Личность несовершеннолетнего преступника (криминологическая характеристика)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 19:13, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является изучение личности несовершеннолетнего преступника, так как совершение преступления несовершеннолетним напрямую связано как с психологическими особенностями его личности, так и с уровнем его правосознания и социального положения. Базисное значение для решения проблемы преступности несовершеннолетних имеет изучение личности несовершеннолетнего преступника, что в свою очередь способствует выявлению причин совершения им преступления, а, соответственно, причин преступности несовершеннолетних в целом. А это, в свою очередь, необходимо при разработке мер по предупреждению преступности данной категории лиц.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….……………………………… 3-4
Глава I. Личность несовершеннолетнего преступника как объект криминологического изучения и его классификация…………………………………………………..…………………5
1.1. Теоретические основы изучения личности несовершеннолетнего преступника………5-10
1.2. Особенности социализации и формирования личности правонарушителя в подростковом и юношеском возрасте…………………….……………………………………………………………10-15
1.3. Структура личности несовершеннолетнего преступника……………………………………….15-18
Глава II Причины и мотивы преступности несовершеннолетних………………………………19
2.1. Детерминирующие факторы криминальной активности несовершеннолетних………19-28
2.2. Психологические факторы-детерминанты личности несовершеннолетнего преступника …...28-37
Глава III. Предупреждение правонарушающего поведения и преступности
несовершеннолетних……………………………………………………………………………38-51
Заключение……………………………………………………………………………………….52-54
Список использованной литературы……………………………………………………………55-56

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 349.50 Кб (Скачать файл)

Несовершеннолетние правонарушители  по сравнению с подростками, правонарушений не совершавших, имеют социально отягощенные дефекты психологического и интеллектуального развития, в том числе:

  • различные нарушения в деятельности организма, происшедшие в период внутриутробного развития, родов, в младенческом и раннем детском возрастах (в том числе от черепно-мозговых травм, общесоматических и инфекционных заболеваний);
  • ярко выраженные, начиная с детского возраста, невропатологические черты и патохарактерологические реакции (чрезмерная крикливость, плаксивость, повышенная обидчивость, легкая ранимость, капризность, аффективность, раздражительность, постоянное беспокойство, нарушение сна, речи и др.);
  • заболевание алкоголизмом;
  • явления физического инфантилизма (вялость, быстрая утомляемость, пониженная работоспособность и т.д.), либо выраженное отставание в физическом развитии, включая дефекты внешнего вида;
  • пониженный уровень интеллектуального развития, создающий трудности в общении со сверстниками, воспитателями, в учебе и труде, затрудняющий приобретение необходимой информации и социального опыта.12

1.3. Структура личности несовершеннолетнего преступника.

Вообще в структуре  личности можно выделить несколько  подструктур:

а) подструктура, которая  включает в себя такие социально-демографические  признаки, как социальное происхождение  и положение, семейное и должностное  положение, уровень материальной обеспеченности;

б) подструктура, которую  образуют уровень умственного развития, образовательно-культурный уровень, знания, навыки, умения;

в) подструктура, в которую  входят нравственные качества, ценностные ориентации и стремления личности, интересы, потребности;

г) подструктура, которую  формируют психические процессы, свойства и состояния личности;

д) подструктура, состоящая  из биофизиологических признаков: пол, возраст, состояние здоровья.13

Отличие этих подструктур  у несовершеннолетних преступников от аналогичных у взрослого правонарушителя обуславливают необходимость рассмотрения личности преступника-подростка отдельно.

 Главное при рассмотрении  личности несовершеннолетнего преступника  - возраст. Именно с этим связаны  определенные биологические, психологические и психические изменения в структуре личности.

 В подростковом, юношеском  возрасте в момент нравственного  формирования личности происходит  накопление опыта, в том числе  отрицательного, который может внешне  не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием. Для несовершеннолетних преступников свойственны незрелость взглядов, непоследовательность и неустойчивость в поведении, несформированность необходимого самоконтроля.14 Поэтому на такую развивающуюся личность различные негативные факторы оказывают большее воздействие, чем на взрослого человека.

 Конечно, не только  возраст отличает несовершеннолетнего  от других категорий преступников,  но  и  личностные  особенности   несовершеннолетнего  в  морально-эмоциональной,   нравственной   сферах,   которые будут подробнее рассмотрены в данной работе.

 Таким образом, правовое сознание, социальное положение, психологические особенности личности оказывают влияние на формирование у несовершеннолетнего противоправных целей и интересов.

 Можно выделить два типа несовершеннолетних преступников: насильственный и корыстный.

Личность насильственного  несовершеннолетнего преступника  в целом эгоистична. Однако ее эгоизм носит групповой характер. Специфика  способов самоутверждения подростков, совершающих насильственные преступления, связана с тем, что они, будучи прикованы к неформальной группе, не стремятся проявить свою активность, самих себя в официально одобряемых формах. Неблагополучная семья, недостатки воспитательной деятельности способствуют тому, что в учебе, кругу друзей эти несовершеннолетние, как правило, не добиваются успеха и поэтому акцент у них переносится на группу «близких друзей» - таких же, как они, находящихся примерно в тех же условиях. А неформальная группа диктует специфические формы самовыражения, завоевания уважения.

 Условия воспитания нередко формируют такие черты, как жестокость, неумение и нежелание понимать страдания другого. У насильственных преступников процветает культ физической силы.

 Что же касается личности корыстного преступника, то для нее характерен уже не групповой, а индивидуальный эгоизм. Особенности черт характера подростка-преступника корыстной ориентации выражаются в неразвитости положительных идеалов, несформированности правовых и нравственных убеждений, в низком уровне доминирующих интересов к общественно полезным формам деятельности. Для таких подростков присуща деформированность важнейших волевых свойств, что закономерно обнаруживается в недостаточно стойком, внутренне слабо организованном типе характера с низким уровнем общественно полезной активности. Деформированность эмоциональной стороны характера проявляется во внутренней неорганизованности чувств и настроений, обусловленной неразвитостью волевых качеств и неустойчивостью положительных интересов. Отмечается, в целом, относительно устойчивая взаимосвязь особенностей идейно-нравственных, волевых и эмоционально-динамических групп признаков.

 Также выделяются три типа подростков, совершающих умышленные преступления: последовательно-криминогенный, ситуативно-криминогенный и ситуативный.15

 Последовательно-криминогенный тип. Преступное поведение такого типа вытекает из привычного стиля поведения и обуславливается взглядами и социальными установками самого субъекта. Ситуация совершения преступления не просто используется, а активно создается таким лицом. Представители данного типа способны при необходимости приспосабливать для себя конкретную среду.

 Ситуативно-криминогенный тип. Он характеризуется нарушением моральных норм и совершением правонарушений непреступного характера, формируется и действует в противоречивой микросреде. Преступление в значительной мере обусловлено неблагоприятной с нравственной и правовой точки зрения ситуацией его совершения. В этом случае решающее значение имеет взаимодействие личности и социальной среды. К преступлению такое лицо приводит его микросреда, весь предшествующий образ жизни, закономерным итогом развития которого оказывается ситуация преступления. В то же время преступное поведение у представителей данного типа может не соответствовать тем планам, которые они строят, быть эксцессом с их точки зрения, но не с позиции их реального образа жизни, привычного стиля поведения.

 Ситуативный тип.  Безнравственные элементы сознания  и поведения такой личности, а  также ее микросреды, если и имеются, то выражены незначительно. Преступление совершается под решающим влиянием ситуации, возникающей не по вине этого лица, в известной мере для него необычной, в которой другими субъектами нарушаются моральные и правовые нормы. В то же время в соответствующих ситуациях личность может оправдывать свое и чужое противоправное поведение, даже преступное, либо не знать иных, правомерных и нравственных способов решения конфликтов. Здесь решающее значение имеет ситуация совершения преступления.

 Также можно говорить  о следующей классификации преступников  данного вида, совершивших преступления  в результате:

а) случайного стечения обстоятельств, легкомыслия и неподготовленности к сопротивлению ситуации вопреки  общей положительной направленности личности;

б) попадания в соответствующую  ситуацию из-за неустойчивости общей  направленности личности;

в) преобладающей отрицательной  направленности личности, не достигшей  уровня устойчивого предпочтения преступного  поведения другим вариантам;

г) устойчивой доминирующей активной антиобщественной направленности личности, обуславливающей все поведение подростка.

Таким образом, складывается условная модель личности несовершеннолетнего  преступника - это: пол - мужской; возраст - 14-15 лет; род занятий - неучащийся, неработающий; психологические характеристики - личность подвержена психическим аномалиям; пристрастия - курение, спиртные напитки, азартные игры; черты характера - несдержанность, грубость, равнодушие.

Такой человек всегда демонстрирует пренебрежение к общественным и моральным нормам, закон для него - то, что нужно нарушить, целенаправленно совершает правонарушения.

Таким образом, личность несовершеннолетнего преступника  требует изучения в совокупности с факторами, на нее влияющими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II.  Причины и мотивы преступности несовершеннолетних.

 

2.1. Детерминирующие  факторы криминальной активности  несовершеннолетних.

 

 В России предпринимались попытки к выделению показателей, детерминирующих преступное поведение несовершеннолетних.

  По мнению Р.М. Абызова к ним относятся: 1) продолжительное употребление спиртных напитков; 2) негативное влияние на подростка родителей и лиц, их заменяющих; 3) общение подростка вне семьи с лицами, совершающими преступления; 4) незанятость общественно-полезной деятельностью; 5) наличие психической аномалии, не исключающей вменяемости; 6) совершение преступления в прошлом; 7) повышенная внушаемость подростка; 8) низкий образовательный и общий культурный уровень развития родителей; 9) недостаточный контроль за поведением подростка со стороны семьи школы, общественности, государственных структур.16

Факторы, которые воздействуют на преступность могут быть классифицированы следующим образом: демографические, экономические, идеологические, психологические  и уровня жизни, который включает в себя семейно-бытовую, образовательно-культурную среды. 17

Также на преступность несовершеннолетних воздействуют экономические факторы. Здесь существенны показатели безработицы в сопоставлении с тенденциями инвестиций в производство, создания рабочих мест, в том числе и для несовершеннолетних. Столь же значимы данные о динамике поступления налогов, которые свидетельствуют не только о состоянии хозяйственной жизни страны, но и об объеме средств, которые государство в состоянии выделить на нужды образования, культуры, поддержки семьи, на работу с группами повышенного криминального риска. Надо указать на следующие криминогенные влияния экономического фактора:

а) резкое ухудшение психологического климата в семьях безработных, отчуждение их от обязанности по воспитанию детей, состояние стресса, разрядкой которого нередко служат грубые проявления конфликтности, жестокость (в том числе, в отношении собственных детей, совершающих в результате побеги из дома и в свою очередь переходящих на преступный путь), другие криминогенные и криминальные последствия;

б) вынужденный поиск  несовершеннолетними собственных источников дохода (нередко для того, чтобы содержать не только себя, но и родителей), в том числе связанных с попаданием в криминальную среду;

в) формирование сильного и постоянного страха у работающих взрослых и несовершеннолетних, наблюдающих напрасные попытки устроиться безработному, потерять рабочее место (отсюда готовность выполнять любые требования и поручения, включая и связанные с пособничеством в незаконных и прямо преступных действиях);

г) утрата в случае продолжительного периода безработицы профессиональных навыков и желания трудоустроиться.

Поэтому ряд российских криминологов считает, что увеличение преступности несовершеннолетних обусловлено, главным образом, социально-экономическими проблемами (растущей материальной дифференциаций общества, безработицей, люмпенизацией населения и др.), вызванными макроэкономической трансформацией общества.

Но даже после преодоления  экономического кризиса острота  проблемы, связанной с ростом подростковой преступности в России, не снизится. Это долговременная проблема, для решения которой потребуется значительная совместная работа властных, правоохранительных, общественных и научных структур. Игнорирование данного обстоятельства может привести к неправильной оценке положения дел в работе с несовершеннолетними и принятию неадекватных мер, направленных только на повышение уровня жизни подростков и слабо подкрепленных духовно-идеологическими и социальными программами.

Однако экономический  фактор непосредственно влияет на уровень  жизни, который, в свою очередь, тоже связан с повышением преступной активности несовершеннолетних. Это проявляется в степени резкости дифференциации населения по уровню доходов; наличии лиц, имеющих доходы ниже прожиточного минимума или, хотя и в его пределах, но хватающих только на текущие расходы; реальной выплачиваемости заработной платы, пенсий, социальных пособий и т.д.18

В результате того, что  многое население имеет доходы, хватающие  только на питание или не хватающее  даже на него, множество людей ищет дополнительную работу, и поэтому резко снижаются возможности общения родителей с детьми, не говоря уже о целенаправленном воспитании и противодействии негативным влияниям; существенно ослабляются и возможности взаимодействия семьи со школой, другими институтами социального воспитания; значительно возрастают масштабы вынужденного участия детей взамен учебы в различных работах для поддержания условий существования семьи.

Информация о работе Личность несовершеннолетнего преступника (криминологическая характеристика)