Личность несовершеннолетнего преступника (криминологическая характеристика)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 19:13, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является изучение личности несовершеннолетнего преступника, так как совершение преступления несовершеннолетним напрямую связано как с психологическими особенностями его личности, так и с уровнем его правосознания и социального положения. Базисное значение для решения проблемы преступности несовершеннолетних имеет изучение личности несовершеннолетнего преступника, что в свою очередь способствует выявлению причин совершения им преступления, а, соответственно, причин преступности несовершеннолетних в целом. А это, в свою очередь, необходимо при разработке мер по предупреждению преступности данной категории лиц.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….……………………………… 3-4
Глава I. Личность несовершеннолетнего преступника как объект криминологического изучения и его классификация…………………………………………………..…………………5
1.1. Теоретические основы изучения личности несовершеннолетнего преступника………5-10
1.2. Особенности социализации и формирования личности правонарушителя в подростковом и юношеском возрасте…………………….……………………………………………………………10-15
1.3. Структура личности несовершеннолетнего преступника……………………………………….15-18
Глава II Причины и мотивы преступности несовершеннолетних………………………………19
2.1. Детерминирующие факторы криминальной активности несовершеннолетних………19-28
2.2. Психологические факторы-детерминанты личности несовершеннолетнего преступника …...28-37
Глава III. Предупреждение правонарушающего поведения и преступности
несовершеннолетних……………………………………………………………………………38-51
Заключение……………………………………………………………………………………….52-54
Список использованной литературы……………………………………………………………55-56

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 349.50 Кб (Скачать файл)

Меры, реализуемые на уровне регионов учитывают специфику характеристик преступности и правонарушающего поведения несовершеннолетних, социально-экономического положения лиц молодежной возрастной группы, воспитательных условий, других криминологически значимых социальных факторов. В настоящее время они начинают приобретать системный характер, реализуясь в рамках региональных программ борьбы с преступностью, специальных региональных программ по предупреждению правонарушающего поведения несовершеннолетних и молодежи, либо в рамках целевых программ по отдельным аспектам профилактической деятельности в регионах.

Специфика механизма  действия факторов, детерминирующих  преступления несовершеннолетних, чрезвычайная зависимость их поведения от микросредовых  воздействий обусловливают необходимость  особого внимания к мерам, ориентированным  на действие в отношении малых социальных групп, прежде всего криминогенных групп несовершеннолетних, семей подростков-правонарушителей.

    Меры индивидуального предупреждения направлены на профилактику правонарушающего поведения конкретного несовершеннолетне го. Соответственно они должны учитывать особенности личности, индивидуальную специфику жизненных обстоятельств. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» возлагает на подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями. Очевидно, что сотрудники ОВД, участвующие в предупредительной деятельности в отношении конкретного подростка, не могут не учитывать индивидуальных особенностей его личности, поведения, негативных и позитивных микросредовых влияний.


Успешность индивидуального  предупреждения зависит от состояния  профилактической деятельности в обществе в целом, регионе, коллективе, малых  группах. Но не менее важно и другое: как бы ни были совершенны меры более высоких уровней, каких бы затрат они не стоили обществу, не будучи опосредованы индивидуально-предупредительным звеном, они не дадут должного эффекта, так как могут просто не дойти до адресата, если специфические особенности личности, условий жизнедеятельности конкретного лица не будут учтены.

Предупреждение правонарушающего поведения несовершеннолетних осуществляется широким кругом субъектов. По роли, месту профилактического направления в их деятельности выделяют:

- субъектов, выполняющих  функции предупреждения правонарушающего  поведения несовершеннолетних в  качестве одного из направлений  более широкой социальной деятельности;

- субъектов, чья деятельность  связана с воздействием на  преступность, в том числе и преступность несовершеннолетних, включая и профилактическое направление;

- специализированных  субъектов, содержание деятельности  которых образует именно предупреждение  правонарушающего поведения лиц несовершеннолетнего возраста.

 Функцию профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних в ряду более широкой социальной деятельности на разных уровнях и в различных объемах выполняют органы власти и управления, учебно-воспитательные учреждения, учреждения культуры, трудовые коллективы. К числу субъектов профилактики данной группы Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» относит, например, органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания: территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры экстренной психологической помощи, другие учреждения социального обслуживания; органы по делам молодежи и их учреждения, службы занятости и другие.

Среди субъектов, выполняющих  профилактические функции в ряду более широких социальных задач, особо следует выделить органы управления образованием и образовательные учреждения, к числу которых относятся не только школы и профессиональные училища, но и любые другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс и реализующие в связи с обучением и воспитанием функцию предупреждения правонарушающего поведения детей и подростков. При бесспорной взаимосвязи профилактики с общим воспитанием многие проблемы пока сохраняются. Среди них - типичность слабого взаимодействия образовательных учреждений с другими, прежде всего со специализированными, субъектами предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних, неумение значительной части педагогического персонала проводить воспитательную работу индивидуализировано, основываясь на учете специфических характеристик личности и поведения подростков-правонарушителей.

Ко второй группе следует  отнести органы суда, прокуратуры, внутренних дел, согласно законодательно возложенным  на них полномочиям участвующие  в профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних в различных формах и на разных уровнях. В компетенцию суда, например, в настоящее время входит не только отправление правосудия в отношении лиц несовершеннолетнего возраста, совершивших преступления, включая и применение к ним в предусмотренных законом случаях принудительных мер воспитательного воздействия, заменяющих наказание, но и назначение принудительных мер воспитания несовершеннолетним правонарушителям, освобожденным от уголовной ответственности53

Профилактические функции прокуратуры реализуются, например, в процессе расследования уголовных дел о преступлениях против лиц несовершеннолетнего возраста, преступлений, совершенных несовершеннолетними, осуществляя надзор за соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних.

  Существенные по  объему профилактические функции  в отношении несовершеннолетних  возложены на Министерство внутренних  дел и его территориальные  органы. Нормативные акты МВД  РФ предписывают прямое участие  в предупреждении правонарушающего  поведения несовершеннолетних практически каждому из подразделении и служб органов внутренних дел: подразделениям уголовного розыска - выявление подростков с устойчивым противоправным поведением, преступных группировок несовершеннолетних, лиц, вовлекающих их в преступную деятельность; милиции общественной безопасности - пресечение правонарушающего поведения подростков на улице (патрульно-постовая служба), установление вовлекающих несовершеннолетних в пьянство, преступную деятельность (участковые инспектора милиции) и т. д.

В третью группу - группу специализированных субъектов профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних - входят такие, как комиссии по делам  несовершеннолетних при городских, районных, поселковых, сельских органах  исполнительной власти, центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей, отделы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа, воспитательные колонии для несовершеннолетних. Их участие в профилактике правонарушений подростков различно: если комиссии по делам несовершеннолетних, например, занимаются всеми ее направлениями, то воспитательные колонии призваны обеспечивать прежде всего индивидуальное предупреждение рецидива.

Основные направления  деятельности специальных субъектов  предупреждения правонарушающего поведения несовершеннолетних, объем компетенции, пределы полномочий, основные права и обязанности их должностных лиц предусмотрены Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

На комиссии по делам  несовершеннолетних возлагается, например, координация деятельности всех органов  и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; рассмотрение представлений образовательных учреждений об исключении несовершеннолетних, не получивших основного общего образования, оказание помощи в трудоустройстве несовершеннолетним, вернувшимся из воспитательных колоний и специальных учебно-воспитательных учреждений для правонарушителей.

Функции специальных  учебно-воспитательных учреждений закрытого  типа (специальные общеобразовательные  школы закрытого типа, специальные  профессиональные училища закрытого  типа, специальные коррекционные  образовательные учреждения закрытого типа) включают обеспечение содержания несовершеннолетних, направленных в соответствии с постановлением судьи или приговором суда, обеспечение изоляции несовершеннолетних, контроля и наблюдения за ними при соблюдении личной безопасности подростков, максимальной их защищенности от негативных влияний.

Подразделения по делам  несовершеннолетних органов внутренних дел проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении ряда категорий  несовершеннолетних (совершивших правонарушения, в том числе и до достижения возраста административной ответственности; употребляющих наркотические средства, психотропные и одурманивающие вещества; освобожденных от уголовной ответственности или наказания и др.), а также в отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих обязанностей по их воспитанию; выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений или других антиобщественных поступков, выявляют несовершеннолетних, оказавшихся без попечения родителей, ведут учет правонарушений несовершеннолетних на подведомственных территориях, выполняют ряд других профилактических функций различных направлений.54

Специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся  в социальной реабилитации, являются:

- социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;  
- центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

Координацию действий министерств  и ведомств по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляет Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации. Функцию организации взаимодействия государственных органов субъектов Федерации по указанным вопросам осуществляют также Комиссии по делам несовершеннолетних при главах исполнительной власти. При городских, районных органах местного самоуправления образованы специализированные службы для несовершеннолетних, нуждающихся в специальной реабилитации (в структуре органов социальной защиты населения), специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа для несовершеннолетних, совершивших правонарушения, и специальные (коррекционные) учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и совершивших общественно опасные деяния (в структуре органов образования)55.

Деятельность каждого из субъектов этой группы имеет нормативную основу, дополнительно регулируется и ведомственными актами. Однако большинство из них было, принято по сути в другую историческую эпоху, не основывалось на современных криминологических представлениях и объективно не может учитывать нынешние реалии: распространенность правонарушающего поведения, его общественную опасность, типичные особенности характеристики личности, поведения подростков. Поэтому, согласно закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ряд нормативных актов, регулировавших предупреждение право-нарушающего поведения несовершеннолетних, утратили силу (например, Положение об общественных воспитателях несовершеннолетних, действовавшее с 1967 г., Указ Президиума Верховного Совета СССР, с 1977 г. регулировавший деятельность инспекций по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей для несовершеннолетних и специальных учебно-воспитательных учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних). Закон предписывает разработку и утверждение ряда новых нормативных актов, регулирующих профилактическую деятельность и предусмотренных его содержанием, а также приведение в соответствие с ним подзаконных актов, сохраняющих силу. Из числа функций комиссий по делам несовершеннолетних, например, исключено применение принудительных мер воспитательного воздействия; в настоящее время назначение несовершеннолетним принудительных воспитательных мер отнесено к судебной компетенции56.

 Для предупреждения  преступности  несовершеннолетних  должны быть использованы следующие  направления:

1) ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;

2) воздействие на причины и условия, способствующие данному виду преступности;  
3) непосредственное воздействие на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений;

4) воздействие на группы с антиобщественной направленностью, способные совершить или совершающие преступления, участником которых является несовершеннолетний, подвергающийся предупредительному воздействию.

Предупредительная деятельность, организованная с учетом этих направлений, должна обеспечивать всестороннее профилактическое воздействие на несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, на микросреду и социальные условия, в которых они находятся.  
           В процессе предупреждения преступности несовершеннолетних органы внутренних дел должны направлять свои усилия на выявление причин, условий, способствующих преступлениям, а также на их устранение, ограничение и нейтрализацию. В этих целях органы внутренних дел организуют взаимодействие с государственными, общественными и иными организациями и учреждениями, участвующими в предупредительной деятельности, проводят комплексные операции, рейды, целевые проверки и другие мероприятия.

Информация о работе Личность несовершеннолетнего преступника (криминологическая характеристика)