Контрольная работа по «Криминология»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 13:11, контрольная работа

Описание работы

Задание №1: Проблемы борьбы с экономической преступностью в России.
Понятие экономической преступности. Виды экономических преступлений. Тенденции развития экономической преступности. Система правоохранительных органов, ведущих борьбу с экономической преступностью, задачи обеспечения взаимодействия между ними. Вопросы повышения эффективности правоприменительной деятельности.

Файлы: 1 файл

Анкета по наркотизму.doc

— 210.00 Кб (Скачать файл)

В-третьих, в России ни одна компания не может чувствовать себя в полной безопасности. Объектами захвата  становятся даже предприятия военно-промышленного  комплекса. О криминальном характере рейдерства в России свидетельствует механизм захвата предприятий, который включает в себя следующие типичные процедуры:

1) разведка. Она предполагает получение максимальной и нформации об объекте захвата и включает легальную и криминальную разведку.

Легальная разведка основывается на изучении доступных (открытых) источников информации. Криминальная разведка ориентирована на сбор, во-первых, закрытой информации, во-вторых, сведений компрометирующего характера. Кроме того, криминальная разведка зачастую осуществляется незаконными средствами, включая оперативно-розыскные (наружное наблюдение, перлюстрация корреспонденции, прослушивание телефонных разговоров и проч.);

2) оценка защиты компании-жертвы. На этом этапе подвергаются анализу возможности объекта захвата по организации защиты. Учитываются система охраны, число, подготовленность и профессионализм ее сотрудников, материально-техническое обеспечение, отношения с частными охранными структурами и правоохранительными органами (ЧОП, МВД, ФСБ, прокуратурой), судебными инстанциями, местными и вышестоящими органами власти. Данный этап завершается составлением плана нейтрализации потенциальных защитников объекта;

3) разработка схемы  захвата предприятия. Она имеет два варианта: без применения силы и с применением силы. Выбор конкретного варианта зависит от особенностей объекта. Силовой захват применяется при высокой вероятности активного сопротивления со стороны собственника;

4) осуществление захвата. Перед штурмом, как правило, проводятся беседы с охраной предприятия — она подкупается или запугивается, в зависимости от уровня этой охраны. Затем готовится штурмовая группа — людей оснащают камуфляжной униформой, бронежилетами и дубинками, газовым или пневматическим легким вооружением, дымовыми шашками.

Рейдерство допускает  возможность и планирует совершение таких преступных действий, как подделка документов, заведомо ложный донос о совершении преступления определенным лицом, подкуп лица, обладающего процессуальными полномочиями по возбуждению уголовного дела, незаконное лишение свободы и даже заказные убийства. Для реализации этих целей нередко привлекаются криминальные формирования. В арсенале рейдеров «заказные» депутатские запросы в Государственной Думе, принятие нужного постановления Правительства, профессиональная разработка и осуществление РК-технологий.

Рейдерство не только криминальное, но и криминогенное  явление. Оно неизбежно сопровождается рядом криминогенных последствий, которые, в свою очередь, могут способствовать совершению преступлений. К ним относятся  негативные последствия политического, социального, экономического, правового и социально-психологического характера.

В целях противодействия  криминальному банкротству и  рейдерству необходимо добиваться:

сбалансирования государственных  и частных интересов на предбанкротной стадии (предупреждения банкротства), особенно в отношении градообразующих и стратегических предприятий. Например, по-прежнему остается нерешенным вопрос о защите интересов предприятия-должника, которому угрожает банкротство по вине государства. Речь идет о ситуации, когда выполненный предприятием государственный заказ не оплачен в установленный срок; определения круга государственных органов, представляющих интересы государства и контролирующих процесс банкротства, их компетенции, способов и средств государственного воздействия; усиления прокурорского надзора за банкротством на различных стадиях его осуществления.

Стратегическое значение противодействия  криминальному банкротству и  рейдерству имеет укрепление арбитражных судов. Актуальными направлениями предупреждения криминального банкротства являются:

совершенствование организационной  структуры в сфере банкротства;

оптимизация института арбитражных  управляющих;

совершенствование института саморегулирования;

взаимодействие правоохранительных органов со специальными органами, к компетенции которых непосредственно относятся исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации о финансовом оздоровлении и несостоятельности (банкротстве) организаций;

защита от враждебного поглощения и корпоративного шантажа. Угроза такого поглощения в ряду угроз экономической  безопасности выходит на первый план. Поэтому важное значение имеет выполнение рекомендаций, разработанных специалистами  в плане противодействия рейдерству (оптимизация уставных документов, защита служебной и коммерческой информации, реструктуризация активов, диверсификация финансовых потоков и др.).

В 2009—2010 гг. криминализированы типичные технологии, использовавшиеся при захвате предприятий: фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета; воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг; фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества. Однако продолжают работать коррупционные схемы осуществления рейдерских захватов.

 

Самостоятельный интерес  представляет налоговая преступность.

Если учесть распространенность практики уклонения от уплаты налогов или сборов, то статистика скорее указывает на бессилие или либерализм налоговых органов, чем на результативность их деятельности. Особенно характерно резкое снижение регистрируемых показателей, начиная с 2010 г. Это связано с частичной декриминализацией в 2009 г. ст. 198 и 199 УК РФ за счет примечаний, в которых: а) увеличены размеры налоговых недоимок, соответствующих крупному и особо крупному размеру; б) предусмотрена возможность освобождения лица от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется в вину данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Такие новеллы многими налогоплательщиками восприняты как приглашение к тому, чтобы налоги не платить, следуя логике: попадешься — заплатишь. Они на это предложение с удовольствием откликнулись. В то же время правоохранительные органы, не усматривая судебной перспективы уголовных дел, снизили активность профессиональной деятельности.

Оценивая состояние налоговой  преступности, необходимо сделать поправку на специфику налоговых преступлений.

Специфика налоговой  преступности состоит в том, что  установление налогов в известной  степени произвольно, не всегда понятно  для населения, убедительно и  соответствует принципу социальной справедливости. А налогообложение  просто обязано быть социально справедливым. Это сейчас, когда у населения отобрали многие льготы, пожалуй, единственный инструмент обеспечения социальной справедливости.

Налоговая политика государства  должна быть прозрачной не только в  плане установления и сбора налогов, но и траты собираемых средств. Если налоги собираются, но потом полученные средства расхищаются, то это способствует нарастанию (аккумуляции) правового нигилизма, который скорее всего реализуется в рассматриваемом отношении.

Как показывают исследования, российское правосознание в настоящее время в целом характеризуется нигилизмом. Правовой нигилизм свойствен как массовому, так и групповому сознанию. В массовом сознании он выражается прежде всего в отсутствии веры в то, что государство строит сильную социальную политику, стремится обеспечить социальную справедливость при создании и реализации правовых норм. Для активного типа постсоветского человека нередко характерны, кроме того, обостренное чувство социальной справедливости и решимость добиваться ее самостоятельно, вопреки правовым запретам и предписаниям. Это, безусловно, имеет отношение к мотивации налоговых правонарушений и преступлений.

К числу факторов, определяющих распространенность налоговых преступлений и правонарушений, относятся противоречия между интересами государственного аппарата, с одной стороны, и частными социально-экономическими интересами — с другой.

Разумная, социально ориентированная  налоговая политика, таким образом, должна обеспечивать достижение по крайней  мере трех стратегических целей: 1) создание атмосферы понимания и доверия, формирование партнерских отношений между государством и налогоплательщиками; 2) формирование справедливой системы налогообложения, соответствующей доходам физических и юридических лиц; 3) выбор приоритетов налоговой ответственности.

Следует учитывать изощренность субъекта правонарушения в рассматриваемой  сфере, уклоняющегося от уплаты налогов  или сборов. Многие крупные фирмы  создают целые подразделения  по так называемому планированию налогов (т. е. уклонению от уплаты налогов). Примером такого рода является деятельность компании «ЮКОС», которая с помощью «планирования» ежегодно уклонялась от уплаты налогов на сумму около 100 млрд. руб. В сложных схемах «планирования налогов» фигурировали офшорные зоны (зарубежные и российские), фирмы-однодневки и лжепредприятия и т. п. К этой деятельности привлекались не только специалисты по пробелам в налоговом законодательстве, но и аферисты, которые ранее осуждались за налоговые махинации.

Наиболее распространенными  способами уклонения от уплаты налогов или сборов являются:

полное или частичное неотражение  финансово-хозяйственной деятельности предприятия в документах бухгалтерского учета;

ведение двойной системы учета (для себя и для контролирующих органов);

уменьшение размера налогооблагаемой базы;

занижение показателей, характеризующих  объект налогообложения;

нарушение порядка учета экономических  показателей;

выведение финансово-хозяйственной  деятельности из-под контроля налоговых  органов;

создание фиктивных предприятий;

мнимая или явная ликвидация предприятий;

завышение произведенных предпринимателем расходов предоставлением фиктивных  договоров, счетов, накладных и т. д.;

кредитно-депозитная схема выплат заработной платы;

страховая схема выплат заработной платы;

уклонение от регистрации в налоговых органах в качестве налогоплательщика;

регистрация предприятия в одном  районе, а открытие счетов в банках других городов, уход от уплаты налогов  как по месту регистрации, так  и по месту веления хозяйственной  деятельности;

перечисление платежей юридическим лицом — налогоплательщиком через заведомо неплатежеспособные (проблемные) банки;

махинации, связанные с уплатой  и взысканием налогов на добавленную  стоимость;

маскировка объекта налогообложения: фиктивный бартер, лжеэкспорт, фиктивная  сдача в аренду основных средств, подмена объекта налогообложения;

использование особых отношений со специально созданными посредническими  аффилированными фирмами.

Реализация налоговой системы  в новых экономических условиях столкнулась с мощным скрытым  и открытым, в том числе криминальным, противодействием субъектов экономической деятельности и их покровителей. Правонарушения и преступления в сфере налогообложения приобрели в России изощренный и массовый характер, в результате чего в бюджет страны ежегодно не поступали значительные средства.

Созданная в 1991 г. налоговая служба не располагала достаточными возможностями  выявления правонарушений в налоговой  сфере и правами принуждения  или применения законных санкций  к правонарушителям. Эти задачи возлагались  на специально созданный государственный орган, наделенный соответствующими правами и располагающий необходимыми средствами. Такой орган был создан вначале в виде Главного управления налоговых расследований, а затем — Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП).

Имея широкие полномочия, ФСНП не смогла продемонстрировать эффективность своей профессиональной деятельности. Так, в соответствии со статистикой в 1995 г. по признакам налоговых преступлений было возбуждено 3793 уголовных дела. До суда же дошло около 1 % от их числа. В 2003 г. ФСНП была упразднена.

Предупреждение экономической  преступности требует дальнейшего  обсуждения и решения ряда проблем. Одна из них — проблема юридической ответственности юридических лиц. Она незаметна на фоне так называемых обшеуголовных преступлений (краж, грабежей, разбоев и проч.), но становится выпуклой при анализе организованной, экономической, экологической преступности.

При ее обсуждении следует учитывать, что юридическое сознание характеризуется  значительной инерционностью, обусловленной известной догматичностью уголовного права. Для того чтобы увидеть проблему, необходимо погрузиться в нее. Думается, не случайно специалисты, занимающиеся разработкой различных вопросов борьбы с экономической, организованной и экологической преступностью, как правило, выступают в настоящее время сторонниками позиции о необходимости установления уголовной ответственности юридических лиц.

Существенное значение в обеспечении эффективного противодействия  экономической преступности имеет  повышение престижа и значимости профессиональной репутации, параметры которой, в свою очередь, должны иметь четкие правовые границы. В ст. 31 «Предупреждение транснациональной организованной преступности» Конвенции против транснациональной организованной преступности, принятой в Палермо 12—15 декабря 2000 г., предусматривается такая мера, как стандартизация профессиональной деятельности. Она заключается в разработке стандартов и процедур, предназначенных для обеспечения добросовестности в работе публичных и соответствующих частных организаций, а также кодексов поведения для представителей соответствующих профессий, в частности адвокатов, нотариусов, консультантов по вопросам налогообложения и бухгалтеров, банковских работников.

Информация о работе Контрольная работа по «Криминология»