Личность несовершеннолетнего преступника (криминологическая характеристика)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 19:13, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является изучение личности несовершеннолетнего преступника, так как совершение преступления несовершеннолетним напрямую связано как с психологическими особенностями его личности, так и с уровнем его правосознания и социального положения. Базисное значение для решения проблемы преступности несовершеннолетних имеет изучение личности несовершеннолетнего преступника, что в свою очередь способствует выявлению причин совершения им преступления, а, соответственно, причин преступности несовершеннолетних в целом. А это, в свою очередь, необходимо при разработке мер по предупреждению преступности данной категории лиц.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….……………………………… 3-4
Глава I. Личность несовершеннолетнего преступника как объект криминологического изучения и его классификация…………………………………………………..…………………5
1.1. Теоретические основы изучения личности несовершеннолетнего преступника………5-10
1.2. Особенности социализации и формирования личности правонарушителя в подростковом и юношеском возрасте…………………….……………………………………………………………10-15
1.3. Структура личности несовершеннолетнего преступника……………………………………….15-18
Глава II Причины и мотивы преступности несовершеннолетних………………………………19
2.1. Детерминирующие факторы криминальной активности несовершеннолетних………19-28
2.2. Психологические факторы-детерминанты личности несовершеннолетнего преступника …...28-37
Глава III. Предупреждение правонарушающего поведения и преступности
несовершеннолетних……………………………………………………………………………38-51
Заключение……………………………………………………………………………………….52-54
Список использованной литературы……………………………………………………………55-56

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 349.50 Кб (Скачать файл)

К общесоциальным профилактическим мерам можно также отнести:

    1) принятие  и исполнение Закона о молодежи, который нацелен на разрешение  либо смягчение   

    экономических,  духовных, правовых проблем несовершеннолетних;

2) решение проблем  семьи, материнства, безнадзорности  и беспризорности детей в маргинальных  и нищих семьях;

3)  существенное сокращение подростковой и молодежной безработицы;

4)   материальное  обеспечение детского спорта;

5) нравственно - духовная  направленность воспитательной  работы с подростками с решительным  устранением криминально - рыночной психологии, возрождением психологии коллективизма, традиций русской общинности, сострадания, справедливости и жертвенности во имя высших социальных интересов;

6) усиление индивидуальной  результативной профилактики девиантного  поведения со стороны подростков с психическими аномалиями;

7) прекращение пропаганды  культа насилия, сексуальной извращенности  и вседозволенности, частнособственнической  психологии, материального успеха  любой ценой - средствами массовой  информации46

В связи с ратификацией Конвенции ООН «О правах ребенка» в Российской Федерации проводятся законодательные работы, имеющие цель: устранить противоречия в правовом регулировании Конвенцией и законодательством Российской Федерации ряда важных юридических институтов, определяющих статус несовершеннолетних; восполнить существенные пробелы, имеющиеся в данном правовом статусе, обогатив его регламентацию за счет установленных данной Конвенцией и неизвестных нашему законодательству юридических прав, использование которых существенно расширит возможности позитивного формирования личности несовершеннолетнего (право на выживание и здоровое развитие, на достаточный уровень жизни и др.).

Система правосудия в  отношении несовершеннолетних должна защищать их права и безопасность и содействовать их хорошему физическому и умственному состоянию47.Производство по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, осуществляется в общем порядке, установленном действующим УПК РФ, с изъятиями, предусмотренными главой 50 части 4 УПК РФ48

Однако  мы считаем, что этого не достаточно. В связи с практической реализацией в стране концепции судебной реформы на законодательном уровне в настоящее время прорабатывается вопрос о создании специализированных судов по делам несовершеннолетних. Основополагающим принципом их деятельности должно стать положение Конвенции о правах ребенка, в соответствии с которым во всех действиях в отношении детей следует уделять особое внимание наилучшему обеспечению их интересов. Предполагается, что эти суды возьмут на себя как рассмотрение гражданских дел, связанных с воспитанием и содержанием детей (вопросы о расторжении брака, алиментах, лишении родительских прав и т. д.), так и судебное разбирательство дел о преступлениях и административных правонарушениях несовершеннолетних, а также дел о преступлениях взрослых лиц, в результате которых нарушается нормальное развитие и воспитание детей и подростков (вовлечение их в преступную деятельность, доведение до состояния опьянения и др.).

Профилактика преступности и преступлений несовершеннолетних как непрерывно действующая система включает последовательные этапы, характеризуемые взаимоподдержкой и переносом на следующий уровень задач, которые не удалось решить на предыдущем49.

Как уже говорилось выше, в связи с практической реализацией  в стране концепции судебной реформы на законодательном уровне в настоящее время прорабатывается вопрос о создании специализированных судов по делам несовершеннолетних. Мы считаем это нужным и прогрессивным нововведением. В последние несколько лет Российская Федерация предприняла серьезные попытки в совершенствовании судебной системы путем создания новых институтов или реформирования существующих структур с целью приведения их в соответствие с международными нормами. Отсутствие системы ювенальной юстиции - это реальность, требующая отдельного внимания властей. Конечно, сделаны положительные шаги в связи с принятием закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», постановления пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000г. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних». Тем не менее, отсутствие специальных судов по делам несовершеннолетних, а также отсутствие координации между правоохранительными органами, судебными структурами и учреждениями социальной защиты ослабляют в целом систему защиты молодых людей, попавших в сложные жизненные условия, и особенно, когда они оказываются в конфликте с законом50

Содержание специального (специально-криминологического) предупреждения образуют меры, непосредственно направленные на профилактику преступлений среди подростков. Они специально предназначены для воздействия на факторы, детерминирующие преступность, на применение в отношении субъектов, совершивших преступления, либо способных совершить их в будущем в силу присущих им личностных особенностей. Поскольку практика часто поставляет примеры ограниченного понимания содержания профилактики, важно подчеркнуть, что мерами воздействия на личность они не исчерпываются. Например, неэффективность мер индивидуального предупреждения зачастую бывает предопределена исключением из сферы антикриминогенного воздействия микросреды, продолжающей оказывать негативное влияние на личность и поведение подростка.

Важнейшим нормативным  актом, регулирующим специально-предупредительную деятельность в отношении несовершеннолетних, является федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. Он  не только является первым федеральным законом, посвященным предупреждению преступлений и правонарушений лиц, не достигших 18 лет, но и первым федеральным законом, регулирующим профилактическую деятельность в целом.

Закон является фундаментом  будущей системы законодательства о регулировании деятельности по предупреждению правонарушающего поведения и безнадзорности детей и подростков, основанной на Конституции и общепризнанных нормах и принципах международного права, на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

В качестве основных задач  профилактической деятельности закон  определяет: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение их причин и условий; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных поступков.

Законодательно определен  круг органов и учреждений, являющихся субъектами профилактики, основные направления их деятельности.

 Первый опыт законодательного  регулирования основ профилактической  деятельности небезупречен. Отмечается, что правовые признаки безнадзорного  и правонарушителя, причины безнадзорности  и правонарушений в нем смешиваются, хотя в действительности они различны и требуют разных подходов и мер нейтрализации. В результате подхода, определенного в законе, могут быть существенно ущемлены права и законные интересы безнадзорных подростков, контроль за поведением которых отсутствует. Сохранен и ранее негативно оценивавшийся

специалистами «ведомственно-правоохранительный»  уклон в организации профилактики и распределении круга полномочий между ее субъектами: важнейшие функции возлагаются не на субъектов общего воспитания, а на правоохранительные органы, прежде всего на органы милиции, что определяет приоритет административных и уголовно-правовых форм и методов воздействия, в том числе и на ранних стадиях воспитания, исправления и перевоспитания.

Дифференцируя меры специального предупреждения по моменту их реализации, к мерам ранней профилактики относят направленные на предотвращение, заблаговременное предупреждение действия факторов, отрицательно влияющих на формирование личности и поведение подростков, устранение источников возможных негативных влияний, компенсацию негативных последствий социальных процессов. Например, к таковым относятся меры по выявлению неблагополучных в воспитательном отношении семей, компенсации недостатков семейного воспитания, помощь в бытовом, трудовом устройстве несовершеннолетних, меры, направленные на обеспечение позитивной досуговой занятости.51

Ранней профилактикой  должны заниматься многие субъекты: школы, комиссии по делам несовершеннолетних, прокуратура, милиция, производственные коллективы. Немалая роль также принадлежит семье, другим родственникам, сослуживцам, соседям.

Специалисты по ранней профилактике выделяют пять основных направлений  индивидуальной работы, нацеленной непосредственно  на профилактируемого:

Первое - знакомство с  личностью и окружающей средой, по сути - это установление факта находится ли человек в «группе риска» или нет. С кем общается, как ведет себя дома, в школе, на работе, каковы основные черты его характера. Субъектами данного метода профилактики выступают участковый уполномоченный милиционер, классный руководитель в школе.

Второе - меры индивидуальной профилактики. Если человек, о котором  идет речь, действительно неблагополучен, требуются регулярные встречи с  ним, проведение профилактических бесед, убеждение и разъяснение ситуации для того, чтобы изменить антиобщественную направленность (установку) личности. При необходимости надо оказать ему помощь - в устройстве в школу или на работу, в освобождении от вредных привычек (алкоголь, наркотики), в изменении круга знакомых, ведущих преступный образ жизни. Субъектами профилактики в данном случае выступают комиссии по делам несовершеннолетних, наркологические и психоневрологические диспансеры, милиция, администрация предприятий, района, области, общественные организации.

Третье - меры по пресечению правонарушений непреступного характера - с тем, чтобы избежать более серьезных, преступных действий. Это - привлечение к административной ответственности, принудительное лечение, помещение подростка в специальное учебно - воспитательное учреждение и пр.

Четвертое - меры по предотвращению замышляемых и подготавливаемых преступлений. Они принимаются совместно  с оперативными сотрудниками милиции  и состоят в том, чтобы склонить лицо к отказу от задуманного преступления (убеждение; развенчание лидеров преступных групп; разобщение этих групп и т.д.). Иногда одной предупредительной беседы (особенно когда речь идет о подростке) оказывается достаточным для того, чтобы отвратить человека от «преступной карьеры», но большей частью такую беседу надо дополнить конкретной помощью: в трудоустройстве, организации досуга, получения жилья и др.

Пятое - контроль и проверка эффективности индивидуальной профилактической работы. Для этого милиция или  комиссия по делам несовершеннолетних направляют официальные запросы о поведении лица по месту работы, учебы, жительства, а также опрашивают окружающих людей о его поведении и образе жизни. На основе этой проверки можно сделать вывод, следует ли продолжать предпринятые мероприятия или их можно отменить. Возможно и другое: перейти к более интенсивным попыткам удержать человека от преступлений.52

Другую группу образуют меры собственно предупредительного характера (непосредственно предупреждение). Их комплекс составляют мероприятия по целенаправленному воспитательному и перевоспитывающему воздействию на несовершеннолетних, поведение которых уже свидетельствует об опасности совершения преступления в будущем, пресечению действий лиц, отрицательно влияющих на подростков, по устранению факторов, которые привели к нарушению несовершеннолетними моральных и правовых норм. Сюда относятся, например, меры контроля за поведением подростков-правонарушителей со стороны подразделений МВД по предупреждению правонарушений несовершеннолетних; меры, применяемые к родителям, отрицательно влияющим на детей или уклоняющимся от выполнения воспитательных обязанностей; принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые судом к подросткам в связи с совершением ими правонарушений.

Третья группа - это  меры, направленные на профилактику рецидива. Их цель - перевоспитывающее воздействие, контроль и соци альная помощь несовершеннолетним, уже совершившим преступления, нейтрализация факторов социальной среды, способствовавших совершению преступления подростком. К таким мерам относятся контроль и помощь в бытовом, трудовом устройстве отбывшим наказание несовершеннолетним, перевоспитывающее воздействие в отношении осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, комплекс мероприятий но исправлению и перевоспитанию несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях.


Рассмотренная классификация  мер специального предупреждения исходит  из момента начала реализации мер, обусловленного степенью деформации личности и поведения  подростка. Раннее предупреждение при  этом должно рассматриваться как самое перспективное, гуманное и экономичное направление профилактики преступности несовершеннолетних, оказывающее влияние и на будущие характеристики преступности в целом. К сожалению, на практике потенциал ранней профилактики еще не полностью оценен, как субъектами общего воспитания, так и правоприменительными органами. В результате деятельность по предупреждению правонарушающего поведения подростков в основном концентрируется на выявлении криминогенных факторов и их преодолении. Обращение к факторам антикриминогенного свойства, способным упреждать отклонения в поведении, остается существенным резервом ранней профилактики.

Классификация мер предупреждения правонарушающего поведения несовершеннолетних по масштабу важна для уяснения их сущности и предназначения. Меры общегосударственного масштаба призваны учитывать особенности социального статуса несовершеннолетних в обществе, способствовать созданию оптимальных условий жизни и воспитания подрастающего поколения, надлежащей организации предупреждения преступности и правонарушений подростков в государстве в целом. Так, все Федеральные целевые программы по усилению борьбы с преступностью, принимавшиеся в последнее десятилетие, включали либо специальный раздел о предупреждении преступлений несовершеннолетних и молодежи, либо определяли ряд направлений этой деятельности. Именно в соответствии с Федеральными целевыми программами было, например, положено начало разработке и реализации программ различных уровнен, конкретных мер по предупреждению распространения наркотиков в молодежной среде; началось создание сети социальных приютов для несовершеннолетних, Петров психологической помощи для дошкольных и учебных учреждений.

Информация о работе Личность несовершеннолетнего преступника (криминологическая характеристика)