Лекции по "Криминологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 19:45, курс лекций

Описание работы

1.Понятие криминологии ее предмет задачи функции
2. Методология науки криминологии
3. Система криминологии и ее соотношение с другими науками
4. Основы профилактики преступлений.

Файлы: 1 файл

Лекции по криминологии.doc

— 722.50 Кб (Скачать файл)

Массовые опросы делятся на методы анкетирования и интервьюирования. При анкетировании информация собирается путем получения письменных ответов на заранее разработанный вопросник (анкету). Интервью - это беседа, в процессе которой опрашиваемый (респондент) отвечает на поставленные исследователем вопросы.

Качество информации, получаемой при анкетировании и интервьюировании, во многом зависит от правильно сформулированных вопросов, организации опроса. Вопросы в анкете или при проведении интервью-это инструмент регистрации первичных фактов. Существуют определенные требования к составлению анкеты и формулированию вопросов.

Каждая анкета должна начинаться вступлением, где сообщаются в самой общей форме цели и задачи данного исследования, его практическая значимость, разъясняются правила заполнения анкеты. Далее перечисляются нейтральные по смыслу, наиболее простые для запоминания вопросы. Респонденту дается возможность привыкнуть к анкете, войти в курс дела. В то же время эти вопросы должны сформировать желание сотрудничать с исследователями. Наиболее сложные, трудоемкие для запоминания вопросы обычно размещаются в середине анкеты.

Целесообразно группировать вопросы в блоки по проблемным признакам, поскольку это облегчает запоминание и дальнейшую обработку анкеты. Следует обратить внимание на логичность, связанность пер " ходов от одной проблемы к другой, при необходимости в тексте анкет даются соответствующие разъяснения.

Проверить правильность формулировок вопросов, эффективное анкеты в целом позволяет пробное («пилотажное») исследование» ходе которого дорабатываются методические документы, проверяется организационное и материально-техническое обеспечение. Указателем недостатков анкеты будет, в частности, наличие большой доли респондентов затруднившихся ответить на вопросы.

 Интервьюирование используется несколько реже, чем анкетирование что вызвано большей трудоемкостью проведения интервью, необходимостью привлечения значительного количества обученных специалистов-интервьюеров.

Интервью имеет как свои достоинства, так и недостатки по сравнению с анкетированием. Достоинства заключаются, прежде всего, в -том что интервью дает возможность достичь более глубокого психологического контакта с респондентом, что, безусловно, сказывается на качестве получаемой информации (в первую очередь ее надежности). В ряде случаев с помощью интервью можно получить ту информацию, которую невозможно собрать в ходе анкетирования - касающуюся негативных сторон жизни респондента (например, характера противоправной деятельности, обстоятельств совершения преступления и пр.). С другой стороны, анкетирование позволяет охватить гораздо больший массив опрашиваемых, меньше затрат времени, исследование можно провести меньшим количеством.

Различают три вида интервью: формализованное, фокусированное, неформализованное (свободное).

Формализованное интервью - самая распространенная разновидность интервьюирования. В его основе лежит детально разработанный вопросник (программа интервью), а все действия интервьюера жестко регламентированы соответствующей инструкцией: он обязан придерживаться лишь тех вопросов, которые имеются в программе интервью, не менять их последовательности. Чаще всего в формализованном интервью используются закрытые вопросы. Оно должно протекать в русле неформальной, доверительной беседы.

Фокусированное интервью - менее стандартизированная процедура, целью которой является сбор оценок, мнений по поводу конкретного социального явления (например преступности), его причин, последствий. Предварительно выясняется степень подготовленности респондента по данной проблематике, готовится перечень вопросов, однако их последовательность и формулировки могут меняться интервьюером по ходу беседы.

Свободное интервью не требует предварительной разработки вопросника (анкеты) или детального плана (сценария беседы). Исследователю необходимо лишь понимание того, какую информацию он должен получить, насколько она нужна для решения задач криминологического исследования.

Полученная при анкетировании и интервьюировании информация подвергается статистической обработке и обобщению. Если предполагается машинная обработка информации, то целесообразно кодировать все ответы.

3. Метод экспертных оценок состоит  в получении, обработке и интерпретации оценок, мнений, суждений, излагаемых по определенном вопросу (или по нескольким вопросам) группой специально отобранных экспертов из числа лиц (научных и практических работников), хорошо знающих исследуемую проблему. Например, какова величина латентности корыстной преступности, предполагается ли рост либо снижение преступности несовершеннолетних, каковы причины тех или иных изменений в динамике насильственной преступности и т.д. Эти оценки обобщают, вычисляют среднюю величину либо долю в процентах различных вариантов оценок. Наиболее эффективным представляется проведение своеобразного «круглого стола» с участием всех включенных в группу экспертов: в ходе обсуждения предложенных проблем могут появляться нетрадиционные подходы к ее анализу, высказываться оригинальные взгляды и суждения.

4. Метод анализа документов. Различного  рода документы не только дают определенный объем важной информации, характеризующей те или иные стороны изучаемого объекта, но и попутно позволяют судить об их составителях (язык документа, стиль изложения и т.д.). К документам относят различную письменную и графическую документацию, а также звуковые, визуальные и аудиовизуальные источники.

Письменная документация делится на официальные документы и документы частного характера. К официальным относятся уголовные дела, наблюдательные производства, отказные материалы, справки и обобщения правоохранительных органов, архивные материалы. Объектами исследования при изучении уголовных дел могут быть личность преступника, причины и условия, которые способствовали преступлению, цели, мотивы, обстоятельства совершения преступления.

Документы частного характера - это письма, дневники, результат творчества человека (литературные произведения, научные работы, автобиографии и т.п.). Большой интерес представляют письма и заявления граждан, адресованные в административные учреждения, средства массовой информации. В них обычно содержится обширная информация о фактах совершения преступлений, отсутствии соответствуют реакции правоохранительных органов на заявления граждан, о целом комплексе причин и условий совершения преступлений.

Экспериментальный метод предполагает изучение ситуации, пая возникает в результате изменения определенных условий при сохранении прочих. Экспериментом является также настоящее или последующее изменение многих условий, поскольку мы можем контролировать (оценивать) воздействие этих изменений. Затем изучаются их проявления в ходе развития событий и процессов. Естественно, если не происходит никаких изменений, значит, данные условия не влияют на течение процесса.

Экспериментальный метод в основном применяется в естественных науках, однако он не исключен и в общественных. Традиционно различаются эксперименты «in vitro» (в пробирке), дающие возможность проводить строгий контроль в лабораторных условиях, и «in vivo» (в жизни, в реальности). В общественных науках применяется только последний вид. В широком смысле слова экспериментом является любая человеческая деятельность, т.е. практика.

В процессе экспериментальной работы необходимо обеспечить надежный контроль за изменениями, протекающими в процессах, условиях. Применительно к криминологии сделать это очень трудно, поэтому экспериментальный метод применяется, главным образом, при изучении различных профилактических мероприятий, особенно в области обращения с правонарушителями как в период исполнения наказания, так и на свободе, а также в сфере профилактики преступности (обращение с социально запущенными индивидами, например с трудновоспитуемыми подростками).

Многие институты и меры воздействия были введены в действие лишь после экспериментальной проверки. Так, получивший в свое время признание и закрепленный законом новый вид исправительной колонии - колония-поселение - прошел вначале экспериментальную проверку. Только после того, как эффективность нового вида колоний была подтверждена практикой, колонии-поселения стали создаваться повсеместно. Такие формы организации предупредительной работы, как ответы-профилактики, были рекомендованы в масштабе страны лишь После обобщения практики их использования в некоторых регионах.

 

 4. Психологические методы, применяемые в криминологических исследованиях

 

Психологические методы, используемые в криминологических исследованиях, дают возможность получить более обстоятельную характеристику личности преступника, дать качественную и количественную оценку внутригрупповых и межгрупповых процессов общения, что очень важно для классификации и типологии преступников.

В криминологии наиболее часто используются такие психологические методы, как социометрия и тестирование.

Социометрия - изучение эмоционально-психологических связей между людьми в группе. С помощью социометрического метода можно получить «снимок» динамики внутренних взаимоотношений в группе, дать количественную и качественную оценку внутригрупповых и межгрупповых процессов общения, выявить характер психологических взаимоотношений, определить симпатии и антипатии людей внутри группы, наличие лидерства, группировок, конфликтных ситуаций.

В основе социометрии лежит социометрический опрос - необходимый набор вопросов, которые задаются опрашиваемым (испытуемым) с целью выявления взаимоотношений с другими членами группы.

В криминологии социометрия как метод познания применяется при исследовании криминологических проблем семейных отношений. Вместе с тем социометрический метод может быть успешно использован при изучении ряда проблем криминологии, например, при исследовании эффективности мер уголовного наказания (лишение свободы, исправительные работы и др.), института соучастия. С его помощью могут производиться изменения в составе группы отбывающих наказание в исправительных учреждениях, ликвидироваться конфликтные ситуации, может оздоровляться психологическая атмосфера в группах осужденных.

Психологическое тестирование - изучение личности с помощью тестов. Тест (англ. test - пробы, испытание) - задание, используемое для различных целей; проверки уровня интеллектуального развития, определения степени одаренности детей, профессиональной пригодности, выявления личностных особенностей. В современной психологии наиболее распространены тесты оценивания, прожективные тесты и личностные опросники.

В криминологии при изучении личности преступника применяются прожективные (или аффективные) тесты. Они предназначены для выявления личностных установок, так как провоцируют человека на то, чтобы он их раскрыл. Наиболее распространенными среди них являются тест Роршаха (с использованием цветовых пятен), тест тематической апперцепции - ТАТ (испытуемый должен по предъявленной фотографии придумать рассказ), тест Розенцвейга (фрустрационньш), тесты с помощью рисунков и др. В качестве примера можно привести последний вид тестов: ребенка просят нарисовать родителей. В зависимости от того, чья фигура нарисована более крупной - отца или матери, можно сделать вывод о том, кто доминирует в семье - отец или мать.

Существует, например, тест, изучающий правосознание: излагается случай, который допускает разные толкования как самого факта, так и вопросов права, и предлагается сделать выбор между возможными решениями. Таков тест Мира-и-Лопеца о супружеской неверности. Опрашиваемого просят поставить себя на место обманутого супруга и выбрать одно из десяти возможных решений: убить соперника, убить виновницу, уйти от нее, расторгнуть брак и т.д.

Личностные опросники построены по принципу оценки человеком самого себя. Среди них наиболее известен тест «MMPI», содержащий 384 утверждения. По результатам ответов составляется психологический профиль личности. Аналогично построены опросники Тейлора и Айзенка: первый определяет уровень тревожности личности, второй -степень замкнутости или общительности, эмоциональной неуравновешенности, а также тип темперамента.

Результаты психологических криминологических исследований особенно важны для изучения личностных причин преступного поведения, разработки мер индивидуальной профилактики и ресоциализации осужденных. В ряде случаев объяснение преступного поведения может быть найдено с помощью методов патопсихологии.

 

5. Статистические методы, применяемые в криминологических  исследованиях

 

Для сбора и анализа криминологической информации применяется, как уже отмечалось выше, частнонаучные методы: статистический и выборочный. Наиболее важным из них является статистический.

Статистический метод. Основные задачи использования статистических методов в криминологии следующие:

- дать цифровую характеристику  состояния и динамики преступности, а также практики борьбы с ней, деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью, - описательная задача;

- установить статистические связи, зависимости, соотношения в состоянии и динамике преступности и в деятельности правоохранительных органов - аналитическая задача;

- определить тенденции развития преступности и детерминант, дать статистический, криминологический прогноз - прогностическая задача;

- выявить положительные стороны  и недостатки в практике борьбы  с преступностью, помочь в разработке  предложений и рекомендаций по  совершенствованию этой борьбы - организаторская задача. Например, статистические показатели уровня раскрываемости преступлений объема профилактической работы в процессе расследования и рассмотрения дел дают возможность своевременно принять необходимые управленческие решения по более полной реализации обшей и специальной превенции уголовно-правовых мер, реализации возможностей следственной профилактики.

Информация о работе Лекции по "Криминологии"