Личность несовершеннолетнего преступника (криминологическая характеристика)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 19:13, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является изучение личности несовершеннолетнего преступника, так как совершение преступления несовершеннолетним напрямую связано как с психологическими особенностями его личности, так и с уровнем его правосознания и социального положения. Базисное значение для решения проблемы преступности несовершеннолетних имеет изучение личности несовершеннолетнего преступника, что в свою очередь способствует выявлению причин совершения им преступления, а, соответственно, причин преступности несовершеннолетних в целом. А это, в свою очередь, необходимо при разработке мер по предупреждению преступности данной категории лиц.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….……………………………… 3-4
Глава I. Личность несовершеннолетнего преступника как объект криминологического изучения и его классификация…………………………………………………..…………………5
1.1. Теоретические основы изучения личности несовершеннолетнего преступника………5-10
1.2. Особенности социализации и формирования личности правонарушителя в подростковом и юношеском возрасте…………………….……………………………………………………………10-15
1.3. Структура личности несовершеннолетнего преступника……………………………………….15-18
Глава II Причины и мотивы преступности несовершеннолетних………………………………19
2.1. Детерминирующие факторы криминальной активности несовершеннолетних………19-28
2.2. Психологические факторы-детерминанты личности несовершеннолетнего преступника …...28-37
Глава III. Предупреждение правонарушающего поведения и преступности
несовершеннолетних……………………………………………………………………………38-51
Заключение……………………………………………………………………………………….52-54
Список использованной литературы……………………………………………………………55-56

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 349.50 Кб (Скачать файл)

Меры индивидуальной профилактики должны воздействовать как  на саму личность несовершеннолетнего  преступника, так и на окружающую ее среду. Такое воздействие базируется на тщательном изучении несовершеннолетних, способных совершить преступления; определении основных мер и мероприятий, осуществляя которые можно добиться поставленных целей; выработке рациональных методов организации, контроля и определения эффекта индивидуального профилактического воздействия.

Целью индивидуальной профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, являются исправление и перевоспитание подростка либо изменение его  криминогенной ориентации. Эта цель определяет содержание индивидуальной профилактики, складывающейся из следующих действий: выявление несовершеннолетних, поведение, взгляды, мотивы поступков которых свидетельствуют о возможности совершения преступлений; изучение личности этих подростков; определение и устранение источников отрицательного влияния на них; исследование возможностей создания благоприятной обстановки, с тем чтобы не допустить реализации преступных намерений; осуществление контроля за поведением таких несовершеннолетних и образом их жизни; периодический анализ полученных результатов и внесение соответствующих корректив в работу.

В процессе предупреждения преступлений несовершеннолетних необходимо оказывать воздействие и на их семьи, поскольку во многих случаях  антиобщественное поведение подростка  связано с семейным неблагополучием. Для успешной профилактической работы в семье несовершеннолетнего, способного к совершению преступлений, необходимо изучить такую семью во всех аспектах. Важно также владеть методами, разработанными специалистами в области психологии и психиатрии, использовать сведения из других областей знаний и опыт органов внутренних дел в индивидуальной профилактической работе.

 Для предупреждения  преступности несовершеннолетних  большое значение имеет выявление  взрослых лиц, вовлекающих подростков в преступную деятельность. Своевременность такого выявления позволяет быстро предотвратить готовящееся преступление или пресечь преступную деятельность. Прямое отношение к предупреждению преступлений несовершеннолетних имеет также своевременное возбуждение уголовного дела, быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, а также правильное применение мер пресечения57.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Личность несовершеннолетнего  преступника формируется под  влиянием ряда факторов, среди которых  наибольшее влияние оказывает экономический фактор, включающий безработицу, незанятость, беспризорность, бродяжничество; семейно-бытовой уровень - неустойчивость семейных отношений, частые распады семей, недостаточный контроль за детьми со стороны родителей, неорганизованность досуга несовершеннолетних; социально-психологический фактор - нетвердость жизненных позиций, отсутствие достаточного социального опыта, внушаемость и т.п. Все это создает предпосылки для формирования преступной личности уже в раннем возрасте, для которой характерно пренебрежение к правовым и моральным нормам, жестокость, присвоение чужого и другие качества, которые свидетельствуют об антиобщественной направленности индивида.

Наиболее социально  опасными характеристиками преступности несовершеннолетних являются высокая латентность, криминальная активность несовершеннолетних преступников и присутствие этого антисоциального явления в течении длительного времени.

Личность несовершеннолетнего  преступника является и будет  являться пристальным объектом изучения криминологической и уголовно - правовой науки, поскольку от правильного развития зависит правомерное поведение индивида, будущее целого поколения.

Основной причиной преступности несовершеннолетних является социально-экономическая, так как в настоящее время растет безработица и некоторым несовершеннолетним приходится работать для того, чтобы прокормить не только себя. Но и своих родителей. Так как у несовершеннолетних не получено еще какого-либо профессионального образования им приходится идти на работу, которая не требует определенных познаний в какой-либо области, и поэтому некоторые из них не продолжают учебу, а так и довольствуются временными работами. Не получив образования

Также немалое влияние  на формирование личности несовершеннолетних оказывает семейно-бытовая среда. От тех условий, которые существуют в семье зависит будущее поведение несовершеннолетнего. Если семья благополучная, имеет достаточные средства к существованию, занимается воспитанием детей, организует их досуг, то нетрудно предположить, что такой ребенок не станет совершать преступлений. А если ребенок каждый день видит родителей алкоголиков, которые им вообще не занимаются, либо, у родителей нет работы и им приходится искать любую возможность для того, чтобы хоть как-то обеспечить семью, все это приводит к отсутствию должного внимания со стороны родителей, что в свою очередь порождает рост беспризорности, которая является проблемой не только каких-либо конкретных семей, но и российского общества в целом.

Одной из специфических причин преступности несовершеннолетних на современном этапе является катастрофическое положение с организацией досуга детей и подростков по месту жительства. Многие детские учреждения, организации прекратили свое существование, а помещения, принадлежавшие им, переданы в аренду коммерческим структурам. В результате чего недостаток организации культурного досуга приводит к антисоциальному поведению несовершеннолетних, безнадзорности, это так называемые тусовки в подъездах, это наркотики, спиртные напитки, поскольку подростки подражают друг другу и скорее хотят стать взрослыми, однако они еще не могут в полной мере отдавать отчет своим действиям и поступкам, и не понимают к какому результату это может привести.

Для предупреждения преступности несовершеннолетних  необходимо предпринять ряд мер. Прежде всего необходимо проводить с родителями детей из неблагополучных семей воспитательные беседы, организовать досуг подростков, для этого необходимо создание кружков, секций, которые существовали бы не на коммерческой, а на бесплатной основе. Также должна быть хорошо организована профилактическая работа органов внутренних дел, которым отводится основное место в системе субъектов, занимающихся предупреждением правонарушающего поведения несовершеннолетних. Для этого ими должны проводится профилактические беседы с несовершеннолетними, организовывать досуг подростков, состоящих на учете во время учебы, а также на летнее время.

Необходимо стремиться к повышению жизненного уровня подрастающего  поколения. Семья и школа должны стать основными наставниками в подготовке подростков к взрослой жизни. Для этого необходимо создание научно обоснованной государственной политики предупреждения преступности несовершеннолетних.

Требуется целенаправленная программа по улучшению качества подготовки сотрудников, отвечающих за предупреждение преступности несовершеннолетних и др. При этом приходится признать, что без общегосударственной программы борьбы с беспризорностью в стране многие профилактические направления, о которых говорилось выше, не могут быть реализованы.

Определенные шаги в  этом направлении в стране уже  предприняты. В частности, в программе  борьбы с преступностью предусмотрена  разработка системы ювенальной юстиции  для несовершеннолетних, предложены проекты нормативных документов, запрещающих передачу коммерческим структурам помещений для обучения несовершеннолетних, разработаны и в некоторых регионах внедрены специальные образовательные курсы по методике работы с детьми, входящими в группу риска (в том числе и входящими в асоциальные группировки), предложены для обсуждения методики вывода несовершеннолетних из кризисных ситуаций (потеря работы, уход из семьи одного из родителей или собственное бегство, употребление алкогольных напитков и наркотиков, любовные неудачи и т.п.).

 Также хотелось  бы отметить, что преступность  несовершеннолетних при значительных  масштабах распространения требует  решительных, энергичных и целенаправленных  мер по ее предупреждению. Задача  состоит прежде всего в снижении  уровня преступности несовершеннолетних, недопущении разлагающего влияния несовершеннолетних преступников на других подростков и пополнения ими рядов взрослых преступников-рецидивистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

I Нормативные акты

1.  Конвенция  ООН «О правах ребенка» от 20.11.1989. // СПС КонсультантПлюс.

2. Руководящие  принципы ООН для предупреждения  преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) от 14.12.1990. // СПС КонсультантПлюс.

3.  Правила  ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы. от 14.12.1990. // СПС КонсультантПлюс.

4.  Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. // СПС КонсультантПлюс.

5.  Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996. № 63 - ФЗ. // М.: Омега, 2005.

6.  Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001. № 174 -ФЗ. // СПС КонсультантПлюс.

7.  Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999. № 120 - ФЗ. // М.: Омега, 2005.

II Научная литература

8. Алуаш   Р.   Ювенальная   юстиция   в   России.   Подросток   и   Закон.   Материалы конференции. М., 2002.

9. Антонян Ю.М., Блувштейн Ю.Д. Методы моделирования в изучении преступника

и преступного  поведения. М., 1974.

10.Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. -М.: Юрист,1966

11. Бурлаков  В.Н., Кропачев Н.М. Криминология. М., 2004.

12. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии,1972,N2.

13. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М.1981.

14. Ермаков    В.    Юстиция    обязана    защищать    права    и    законные    интересы

несовершеннолетних // Российская юстиция. 2000. № 10. С.26. 13.3абрянский Г.И. Наказание несовершеннолетних и его региональные особенности.

М., 2000.

15. Забрянский Г.И. Наказание  несовершеннолетних и его региональные  особенности. М., 2000.

16.3акалюк А.П. Общественное воздействие и предупреждение правонарушений. Киев, 1995.

17. Кобзарь И.А. Социальная и криминологическая обусловленность уголовной ответственности несовершеннолетних. М., 1999.

18. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. М.,1998

19. Кудрявцев В.Н. Популярная криминология. М, 1998.

20.  Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Криминология. М.,1995.

21. Лейкина Н.С. Криминология о преступнике. Л., 1978.

22. Малков В.Д. Криминология. М., 2004.

23. Миненок М.Г., Миненок Д.М. Корысть. Криминологические и уголовно-правовые проблемы. С.-Пб., 2001.

24.Рябухин С.Н. Молодежь в условиях социально-экономической трансформации российского общества //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 1999. №15 (103).

25.Степанова   И.Б., Явчуновская Т.М. Особенности мотивации преступлений несовершеннолетних // Криминальная ситуация на рубеже веков в России. М., 1999.

26. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону.1997.

27. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 2004.

28.Чапурко Т.М. Особенности причинного комплекса преступности несовершеннолетних // Криминальная ситуация на рубеже веков в России. М., 1999.

29. Черник Е. Угроза с улицы // Человек и Закон. 2003. № 12.

30. Шнайдер Г.И. Криминология. М., 1994.

31. Щегорцов А.А. О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России: проблемы и пути их законодательного решения // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 1998. № 16 (83).

32. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3 т. М.: Политиздат, 1986. Т. 3.

1 Федеральный закон Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 24.06.1999.-№120-ФЗ. ст. 1.

2 Уголовный кодекс Российской Федерации. 13.06.1996. №63-ФЗ. ч.1. ст. 87.

3  Конвенция ООН О правах ребенка 20.11.1989 г. ст. 1

4 Черник Е. Угроза с улицы // Человек и Закон. 2003. №12. С. 16-17.

5 Черник Е. Угроза с улицы // Человек и Закон. 2003. №12. С.17

6 Там же. С. 17

7 Рябухин С.Н. Молодежь в условиях социально-экономической трансформации российского общества//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 1999. №15(103).С.3.

8 Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития.// Вопросы психологии,1972,N2,С.114-123

9 Столяренко Л.Д. основы психологии. Ростов-на-Дону, 1997, С.100-101.

10 Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Криминология, М. 1995, С.95-97.

11 Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. М.,1966, С.35

12  Кудрявцев ВН., Эминов В.Е. Криминология, М. 1995, С.290-291.

13 Антонян Ю.М., Блувштейн Ю.Д. Методы моделирования в изучении преступника и преступного поведения. М., 1974. С.17.

14 Лейкина Н.С. Криминология о преступнике. Л.,1978. С.11.

15 Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М.1981. С.119-120.

16 Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. М.,1998.С.45

17 Кобзарь И.А. Социальная и криминологическая обусловленность уголовной ответственности несовершеннолетних. М., 1998. С. 31-39.

18 Рябухин С.Н. Молодежь в условиях социально-экономической трансформации российского общества//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 1999. №15(103). С.3.

19 Рябухин С.Н. Молодежь в условиях социально-экономической трансформации российского общества//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 1999. №15(103). С.3.

Информация о работе Личность несовершеннолетнего преступника (криминологическая характеристика)