающим документом, регламентирующим все стороны  осуществления судьями своих  полномочий, а также гарантии их независимости.

Статус судей слагается  из многих элементов, предусмотренных  законом:

Судьями являются лица, исполняющие  свои обязанности на профессиональной основе.

В зависимости от стажа  работы, занимаемой должности и других обстоятельств им присваиваются  квалификационные классы (с 5-го по 1-ый и высший).

К судьям предъявляются определенные требования и ограничения:

соблюдать Конституцию РФ и законы;

избегать всего, что могло  бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи  и поставить под сомнение его  объективность при осуществлении  правосудия (например, личных связей, которые  могут причинить ущерб репутации);

не может быть депутатом (одновременно с судейской работой), третейским судьей или арбитром;

не вправе принадлежать к  политическим партиям и движениям, поддерживать их материально, публично выражать свои политические взгляды, участвовать  в политических акциях;

не вправе заниматься предпринимательской  деятельностью или другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской  и иной творческой деятельности (эта  деятельность не может финансироваться  только за счет средств иностранных  государств, международных и иностранных  организаций, иностранных граждан  и лиц без гражданства).

Судьи независимы и подчиняются  только Конституции РФ и федеральным  законам. Они никому не подотчетны, а вмешательство в деятельность судей влечет уголовную ответственность.

Требования и распоряжения судей при осуществлении ими  своих полномочий обязательны для  исполнения.

Судьи несменяемы, т.е. они  не могут быть назначены на другую должность или переведены в другой суд без их согласия. «Согласно  ст. ст. 121, 122 Конституции Российской Федерации судьи в Российской Федерации несменяемы и неприкосновенны, поэтому представляются принципиально  неприемлемыми предложения, направленные на резкое снижение этих важнейших  гарантий независимости судьи. Принятие в полном объеме предлагаемых норм может привести к утрате судами самостоятельности  и к их зависимости от органов  исполнительной власти всех уровней: от районного звена до федеральных  округов»1.

Полномочия судей не ограничены определенным сроком, кроме случаев, предусмотренных законом, но они  могут быть приостановлены или прекращены по основаниям, указанным в законе. Предельный возраст пребывания в  должности – 70 лет.

Судьи неприкосновенны. Это  в основном связанно с особым порядком привлечения их к уголовной и  административной ответственности. Следует  иметь в виду, что судейская  неприкосновенность является не личной привилегией судьи, а средством  защиты публичных интересов, прежде всего правосудия.

Имеют право на отставку, т.е. на почетный уход или почетное удаление с должности.

За совершение дисциплинарных проступков привлекаются к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий.

Федеральными законами предусмотрены  меры материального обеспечения  и социальной защиты судей, а в  целях защиты жизни, здоровья, имущества  могут применятся меры безопасности (личная охрана, охрана жилища, выдача оружия, изменение внешности и т.д.).

Все судьи обладают единым статусом и различаются только своими полномочиями (компетенцией). Единство статуса означает равенство судей  внутри судейского сообщества, равную защиту принадлежащих им прав, возложение одинаковых обязанностей и ограничений. Особенности правового положения  некоторых категорий судей определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами, а в случаях  ими предусмотренных, также и  законами субъектов РФ.

Определив, что же такое  статус судей и рассмотрев его  элементы, можно сделать вывод, что  в соответствии с Законом «О статусе  судей в РФ», судьи - носители судебной власти в государстве. Только судам  в лице судей, принадлежит вся  судебная власть в Российской Федерации. Это налагает огромную ответственность  на лиц, на которых законом возложено  полномочие по осуществлению правосудия, возможность решать вопросы связанные  не только с решением судьбы отдельных  членов общества, но и самой жизни. Так же мы увидели, что согласно ст. 2 Закона «О статусе судей в РФ»  «Все судьи в Российской Федерации  обладают единым статусом. Особенности  правового положения некоторых  категорий судей, включая судей  военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных  федеральными законами, также законами субъектов Российской Федерации.»1.

Помимо Закона «О статусе  судей в РФ» существуют ряд документов, как законов, так и иных нормативных актов, также касающихся специфики осуществления судьями своих профессиональных обязанностей, регламентирующих специфические условия отправления судебной деятельности.

 

Порядок назначения судей на должность и прекращение  полномочий судей. Дисциплинарная ответственность  судей

 

В соответствии со ст. 11 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" судьями  являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией РФ полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности  на профессиональной основе.

Действующее законодательство устанавливает, что все судьи  в России обладают единым статусом и различаются между собой  только полномочиями и компетенцией. Высокий статус судей определяет и наличие установленных высоких  требований к кандидатам на должность  судьи.

Так, судьями могут быть граждане РФ, достигшие двадцатипятилетнего  возраста, имеющие высшее юридическое  образование и стаж работы по юридической  профессии не менее пяти лет. Закон "О статусе судей в Российской Федерации" (ст. 4) детализировал конституционные требования о возрасте и стаже работы применительно к тому, на какую должность в судебной системе претендует тот или иной кандидат в судьи. Судьей Конституционного Суда РФ, например, может быть человек, достигший 40-летнего возраста и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет (для кандидатов в судьи Конституционного суда РФ установлен повышенный стандарт требований к уровню их профессиональных познаний. Они должны иметь не просто высшее юридическое образование, но и обладать «признанной высокой квалификацией в области права1»); судьей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ - достигший 35-летнего возраста и имеющий такой стаж не менее десяти лет; судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда (при назначении судей военных судов в стаж работы по юридической профессии кандидатам на эти должности засчитывать срок их военной службы на офицерских должностях), федерального арбитражного суда округа - достигший 30-летнего возраста и имеющий стаж не менее семи лет; судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей - достигший 25-летнего возраста и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

Следует отметить, что под "юридической профессией" понимается работа в судебных органах, прокуратуре, адвокатуре, в юридических подразделениях государственных органов, общественных объединений и коммерческих структур, а также научная и преподавательская  деятельность в области права.

Нормы Конституции РФ определяют возможность установления федеральным  законом дополнительных требований к судьям. Прежде всего, они обязаны  неукоснительно соблюдать Конституцию  РФ и законы.

Высокий статус судьи не только обязывает быть профессионально  подготовленным, обладать необходимым  набором деловых качеств, уметь  организовать свою работу, но и требует  наличия определенных качеств, без  которых работа судьи невозможна. Этот человек должен обладать высокой  внутренней культурой, иметь такие  качества, как порядочность, доброжелательность, терпимость, корректность, уравновешенность и т.д. Кодекс судейской этики  устанавливает, что:«В своей профессиональной деятельности и вне службы судья обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, руководствоваться Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и другими нормативно-правовыми актами, правилами поведения, установленными настоящим Кодексом, общепринятыми нормами морали, способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда»1.

Кроме того для подтверждения  отсутствия у претендента на должность  судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское  освидетельствование. Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность  судьи, утверждается решением Совета судей  Российской Федерации на основании  представления федерального органа исполнительной власти в области  здравоохранения. Форма документа, свидетельствующего об отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность  судьи, утверждается федеральным органом  исполнительной власти в области  здравоохранения.

Изучив, какие требования предъявляются на должность судьи, можно сделать вывод, что критерии достаточно велики, так как звание судьи очень высоко, но постоянно  возрастающая нагрузка, отсутствие зачастую самых элементарных условий труда, относительно невысокая заработная плата делают работу судьи всё  ещё недостаточно престижной. В связи  с этим возникают трудности с  подбором кандидатов на должности судей. Нередки случаи, когда вновь назначенные  судьи через непродолжительный  период времени по тем или иным причинам профессионального или  личного порядка не могут исполнять  работу судьи.

Информация о работе Общие проблемы правового статуса судей в РФ