Общие проблемы правового статуса судей в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:20, контрольная работа

Описание работы

Конституция РФ провозгласила судебную власть одной из трех основополагающих и самостоятельных ветвей государственной власти. Понимая, что суд - гарант защиты прав и свобод граждан, государственного строя и режима, цивилизованные государства мира стремятся создать стабильную и мощную, независимую и хорошо оснащенную судебную систему. При этом все действия такого государства в первую очередь направлены на создание в обществе атмосферы уважения к суду. Чем цивилизованнее общество, тем больше почтения к судебной власти. Иначе и быть не может, уважение закона - основа государственности. В современной России судебная власть всё ещё недостаточно эффективна, а судьи ещё не начали пользоваться в обществе должным уважением

Содержание работы

Введение
1. Понятие и основы правового статуса судей в Российской Федерации
2. Порядок назначения судей на должность и прекращение полномочий судей. Дисциплинарная ответственность судей
2.1 Особый порядок отбора кандидатов на должности судей
2.2 Наделение судей полномочиями
2.3 Дисциплинарная ответственность и прекращение полномочий судей
3. Гарантии независимости судей
4. Общие проблемы правового статуса судей и перспективы развития судебной системы в Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

доклад.docx

— 44.54 Кб (Скачать файл)

 

2.1 Особый порядок  отбора

 

Каждый гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым  к кандидату на должность судьи  соответствующего суда, имеет право  обратиться в квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации на эту должность.

Квалификационная коллегия в пределах своей компетенции  рассматривает заявление и с  учетом результатов квалификационного  экзамена дает заключение о рекомендации кандидата на должность судьи  либо об отказе в ней. Квалификационный экзамен на должность судьи принимает  состоящая при органе юстиции  экзаменационная комиссия. Ее персональный состав утверждается соответствующей  квалификационной коллегией судей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет с момента его сдачи  и на протяжении всего времени  работы в должности судьи. Далее  квалификационная коллегия представляет председателю соответствующего суда заключение на рекомендуемого кандидата. При согласии председателя кандидатура вноситься  на рассмотрение органа государственной  власти, который и наделяет кандидата  полномочиями судьи. «Основными причинами отказа дачи положительного заключения кандидатам на должность судьи квалификационные коллегии чаще всего указывали на недостаточные знания действующего законодательства, возраст, отрицательные характеризующие данные по прежним местам работы, совершение в прошлом порочащего поступка, отсутствие необходимых деловых и моральных качеств, а также установление в ходе проверок негативных данных о кандидате и его близких родственниках, фактов неурегулированных семейных отношений, сведений о состоянии здоровья кандидата»1. Закон определил, что повторное обращение в квалификационную коллегию судей с аналогичным заявлением допускается не ранее чем через год со дня дачи заключения.

В соответствии со ст. 14 Положения  о квалификационных коллегиях судей, коллегия вправе получать необходимую  для осуществления своих полномочий информацию. Не является исключением  и информация о лицах, претендующих на должность судьи. В методическом письме ВККС рекомендовано запрашивать  в соответствующих органах сведения о наличии или отсутствии судимости как у самого кандидата, так и у его близких родственников, мнение председателя суда и судей о возможности назначения конкретного лица на вакантную должность в их суд, истребовать характеристики не только с последнего, но и с предыдущих мест работы за последние пять - десять лет.

Вывод: в условиях дефицита информации рекомендация квалификационной коллегии о назначении кандидата  на должность судьи в большинстве  случаев строится на представлениях о претенденте, которые сложились  у членов коллегии за время кратковременного общения с ним по ходу заседания. При этом нет никаких гарантий, что коллегия примет правильное решение и рекомендует именно того, кто по своим деловым и моральным качествам действительно соответствует высокому званию судьи. «Недостаточный уровень квалификации судей нередко проявляется в совершении ими профессиональных ошибок, которые становятся обычным явлением, к тому же порой не влекущим ответственности»1. 
Чтобы избежать ошибок при принятии решения квалификационной коллегией о рекомендации кандидата на должность судьи, необходимо, на мой взгляд, располагать сведениями не только об обстоятельствах, препятствующих назначению его на должность, но и иметь данные, свидетельствующие о его пригодности для будущей профессии.

При внимательном ознакомлении с документами, находящимися в личном деле кандидата в судьи, можно, конечно, сформировать мнение о наиболее достойном  из участвующих в конкурсном отборе. Но для этого нужно, чтобы каждый из членов коллегии знакомился с личным делом каждого, участвующего в конкурсе. Это невозможно по целому ряду причин, главными из которых являются большой  объем работы коллегии и существенные ограничения во времени.

 

2.2 Наделение судей  полномочиями

 

«С самого момента вступления в должность судьи гражданин  пересекает границы обычного гражданского состояния, вступая в иное измерение  своей жизни. Так, гражданин, впервые  назначенный Указом Президента Российской Федерации или Советом Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации  на должность судьи, может приступить к исполнению судейских полномочий только после публичного принятия присяги. Принятие присяги судьи - не только акт торжественной клятвы честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным  и справедливым, как велят долг судьи и совесть. Принятие присяги  судьи является одновременно и актом, свидетельствующим о признании  обществом, государством и самим  гражданином независимости судьи  даже от тех инстанций, которые его  назначили на эту должность»1.

«Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей»2.

- Судьи Конституционного  Суда назначаются на должность  Советом Федерации по представлению  Президента РФ с учетом мнения  Конституционного Суда.

- Судьи Верховного и  Высшего Арбитражного Суда назначаются  на должность Советом Федерации  по представлению Президента  РФ с учетом мнения Председателя  Верховного или Высшего Арбитражного  Суда соответственно.

- Судьи других Федеральных  Судов общей юрисдикции и судьи  Арбитражных судов назначаются  на должность Президентом РФ  по представлению Председателя  Верховного или Высшего Арбитражного  Суда с учетом мнения законодательного  органа данного субъекта и  квалификационной коллегией судей.

- Мировые судьи либо  избираются населением судебного  участка, либо назначаются на  должность органами законодательной  власти субъекта.

- Судьи Конституционных  уставных судов назначаются в  соответствии с законодательством  данного субъекта.

Мы определили, каким образом  наделяют судей полномочиями. Но все  же наиглавнейшая - для ближайшего будущего - задача состоит в том, чтобы судьями  у нас становились лица, прошедшие  специальное дополнительное обучение. К сожалению, подобная «роскошь»  сегодня вряд ли возможна, поскольку  траты на обучение каждого из кандидатов в несколько раз (по числу участников конкурса на одно место) превысили бы траты на одного судью.

 

2.3 Дисциплинарная  ответственность и прекращение  полномочий судей

 

Судья может быть привлечен  к дисциплинарной ответственности, в установленном законодательством  порядке и при наличии на то достаточных оснований. Основанием для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности является совершение судьей дисциплинарного проступка, под которым, согласно ч.1 ст.12.1 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» понимается нарушение судьей «норм настоящего Закона, а также  положений кодекса судейской  этики, утверждаемого Всероссийским  съездом судей»1. К судьям применяются  две меры дисциплинарной ответственности, это: 1) предупреждение; 2)досрочное прекращение  полномочий.

Решение о применении к  судьям данных видов ответственности  принимает соответствующая квалификационная коллегия судей, к компетенции которой  это относится на момент принятия решения.

Судьи Конституционного Суда РФ привлекаются к дисциплинарной ответственности  в соответствии с ФКЗ «О Конституционном  Суде Российской Федерации», который  в ст.15 устанавливает, что «За  совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм настоящего Федерального конституционного закона, федерального закона о статусе судей, а также  положений кодекса судейской  этики, утверждаемого Всероссийским  съездом судей) на судью Конституционного Суда Российской Федерации по решению  Конституционного Суда Российской Федерации может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде: предупреждения; прекращения полномочий судьи»1.

Прекращение или приостановление  полномочий судей производится по решению  соответствующей квалификационной коллегии судей. Исключение составляют случаи истечения срока полномочий судьи и достижения судьей предельного  возраста пребывания в должности  судьи.

Общеизвестно, что судья  должен быть терпимым, сдержанным и  вежливым по отношению к сторонам, присяжным, свидетелям, адвокатам, представителям сторон и другим лицам, с которыми он сталкивается в ходе ведения дела. «Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло  бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать  сомнения в его объективности, справедливости и беспристрастности»2.

Несмотря на то, что приведенные  выше положения давно отнесены к  разряду простых и непререкаемых, поток жалоб на недопустимое поведение  судей в процессах, впрочем, как  и на игнорирование ими этических (и не только) норм и правил вне работы, не прекращается. Подобные конфликтные ситуации - явление не единичное, в своей совокупности они представляют реальную опасность для авторитета правосудия, являющегося, как известно, самостоятельным видом государственной деятельности. Одной из наиболее распространенных форм разрешения конфликтных ситуаций является дисциплинарная ответственность судей.

Дисциплинарная ответственность  судей относится к разряду  видов юридической ответственности, жестко регламентируемых государством, с привлечением для решения и  принципиальных, и процедурных вопросов как представителей судейского сообщества, так и широкой общественности.

В этой связи выскажем главные, на наш взгляд, соображения по упорядочению правового регулирования дисциплинарной ответственности судей.

Эта ответственность должна стать полноценной компенсацией тех серьезных исключений из общего конституционного принципа равенства  всех перед законом, связанных с  представлением судьям гарантий независимости  и неприкосновенности. Регулирование  дисциплинарной ответственности судей  должно учитывать баланс публичных  интересов, предполагающих как их строгую  и неотвратимую ответственность  по широкому перечню оснований, так  и обеспечение гарантий самостоятельности, независимости и неприкосновенности. Чтобы дисциплинарная ответственность  эффективно выполняла функции превенции  проступков и очищения судейского корпуса  от лиц, недостойных в нем состоять, она должна быть урегулирована полно  и детально. Существующие и не устраненные  законопроектом пробелы по правилам наложения взысканий, процедурам дополнительной проверки и многим иным вопросам непростительны с точки зрения требований законного  и обоснованного привлечения  к любой юридической ответственности.

Кроме того несмотря на наличие  представителей общественности и представителей Президента РФ квалификационных коллегиях, на практике до сих пор существует ситуация, что судьи отвечают не перед всем обществом, а фактически только перед представителями своей  же «судейской касты».

Нельзя не отметить и положительных  продвижений в вопросах дисциплинарной ответственности судей, каким по нашему мнению является создание и  закрепление на законодательном  уровне деятельности Дисциплинарного  судебного присутствия, которое: «является  судебным органом, рассматривающим  дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации  о досрочном прекращении полномочий судей …и обращениям на решения  Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации об отказе в досрочном прекращении полномочий судей …»1.

 

Гарантии независимости  судьи

 

В соответствии с Европейской  хартией о статусе судей «целью статуса судьи является обеспечение  компетентности, независимости и  беспристрастности, которых каждый гражданин вправе ожидать от судебных инстанций и от каждого судьи, которому доверена защита его прав. Статус исключает возможность принятия и применения любых нормативных положений и процедур, способных поколебать доверие к их компетентности,

независимости и беспристрастности»1.

Гарантии независимости  судей являются объемным правовым институтом, и, несомненно, требуют изучения в  отдельной научной работе, в связи с чем мы сочли отразить лишь основы данного вопроса и выделить некоторые проблемы существующие в данной области.

Гарантии независимости  судьи устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным  законом. «Они представляют собой систему правовых средств, необходимых для осуществления правосудия, судебной защиты прав и свобод граждан, общественных объединений и организаций, юридических лиц и государства, а также решения других задач судопроизводства, закрепляемых, в частности, Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации», Гражданским процессуальным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом и другими правовыми актами»2.

В связи с этим представляется обоснованным всю совокупность гарантий независимости судьи разделить  как минимум на три группы - гарантии процессуальной независимости судьи, организационно-правовые гарантии независимости  судьи как субъекта самостоятельной  государственной судебной власти и  социально-правовые гарантии судьи.

Гарантии процессуальной независимости судьи - это установленная  законом процедура осуществления  правосудия, предусматривающая полную свободу и самостоятельность  судьи в рамках судебного процесса; запрет под угрозой ответственности  чьего бы то ни было вмешательства  в деятельность по осуществлению  правосудия; неподотчетность судьи непосредственно при осуществлении им правосудия и др. К таковым относятся права участвующих в деле лиц: отвести судью в случаях, предусмотренных законом (ст. 21 АПК РФ; ст. 19 ГПК РФ, ст. 64 УПК РФ, обжаловать судебный акт в вышестоящих инстанциях (ст. ст. 257, 273, 292 АПК РФ; ст. ст. 320, 376 ГПК РФ; ст. ст. 354, 402 УПК РФ).

Организационно-правовые гарантии независимости судьи как субъекта самостоятельной государственной  судебной власти - это установленные  законом порядок отбора кандидатов в судьи, продвижения по службе, присвоения квалификационных классов, привлечения  к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, применения оперативно-розыскных мер, ограничения  гражданских прав и свобод, приостановления  и прекращения полномочий судьи  и т.д. Основным в реализации организационно-правовых гарантий независимости судей является участие системы органов судейского сообщества.

Социально-правовые гарантии независимости судьи - это установленный  законом особый порядок обеспечения  жизнедеятельности гражданина, облеченного  судейскими полномочиями, и членов его семьи как в период осуществления  им судейских полномочий, так и  при уходе в отставку: неприкосновенность судьи, особая защита государством жизни  и здоровья судей и членов их семей, предоставление судье за счет государства  материального и социального  обеспечения, соответствующего его  высокому статусу, право судьи на отставку и соответствующее материальное и социальное обеспечение в этот период и др.

Информация о работе Общие проблемы правового статуса судей в РФ