Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 12:26, реферат
В заключение отметим, что любая компьютерная оценочная технология, основанная только на статистической информации, не может быть полностью объективной и справедливой, поскольку за пределами оценки в этом случае остается много других факторов субъективного и объективного характера, влияющих на деятельность конкретного органа внутренних дел, однако не нашедших отражения в карточках первичного учета и статистических отчетах.
В основу формирования нормативов должен быть положен иерархический подход:
в информационной технологии анализа и оценки внешней среды функционирования МВД, УВД в качестве норматива преступности и правонарушительства устанавливается значение среднего показателя по МВД России, т.е. по стране в целом (структура, уровень, темп роста и т.д.);
для информационной технологии анализа и оценки внешнзй среды функционирования горрайорганов в качестве норматива преступности и правонарушительства принимается значение среднего значения для соответствующего МВД, УВД, т.е. в границах конкретного субъекта Федерации (республики, края, области, округа).
Величина границ (интервалов), в пределах которых отклонения не рассматриваются в качестве проблемных, устанавливается посредством экспертной процедуры. Эти границы достаточно относительны, они могут отличаться для различных ОВД и для разных временных периодов. Используя возможность компьютерной системы анализа и оценки внешней среды функционирования ОВД, аналитические работники штаба могут изменять величину соответствующего интервала, в результате чего руководитель органа получает возможность определять приоритетные направления деятельности с учетом имеющихся сил и средств: при достаточных ресурсах интервал может быть увеличен и в число проблемных попадет большее количество территориальных единиц с «обостренной» криминальной обстановкой.
Информационно-технологическая последовательность решения описанной задачи анализа и оценки внешней среды функционирования ОВД разделяется на взаимосвязанные этапы, операции и фазы, реализация которых осуществляется в соответствии с вышеописанными информационно-технологическими правилами динамического анализа и оценки оперативной обстановки. Эти этапы, операции и фазы должны выполняться координирование, последовательно и однозначно, как это и предусмотрено основополагающими принципами, изложенными в разделе 4.1 учебника.
565
Конкретная реализация столь
сложной процедуры может
1) на основе отдельных
прикладных программных
2) на основе интегрированных оффисных пакетов, включающих в свою структуру текстовый процессор, табличный процессор, СУБД, средства графического представления и коммуникационные средства;
3) на основе интегрированных
высокотехнологических
Проиллюстрируем информационно-технологическое содержание описанной выше задачи с наглядным представлением результатов каждого процедурного этапа.
А. Информационно-аналитическая процедура формирования системы показателей преступности и правонарушительства. В общем случае система соответствующих показателей включает следующие формы государственной отчетности: 1) отчет о зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых преступлениях (Ф1); 2) отчет о лицах, совершивших преступления (Ф2); 3) единый отчет о преступности (1-Г);
4) отчет о следственной работе (1-Е). Помимо этого в указанную систему целесообразно включить еще 16 форм ведомственной отчетности, дающих весьма детальную картину о состоянии преступности и правонарушительства.
Ввиду неприемлемо большого количества перечисленных параметров информационно-технологическая процедура формирования системы показателей должна включать процесс экспертного оценивания и отбора тех показателей криминальной обстановки, которые наиболее важны для конкретного МВД, УВД. Содержательная часть данной процедуры изучается в курсе «Основы математического моделирования социально-экономических процессов» и изложена в ряде учеб-
566
ных пособий12. Последовательность
и взаимосвязь соответствующих
этапов представлены на рис. 4.3.3. Будучи
объединенными в среде Windows в единую
информационно-технологическую
Итак, применительно к рассматриваемому нами (условно) УВД (Сергеевская обл.) результатом информационно технологической процедуры п. А будет следующая структура показателей преступности и правонарушительства:
общая преступность;
состояние преступности по тяжким и особо тяжким видам преступлений;
преступления,
относящиеся к компетенции
экономическая преступность;
преступность, связанная с незаконным оборотом наркотиков;
организованная преступность;
преступность,
относящаяся к компетенции
состояние общественного порядка (преступность на улицах и в общественных местах);
подростковая преступность;
рецидивная преступность;
групповая преступность;
преступления,
совершенные в состоянии
12 Голованов В.П., Макаров А.Л., Семенов Е.К. Информационное и методическое обеспечение криминологического прогнозирования: Методическое пособие. - М., 1993.
567
Этап 1
Разработка
задания для экспертного
Этап 2
Разработка методики экспертной процедуры
Выбор способа и формы проведения опроса
^Формирование методики обработки результатов опроса
Этап 3
Формирование репрезентативной экспертной группы
Проведение оценки компетентности экспертов
Определение численности и состава группы экспертов
Этап 4 Проведение экспертного опроса
|Этап 5
Анализ и
обработка результатов
Этап 6
Выводы по результатам экспертизы -соответственно перечень показателей преступности и правонарушительства
Рис. 4.3.3. Экспертная процедура формирования системы
показателей преступности и правонарушительства
Диспетчер Программ
файл Параметры Окно Справка
Рис. 4.3.4. Экранное представление компьютерной системы формирования показателей преступности и правонарушительства
Б. Информационно-технологическая процедура анализа показателей преступности. Наиболее типичным для иерархических технологий является случай, когда вышестоящий орган управления оценивают по выбранным в п. А показателям среды функционирования подчиненных органов внутренних дел. Технологическая процедура принципиально не изменится, если ОВД осуществляет анализ или оценку среды своего собственного функционирования. Данная процедура принципиально должна содержать статические и динамические компоненты.
Информационной базой рассматриваемой аналитической процедуры являются статистические данные о преступности в горрайор-ганах, подчиненных данному МВД, УВД. Эти данные должны содержаться в базах данных типовых АИС и АРМ МВД, УВД, соответствующих перечню Единого территориально-распределенного информационного фонда программно-технических средств информа-
569
тизации органов
внутренних дел Российской Федерации'
(АИС «Уголовная статистика», АИС
«Дежурная часть», АРМ «Статистика
РОВД» и др.). Извлечение этих данных
из БД и представление в виде, пригодном для
анализа, является одной из задач информаци-онно-техноло-
Исследуемые данные целесообразно представить в виде матри^ цы и разместить в среде одного из табличных процессоров, например Microsoft Excel. Рассмотрим для примера следующие показатели:
1. Уровень преступности (количество преступлений на 10 тыс. чел. населения):
все преступления;
преступления по линии службы криминальной милиции (СКМ);
преступления по линии службы милиции общественной безопасности (СМОБ);
2. Динамика преступности
(темпы прироста по отношению
к аналогичному периоду
все преступления;
преступления по линии СКМ;
преступления по линии СМОБ.
Применительно к рассматриваемому нами УВД Сергеевской области соответствующие данные за три месяца 1997 г. сведены в табл. 4.3.1.
Важно отметить, что показатели динамики преступности, представляющие темпы прироста по отношению к аналогичному периоду прошлого года в %, не требуют отдельного ввода, а вычисляются непосредственно программно-алгоритмическими средствами табличного процессора с помощью ввода в соответствующие ячейки формул.
В. Информационно-технологическая процедура выявления проблемных ситуаций при анализе показателей преступности и право-нарушителъства. Процедуру выявления проблемной ситуации в криминальной обстановке следует рассматривать как развернутое продолжение анализа табличных данных. Алгоритм обработки соответствующих данных решает две последующие задачи:
13 Приказ МВД России N 263 - 1995 г.
570
1) выявление направлений деятельности, по которым возникла «проблемная ситуация» (в целом по УВД). Степень сложности криминальной обстановки в целом определяется количеством и характером «проблемных ситуаций» по отдельным направлениям деятельности;
Таблица 4.3.1
Данные об уровне и динамике преступности по УВД Сергеевской области за три месяца 1997 г.
Наименование горрайоргана |
Уровень преступности |
Динамика преступности | ||||
всего |
по линии СКМ |
по линии СМОБ |
всего |
по линии СКМ |
по линии СМОБ | |
Ленинский |
34,7 |
21,9 |
12,8 |
2,0 |
-14,1 |
50,0 |
Октябрьский |
52,3 |
38,2 |
14,1 |
22,3 |
19,4 |
30,9 |
Фрунзенский |
50,0 |
34,5 |
15,5 |
7,6 |
-12,5 |
119,6 |
г.Сергеев |
44,4 |
30,3 |
14,1 |
9,5 |
-5,2 |
64,4 |
Александровский |
39,4 |
32,2 |
7,2 |
-14,7 |
-13,8 |
-18,4 |
Вязниковский |
49,3 |
37,5 |
11,8 |
-0,5 |
-2,3 |
5,6 |
Гороховецкий |
23,4 |
19,0 |
4,4 |
-19,3 |
-18,8 |
-21,4 |
Гусь-Хрустальный |
41,1 |
29,2 |
11,9 |
2,1 |
-7,0 |
35,0 |
Камешковский |
36,8 |
29,2 |
7,6 |
-14,4 |
-13,1 |
-19,1 |
Киржачский |
25,5 |
19,8 |
5,7 |
-20,7 |
-24,7 |
-2,9 |
Ковровский |
43,9 |
34,2 |
9,7 |
29,5 |
27,0 |
39,0 |
Кольчугинский |
33,3 |
21,8 |
11,5 |
15,2 |
-1,7 |
70,4 |
Меленковский |
42,8 |
32,3 |
10,5 |
5,6 |
-4,4 |
55,6 |
Муромский |
37,2 |
25,5 |
11,7 |
7,2 |
-1,9 |
34,5 |
Петушинский |
41,0 |
32,3 |
8,7 |
24,7 |
21,8 |
36,8 |
Селивановский |
17,5 |
12,7 |
4,7 |
-22,6 |
-33,3 |
36,8 |
Собинский |
48,3 |
32,6 |
15,6 |
1,6 |
-7,4 |
27,6 |
Судогодский |
31,4 |
24,9 |
6,5 |
-3,8 |
2,5 |
-22,2 |
Суздальский |
52,3 |
43,0 |
9,3 |
8,9 |
11,0 |
0,0 |
Юрьев-Польский |
31,2 |
25,8 |
5,3 |
-8,3 |
-0,6 |
-33,3 |
г.Радужный |
15,3 |
10,0 |
12,0 |
-53,1 |
-53,1 |
5,9 |
Область |
40,3 |
29,7 |
10,6 |
4,2 |
-2,1 |
27,2 |
571
2) выявление органов внутренних дел УВД Сергеевской области, которые как по отдельным показателям, так и по их совокупности характеризуются наиболее сложной криминальной обстановкой.
Применительно
к конкретным условиям Сергеевской
области при анализе
в качестве норматива (базы сравнения) принимаются средне-областные значения анализируемых показателей;
вводится градация состояний преступности, отдельные классы которой описываются следующими качественными оценками:
«хорошо», «удовлетворительно»,
«неудовлетворительно» и «
С учетом особенностей
развития криминальной обстановки в
стране в целом и в данном регионе
установим следующие
Таблица 4.3.2
Оценочная структура уровня и динамики преступности в Сергеевской области за три месяца 1997 г.
Оценка состояния преступности |
Уровень преступности, % от норматива |
Темп прироста, % от норматива |
Хорошо |
Менее 90 |
Менее 75 |
Удовлетворительно |
91 -110 |
76-150 |
Неудовлетворительно |
111-150 |
151 -250 |
Кризис |
Более 151 |
Более 251 |
Далее, используя данные об уровне и динамике преступности (табл. 4.3.1) и применив несложный механизм программирования в среде Excel, получим диапазон изменения анализируемых показателей для каждой из введенных градаций (см. табл. 4.3.3).
Г. Информационно-технологическая процедура качественной оценки показателей преступности и правонарушительства. В ходе данной процедуры осуществляется собственно анализ статистических данных, в результате которого по каждому из показателей производится качественная оценка, т.е. отнесение этих показателей к одной из четырех категорий, перечисленных выше. С этой целью матрица количественных оценок табл. 4.3.2 преобразуется в таблицу качественных характеристик: технологически это означает замещение числен-
572
ного показателя уровня преступности (или динамики преступности) качественной оценкой.
Таблица 4.3.3 Диапазон изменения анализируемых показателей
|
|
Уровень преступности (в %) |
Динамика | ||||
№ п/п |
Оценка состояния преступности |
(на 10 тыс. населения) |
преступности (в %) | ||||
всего |
по линии СКМ |
по линии СМОБ |
всего |
по линии СКМ |
по линии СМОБ | ||
1 |
Хорошо |
<36,3 |
<26,7 |
<9,5 |
<3,2 |
<-1,б |
<20,4 |
2 |
Удовлетворительно |
36,3-44,3 |
26,7-32,7 |
9,5-11,7 |
3,2-6,3 |
-1,6-1,1 |
20,4-40,9 |
3 |
Неудовлетворительно |
44,3-60,5 |
32,7-44,6 |
11,7-15,9 |
6,3-10,5 |
1,1-3,2 |
40,9-68,1 |
4 |
Кризис |
>б0,5 |
>44,6 |
>15,9 |
>10,5 |
>3,2 |
>68,1 |