Правовой статус ЦБ РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 16:18, реферат

Описание работы

Составной частью рынка ссудных капиталов является банковская система. Банковская система представляет собой «организованную совокупность банков страны, функционирующих во взаимодействии и взаимосвязи друг с другом».
В зависимости от взаимосвязей банков, от характера выполняемых ими функций различают два типа построения банковской системы: одноуровневую (распределительную, централизованную) и двухуровневую.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Правовой статус и структура Центрального банка РФ
1.1 Правовой статус Центрального банка РФ
1.2 Органы управления Банком России
1.3 Структура Банка России
Глава 2. Принципы и цели деятельности, функции. Центрального банка России
2.1 Экономические принципы деятельности Центрального банка России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

правовой статус Банка России.docx

— 33.87 Кб (Скачать файл)

 

                                        Содержание

 

Введение

Глава 1. Правовой статус и  структура Центрального банка РФ

1.1 Правовой статус Центрального  банка РФ

1.2 Органы управления Банком  России

1.3 Структура Банка России

Глава 2. Принципы и цели деятельности, функции. Центрального банка России

2.1 Экономические принципы  деятельности Центрального банка России

Заключение

Список литературы

 

 

                                          Введение

 

Составной частью рынка ссудных  капиталов является банковская система. Банковская система представляет собой  «организованную совокупность банков страны, функционирующих во взаимодействии и взаимосвязи друг с другом».1

В зависимости от взаимосвязей банков, от характера выполняемых  ими функций различают два  типа построения банковской системы: одноуровневую (распределительную, централизованную) и двухуровневую.

В странах с рыночной экономикой действует двухуровневая банковская система, для которой характерно строгое разделение функций центрального и коммерческих банков.

Двухуровневая система состоит  из трех элементов: центрального банка (ось банковской системы); коммерческих банков (основа банковской системы); учреждений банковской инфраструктуры, обеспечивающей информационное, методическое, научное  и кадровое обеспечение банковской деятельности (служб по обработке, передаче и хранению информации, международных  систем межбанковской коммуникации, страховых структур, расчетных палат, аудиторских служб, центров торговли валютой, межбанковскими кредитами, системы  подготовки кадров для банков).2

Центральный банк занимает особое место в экономике любой  страны. Ведь это он производит эмиссию  денег и организует денежное обращение  в стране. А деньги, как известно, вплетаются практически во все человеческие отношения. Поэтому и мощь, и правовое положение центрального банка имеют  глубокие корни в экономике любой  страны.

Возникновение центральных  банков в одних странах исторически  связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих, наиболее надежных коммерческих банков, пользовавшихся всеобщим доверием, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Такие банки стали называть эмиссионными. Государство, издавая соответствующие законы, активно способствовало этому процессу, так как выпускавшиеся для выдачи ссуд многочисленными мелкими банками банкноты лишались способности к обращению в случае банкротства эмитентов. В других странах центральные банки были созданы государством. В конце XIX - начале ХХ вв. в большинстве стран эмиссия всех банкнот была сосредоточена в одном банке, который стал называться центральным эмиссионным банком, а на современном этапе - просто центральным банком. Это название отражает роль банка в кредитной системе страны. Центральный банк служит как бы осью, центром кредитной системы.

Современная банковская система  России является рыночной и состоит  из двух блоков – Центрального банка РФ и коммерческих банков.

Место Центрального банка  в банковской системе РФ определяется его правовым статусом, организационной  структурой, целями и принципами деятельности, выполняемыми функциями

 

Глава 1. Правовой статус и структура Центрального банка РФ

 

       1.1 Правовой статус Центрального банка РФ

 

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — верхний  уровень двухуровневой банковской системы в Российской Федерации, которая состоит из Банка России и коммерческих банков (и других кредитных организаций).3

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального Банка России, определено его исключительное право  на осуществление денежной эмиссии и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля.4

В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)" целями деятельности Банка  России являются: защита и обеспечение  устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Ключевым элементом правового  статуса Банка России является принцип  независимости, который проявляется, прежде всего, в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

Функции и полномочия, предусмотренные  Конституцией Российской Федерации  и Федеральным законом "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных  актов, обязательных для федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции  Федеральным законом "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)" и иными федеральными законами. Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации  не обладает правом законодательной  инициативы, однако его участие в  законодательном процессе, помимо издания  собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных  законов, а также нормативных  правовых актов федеральных органов  исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

Банк России является юридическим  лицом. Уставный капитал и иное имущество  Банка России являются федеральной  собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые  установлены Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Изъятие  и обременение обязательствами  имущества Банка России без его  согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так  же, как и Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли  на себя такие обязательства или  если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные  организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные  организации принимают на себя такие  обязательства.5

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности  Председателя Банка России (по представлению  Президента Российской Федерации) и  членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка  России, согласованному с Президентом  Российской Федерации); направляет и  отзывает представителей Государственной  Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты, а также  рассматривает основные направления  единой государственной денежно-кредитной  политики и годовой отчет Банка  России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального  банковского совета Государственная  Дума вправе принять решение о  проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной  деятельности Банка России, его структурных  подразделений и учреждений. Кроме  того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады  Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

 

              1.2 Органы управления Банком России

 

Высшим органом Банка  России является Совет директоров –  коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство  и управление Банком России.

Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России.

Члены Совета директоров назначаются  на должность сроком на 4 года Государственной  Думой по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом  Российской Федерации. Члены Совета директоров освобождаются от должности  до истечения указанного срока также  Государственной Думой.

Совет директоров выполняет  следующие функции:6

1) во взаимодействии с  правительством РФ разрабатывает  и обеспечивает выполнение основных  направлений единой государственной  денежно-кредитной политики;

2) утверждает годовой  отчет Банка России и представляет  его Государственной Думе;

3) рассматривает и утверждает  смету расходов Банка России  на очередной год, а также  произведенные расходы, не предусмотренные  в смете;

4) определяет структуру  Банка России;

5) принимает решения:

о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка  России;

об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций;

о величине резервных требований;

об изменении процентных ставок Банка России;

об определении лимитов  операций на открытом рынке;

об участии в международных  организациях;

об участии в капиталах  организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций  и служащих;

о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка  России, его учреждений, организаций  и служащих;

о применении прямых количественных ограничений;

о выпуске и изъятии  банкнот и монет из обращения, об общем объеме выпуска наличных денег;

о порядке формирования резервов кредитными организациями;

6) утверждает внутреннюю  структуру Банка России;

7) определяет условия  допуска иностранного капитала  в банковскую систему Российской  Федерации в соответствии с  федеральными законами.

В целях совершенствования  денежно-кредитной системы Российской Федерации при Банке России создается  Национальный банковский совет. Этот орган  в отличие от Совета директоров является консультативным. Национальный банковский совет состоит из представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Банка России, кредитных организаций, а также экспертов.

Министр финансов Российской Федерации и министр экономики  Российской Федерации входят в Национальный банковский совет по должности.

Национальный банковский совет выполняет следующие функции:

рассматривает концепцию  совершенствования банковской системы  Российской Федерации;

рассматривает проекты основных направлений единой государственной, денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного  контроля, дает по ним заключения и  анализирует итоги их выполнения;

осуществляет экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в  области банковского дела;

рассматривает наиболее важные вопросы регулирования и надзора  за деятельностью кредитных организаций;

участвует в разработке основных принципов организации системы  расчетов в Российской Федерации.

Председателем Национального  банковского совета является Председатель Банка России.

 

                          1.3 Структура Банка России

 

Центральный банк Российской Федерации образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В соответствии с Федеральным  законом «О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)» (статья 83) в систему Банка России входят центральный аппарат (ЦА), территориальные  учреждения (ГУ (НБ)), расчетно-кассовые центры (РКЦ, ГРКЦ), вычислительные центры (ВЦ), полевые учреждения (ПУ), учебные  заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том  числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления  деятельности Банка России.

Центральный аппарат Банка  России включает департаменты и главные  управления, являющиеся функциональными  подразделениями по основным направлениям деятельности.

В настоящее время в  структуре Центрального банка Российской Федерации функционируют 25 департаментов: сводный экономический департамент; департамент исследований; департамент  бухгалтерского учета и отчетности; департамент методологии и организации  расчетов; департамент иностранных  операций; департамент международных  финансово-экономических отношений; департамент регулирования денежного  обращения; департамент эмиссионно-кассовых операций; департамент валютного  регулирования и валютного контроля; департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности; департамент  пруденциального банковского надзора; департамент по организации банковского  санирования; департамент инспектирования  кредитных организаций; департамент  организации и исполнения госбюджета и внебюджетных фондов; департамент  контроля за деятельностью кредитных  организаций на финансовых рынках; департамент операций на открытом рынке; юридический департамент; административный департамент; департамент информатизации; департамент телекоммуникаций; департамент  подготовки персонала; департамент  полевых учреждений; департамент  внутреннего аудита и ревизий; департамент  общественных связей; финансовый департамент.

Информация о работе Правовой статус ЦБ РФ