Оценка оперативной обстановки в деятельности органов внутренних дел с использованием компьютерных информационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 12:26, реферат

Описание работы

В заключение отметим, что любая компьютерная оценочная технология, основанная только на статистической информации, не может быть полностью объективной и справедливой, поскольку за пределами оценки в этом случае остается много других факторов субъективного и объективного характера, влияющих на деятельность конкретного органа внутренних дел, однако не нашедших отражения в карточках первичного учета и статистических отчетах.

Файлы: 1 файл

Оценка оперативной обстановки с использованием КИТ.doc

— 295.50 Кб (Скачать файл)

Оценка оперативной  обстановки в деятельности органов  внутренних дел с использованием компьютерных информационных технологий

Категория оперативной  обстановки занимает важное место в  формирующейся теории управления правоохранительной деятельностью. Концепции оперативной обстановки, понятийный аппарат, а также совокупность методов ее анализа и оценки включены в программу различных управленческих дисциплин, преподаваемых в Академии управления МВД России.

В обобщенном виде под оперативной обстановкой  деятельности органов внутренних дел следует понимать реально существующие условия, в которых осуществляется деятельность ОВД, а также совокупность характеризующих эти условия данных.

Анализ и  оценка оперативной обстановки деятельности ОВД представляет собой самостоятельную функцию-операцию управленческого цикла, непосредственно предшествующую принятию управленческого решения. По этой причине анализ и оценка оперативной обстановки может рассматриваться в качестве самостоятельного объекта информационного обеспечения, в качестве относительно обособленного объекта информатизации, наряду с иными операциями управленческого цикла (принятие решения, контроль исполнения и др.).

Под современными информационными технологиями анализа  и оценки оперативной обстановки деятельности ОВД следует понимать совокупность принципиально новых компьютерных средств и методов обработки данных, объединяемых в специальные технологические системы и обеспечивающих целенаправленную обработку исходной информации с целью выработки и отображения информационного продукта, характеризующего реально существующие условия правоохранительной деятельности. Результирующий информационный продукт анализа и оценки оперативной обстановки должен быть максимально ориентирован на принятие управленческих решений в сфере охраны общественного порядка, общественной безопасности и борьбы с преступностью.

550

Организация и  построение информационных технологий анализа и оценки оперативной обстановки находятся в прямой зависимости от содержания и сущности той управленческой категории, которая формулируется как «оперативная обстановка» деятельности ОВД.

Оперативная обстановка, как объект информации, представляет собой сложную динамическую систему, имеющую свою структуру. Структура  оперативной обстановки деятельности ОВД обладает свойством иерархичности: оперативная обстановка на территории города (района) является компонентом более сложной системы - оперативной обстановки, складывающейся на территории субъекта Федерации (республики, области). В свою очередь, оперативная обстановка деятельности МВД, УВД каждого из 89 субъектов Федерации является компонентом укрупненной категории оперативной обстановки, характеризующей условия деятельности всей системы МВД России. Следовательно, система информационных технологий. (ИТ) анализа и оценки оперативной обстановки деятельности ОВД должна также иметь иерархическую структуру: ИТ анализа и оценки оперативной обстановки деятельности МВД России - ИТ анализа и оценки оперативной обстановки деятельности МВД, УВД субъектов Федерации -ИТ анализа и оценки оперативной обстановки деятельности горрай-органов.

Помимо иерархической  структуризации, управленческая категория оперативной обстановки типизируется по горизонтали - в контексте различных направлений деятельности ОВД: деятельность криминальной милиции, милиции общественной безопасности, исполнения наказаний, государственной противопожарной службы и т.д. В свою очередь, оперативная обстановка каждого из указанных направлений деятельности ОВД может дифференцироваться по специфике деятельности отдельных служб; например, оперативная обстановка деятельности службы криминальной милиции (СКМ) МВД, УВД может разделяться на оперативную обстановку деятельности уголовного розыска, оперативную обстановку в сфере борьбы с экономическими преступлениями, оперативную обстановку по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, а «также смежную с ними деятельность по борьбе с организованной преступностью. Итак, каждое из иерархических звеньев информационной технологии общего анализа и оценки оперативной обстановки должно дифференцироваться на информационные технологии частного анализа оперативной обстановки по направлениям деятельности ОВД и по линиям отдельных служб.

551 

 

В результате структуризации и дифференциации управленческой категории «оперативная обстановка» следует представить систему информационных технологий и оценки оперативной обстановки деятельности ОВД в виде двухлинейной иерархии (см. рис. 4.3.1).

Как видно, структурная  схема названных информационных технологий в общем виде соответствует общеуправленческой иерархии МВД Росии - МВД, УВД, ГРОВД. При этом вертикальные стрелки ft, соединяющие информационно-технологические звенья различного уровня, обозначают тот факт, что общий анализ и оценка оперативной обстановки на каждом уровне объективно основываются на информации об оперативной обстановке, поступающей с нижестоящего уровня управления. Так, оперативная обстановка деятельности ОВД на территории объекта Федерации интегрирует в себе результаты общего анализа и оценки оперативной обстановки горрайоргана на территории всех административных районов, входящих в состав данной республики (края, области).

Аналогично  этому наклонные стрелки v обозначают тот факт, что общий анализ и  оценка оперативной обстановки на каждом уровне иерархии должны включать, интегрировать результирующую информацию частного анализа оперативной обстановки, осуществляемого на этом уровне управления. Например, общая оценка оперативной обстановки деятельности ОВД на территории субъекта Федерации должна объединять в себе результаты частного анализа и оценки оперативной обстановки по всем направлениям деятельности соответствующего МВД, УВД и по линиям всех его основных служб.

Информационно-технологическая  сущность связей, обозначенных стрелками 1Г и v, состоит в содержании, качестве и объеме соответствующего информационного продукта, т.е. тех данных, которые содержат результат анализа и оценки оперативной обстановки конкретного уровня деятельности ОВД в рамках определенной территориальной единицы.

552

 

Рис. 4.3.1. Двухлинейная иерархическая схема анализа и оценки оперативной обстановки деятельности ОВД 

 

Рассмотрим  обобщенное содержание информационной технологии общего анализа и оценки оперативной обстановки безотносительно уровня управления ОВД.

В курсе управленческих дисциплин оперативная обстановка рассматривается как сложная система, состоящая из двух основных блоков - внешней среды (внешние условия функционирования ОВД) и самого органа внутренних дел, включая средства, методы и результаты правоохранительной деятельности. Блок внешней среды включает два компонента: 1) преступность и другие правонарушения на рассматриваемой территории; 2) совокупность социальных, экономических, политических, этнических, демографических и физико-географических особенностей соответствующей административной единицы. Блок характеристик органа внутренних дел также состоит из двух компонентов: 1) сил и средств органа внутренних дел; 2) результатов правоохранительной деятельности.

Соответственно  названной структуре оперативной  обстановки, ее анализ и оценка должны обеспечиваться как минимум четырьмя информационными технологиями:

1) информационной  технологией анализа и оценки  объекта воздействия ОВД, т.е. преступности и иных правонарушений, а также личности преступников и правонарушителей;

2) информационной  технологией анализа и оценки  факторной среды функционирования  ОВД: социальной, экономической,  политической, этнической, демографической, экологической и физико-географической;

3) информационной  технологией анализа и оценки  статистических характеристик ОВД: организационной структуры, расстановки сил и средств, кадровой и технической оснащенности;

4) информационной  технологией анализа и оценки  динамических характеристик ОВД: результатов оперативно-служебной деятельности в сфере охраны общественного порядка, общественной безопасности и борьбы с преступностью.

Целью функционирования перечисленных технологий является комплексный анализ и оценка оперативной  обстановки на обслуживаемой органом внутренних дел территории. По этой причине вся соответствующая информационно-технологическая структура должна отличаться единством, комплексностью и системностью. Обобщенная система технологий анализа и оценки оперативной обстановки дея-

554

тельности ОВД  в масштабе произвольно взятой административно-территориальной единицы представлена на рис. 4.3.2.

С организационно-технической  точки зрения обозначенные на рисунке  технологии могут быть реализованы  либо по отдельности (с последующей  их интеграцией), либо в виде единого  программно-аппаратного информационно-технологического комплекса, создаваемого по единому проекту, ориентированному на специфику конкретного уровня управления (МВД России; МВД, УВД; ГРОВД) и конкретного территориального органа (например, МВД Республики Якутия-Саха). При этом и в первом, и во втором случаях наиболее важным является соблюдение основополагающих организационно-технологических принципов информационного обеспечения деятельности ОВД, изложенных в разделе 4.2.1 учебника. Исходя из принципа разделения информационно-технологического процесса в деятельности ОВД и ВВ на внутренние, взаимосвязанные этапы, фазы, операции, перечислим основные технологические этапы информационного обеспечения анализа и оценки оперативной обстановки:

сбор и обработка  имеющейся информации в системе ОВД и дополнительных данных из иных источников о внешних и внутренних факторах функционирования правоохранительных органов;

динамический  анализ собранной информации с целью  получения характеристик состояния оперативной обстановки;

оценка состояния оперативной обстановки по результатам анализа;

оценка изменения  состояния оперативной обстановки по сравнению с предыдущим периодом, выявление динамических тенденций развития оперативной обстановки;

оценка соответствия деятельности ОВД характеру и  параметрам оперативной обстановки;

формирование  видов по результатам анализа  и оценки оперативной обстановки, представление итоговых результатов для принятия управленческого решения.

Первый из перспективных  этапов включает процесс отбора, фильтрации, сосредоточения и первичной обработки данных, необходимых для последующих процедур анализа. Указанная информация сосредоточена в интегрированных банках данных ИЦ МВД, УВД, в базах данных штабов отраслевых служб МВД, УВД, а также постоянно поступает со стороны подчиненных горрайорганов в соответствии

555 

 

с утвержденным Порядком сбора и представления  информации7. Информационно-технологическое содержание компьютерного сбора и обработки указанной информации достаточно полно изложено в разделе 4.2 учебника.

Последующие перечисленные технологические этапы информационного обеспечения анализа и оценки оперативной обстановки следует рассматривать в их единстве, имманентной связи и взаимосвязи. Терминологически они объединяются понятием «Динамическая аналитическая обработка информации», что соответствует дефиниции «On-line analytical processing» (OLAP), закрепленной мировой компьютерно-технологической практикой.

Порядок динамического  анализа, оценки оперативной обстановки, формирование соответствующих выводов для принятия управленческого решения требуют четких информационно-технологических правил, соблюдение которых призвано обеспечить выполнение первоочередной штабной функции - непрерывного слежения за оперативной обстановкой и принятия соответствующих мер8. Ввиду значимости указанных правил их следует текстуально выделить в отдельный дидактический блок и рассмотреть под углом зрения современных достижений теоретической и прикладной информатики.

Информационно-технологические  правила динамического анализа  и оценки оперативной обстановки в деятельности органов внутренних дел.

1. Правило многомерности  концептуального представления  оперативной обстановки деятельности  ОВД. Представление аналитика штабного подразделения и начальника ОВД об оперативной обстановке многомерно. Так, данные, получаемые руководителем посредством технологии анализа и оценки преступности и правонару-шительства (см. рис. 4.3.2), могут рассматриваться не только по видам преступлений, но и районам, периодам времени, по виктимности потерпевших и т.д. Поэтому динамический анализ и оценка оперативной обстановке должны быть принципиально многомерными, а значит, соответствующая компьютерная технология должна базироваться на многомерной модели данных.

Приказ МВД  России N 170 -1993 г. ! Приказ МВД России N 180 - 1996 г.

556

 

Рис. 4.3.2. Обобщенная система технологий анализа и  оценки оперативной обстановки

557 

 

Компьютерная  система динамического анализа  и оценки должна обеспечивать наглядное построение и анализ соответствующей интеллектуальной модели: вычисления внутри каждого измерения, а также количественные взаимосвязи между отдельными измерениями посредством интуитивно понятных человеку зависимостей. Аналитики штабных подразделений и должностные лица, принимающие решения, должны иметь возможность манипулировать такими многомерными моделями легче и нагляднее, чем в случае одномерных рядов и двумерных таблиц.

2. Правило прозрачности  информационных систем динамического анализа и оценки оперативной обстановки. Компьютерные системы динамического анализа и оценки оперативной обстановки в большинстве случаев могут являться частью типовых прикладных программно-технических средств, стоящих на вооружении ОВД и входящих в состав Единого информационного фонда9.

Однако этот факт должен оставаться незаметным для аналитических работников штабов и руководителей ОВД. Так, в крупных городах России блок динамического анализа и оценки может структурно включаться в состав автоматизированной информационно-управляющей системы «Патруль», АИУС «Каска», АИУС «Старт» или реализоваться отдельно в виде самостоятельной организационно-технической структуры. Однако в любом случае она должна позволять вводить аналитический алгоритм повсюду, где это предусмотрено нормативными актами МВД России и МВД, УВД. При этом аналитический работник или должностное лицо, принимающее решение, не должны задумываться о том, из каких банков баз данных и АИС к ним поступает информация, необходимая для динамического анализа и оценки оперативной обстановки.

Информация о работе Оценка оперативной обстановки в деятельности органов внутренних дел с использованием компьютерных информационных технологий