Лекции по "Криминологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 19:45, курс лекций

Описание работы

1.Понятие криминологии ее предмет задачи функции
2. Методология науки криминологии
3. Система криминологии и ее соотношение с другими науками
4. Основы профилактики преступлений.

Файлы: 1 файл

Лекции по криминологии.doc

— 722.50 Кб (Скачать файл)

В Республике Беларусь физический ущерб от преступности также немалый. За последние три года число лиц, погибших от умышленных и неосторожных преступлений, нарушений правил безопасности на автотранспорте, на производстве, составило почти 10 тыс. человек.

Моральный (психический) ущерб испытывают жертвы насильственных преступлений. Так, жертвы изнасилования, похищения, захвата в качестве заложников или вооруженных ограблений могут пережить очень тяжелый психологический шок. У потерпевших развивается апатия, депрессия, Наблюдается упадок духа, случаются приступы дикого гнева. Жертва теряет доверие к людям. Исчезает и уважение к себе, обостряется чувство ранимости.

Тема 4. ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПНОСТИ

 

План:

  1. Понятие причин и условий преступности
  2. Классификация причин и условий преступности

 

  1. Понятие причин и условий преступности

 

Познание причин преступности - центральная проблема криминологии. Известно, что причинность - объективно существующая связь, зависимость между двумя или несколькими явлениями, при которой одно из них (причина) порождает другие (следствия). Причинность - это объективная, всеобщая генетическая (производящая, порождающая) связь между двумя явлениями: причиной и следствием. Процесс причинности последовательно развивается во времени, и причина всегда предшествует следствию.

Взаимодействие «причина - следствие» зависит от условий, т.е. совокупности явлений, обстоятельств, которые образуют его среду, сопутствуют и обеспечивают его определенное развитие. Это взаимодействие реализуется при достаточной совокупности необходимых условий. Если причины порождают следствия (преступность, преступление), то условия лишь способствуют этому, обеспечивая возможность действия причин. Плохая охрана имущества не порождает корыстные посягательства на него, не вызывает их как следствие, а значит, и не является их причиной, но она создает благоприятную «почву» - одно из важнейших условий для совершения краж, хищений, грабежей, разбойных нападений. Именно взаимодействие причин и условий приводит к результату (преступлению).

Причинность представляет собой одну из форм детерминации, под которой понимается любая закономерная зависимость между различными процессами и явлениями. Комплексы причин и условий, совместное действие которых вызывает следствия - преступность и преступление, называются криминогенными детерминантами.

Причины и условия преступности по происхождению и сущности социальны. Они всегда включены в систему социальных противоречий общества. По содержанию они негативны, противоречат интересам общества, государства. Позитивные, просоциальные явления входят в антикриминогенную систему профилактических мер. Между причинами и условиями преступности существует тесное взаимодействие. Условия сами не могут породить преступление и преступность. Однако без них причина не может реализоваться. Причины по содержанию носят социально-психологический характер. Условия имеют экономическое, политическое, организационное, правовое и другие виды содержания.

 

  1. Классификация причин и условий преступности

 

Причины и условия преступности весьма многообразны, поэтому предпринимались различные попытки по их систематизации и классификации. Классификация производилась по различным основаниям.

Так по характеру их подразделяют на объективные и субъективные. К первым относятся причины и условия, существующие независимо от сознания и воли людей, например, несовершенство техники, с чем связаны многие неосторожные преступления. Субъективные причины и условия - это, например, антисоциальные установки, взгляды и привычки, деформации нравственно-правовой сферы личности. По глубине действия причины и условия делят на коренные и некоренные, главные и неглавные, или на причины первого порядка и на причины второго порядка.

По полноте учета всех обстоятельств причины классифицируют на полные и специфические. Полная причина - это совокупность всех обстоятельств, вызывающих следствие. Специфическая -это одно обстоятельство из всей совокупности, которое генетически связано со следствием.

Более теоретически осмысленной и практически пригодной является классификация, исходящая из комплексного характера предмета криминологии. Она подразделяет причины на три иерархических уровня: 1) причины и условия преступности в целом как массового социального негативного явления; 2) причины и условия различных видов (групп) преступлений (умышленных и неосторожных, насильственных и корыстных, первичных и рецидивных и т.д.); 3) причины и условия отдельных преступлений - конкретных деяний, предусмотренных уголовным законом.

В соответствии с качественным различием этих уровней качественно различается и характер детерминации: для преступности в целом - это социально-экономический, для отдельных видов преступности - социально-психологический, для отдельного преступления -нравственно-психологический (личностный). Более высокий уровень детерминант выступает для низшего в качестве возможного (как условие проявления). Поэтому действительное (явление низшего уровня) прямо из него не выводимо. Хотя причины на всех уровнях разнопорядковы, все они имеют социальную природу.

Иерархическую связь причин можно проиллюстрировать следующим образом. Безработица является как общей социальной детерминантой преступности, так и других негативных социальных явлений - пьянства, распада семей, наркомании, самоубийств и т.п. Однако безработица оказывает различное воздействие на разные социальные группы. Отрицательнее всего она сказывается на молодежи (низкая квалификация, отсутствие дополнительных заработков, социальная незрелость и т.д.). Молодежь в силу ее социально-психологических особенностей склонна объединяться в неформальные группы. Незанятость, наличие значительного количества свободного времени может приводить к тому, что для многих из молодых людей участие в делах группы становится основной формой деятельности. При этом группа, не имеющая социально-полезной цели, всегда находит другую цель - она может трансформироваться в преступную группу, промышляющую кражами, угонами автомобилей, грабежами, разбоями и т.д. Однако не всякий безработный попадает в преступную группу. Это зависит также от личностных качеств молодого человека (отсутствие трудолюбия, стремление быстро заработать, конформность и т.п.) Так, социально-экономические факторы взаимодействуют с социально-психологическими, социально-психологические с личностными, и таким образом замыкается цепь причин.

Тема 5. МЕХАНИЗМ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ (ПРИЧИНЫ СОВЕРШЕНИЯ КОНКРЕТНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ)

 

План:

1. Понятие механизма преступного поведения

  2. Мотивация преступного поведения

  1. Планирование преступления
  2. Роль конкретной ситуации в совершении преступления
  3. Виктимологический аспект механизма конкретного преступления

 

  1. Понятие механизма преступного поведения

 

Преступное поведение человека представляет собой процесс, который развертывается как в пространстве, так и во времени, и который включает не только сами действия, изменяющие внешнюю среду, но и предшествующие им психологические явления и процессы, которые определяют генезис противоправного поведения.

Под механизмом преступного поведения понимается связь и взаимодействие внешних факторов объективной действительности и внутренних, психических процессов и состояний, детерминирующих решение совершить преступление, направляющих и контролирующих исполнение этого решения'.

Как известно, преступления по своим субъективным свойствам делятся на умышленные и неосторожные. В свою очередь среди умышленных преступлений выделяются те, которые совершаются в состоянии аффекта. Механизм преступного поведения во всех случаях имеет свою специфику. Наиболее полно и развернуто он представлен в так называемых предумышленных преступлениях, т.е. тех, совершение которых сознательно планировалось субъектом еще до наступления ситуации, в которой осуществлялся преступный замысел.

Механизм предумышленного преступления в наиболее полном виде включает в себя три основных звена:

1) мотивацию преступления;

2) планирование преступных действий;

3) исполнение  преступления и наступление общественно  опасных последствий.

В первое звено входят потребности личности, ее интересы, ценностные ориентации, которые порождают мотивы поведения. Мотив внутреннее побуждение к действию. В качестве движущей силы он имеет потребность, которая сама по себе нейтральна.

Во втором звене механизма преступного поведения мотивация конкретизируется в план совершения преступления. Субъект определяет непосредственные цели и объекты своих действий, а также средства, место и время совершения преступления, принимает соответствующие решения. На этом этапе влияние внешних факторов еще заметнее. Оно настолько сильно, что способно изменить намерения, заставить отказаться от преступления.

Третье звено - непосредственное совершение преступления. Оно охватывает как преступные действия (бездействие) лица, так и наступление преступного результата. Здесь преступное поведение совпадает с преступлением как внешним фактом общественно опасного и противоправного действия.

Механизм преступного поведения содержит по форме те же психологические элементы - процессы и состояния, что и механизм правомерного поступка, но наполненные другим социальным и мировоззренческим содержанием.

 

  1. Мотивация преступного поведения

 

Первое звено механизма преступного поведения охватывает формирование мотивов преступления.

Мотив преступления - это внутреннее побуждение, которое вызывает у лица решимость совершить преступление и руководит им при его осуществлении. Побуждения являются формой отношения лица к окружающей среде как к источнику их удовлетворения. Будучи побуждением, мотив всегда направлен на тот или иной объект (лицо, предмет), который выступает в качестве средства его удовлетворения.

Потребности современного человека весьма разнообразны.

 Классифицируя их, можно выделить три основные группы: 1)социализированные органические (физиологические) потребности - в самосохранении, размножении и т.п.; 2) материальные потребности; 3)социальные потребности - в достижении социального статуса, признании, самоутверждении, творчестве, смысле жизни и т.д.

Результаты исследований последних лет позволили выделить следующие мотивы антисоциального поведения: мотивы самоутверждения (статусные), защитные, замещающие, игровые, мотивы самооправдания, которые могут носить как осознаваемый, так и неосознаваемый характер.

Мотивы самоутверждения. Потребность в самоутверждении проявляется в стремлении человека утвердить себя на социальном, социально-психологическом и индивидуальном уровнях.

Утверждение личности на социальном уровне означает стремление к завоеванию социального статуса, т.е. достижению определенного социально-ролевого положения, связанного с признанием личности в сфере профессиональной или общественной деятельности.

Утверждение на социально-психологическом уровне связано со стремлением завоевать личный статус, т.е. добиться признания со стороны личностно значимого ближайшего окружения на групповом уровне - семьи, референтной группы (друзей, приятелей, сверстников, коллег по работе и т.д.). Но это может быть и группа, с которой человек не контактирует, но в которую стремится попасть, стать ее членом. В таких случаях преступление выступает в качестве способа его проникновения в подобную группу, достижения признания. Наиболее характерно это для подростков, молодых людей.

Утверждение личности на индивидуальном уровне (самоутверждение) связано с желанием достичь высокой оценки и самооценки, повысить самоуважение и уровень собственного достоинства. Достигается это путем совершения таких поступков, которые, по мнению человека, способствуют преодолению каких-либо психологических изъянов, слабостей и в то же время демонстрируют сильные стороны личности.

Среди взяточников и расхитителей встречаются лица, стремящиеся к утверждению и на социальном, и на социально-психологическом, и на индивидуальном уровнях. Среди воров, грабителей, разбойников, мошенников чаще обнаруживаются те, которые утверждаются на втором и третьем уровнях.

Нередко совершение корыстного преступления обеспечивает лицу решение каких-либо внутренних проблем, помимо статусных. Обладание материальными благами придает человеку уверенность, снижает беспокойство по поводу своей социальной определенности, устраняет, чаще временно, чувство зависти, собственной неполноценности.

Самоутверждение - распространенный мотив при совершении изнасилования. Изнасилование - не только удовлетворение сексуальной потребности, не только проявление частнособственнической психологии и примитивного отношения к женщине, не только неуважение к ней, к ее чести и достоинству, но, прежде всего, утверждение своей личности таким уродливым и общественно опасным способом.

Субъективные причины изнасилования связаны в первую очередь с особенностями самовосприятия преступника, его ощущением, часто на подсознательном уровне, собственной неполноценности и ущербности как мужчины. Часто такое ощущение, переживание принимает жестко фиксированный характер, человек как бы приковывается к объекту фрустрации, от которого он зависим (женщина вообще). Стремление избавиться от этой зависимости и в то же время самоутвердиться в мужской роли может толкнуть такое лицо на совершение изнасилования.

Защитная мотивация. Исследования показывают, что значительное количество убийств имеет объективный, как правило, неосознаваемый смысл защиты от внешней угрозы, которой в действительности может и не быть. В данном случае страх перед вероятной агрессией обычно стимулирует совершение угрожающих агрессивных действий.

Нередко защитной мотивацией вызывается изнасилование и последующее убийство жертвы. Это происходит в тех случаях, когда поведение женщины, реальное либо мнимое, воспринимается преступником как унижающее его мужское достоинство или угрожающее его самовосприятию и оценке себя в мужской роли. К примеру, женщина вступает в сексуальную игру с мужчиной, отводя ему в ней пассивную роль. Она готова вести любовную игру только до определенного предела. Мужчина же об этом не знает. Но как только нужный ей предел любовной игры достигается, женщина становится жесткой и неумолимой. Таким своим неожиданно препятствующим поведением она вызывает у мужчины состояние фрустрации. И дело здесь не только в том, что он испытывает сильное сексуальное возбуждение, требующее удовлетворения. Категорический отказ от сексуального сближения воспринимается мужчиной как тяжкое унижение его достоинства, удар по его самооценке, самолюбию, что вызывает у него взрыв ярости.

Информация о работе Лекции по "Криминологии"