Контрольная работа по «Криминология»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 13:11, контрольная работа

Описание работы

Задание №1: Проблемы борьбы с экономической преступностью в России.
Понятие экономической преступности. Виды экономических преступлений. Тенденции развития экономической преступности. Система правоохранительных органов, ведущих борьбу с экономической преступностью, задачи обеспечения взаимодействия между ними. Вопросы повышения эффективности правоприменительной деятельности.

Файлы: 1 файл

Анкета по наркотизму.doc

— 210.00 Кб (Скачать файл)

Характерно, что основное внимание контролирующих органов сосредоточено  на объектах торговли. Они проверяются практически в 2 раза чаще, чем все остальные, вместе взятые (объекты строительства, промышленности и проч.). Здесь, видимо, проявляется действие двух детерминирующих факторов: а) довольно большое число правонарушений совершается предпринимателями в сфере потребительского рынка; б) объекты торговли чаще всего выступают местом «кормления» представителей контролирующих органов.

Как показали результаты опроса, основными  мерами реагирования со стороны органов, осуществляющих контрольную функцию, являются:

предписания — 23,1%;

штрафы — 20,5%;

платежи — 19,6%;

неправомочные требования либо изъятие  документов — 16,9%;

неправомочные поборы — 13,3%;

задержка принятия решения по времени  — 2,0%;

наложение ареста на имущество (в том  числе товар) — 0,9%.

Таким образом, не менее трети принимаемых соответствующими

органами мер имеют  незаконный характер. По мнению руководителей  малых предприятий, эти меры принимаются  с явным расчетом на то, чтобы  вынудить предпринимателей «поделиться». Речь в данном случае идет не столько о случаях элементарного вымогательства взяток, сколько о требованиях «оказать финансовую помощь» в проведении определенных акций, перечислить деньги в какой-либо «фонд содействия» и т. п.

Субъекты контроля за предпринимательскими структурами выработали

типичные приемы административного рэкета. Так, инспекторы Госпожнадзора часто выдвигают нереальные требования, которые влекут за собой серьезное переоснащение предприятия либо приостановление его деятельности. Органы Роспотребнадзора предоставляют платные услуги для получения разрешений; разрешения выдаются на короткий срок, и после этого срока процедура его получения повторяется.

Сотрудники ФНС России используют наиболее агрессивные формы «воздействия». Они нередко допускают превышение полномочий, взыскивают необоснованные пени и штрафы.

Органы государственного энергетического  надзора предъявляют жесткие  требования к техническому состоянию  энергетических коммуникаций, что ведет  к значительным затратам, а сроки  аренды зданий в большинстве случаев  составляют один год.

Органы стандартизации, метрологии и сертификации придерживаются политики взимания необоснованно больших  сумм за сертификацию.

Субъектам малого предпринимательства  приходится платить за каждый контакт  с контрольно-разрешительной системой государственной власти.

На состояние преступности в сфере потребительского рынка  существенное воздействие оказывает  то, что уголовно-правовой риск лиц, совершающих экономические преступления, характеризуется сравнительно низкими  показателями: к реальному лишению  свободы осуждается не более 5% правонарушителей. Это свидетельствует о том, что уголовно-правовое реагирование на экономическую преступность в России (по сравнению с реагированием на традиционную корыстную преступность) является символическим. И это несмотря на то что экономическая преступность причиняет государству, обществу и гражданам ущерб несоизмеримо больший по сравнению с корыстной преступностью.

Предупреждение преступлений в сфере потребительского рынка  осуществляется по двум генеральным  направлениям: защита прав потребителей и защита прав предпринимателей. Каждое из них в свою очередь реализуется с учетом особенностей проведения соответствующих мероприятий. Так, защита прав потребителей предполагает:

обеспечение потребителей, государственных  органов и общественных объединений потребителей оперативной и достоверной информацией о товарах (работах, услугах), изготовителях (продавцах, исполнителях);

принятие мер по предотвращению деятельности недобросовестных хозяйствующих  субъектов и попадания некачественных товаров (услуг) на территории государств;

создание условий для потребителя, способствующих свободному выбору товаров (работ, услуг), путем развития добросовестной конкуренции;

осуществление программ просвещения  в области защиты прав потребителей как неотъемлемой части обучения граждан в образовательных системах государств;

привлечение средств массовой информации, в том числе радио и телевидения, к пропаганде и систематическому освещению вопросов защиты прав потребителей;

формирование организационного механизма, направленного на обеспечение прав потребителей.

С точки зрения защиты прав предпринимателей большое значение имеет Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который установил:

1) порядок организации и проведения  проверок юридических лиц, индивидуальных  предпринимателей органами, уполномоченными  на осуществление государственного  контроля (надзора), муниципального контроля;

2) порядок взаимодействия органов,  уполномоченных на осуществление  государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации  и проведении проверок;

3) права и обязанности органов,  уполномоченных на осуществление  государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;

4) права и обязанности юридических  лиц, индивидуальных предпринимателей  при осуществлении государственного  контроля (надзора), муниципального  контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

При этом учитываются характер предпринимательской  деятельности и интересы населения: в частности, введен режим постоянного государственного контроля (надзора) в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих отдельные объекты использования атомной энергии, опасные производственные объекты, гидротехнические сооружения и осуществляющих на этих объектах и сооружениях технологические процессы, представляющие собой опасность причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основной проблемой при организации работ по устранению административных барьеров является поиск компромисса между экономической целесообразностью принимаемых решений в сфере государственного управления и их правовой основой, согласование интересов хозяйствующих субъектов — налогоплательщиков, органов власти и населения в целом. Только при оптимальном варианте баланса этих интересов, сформированном на основе закона, можно рассчитывать на позитивные результаты в этой кропотливой и сложной работе.

Решение этой проблемы, несомненно, предполагает, что деятельность предпринимателей осуществляется в рамках правового поля. К сожалению, следует констатировать, что правосознание многих предпринимателей характеризуется довольно низким уровнем (нередко правовым невежеством). Здесь просматриваются две причины: а) общая депрофессионализация в сфере потребительского рынка, вызванная притоком сюда людей, которые не имеют специальной подготовки, навыков (бывших учителей, врачей, работников милиции, налоговых служб и др.); б) большая доля среди лиц, участвующих в торговле, иностранных граждан, апатридов, представителей этносов, мигрирующих на территорию России из государств — бывших республик СССР. Ликвидация их правовой безграмотности — актуальная задача, решение которой требует поиска соответствующих форм правового просвещения, реализации образовательных программ и т. п.

Новым направлением в  противодействии экономической  преступности является борьба с незаконной организацией и проведением азартных игр: уголовная ответственность за такие действия введена 20 июля 2011 г. Статья 171.2 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за организацию и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, либо без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, сопряженные с извлечением дохода в крупном размере.

Ответственность за незаконные организацию и проведение азартных игр, сопряженные извлечением дохода до 1,5 млн. рублей включительно, наступает  в административном порядке (ст. 14.1.1 КОАП РФ).

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» определяет правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливает ограничения на осуществление данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан. На территории Российской Федерации создаются четыре игорные зоны: в Алтайском крае («Сибирская монета»), Приморском крае («Приморье»), Калининградской области («Янтарная»), на границе Краснодарского края и Ростовской области («Азов-Сити»). Игорные заведения, за исключением букмекерских контор и тотализаторов, могут быть открыты только на территории игорных зон. В феврале 2010 г. в игорной зоне «Азов-Сити» открылось первое казино «Оракул», опыт которого показывает, что нелегальный игорный бизнес не собирается идти в игорную зону, он будет изо всех сил стараться остаться в городах, чтобы занять свободную нишу запрещенного легального игорного бизнеса. Если правоохранительные органы не предпримут надлежащих усилий по ликвидации нелегального сегмента игорного рынка, то создание игорных зон не имеет смысла. В то же время без покровительства со стороны правоохранительных органов нелегальный игорный бизнес существовать не может.

В феврале 2011 г. возбуждено уголовное  дело в отношении бизнесмена Н. Его  обвинили в создании сети нелегальных  казино в Подмосковье, приносивших  доход от 5 до 10 млн. долларов в месяц. По данным правоохранительных органов, к нелегальному бизнесу причастны высокопоставленные сотрудники прокуратуры и МВД. В апреле по результатам служебной проверки был снят с должности прокурор Московской области М., а его первый заместитель И. уволен. В мае 2011 г. в отношении И. и еще нескольких уволенных прокуроров были возбуждены дела о взяточничестве, часть из них арестованы. Также под стражу взяли двух высокопоставленных сотрудников управления «К» МВД РФ. Самого Н., давшего показания на прокуроров, отпустили из СИЗО под подписку о невыезде. Аналогичную сделку с правосудием совершил экс-начальник одного из управлений Мособлпрокуратуры У. По его показаниям, расчеты Н. с разными фигурантами проводились по индивидуальным схемам. Те, кто успел с ним познакомиться на прокурорских корпоративах, получал деньги напрямую, остальных он «стимулировал» через И. или посредников, в качестве которых выступали представители разных правоохранительных структур. В результате проверяющие заходили в игорные залы и уходили, получив из прокуратуры команду «не трогать». 11 апреля 2011 г. убит свидетель по этому делу — водитель одного из соучастников организатора сети казино.

Существенный криминологический  интерес представляет проблема криминального банкротства и рейдерства. Как свидетельствует юридическая статистика, преступления в этой сфере регистрируются редко.

С криминологической  точки зрения криминальное банкротство — это инструмент недобросовестного завладения собственностью. В любой стране с рыночной экономикой банкротство является одним из инструментов естественного процесса реструктурирования экономики. Однако в российских условиях банкротство предприятий стало самостоятельным видом криминального бизнеса.

Если в середине 1990-х гг. незаконное завладение собственностью, как правило, осуществлялось лицами, ею управляющими (путем доведения предприятия до банкротства в целях его приватизации в свою пользу), то позднее все чаще стали совершаться захваты чужой частной собственности, что получило наименование рейдерства. Этиология понятия рейдерства имеет отношение к пиратству — морскому разбою. Термин «рейдерство» произошел от английского «the raid» — набег, внезапное нападение. В таком понимании рейдерства как раз видна его связь с банкротством. В этом смысле рейдерство есть уничтожение предприятия путем его захвата и последующего разорения в целях получения сверхприбыли. Олигархический капитал, захватывая предприятия, нередко разрушает их, лишая людей работы, создавая почву для социальных конфликтов. Даже если захваченное предприятие потом начинает работать, то в период захвата, который может быть довольно длительным, оно не работает и разоряется. Во всяком случае, работники предприятия в это время лишены заработной платы, а их трудовые перспективы становятся неопределенными. Следовательно, рейдерство всегда порождает негативные социальные последствия, свойственные банкротству, и это указывает на совпадение рассматриваемых явлений.

Бесспорно, такое совпадение частичное. Его можно представить в виде двух пересекающихся кругов, имеющих общий сектор, где рейдерство выступает средством банкротства, а заказное банкротство является средством для захвата чужой собственности. Здесь как раз имеются основания для частичного отождествления банкротства и рейдерства.

Конечно, рейдерство и банкротство являются относительно самостоятельными явлениями, но в криминологическом плане особый интерес представляет как раз их взаимосвязь. Такой интерес обусловлен, во-первых, размахом, которое приобрело рейдерство в России в последние годы.

Во-вторых, рейдерство осуществляется криминальными приемами (в том числе связанными с заказными убийствами), которые указывают на развитие организованной преступности в экономической сфере. Организованная преступность по своему определению не может быть созидателем. Она всегда выступает разрушителем. Захват собственности приводит к разорению законного собственника, но этим не ограничиваются его негативные последствия. Рейдерство, как правило, сопровождается созданием шоковой атмосферы на предприятии, остановкой технологического процесса, втягиванием персонала в конфликт, что само по себе чревато незаконными, нередко насильственными действиями. Рейдерство и банкротство вкупе представляют собой инструментарий продолжающейся криминализации экономики России и легализации организованной преступности.

Информация о работе Контрольная работа по «Криминология»