Лекции по "Криминологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 19:45, курс лекций

Описание работы

1.Понятие криминологии ее предмет задачи функции
2. Методология науки криминологии
3. Система криминологии и ее соотношение с другими науками
4. Основы профилактики преступлений.

Файлы: 1 файл

Лекции по криминологии.doc

— 722.50 Кб (Скачать файл)

В рамках типа криминогенной личности выделяются подтипы: последовательно-криминогенный, ситуативно-криминогенный, ситуативный.

Последовательно-криминогенный подтип формируется в микросреде, где систематически нарушаются нравственно-правовые нормы; преступление закономерно вытекает из привычного стиля поведения и образа жизни и обусловливается стойкими антиобщественными взглядами, установками личности. Ситуация преступления активно создается такими лицами.

Ситуативно-криминогенный подтип характеризуется нарушением нравственных норм и совершением правонарушений, ненадлежащим исполнением требований социальных ролей; формируется и действует в противоречивой микросреде; преступление обусловлено, главным образом, неблагоприятной ситуацией (пребывание в криминогенной группе, конфликты с другими лицами и т.д.). К совершению преступления такое лицо приводит микросреда и весь предшествующий образ жизни.

Ситуативный подтип характеризуется тем, что безнравственные элементы выражены у него незначительно, более существенными являются дефекты механизма взаимодействия микросреды и личности в сложной ситуации, в том числе в результате неподготовленности к ней личности. Преступление совершается данным лицом под решающим влиянием ситуации, которая возникает не по его вине, в известной мере является для него необычной, и в которой установленные нормы поведения нарушаются другими лицами. В то же время такое лицо (в отличие от случайного преступника) может оправдывать в данных случаях (ситуациях) свое и чужое противоправное, даже преступное поведение, часто оно не знает правомерных способов решения конфликтов.

Заслуживает внимания попытка создания психологических типов преступников по мотивационным критериям.

Среди корыстных преступников исследователи выделяют следующие типы:

Утверждающийся (самоутверждающийся) тип, для которого смысл преступного поведения заключается в утверждении себя на социальном, социально-психологическом или индивидуальном уровнях. Естественно, здесь присутствует и корыстный мотив, выступающий как сопутствующий, а во многих случаях как равнозначный. Владение, распоряжение похищенным имуществом является средством утверждения личности. Особенно ярко это проявляется в преступных действиях молодых людей, когда они таким образом завладевают престижными вещами.

Мотив утверждения на социально-психологическом уровне имеет место быть, когда подросток совершает кражу или грабеж, чтобы быть принятым в референтную для него неформальную асоциальную группу.

Дезадаптивный (или асоциальный) тип характеризуется нарушением социальной адаптации, т.е. приспособленности к условиям микросреды. Такие преступники ведут антисоциальный, часто бездомный образ жизни, большинство из них являются бродягами и алкоголиками. Многие из них были ранее судимы, не имеют постоянного места жительства, прописки, документов. Они обычно нигде не работают, не имеют семьи, друзей, родственников. Большинство из них безразличны к своей судьбе.

В основе такого дезадаптивного поведения лежит полная личностная неопределенность, психологическая отчужденность (отверженность). Поскольку в таких случаях разорваны эмоциональные связи (привязанности) с людьми, группой и в целом с социальной средой, поведение мотивируется неосознаваемым стремлением избежать идентификации (уподобления) с другими лицами, группой. Поэтому социальные контакты дезадаптивных лиц поверхностны. Если они устраиваются на работу, то долго на ней не задерживаются; стараются избавиться от любых доказательств, избежать какой-либо социальной ответственности. Словом, они стремятся жить как бы вне общества, вне социальной активности.

В большинстве своем дезадаптивные лица не имеют законных источников получения средств к существованию - их дают кражи и другие имущественные преступления.

Алкогольный тип очень близок к «дезадаптивному», но не идентичен ему. Критерием для выделения этого типа является мотив совершения корыстных преступлений - получение средств для приобретения спиртного. Большинство представителей - хронические алкоголики. Они отличаются глубокими личностными изменениями - деградацией личности по алкогольному типу, т.е. спиртное становится смыслообразующим мотивом их поведения, мерилом всех ценностей. По мере роста зависимости от алкоголя этот мотив становится в структуре личности доминирующим, вытесняя на задний план все другие мотивы. Впоследствии социально-позитивные потребности угасают, редуцируются. Семья, работа - все это становится второстепенным.

Лица алкогольного типа обычно совершают мелкие кражи и мелкие хищения на производстве для удовлетворения потребности в спиртных напитках. Преступления совершаются ими примитивными способами, обычно заранее не готовятся, не применяются меры к уничтожению следов, а похищенное чаще всего сразу сбывается.

Игровой тип личности корыстных преступников с психологической точки зрения довольно сложен.

Указанный тип отличается постоянной потребностью в риске, отсюда - поиск острых ощущений, связанных с опасностью, стремление участвовать в рискованных операциях и т.д. Поведение таких лиц поли-мотивно: корыстные побуждения действуют наряду с «игровыми», поскольку для них одинаково значимы как материальные выгоды в результате совершения преступления, так и те эмоциональные переживания, которые испытываются в процессе совершения преступления.

Семейный тип корыстных преступников характеризуется огромной, доминирующей ролью семьи в мотивации преступных действий. Обычно этот тип встречается среди расхитителей и взяточников и крайне редко среди воров. Хищения такой человек совершает не столько для себя, сколько для материального обеспечения близких и дорогих для него членов семьи. Многие такие корыстные преступники на работе характеризуются положительно.

«Семейная» мотивация довольна распространена среди женщин, которые похищают вверенное им имущество ради детей, мужа, а нередко и для знакомых мужчин.

Перечисленные типы встречаются и среди других категорий преступников. Так, среди убийц нередко встречаются самоутверждающиеся. С целью утверждения себя на глазах у других и самоутверждения совершается немало изнасилований, особенно подростками.

Представители игрового типа преступников чаще всего встречаются среди грабителей, разбойников, хулиганов и лиц, совершающих изнасилования. Последних относят к так называемому пассивно-игровому типу, пассивному потому, что игру (флирт) затевают женщины и своим двусмысленным поведением провоцируют мужчин на преодоление их, как потом утверждают виновные, мнимого сопротивления.

Среди насильников выделяется еще один тип - так называемый отвергаемый, не встречающийся среди других преступников. Для лиц этого типа характерны дефекты в сфере межличностного общения. По причине слабоумия, дебильности, наличия каких-либо физических недостатков их отвергают и презирают женщины. Кроме того, умственная отсталость препятствует усвоению ими нравственных норм, регулирующих общение между полами. Лишенные возможности удовлетворить половую потребность социально приемлемым путем, они прибегают к насилию.

Создать исчерпывающую классификацию психологических типов, применимую для всех типов преступников, пока не представляется возможным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 7. МЕТОДИКА КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (КСР)

 

 1. Понятие методики криминологического исследования

 

Одним из необходимых условий проведения криминологического исследования является использование определенных методов, с помощью которых изучаются разнообразные конкретные проблемы преступности.

Под методом криминологического исследования понимают систему приемов, средств сбора, обработки и анализа информации, применяемых с целью познания преступности, ее причин и условий, личности преступника, и выработку мер предупреждения преступности.

В конкретном криминологическом исследовании используется комплекс различных методов. Как правило, социальные объекты криминологического исследования - явления многоаспектные, требующие комплексного междисциплинарного подхода. В одном и том же социальном процессе представители различных гуманитарных наук могут видеть различные аспекты изучения одного и того же объекта. Однако едва ли юрист может выполнить работу психолога, а экономист - социолога. Точно также и криминолог, изучая преступность, используя методы социологии, статистики, психологии, не подменяет специалистов этих а лишь реализует возможности, заложенные в междисциплинарных методах и подходах к проблемам.

Применительно к современной криминологии все методы можно но классифицировать на три группы:

1) методы, используемые в юридических науках (исторический, 1 тельный, логический, системный и др.);

2) методы, используемые в социологии (наблюдение, опрос в виде анкетирования и интервьюирования, эксперимент, экспертные оценки,

3) методы используемые в психологии (социометрия, тестирование и др.

Особое место в криминологии занимает статистический метод.

Качество и объем получаемой в процессе исследования криминологической информации во многом обусловлены организацией (процедурой) самого исследования.

 

 2. Процедура криминологического исследования

 

Процедура криминологического исследования - это последовательность действий исследования, определенные этапы (или стадии) получения, обработки, интерпретации и оценки информации.

В целом процедура криминологического исследования состоит из следующих этапов (стадий): подготовительный (разработка программы, формирование гипотезы, план, разработка методики проведения)1 исследовательский; заключительный (интерпретация полученных результатов, выводов, рекомендаций, их внедрение в практику).

Подготовительный этап занимает в исследованиях вообще и в исследованиях проблем криминологии в частности особое место. Программа исследования должна содержать теоретическую основу, т.е. краткое описание самой проблемы с анализом уже имеющегося комплекса научных знаний. В прикладном смысле программа - это изложение основных задач, методологических предпосылок и гипотез исследования с определением правил, процедур и логической последовательности операций по проверке намеченных гипотез.

Исходный пункт любого научного исследования - постановка проблемы, а важнейший элемент программы - исследовательская гипотеза. На основании разработанной гипотезы составляется план исследования, который затем переходит в рабочий план. Он необходим не только для планирования соответствующих работ с указанием конкретных сроков и исполнителей; он является также творческим документом, позволяющим вести исследование целенаправленно, эффективно и методически правильно.

На основе имеющейся программы исследования производятся разработка методических документов (методического инструментария/' помощью которых осуществляется сбор информации (анкеты, програ мы, интервью, программы изучения уголовных дел и пр.).

Исследовательский этап - сбор первичной информации (проведение интервью, анкетирования, экспертных опросов и т.д.) подготовка собранной информации к обработке, анализ полученных результатов, подготовка итогового документа - отчета, научного доклада, справки и пр.

Важнейшая часть заключительного этапа - внедрение полученных результатов в практику. Возможны следующие формы внедрения:

1) подготовка планов социального  развития, комплексных планов предупреждения преступлений и иных правонарушений, программ борьбы с преступностью, перспективных и текущих планов работы правоохранительных органов;

2) подготовка законодательных предложений, ведомственных нормативных актов и других управленческих документов по актуальным проблемам противодействия преступности;

3) подготовка аналитических справок, докладных записок, обзоров, методических писем и т.п.;

4) проведение научно-практических конференций и семинаров, использование результатов исследований в учебном процессе юридических вузов и в повышении квалификации практических работников;

5) подготовка научных рекомендаций, предусматривающих совершенствование форм, средств и методов деятельности по противодействию преступности на всех направлениях.

 

3. Социологические методы, применяемые в криминологических  исследованиях

 

В криминологических исследованиях применяются такие социологические методы, как наблюдение, опрос, метод экспертных оценок, метод анализа документов, экспериментальный метод.

1. Наблюдение состоит в выявлении  определенных фактов, явлений и их регистрации самим исследователем. Различают невключенное (простое) наблюдение, наблюдение-участие и включенное наблюдение. В первом случае наблюдение ведется «извне» по отношению к среде в которой имеют место изучаемые факты и явления. Во втором исследователь-наблюдатель участвует в какой-либо деятельности (например, в индивидуальной профилактической работе с подучетными подростками). Особое место занимает включенное наблюдение, смысл которого в том, что исследователь смешивается с группой и становится одним из ее членов (т.е. осуществляет взгляд на группу изнутри, с позиций рядового участника ее деятельности). Использование этого метода в криминологии связано с определенными сложностями, обусловленными спецификой внедрения в группу (например, в группу несовершеннолетних нарушителей), определенным «кризисом терпения» со стороны объектов изучения (длительное присутствие исследователя в группе может вызвать негативное отношение к нему - гораздо труднее становится скрыть факты противоправного поведения).

2. Метод опроса. Опрос является одним из самых распространенных методов исследования различных проблем общественной жизни Цель его состоит в получении информации об объективных и субъективных факторах со слов опрашиваемых (респондентов). В криминологических исследованиях при помощи опроса изучаются, как правило, конкретные причины и условия преступности, личность преступника и потерпевшего, эффективность мер, применяемых органами, уровень правосознания различных социальных групп населения, их отношение к проблемам борьбы с преступностью и др.

Информация о работе Лекции по "Криминологии"