Лекции по "Криминологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 19:45, курс лекций

Описание работы

1.Понятие криминологии ее предмет задачи функции
2. Методология науки криминологии
3. Система криминологии и ее соотношение с другими науками
4. Основы профилактики преступлений.

Файлы: 1 файл

Лекции по криминологии.doc

— 722.50 Кб (Скачать файл)

Самостоятельность криминологической науки, существующей наряду с наукой уголовного права, обусловлена тем, что криминология подходит к изучению проблемы преступности с других позиций, использует методы, отличные от методов уголовного права. Наука уголовного права рассматривает уголовно наказуемое деяние и преступника как уголовно-правовое явление и исследует его, главным образом, формально-логическим, дедуктивным, нормативным методами. Криминологическая наука понимает данное явление как фактическое, общественно опасное и изучает его индуктивным, социологическим, статистическим и другими методами.

Данные науки различаются и целями своих исследований. Цель криминологии по сравнению с наукой уголовного права является более широкой: проверка эффективности всех (в том числе и уголовно-правовых) методов и средств, направленных на постепенное снижение преступности. Вместе с тем необходимо отметить, что при разработке вопросов борьбы с преступностью обе науки взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Криминология тесно связана с наукой уголовного процесса, изучающей процедуры предварительного расследования и судебного разбирательства уголовных дел. В уголовно-процессуальном законодательстве содержится прямое предписание: следователь, прокурор, суд обязаны по каждому уголовному делу выявлять причины и условия, способствующие совершению преступлений, и предлагать меры по их устранению.

Связь криминологии с криминалистикой проявляется различным образом. С одной стороны, теоретические установки криминологии о причинах и условиях конкретных преступлений имеют определяющее. Значение для методики и практики расследования преступлений. Криминалистические приемы раскрытия причин и условий конкретных преступлений, разрабатываемые криминалистикой и успешно применяемые в криминологии, играют существенную роль в профилактической направленности расследования преступлений.

Криминология взаимодействует и с наукой уголовно-исполнительного права, изучающей принципы и условия назначения и отбывания наказаний. Несмотря на относительную самостоятельность последней, изучение социологических и психологических аспектов исполнения наказания взаимосвязано с криминологическими исследованиями. Наряду с этим криминологические исследования проблем личности преступника и механизма индивидуального преступного поведения могут иметь определенную ценность для пенитенциарной практики в области организации воспитательной работы с осужденными.

Уголовная статистика снабжает криминологические исследования огромным фактологическим материалом о преступлениях и осужденных лицах, о вреде, причиненном преступлениями обществу, об основных социальных характеристиках личности преступника, о профилактических мерах, применяемых правоохранительными органами. Эти статистические данные имеют существенное значение для теоретических обобщений и выводов, направленных на совершенствование борьбы с преступностью. Кроме того, статистика предоставляет в распоряжение криминологии систему методов статистического наблюдения за преступностью.

Значительна связь криминологии и с юридической психологией, особенно с такими ее отраслями, как криминальная и исправительная психология.

Но как отмечалось выше, криминология не менее тесно связана и с науками, не имеющими юридической направленности. Прежде всего, это социология, изучающая общество в процессе его функционирования. Социология обогащает криминологические исследования, предоставляя им множество социологических данных о развитии общественных явлений, происходящих в обществе структурных изменениях, развитии миграции, урбанизации, социальной активности людей, об условиях и образе их жизни и т.д. Кроме того, криминология заимствует у социологии методики исследования социальных явлений и процессов. С другой стороны, криминологические данные являются ценным источником сравнительного анализа при социологических исследованиях, цель которых - оценка негативного воздействия преступности на общество.

Криминология активно использует достижения психологии, ее различных отраслей. Теоретические установки и эмпирические исследования общей и социальной психологии необходимы для изучения всех личностных особенностей, определяющих механизм индивидуального преступного поведения. Изучение психологических черт личности преступника как элемента криминологической характеристики невозможно без углубленного анализа эмоционально-волевой, интеллектуальной и, особенно, мотивационной сферы лиц, совершивших преступления, их антисоциальной направленности, которые, в конечном счете, и определяют их преступное поведение. Познание проблем формирования личности преступника и непосредственной причины индивидуального преступного поведения невозможно без глубокого анализа межличностных отношений в микросоциальной среде.

Связь криминологии с экономическими науками проявляется не только при изучении преступности в сфере экономики и корыстной преступности, но и при оценке материальных факторов в генезисе социальной детерминации преступности, разработке системы экономических мер по снижению или предотвращению преступлений в отдельных сферах экономики. Данные, почерпнутые из различных сфер экономической, социально-культурной и демографической статистики, также используются в криминологических исследованиях.

 

4. Основы профилактики преступлений

 

Профилактическая работа является одной из форм борьбы с антиобщественными явлениями. Профилактика правонарушений - система социальных, правовых и иных мер общей и индивидуальной профилактики правонарушений, принимаемых государственными органами (организациями), иными организациями и гражданами в соответствии с Законом от 10.11.2008 N 453-З "Об основах деятельности по профилактике правонарушений" и другими актами законодательства Республики Беларусь.

Субъектами профилактики правонарушений являются: органы внутренних дел; органы прокуратуры; органы государственной безопасности; органы пограничной службы; таможенные органы; орган государственной охраны; органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее - органы финансовых расследований); органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям; местные исполнительные и распорядительные органы; органы управления здравоохранением и государственные организации здравоохранения (далее - организации здравоохранения); органы управления образованием и государственные учреждения образования (далее - учреждения образования);органы по труду, занятости и социальной защите; органы опеки и попечительства; органы юстиции (Министерство юстиции Республики Беларусь и входящие в его систему подразделения (организации)); средства массовой информации); советы общественных пунктов охраны порядка (далее - советы общественных пунктов); добровольные дружины иные субъекты, определенные законодательными актами Республики Беларусь.

Субъектам профилактики правонарушений в реализации целей и задач в области профилактики правонарушений, в том числе в правовом просвещении граждан, оказывают содействие в пределах своей компетенции иные организации и граждане.

В криминологии меры профилактики принято делить на общие и специальные. Мерами общей профилактики правонарушений являются:

профилактические мероприятия, направленные на предупреждение отдельных правонарушений;

правовое просвещение граждан;

представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

иные меры, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Беларусь.

Мерами индивидуальной профилактики правонарушений являются:

профилактическая беседа;

официальное предупреждение о недопустимости противоправного поведения;

информирование о причинах и условиях противоправного поведения;

социальная и трудовая реабилитация;

профилактический учет;

иные меры, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Беларусь.

Граждане участвуют в деятельности по профилактике правонарушений на добровольных началах в организационно-правовых формах, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 26 июня 2003 года "Об участии граждан в охране правопорядка" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 74, 2/963).

Субъекты профилактики правонарушений, другие государственные органы (организации), иные организации:

обязаны в пределах своей компетенции удовлетворять обоснованные требования граждан о проведении профилактических мероприятий и информировать граждан о принятых мерах;

оказывают содействие гражданам в создании объединений в области профилактики правонарушений;

поощряют граждан, активно участвующих в деятельности по профилактике правонарушений

Успехи профилактической работы обусловлены комплексной системой мероприятий, предполагающей воздействие на различные стороны жизни и быта людей (работа, семья, использование телевидения, организация досуга). В осуществлении профилактической работы важна тесная связь органов, ведущих борьбу с преступностью и общественности.

 

ТЕМА 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КРИМИНОЛОГИИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ, В СССР, СНГ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

  1. Криминология в дореволюционной России

 

Изучение проблем преступности в нашей стране имеет богатую историю. Еще в 1802 г. в работе А.Н. Радищева «О законоположении» была обоснована необходимость широкого изучения преступности, высказаны глубокие мысли о ее причинах и предложена четкая программа сбора уголовно-статистических сведений.

Первым эмпирическим исследованием в отечественной криминологии следует признать работу академика К. Германа «Изыскание о числе самоубийств и убийств в России за 1819 и 1820 годы», с докладом о которой он выступил на заседании Российской Академии наук 17 декабря 1823 г.

Во второй половине XIX в. возникает социологическое направление, представителями которого были М.В. Духовской, И.Я. Фойницкий, М.Н. Гернет, А.А. Пионтковский, М.П. Чубинский и др.

В работе «Задача науки уголовного права» (1872 г.) М.В. Духовской констатировал: «...главнейшая причина преступлений - общественный строй. Дурное политическое устройство страны, дурное экономическое состояние общества, дурное состояние общественной нравственности и целая масса других условий... - причины, благодаря которым совершается большинство преступлений». Иллюстрируя свои выводы примерами, он приводит интересные данные о связи уровня производства хлеба в губерниях России с количеством совершенных на территории этих губерний преступлений.

Исходя из этого сопоставления, М.В. Духовской отмечает, что «губернии, производящие самое меньшее количество хлеба... - те губернии, где совершается большое количество преступлений; и наоборот, губернии с избытком хлеба принадлежат к губерниям с меньшим количеством преступлений»1. Ученый также анализирует данные о связи преступности с образованием и др.

И.Я. Фойницкий в работе «Влияние времен года на распределение преступности» (1898 г.) разрешение проблемы преступности видел в обеспечении возрастания народного благосостояния.

М.Н. Гернет в работе «Общественные причины преступности» (1906 г.) утверждал, что несправедливое распределение материальных благ, дающее избыток и довольство одним и лишения и страдания бедности другим, ведущее к физическому и моральному отравлению в сквернейших жилищах, к истощению своих сил в тяжелой и нездоровом работе, имеют своим результатом совершение беднейшими слоями населения подавляющего большинства преступлений.

Аналогичную мысль проводил и А.А. Пионтковский, считая, что факторы преступности коренятся не просто в социальной среде, а «по преимуществу в отрицательных особенностях экономического уклада ж мши... Современный экономический уклад создает резко бьющие в глаза контрасты: бедность масс и богатство меньшинства. На почве этих контрастов... создается благоприятная атмосфера для различного рода эксцессов, складывается... обстановка для развития и проявления преступной деятельности».

Российские криминологи-социологи считали, что познание преступности целиком зависит от изученности ее факторов, а поэтому особое внимание эта школа уделяла анализу многочисленных данных, свидетельствующих о статистической зависимости между различными экономическими и психологическими характеристиками Личности преступников, с одной стороны, и фактами нарушения уголовного закона - с другой. Поэтому социологическая школа считала статистический анализ важнейшим методом исследования закономерностей развития преступности.

Антропологическое направление не нашло в России такого распространения, как на Западе. Из известных ученых, тяготеющих к антропологам - последователям Ч. Ломброзо, можно назвать Д.А. Дриля.

В учении антропологов его привлекала, главным образом, неудовлетворенность догматическими построениями классической школы уголовного права, которая игнорировала в своих чисто юридических схемах живого человека, совершившего преступление. Д.А. Дриль уделял особое внимание индивидуальным факторам преступности, которые он полностью подчинял социальным факторам. Источником преступности он считал два основных фактора - личное и социальное, причем второе определяет первое. Эта мысль проходит через все его основные работы: «Психофизические типы в их соотношении с преступностью» (1890 г.), «Преступность и преступники» (1899 г.), «Учение о преступности и мерах борьбы с ней» (1912 г.).

Криминологические исследования в дореволюционной России оказывали влияние на практику государственного реагирования на преступность. Для сравнения достаточно сказать, что в советский период так и не удалось законодательно оформить систему мер предупреждения преступности. В царской же России это было сделано еще в 1832 г. в «Уставе о предупреждении преступлений», который впоследствии трижды (1842, 1857 и 1900 гг.) существенно обновлялся. В идеях ученых, изучавших преступность в прошлом, содержится немало полезного и для настоящего времени, что в равной степени относится как к зарубежной, так и к отечественной криминологии.

Информация о работе Лекции по "Криминологии"