Выражение масонских идей на страницах русских периодических изданий XVIII-XIX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 08:36, курсовая работа

Описание работы

В работе также будет затронута история и краткая характеристика масонства вообще, а также тех систем и школ, которые имели наибольшее влияние на Россию и получили в ней наибольшее распространение. Особенность развития русского масонства заключается, пожалуй, в том, что оно не столько выдвигает собственную систему, собственный вариант прочтения масонского учения, а больше заимствует иностранные школы, проповедуя их идеи и лишь выбирая из предложенного.

Файлы: 1 файл

массоны.docx

— 126.77 Кб (Скачать файл)

Именно это и послужило одним из основных катализаторов последовавших в 1785 году екатерининских репрессий в сторону масонов и сворачиванию их деятельности вплоть до отвлечения всех приближенных к Павлу масонов от него. Императрица боялась, что масонское братство вместе с цесаревичем станет угрозой для ее правления.

Сам Павел был глубоко религиозным человеком и не отрекся от христианства даже после вступления в масонскую ложу. Как считают некоторые историки, после Великой французской революции и известиях о связи с этим масонов, Павел отвернулся от ордена вольных каменщиков.

Итак, после своего вступление на престол, император освобождает Новикова и других масонов из ссылок и тюрем. Это делается отчасти на зло матери, отчасти из-за хорошего Павла к ним отношения и чувства вины перед ними за их арест. Но Павел не поступил так из сочувствия к масонству, более того его последующее правление никак не соответствовало якобы возложенных на него надеждах ордена.

Существует мнение, что по этой причине Павел и был свергнут. Русские дворяне и масоны, многие из которых были и теми, и другими, объединили усилия и подготовили дворцовый переворот, дабы свергнуть неугодного правителя. Им это удается. Оклеветанный и подло убитый император уступает место Александру I.

В эпоху правления следующего царя масонская деятельность уже практически не преследуется правительством. Можно даже сказать, что в определенном смысле для русских вольных каменщиков наступает «Золотой век», в ходе которого открывается множество новых лож и в них ведется плодотворная деятельность. В начале своего правления Александр I хоть и подтвердил указ Павла от 1799 года,  но ложи продолжали свою работу тайно, да и вполне свободно, стоит отметить.

По некоторым данным, как уже упоминалось выше, сам император принадлежал к вольным каменщикам, однако эта информация несет крайне сомнительный характер. Тем более, что 1 августа 1822 года был выпущен рескрипт о закрытии всех масонских лож в России. Отчасти это связано с тем, что как и у предшественников, отношение Александра к масонам менялось вместе с изменениями в политике.

21 апреля 1826 года  Николай I  подтвердил запрещение масонских лож, функционирование которых тогда полностью перешло на тайную основу. Пережитки масонства сохраняются и по сей день.

    1. Основная деятельность, периодическая печать

И чего только не приписывается старанию масонов. Читая различные источники, грешным делом можно подумать, будто только они и творили историю не только российскую, но и мировую. Однако в данном разделе речь пойдет не о теориях заговора и возможной причастности вольных каменщиков к тем или иным политическим веяниям и историческим событиям, таким как движение и последующее восстание декабристов, многие из которых были масонами, или участие масонов в войне 1812 года, но об основной, можно сказать, официальной деятельности масонских лож.

Ничто не характеризует такую деятельность лучше так называемого «новиковского» десятилетия, длившегося с 1781 по 1790 год. Именно в этот период ведется активная благотворительная и просветительская работа: открываются частные учебные заведения, типографии, печатаются различные труды духовного содержания и многое другое.

Итак, издательская деятельность Николая Ивановича Новикова берет свое начало еще до его вступление в ряды масонов. Самыми известными его трудами являются, прежде всего,  обличительные журналы: «Трутень» 1769-1770, активно полемизирующий с «Всякой всячиной», издаваемой самой Екатериной, журналы «Пустомеля» (1770), «Живописец» (1772-1773) и «Кошелек» (1774), учрежденные после закрытия «Трутня». Не стоит оставлять без внимания и его научные работы, самой значительной из которых считается «Древняя российская вивлиофика» (1773-1775) (переизданное в1788-1791), представляющая собой богатое собрание памятников древнерусской письменности.

Но именно обличительные журналы привели Новикова к масонской елагинской ложе «Астрея», куда он вступил в 1775 году. «В своих журналах Н.И. Новиков обличал пороки и язвы современной ему русской действительности, в том числе и крепостное право, высказывал горячее сочувствие тяжелой судьбе народа и свою веру в силу просвещения, с широким распространением которого связывал надежды на более справедливые и гуманные отношения между людьми. Это и сблизило, по всей видимости, Н.И. Новикова с тогдашними масонами.»27

Однако уже через год Новиков «переезжает» в ложу циннендорфского  толка, так как его более волновала нравственная сторона масонского учения с его просветительской деятельностью и совершенствованием человека, нежели разгадка «тайны масонской» с ее легендами и символикой. Масонство, в свою очередь, оказывало определенное влияние на Новикова: в его публикациях увеличился нравоучительный элемент, проявляется это и в появлении «…на страницах его изданий - прежде всего это журнал "Утренний свет" (1777-1780) - большого числа переводов сочинений европейских мистиков и пиэтистов: Якова Беме, Юнга, Паскаля и др.»28

Прибыль от изданий Новиков зачастую жертвовал на благотворительность. Так, на эти средства были открыты частные народные училища в Санкт-Петербурге. В ноябре 1777 года первым из них стало Екатерининское, открытое при церкви Владимирской Богоматери. Благодаря успешной журналистско-издательской деятельности Новиков вскоре смог на выгодных условиях арендовать типографию Московского университета, где куратором в то время был М.М. Херасков – также известный масон.

Далее по приезде в Москву Новиков входит в круг тамошних известных масонов, в частности знакомится со Шварцем И.Г., чья деятельность также впечатляет: по его настоянию появляется в марте 1781 года первое «научно-литературное студенческое общество в России» - Собрание университетских питомцев со своим собственным журналом «Утренний свет», в число издателей которого входил сам Шварц, а также ряд других известных масонов. В журнале печатались  такие люди, как И.П. Тургенев, Ф.П. Ключарев, П.А. Сохатский, М.И. Багрянский. А его основным содержанием были переводы иностранных масонов-мистиков и собственные рассуждения на  религиозно-мистические темы.

Сложно перечислить все многочисленные заслуги Шварца, но, пожалуй, одной из главнейших стало создание Дружеского ученого совета, главной целью которого было просвещение масс путем печати различных книг духовного и нравственного содержания и распространения философских, естественнонаучных, исторических и педагогических знаний. В число членов этого общества, формально открывшемся только 6 ноября 1782 года, а по факту зародившееся еще в 1779, входил, разумеется, и Новиков. А вместе с ним еще около 50 участников.

«Указ Екатерины II от 15 января 1783 года о вольных типографиях позволил Дружескому ученому обществу, в дополнение к арендуемой Н.И.Новиковым (а фактически, самими московскими масонами) университетской типографии, открыть еще две: одну на имя Н.И.Новикова, а другую на имя И.В.Лопухина. Кроме того, была заведена еще и так называемая тайная типография, предназначенная для издания специальной масонской литературы.»29

 В феврале 1784 года неожиданно скончался Шварц, в сентябре того же года была организована «Типографическая компания», где из 14 членов 12 были розенкрейцерами, к которым, как уже ранее писалось, ориентировочно с 1780 года принадлежал и Новиков (наряду, разумеется, со Шварцем и многими другими). Делами этой компании управляли князья Н. и Ю. Трубецкие, С. И. Гамалея, Н. И. Новиков, И. В. Лопухин, А. М. Кутузов, барон Шредер. Издательские возможности розенкрейцеров наряду с их капиталами резко возросли. На роль фактического и единственного лидера компании выдвинулся Новиков. Его издательская деятельность имела такой колоссальный успех, что в одной только Москве число книжных лавок увеличилось в 10 раз – так велико было количество издаваемых книг.

«Всего же за московский период (1779-1792) издательской деятельности новиковского кружка (университетская типография, Типографическая компания, типография И.В.Лопухина) им была напечатана 891 книга»30

 Именно масштаб новиковской  деятельности, в которую входило  далеко не только издательство, но еще многое другое (по некоторым данным даже строительство аптек), пусть и не вся она несла явно-масонский характер, привлек внимание императрицы и привел к дальнейшим санкциям. Конечно, Н. И. Новиков действовал в интересах масонства: сначала елагинской, затем рейхелевской систем, а потом и розенкрейцерства. Но нельзя не заметить, что она имела и просто большое общественное значение (даже среди издаваемых книг многие были светского толка).

Что же до периодических изданий масонского толка, как можно заметить, их практически не было. Идеи вольных каменщиков выражались на страницах «Утреннего света», быть может даже газеты «Московский вестник» в то время, когда Новиков был арендатором типографии Московского университета. Но в любом случае они выражались не явно, а скорее косвенным образом.

Лишь в январе 1806 года под редакцией А.Ф. Лабзина выходит первый номер журнала «Сионский вестник», который на сентябрьском номере был закрыт и возобновил свою деятельность только в 1817 году. Это была первая попытка в общественной жизни в создании религиозного периодического журнала светским лицом и, по существу, это был первый религиозно-философский журнал в прямом смысле этого слова.  А в 1807 году М.И. Невзоров, еще один ученик «новиковской школы», начал издавать свой ежемесячный журнал «Друг юношества», его издание выходило до 1815 года. Оба этих журнала имели масонскую направленность.

Заключение.

В заключении хотелось бы сказать, что масонство было и остается явлением туманным. До сих пор до конца не ясно, имеет ли оно в действительности какое-либо тайное знание, имеющее большое значение или же просто проповедует ложные истины, украшенные в красивые формы и являющиеся не больше, чем просто пылью в глаза для прикрытия корыстного желания стоять у власти мира сего. Одно ясно точно, вольные каменщики обладали большим влиянием в обществе, в частности это было так в России. Многие известные общественные деятели, литераторы и даже правители очаровывались этим движением. Умнейшие люди настолько проникались идеями масонства, что посвящали ему свои жизни.

Масонский орден часто всплывает в анналах истории. Но одной из особенностей этого учения является его практически постоянная актуальность. Ведь, по сути своей, масонство есть стремление к совершенному обществу и миропорядку. Людей, преданных этому движению, объединяет, в первую очередь, вера в то, что именно масонский путь и метод приведет к этому совершенству. Вера в то, что именно их видение идеала является единственно правильным.

В XVIII-XIX веках периодическая печать в России только развивалась, но уже тогда она делала большие успехи в оказании влияния на общественное мнение. Масонство же характеризует ненавязчивость, их учение не может пропагандироваться через рупор, но будет окольными путями проникать в сознания людей. Вдобавок, их идеи были слишком смелы, чтобы проходить цензуру и попадать в периодические издания.

По этим и многим другим причинам можно сделать вывод, что если масонские идеи в то время и просачивались в газеты и журналы, то только не явными, а латентными способами. В частности, как это было с Н.И. Новиковым. Но и здесь возникает противоречие: все его издания несли обличительный характер еще до посвящения в масонство, это не сильно изменилось впоследствии. А ввиду того, что масонская журналистика практически не встречается в России в то время, возникает еще и вывод о том, что орден вольных каменщиков попросту могли предпочитать иные формы распространения своих идей в обществе, такие, как, например, издание тематической литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы и источников

В.Ф. Иванов Русская интеллигенция и масонство. От Петра I до наших дней

  1. М. Морамарко «Масонство в прошлом и настоящем»
  2. Брачев В.С. «Масоны в России: от Петра I до наших дней»
  3. Н.И. Чернышева «Монархи, дипломаты, государственные деятели, литераторы – первые русские журналисты»

 

 

1 Пыпин А. Н. // Вестник Европы. Т. 2. 1867. С. 68.

2 Иванов В.Ф. От Петра до наших дней; глава 2 Тайны масонства

 

 

3 Брачев В. С. Масоны в России: от Петра I до наших дней. Глава 2  Происхождение и сущность масонства — СПб.: Стомма, 2000.

4 Великая ложа (или Великий восток) — головная организация, объединяющая «голубые» (Иоанновские) масонские ложи. Масонская Великая ложа (также Великий восток) является руководящим органом, который контролирует и регулирует отдельные ложи масонов в какой-либо конкретной географической зоне (как правило, соответствующие национальным границам или другим крупным административно-территориальным единицам). Некоторые из них большие, с тысячами членов разделённых на сотни подчиненных лож. Другие представляют собой крошечные, из лишь нескольких членов в одной или двух подчиненных ложах. Часто бывает только одна Великая ложа на одной территории.

 

5 Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящем / Микеле Морамарко; Пер. с итал. В. П. Гайдука; Вступит. ст. В. И. Уколовой. — М.: Прогресс, 1990

6 Брачев В. С. Масоны в России: от Петра I до наших дней. Глава 2  Происхождение и сущность масонства— СПб.: Стомма, 2000.

 

7 А. А. Боровой. "Современное масонство на Западе", стр. 12.

 

8 Иванов В.Ф. От Петра до наших дней; глава 2 Тайны масонства

 

9 Брачев В. С. Масоны в России: от Петра I до наших дней. Глава 2  Происхождение и сущность масонства— СПб.: Стомма, 2000.

10 Тайное общество, образованное в 17 в., доктрина, цель которой — всестороннее совершенствование института церкви и достижение устойчивого благоденствия государства и каждой личности. Инициатором создания Союза добродетели (в 1620) был В. Андреэ (1586—1654), предложивший его организацию как религиозного братства.

 

11 Н.И. Чернышева Монархи, дипломаты, государственные деятели, литераторы – первые русские журналисты; с.233 – М.:МГИМО-Университет, 2012

12 Там же, с.233

13 Брачев В. С. Масоны в России: от Петра I до наших дней. Глава 4 Первые масонские ложи в России. И.П.Елагин и его Союз. Шведская "система"

— СПб.: Стомма, 2000.

14 Брачев В. С. Масоны в России: от Петра I до наших дней. Глава 4 Первые масонские ложи в России. И.П.Елагин и его Союз. Шведская "система"

Информация о работе Выражение масонских идей на страницах русских периодических изданий XVIII-XIX вв