Контрольная работа по «Криминология»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 13:11, контрольная работа

Описание работы

Задание №1: Проблемы борьбы с экономической преступностью в России.
Понятие экономической преступности. Виды экономических преступлений. Тенденции развития экономической преступности. Система правоохранительных органов, ведущих борьбу с экономической преступностью, задачи обеспечения взаимодействия между ними. Вопросы повышения эффективности правоприменительной деятельности.

Файлы: 1 файл

Анкета по наркотизму.doc

— 210.00 Кб (Скачать файл)

Возникновение, развитие и состояние преступности в сфере  ВЭД в значительной степени определяется ситуацией, связанной с контрабандным  экспортом сырьевых ресурсов. Именно здесь с начала реформ происходили самые интенсивные процессы, связанные с получением сверхприбыли.

Понятно, что экспортно-импортные  операции стали представлять наибольший интерес для организованной преступности. Этот интерес вызван как высокой прибыльностью таких операций, так и трудностью доказывания преступного характера перемещения товаров и денежных средств через Государственную границу Российской Федерации. Такие действия позволяют преступникам реализовывать сразу несколько целей: маскировать противоправную деятельность (контрабанду, хищения, уклонения от уплаты налогов, экологические преступления и др.), перемещать капиталы за границу, легализовать противоправные доходы. Эксперты говорят о «клубке преступлений», один конец которого начинается с контрабанды, а другой заканчивается отмыванием денег.

В 1990-х гг. популярным способом осуществления контрабандных операций, сопряженных с контрабандой сырьевых ресурсов, было использование процедуры «Калининградского транзита». Преступные группы использовали возможности внутритаможенного транзита и географическое положение Калининградской области. В результате не менее половины товаров, направляемых в этот регион, при прохождении через страны Балтии оставались в них, а в последующем реэкспортировались в дальнее зарубежье. Основную их часть составляли черные и цветные металлы, лес и лесоматериалы, нефть и продукты ее переработки. Указанные обстоятельства позволили странам Балтии в середине 1990-х гг. выйти на одно из первых мест в Европе по экспорту цветных металлов и реализовать их на мировом рынке по демпинговым ценам.

Гигантский размах имеет контрабандный экспорт морепродуктов. По данным МВД России, рыбная отрасль в значительной мере криминализирована. Ежегодно российский бюджет теряет около 3—5 млрд. долларов США на нелегальном лове морепродуктов и незаконном экспорте.

Не менее впечатляющий размах имеет контрабанда леса в Китай, Финляндию, Казахстан. Наиболее распространенный способ действий контрабандистов, провозящих лес и лесоматериалы, — обманное использование документов. При осуществлении экспортных операций участниками ВЭД представляются поддельные фитосанитарные сертификаты, внешнеторговые контракты и учредительные документы организаций-экспортеров, оформленные с нарушением требований действующего законодательства, грузовые таможенные декларации, содержащие недостоверные сведения (под видом обычных декларируются особо ценные породы леса, занижается сортность). В целях ухода от уголовной ответственности осуществлялся вывоз древесины мелкими партиями, и в случае привлечения экспортера к ответственности стоимость перемещаемых товаров не достигала крупного размера, необходимого для квалификации деяния по ст. 188 УК РФ.

В соответствии с Федеральным законом  от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений  в Уголовный кодекс Российской Федерации  и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ст. 188 «Контрабанда» утратила силу. Иными словами, «простая» товарная контрабанда (т. е. перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением специально указанных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием), декриминализирована. В УК РФ появились две новых статьи о контрабанде:

ст. 226.1 «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих,

взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей»;

ст. 229.1 «Контрабанда наркотических  средств, психотропных веществ,

их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические  средства, психотропные вещества или  их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ».

Как видим, новые статьи о контрабанде признают это преступление посягающим на общественную безопасность либо на здоровье населения. Такое изменение  объекта контрабанды вряд ли способно изменить экономическую природу  этого преступления и устранить  его угрозу экономической безопасности. В то же время неизбежная коррекция статистических процедур настолько сократит показатели борьбы с экономической преступностью в сфере ВЭД, что они поставят под сомнение эффективность деятельности правоохранительных органов в рассматриваемом направлении.

Замена уголовной ответственности  на административную за простую товарную контрабанду содержит коррупциогенный  потенциал, поскольку существенно  расширяет дискреционные полномочия таможенных органов. Что же касается уголовно-правовой угрозы привлечения к ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей, то она представляется незначительной.

Между тем обороты  «простой» товарной контрабанды  исчисляются многими миллиардами  рублей.

В феврале 2005 г. российскими  органами правопорядка была получена оперативная информация о поступлении в Московский регион из г. Находки более 150 железнодорожных вагонов с товарами народного потребления, контрабандно ввезенных на территорию Российской Федерации из Китая. В соответствии с действующим таможенным законодательством, в целях подтверждения легальности ввоза товара на территорию Российской Федерации было инициировано задержание данных вагонов на станциях Бекасово и Люберцы-1. Товары были помещены в зону временного таможенного контроля. По словам сотрудников правоохранительных органов, «в ходе проверочных мероприятий был вскрыт механизм легализации контрабанды перемещаемых через таможенную границу товаров посредством установления с участниками внешнеэкономической деятельности «договорных отношений». В основу сформировавшейся системы, отметили в правоохранительных органах, «было положено согласие предпринимателя выполнять контрольные показатели федеральной таможенной службы, а взамен — возможность перемещать большее количество товара, чем официально заявляется при таможенном оформлении, либо заменять ассортимент груза на более дорогостоящий». В результате товар не проходил таможенного оформления в установленном законом порядке. Сотрудники таможни осуществляли таможенное оформление товара без их фактического контроля, по документам представляемым коммерческими организациями. Часть груза при этом проходила вообще мимо таможни — государству тем самым наносился значительный экономический ущерб. Было установлено, что к функционированию данного крупномасштабного канала причастны как высокопоставленные сотрудники ФТС, так и ряд представителей федеральных и региональных органов власти. Ими были организованы различные коммерческие организации, имеющие представительства в том числе и в Китае, где с помощью китайских транспортных компаний собирали грузы, готовые к отправке в Россию. После пересечения границы на груз выдавались товарно-транспортные документы от имени российских граждан. Российские получатели и отправители грузов, как правило, были подставными лицами. Доставка грузов осуществлялась морским путем до порта Восточный, а затем железнодорожным транспортом в Московский регион на Черкизовский рынок, где этот груз передавался для реализации реальным владельцам — гражданам Китая — через представителей китайских транспортных компаний. В июне 2009 г. В. В. Путин на заседании президиума Правительства РФ потребовал от руководителей правоохранительных органов усиления борьбы с контрабандой: «На одном из рынков стоят товары на более чем 2 миллиарда долларов, до сих пор их не уничтожили и хозяев нет... Контрабанда — это отдельная тема, и борьба вроде бы ведется, а результатов чего-то мало. Результатом борьбы должны быть посадки в тюрьму. Где посадки?».

Легализация «простой»  товарной контрабанды реализует  проект сокращения экономической преступности путем устранения уголовной ответственности за определенные деяния.

В центре общественного внимания обычно находится экономическая преступность в сфере потребительского рынка.

Потребительский рынок представляет собой специфическую сферу экономической деятельности. Его фундаментальным основанием являются, во-первых, свободные отношения купли-продажи товаров (работ, услуг). Такой естественный взаимообмен дает людям все, что они хотят, а не то, что они должны хотеть по разумению какой-то группы. Продавец должен торговать качественными товарами, а производитель обеспечивать их производство в соответствии с установленными стандартами. Во-вторых, в процессе реализации рыночных отношений купли-продажи должны быть созданы условия для развития здоровой конкуренции. В-третьих, потребительский рынок должен быть сориентирован на соблюдение прав потребителя. Рыночные отношения должны быть выстроены таким образом, чтобы соблюдать три фундаментальных права потребителя: а) надлежащее качество товаров и услуг; б) их безопасность для жизни и здоровья потребителя; в) получение достоверной информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (продавцах).

 

В течение долгого  времени результаты борьбы с экономической  преступностью в сфере потребительского рынка определялись практикой противодействия обману покупателей. После декриминализации обмана потребителей основное внимание правоприменителей уделяется борьбе с незаконным предпринимательством, приобретением или сбытом имущества, заведомо добытого преступным путем, и с незаконным использованием товарного знака.

Говоря о незаконном предпринимательстве, следует отметить, что более 20% розничного товарооборота приходится на неорганизованную торговлю, аккумулирующую до 30% наличных денежных средств. Растет число забракованных товаров. Распространены примитивные формы торговли, не требующие высокой профессиональной подготовки, знания специфики бухгалтерского учета, технологий маркетинга. Наиболее криминализирован рынок алкогольной продукции, кустарным производством которой занимаются этнические группировки из числа мигрантов из ближнего зарубежья. И это не случайно. Нелегальная торговля водкой приносит от 300 до 600% прибыли, а отдельные операции способны дать до 1000% прибыли.

Остальные уголовно-правовые запреты, регулирующие отношения в сфере потребительского рынка, применялись гораздо реже или же вообще не применялись. Сравнительно редко применялись нормы об ответственности за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, монополистические действия и ограничение конкуренции, принуждение к совершению сделки и отказу от ее совершения, нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм. Совсем не применяется ст. 184 УК РФ, несмотря на то, что область профессионального спорта имеет довольно глубокий слой теневой экономики.

Причинами этого являются, во-первых, слабое знание и ненадлежащее выполнение оперативными сотрудниками нормативных правовых актов, регулирующих вопросы взаимодействия, порядок возбуждения уголовных дел при реализации материалов оперативных разработок, недостаточный профессиональный уровень следователей.

Во-вторых, необходимо отметить конструктивные недостатки норм (диспозиций и санкций), которые затрудняют их применение. Не случайно с момента введения в действие нового уголовного законодательства (с 1 января 1997 г.) поправки, касающиеся редакции ряда статей гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» УК РФ, принимались несколько раз. В частности, 7 апреля 2010 г. утратила силу ст. 173 «Лжепредпринимательство», которая редко применялась как раз из-за своих конструктивных особенностей.

В-третьих, наблюдается  резкое снижение правоприменительной  активности в противодействии экономической  преступности в 2010—2011 гг., что является реакцией на кампанию по модернизации уголовного законодательства в сфере экономики. В-четвертых, на состояние борьбы с экономической преступностью негативно влияет отсутствие целевого комплексного планирования в деятельности правоохранительных органов. Как правило, внимание этих органов сконцентрировано на небольшой группе указанных деяний, да и то оно не свободно от недостатков и злоупотреблений. Низкий уровень профессиональной компетенции закономерно связан с должностными злоупотреблениями, которые довольно широко распространены в деятельности должностных лиц, контролирующих органов в отношении малого бизнеса. В связи с этим актуальна проблема снижения административных барьеров в предпринимательской деятельности.

Административные барьеры не просто являются препятствием на пути развития предпринимательства, но и создают новую криминогенную ситуацию, так как обычной реакцией малых предприятий на них является уход в теневую экономику в целях снижения непроизводственных затрат и «бюрократических рисков». Типичными препятствиями при развитии предпринимательства являются:

разрешительный порядок ведения  подавляющего большинства видов  деятельности;

сложный характер лицензирования;

наличие завышенных полномочий государственных  органов по контролю за деятельностью  субъектов малого предпринимательства. Отсюда многочисленность проверок и финансовых поборов. Нередко проверки проводятся в целях соблюдения давно устаревших норм и стандартов.

Например, доля продукции, подлежащей обязательной сертификации, во много  раз превышает принятые в мировой практике. На получение всех разрешений и согласований по инвестиционным проектам, связанным со строительством, уходит не менее года.

Информация о работе Контрольная работа по «Криминология»