Оценка оперативной обстановки в деятельности органов внутренних дел с использованием компьютерных информационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 12:26, реферат

Описание работы

В заключение отметим, что любая компьютерная оценочная технология, основанная только на статистической информации, не может быть полностью объективной и справедливой, поскольку за пределами оценки в этом случае остается много других факторов субъективного и объективного характера, влияющих на деятельность конкретного органа внутренних дел, однако не нашедших отражения в карточках первичного учета и статистических отчетах.

Файлы: 1 файл

Оценка оперативной обстановки с использованием КИТ.doc

— 295.50 Кб (Скачать файл)

3. Правило доступности  информации для динамического анализа и оценки оперативной обстановки. Компьютерная система динамического анализа и оценки оперативной обстановки должна обладать своей собственной схемой физического хранения ранее собранных данных и выполнять любые преобразования, необходимые для предоставления пользователю единой, совмещен-

9 Положение о Едином  территориально-распределенном информационном  фонде программно-технических средств  информатизации органов внутренних  дел Российской Федерации. - Утв.  приказом МВД России N 263 - 1995 г.

558

ной и содержательной картины. Архитектурно это может обеспечиваться как созданием мощного единого в рамках МВД, УВД сервера динамического анализа и оценки, так и построением тер-риториально-распределенной вычислительной среды, опирающейся на кластеры, выделенные в структуре большого количества серверов и рабочих станций. Более того, именно эта система динамического анализа (а не ее пользователь) должна заботиться о том, из каких именно подсистем и хранилищ поступают необходимые физические данные.

4. Правило постоянной  производительности динамического  анализа и оценки оперативной  обстановки при подготовке выводов  для принятия управленческих  решений. При осложнении оперативной  обстановки и возникновении необходимости  особых условий управления ОВД количество анализируемых показателей может существенно возрастать. При этом аналитические работники оперативного штаба или должностные лица ОВД, принимающие решения, не должны ощущать значительного снижения производительности системы для подготовки итоговых выводов.

5. Правила распределенной  обработки вычислений в системах  динамического анализа и оценки  оперативной обстановки. Большая  часть данных, требуемых для процедур  динамического анализа и оценки  оперативной обстановки, может храниться  на большой ЭВМ, на суперсервере или сервере. Поэтому технология динамического анализа и оценки должна включать достаточно интеллектуальный «серверный компонент», чтобы разные типы штабных и управленческих АРМов («клиентов») могли подсоединяться к нему с минимальными усилиями и без необходимости написания специальных программ совмещения. Соответствующие информационно-технологические решения, условно именуемые архитектурный «клиент-сервер», должны отвечать требованиям стандартов распределенной обработки10. «Интеллектуальный» сервер должен обладать способностью обнаруживать и объединять данные из разных логических и физических банков и баз данных МВД, УВД, а также иных хранилищ информации. Это необходимо для обеспечения прозрачности (см. правило 2) и

Стандарт ISO/IEC 10031/1:1991, Information technology - Text communication - Distributed-office -applications model - Part 1. General model.

559 

 

построения  общей концептуальной, логической и  физической схемы динамического  анализа и оценки оперативной  обстановки.

6. Правило естественной размерности динамического анализа и оценки оперативной обстановки. Каждое измерение данных об оперативной обстановке деятельности ОВД должно быть эквивалентно другим измерениям как по структуре, так и по функциональным возможностям. При этом для всех измерений должна существовать единственная логическая структура. Более того, любая функция анализа, прилагаемая к одному измерению оперативной обстановки, должна также быть применима и к другим измерениям. Базовая структура данных, аналитические зависимости и форматы итоговых выводов для принятия управленческих решений не должны смещаться в сторону какого-либо одного из измеряемых данных.

7. Правило динамического  управления рассеянными матрицами.  Рассеянной называется такая  матрица, в которой не каждый блок или ячейка содержит данные. Табличная форма обработки и представления данных об оперативной обстановке Деятельности ОВД зачастую характеризуется большим количеством незаполненных ячеек и блоков. По этой причине физическая структура сервера динамического анализа и оценки оперативной обстановки должна иметь широкие возможности по управлению рассеянными матрицами.

Имея дело с  рассеянными матрицами, компьютерная система использует данные об оперативной  обстановке с максимальной эффективностью. Структура данных в технологии динамического анализа и оценки оперативной обстановки должна быть конфигурируемой. По этой причине и методы физического доступа к данным также должны быть динамически изменяемыми и содержать разные типы математических алгоритмов, а также обладать возможностью комбинировать эти алгоритмы, когда это целесообразно.

Скорость доступа  должна оставаться по возможности постоянной для различных моделей, содержащих разное число измерений данных или множества данных различного размера. Адаптируя свою физическую структуру данных к определенной аналитической модели оперативной обстановки, технология динамического анализа позволяет аналитическим работникам штабов и должностным лицам, принимающим решения, достаточно легко выполнять такие виды анализа, которые всегда считались наиболее сложными.

8. Правило многопользовательской  поддержки в компьютерных системах  динамического анализа и оценки  оперативной обстановки.

560

Технология  динамического анализа и оценки оперативной обстановки деятельности ОВД обеспечивает параллельный доступ к системе всем нормативно определенным пользователям, которым может потребоваться одновременная работа с одними и теми же данными, и одновременное (или почти одновременное) моделирование условий оперативно-служебной деятельности. Это правило особо актуально для «периодов наибольшей нагрузки», когда во время обострения оперативной обстановки к задаче ее анализа и оценки обращаются много пользователей (несколько аналитиков штаба, аналитические работники всех оперативных служб МВД, УВД, группа офицеров, вырабатывающих проект управленческого решения, и др.).

Р. Правило неограниченных перекрестных операций в компьютерных системах динамического анализа и оценки оперативной обстановки. При многомерном анализе данных все измерения создаются и обрабатываются на равных правах. Например, аналитик штаба МВД, УВД должен иметь возможность выполнять над измерением «количество преступлений» те же действия, что и над измерением «количество оперативных подвижных групп ОВД». Технология динамического анализа и оценки оперативной обстановки должна управлять совместными вычислениями и не требовать от пользователя определения различных формул в зависимости от вычислительной полноты языка. Такой язык должен допускать манипуляцию необходимыми вычислениями и данными по большому числу их измерений. При этом не должны ограничиваться какие-либо соотношения между ячейками данных, независимо от числа общих атрибутов, содержащихся в каждой ячейке.

10. Правило интуитивной  манипуляции данными об оперативной обстановке. Анализируя и оценивая оперативную обстановку деятельности ОВД, аналитик штаба или должностное лицо, принимающее решение, нуждается в ряде часто повторяющихся манипуляций с данными, к числу которых можно отнести:

изменение пути консолидации данных (так, вместо данных «количество преступлений - силы ОВД - время» необходимо перейти к представлению «количество преступлений - количество безработных - количество мигрантов - время»);

просмотр колонок  или рядов данных;

укрупнение или уменьшение поля обзора;

изменение типа графического представления данных с круговой диаграммы на диаграмму типа «радар».

561 

 

Подобные и  многие другие манипуляции, интуитивно присущие процессу интеллектуальной деятельности, следует выполнять прямыми действиями над ячейками аналитической модели. Эти манипуляции не требуют работы с меню или множества перемещений по интерфейсу пользователя. Единожды определенные для аналитической модели оперативной обстановки, измерения должны содержать всю информацию, требуемую аналитическому работнику ОВД для выполнения любого «естественного» действия.

11. Правило гибкой  системы итоговых выводов динамического  анализа и оценки оперативной  обстановки. Применяя компьютерную  технологию динамического анализа  и оценки оперативной обстановки, аналитический работник ОВД может анализировать, манипулировать и просматривать данные любым желаемым способом, включая любое удобное ему размещение колонок, строк и ячеек или объединение их в логические группы. Компьютерные средства составления итоговых выводов и отчетов (текстовые редакторы, средства картографии и географические информационные системы (ГИС), презентационная графика и т.п.) должны отражать эту гибкость и предоставлять синтезированную информацию или данные, которые еще предстоит синтезировать в любой форме, в какой их пожелает увидеть должностное лицо ОВД, принимающее управленческое решение. При этом итоговые выводы и отчет о проведенном анализе должны адекватно отражать модель оперативной обстановки деятельности ОВД.

12. Правило неограниченности  уровней размерности и группирования данных динамического анализа и оценки оперативной обстановки. Исследования вопроса размерности аналитической модели оперативной обстановки современной деятельности ОВД показывают, что аналитические работники штабных подразделений и должностные лица старшего начальствующего состава, принимающие решения, способны запросить до 20 одновременных измерений данных. Поэтому стандартная для системы МВД России технология динамического анализа и оценки оперативной обстановки должна быть в состоянии обеспечить в общей аналитической модели деятельности ОВД не менее 15 измерений данных, а в модели напряженной оперативной обстановки - 20 измерений данных. Более того, каждое из этих измерений («количество преступлений», «количество сил и средств», «количество мигрантов», «средний душевой доход населения» и т.д.) должно допускать практически неограниченное число определяемых

562

пользователем уровней группирования по любому заданному пути консолидации данных.

Информационная  технология анализа и оценки внешней  среды функционирования ОВД. Как  следует из рис. 4.3.2, технология анализа и оценки внешней среды функционирования ОВД объединяет две самостоятельные информационные технологии:

информационную технологию анализа и оценки преступности и правонарушительства на обслуживаемой органом внутренних дел

территории;

информационную  технологию анализа и оценки социальных, экономических, политических, демографических, этнических, экологических, физико-географических и иных факторов среды функционирования ОВД.

Компьютерная  реализация двух перечисленных технологий является достаточно сложной ввиду их глубокого социально-правового содержания и отсутствия четких формализованных критериев и алгоритмов решения задач анализа и оценки. В большинстве штабных подразделений ОВД эта работа производится умозрительно и ее результат всецело зависит от интеллектуальных возможностей и опыта соответствующих аналитиков. При этом визуально анализируется огромное количество абсолютных и относительных статистических данных, различных показателей и индикаторов, характеризующих состояние правонарушительства: уровень, структура, динамика, географическая распространенность, общественная опасность и т.д. Параллельно изучается социальная, экономическая, политическая обстановка в регионе, степень ее криминогенности и непосредственного влияния на криминальную ситуацию в регионе. Результатом подобного анализа является, как правило, объемная справка, перегруженная статистической информацией и очень условно оценивающая реальное состояние внешней среды функционирования ОВД.

С позиции компьютерной технологии процедура анализа и  оценки криминологических проблем, возникших в отчетном периоде, может  быть в достаточной степени формализована. Подобный автоматизированный анализ с технологической точки зрения представляет собой процедуру исследования статистических показателей, имеющихся в распоряжении системы информационного обеспечения управления ОВД.

563 

 

Процесс компьютеризации  анализа и оценки внешней среды функционирования ОВД включает три важных организационно-технологических этапа:

1) формирование  системы показателей, наиболее  полно и объективно характеризующих все элементы внешней среды функционирования ОВД;

2) разработка  алгоритма анализа показателей внешней среды функционирования ОВД (формирование цели анализа, последовательность перебора статистических показателей, определение критериев отбора тех показателей, которые свидетельствуют о наличии проблемной ситуации);

3) создание специального программно-аналитического блока обобщенной оценки, способного в агрегированном виде сформировать интегральную оценку анализируемой среды функционирования ОВД и подготовить итоговый отчет для должностного лица, принимающего решение.

Дальнейшее рассмотрение информационной технологии анализа и оценки внешней среды функционирования ОВД ограничим примером компьютерно-технологического анализа и оценки преступности на уровне МВД, УВД (правонарушительства)».

В качестве информационно-технологической цели формализованного анализа преступности и правонарушительства следует обозначить нахождение показателей, свидетельствующих о возникновении проблемной ситуации для конкретного МВД, УВД субъекта Федерации. Под проблемной ситуацией следует понимать существенное отклонение любого значимого показателя преступности (правонарушительства) от некоторого значения, принимаемого за своеобразный норматив. При этом нормальной считается ситуация, при которой отклонения от норматива не выходят за пределы установленных границ. Такие ситуации могут исключаться из дальнейшего анализа или, при необходимости, анализироваться в последующем с помощью специфических методов анализа «нормальных» условий функционирования ОВД.

Итак, для формального, компьютерно-технологического описания «проблемной ситуации» необходимо, во-первых, задать норматив,

Хеша Л.Г., Клушин 0.3. Автоматизация анализа оперативной  обстановки на основе принципа проблемных ситуации/Материалы Международной  конференции «Информатизация правоохранительных систем». - М., 1996.

564

соответствующий    «нормальному»    уровню    преступности (правонарушительства), а во-вторых, определить границы, превышение которых рассматривается как возникновение проблемы. При этом чем больше величина превышения, тем напряженнее криминальная обстановка.

Информация о работе Оценка оперативной обстановки в деятельности органов внутренних дел с использованием компьютерных информационных технологий