Общественно-политические периодические издания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование общественно-политических периодических изданий, их истории, структуры и современного состояния.
Для этого необходимо решить ряд основных задач:
Определить основной понятийный аппарат.
Изучить историю возникновения общественно-политических периодических изданий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПЕРИОДИ-ЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ………………………………………...................
1.1. Типологическая характеристика периодических изданий …
1.2. История возникновения общественно-политических периодических изданий как типа изданий и его развитие ………
ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ БЕЛА-РУСИ…………………………………………………………….
2.1. Общественно-политические газеты…………………………..
2.2. Общественно-политические журналы……………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ....................................

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по библиотековедению.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)


Учреждение образования

«Белорусский  государственный университет культуры и искусств»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине библиотековедение

 

 

Тема:

Общественно-политические периодические издания

   

Исполнитель:

 

   

Руководитель 

 

проекта:

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПЕРИОДИ-ЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ………………………………………...................

 

6

1.1. Типологическая характеристика периодических изданий …

6

1.2. История возникновения общественно-политических периодических изданий как типа изданий и его развитие ………

 

14

ГЛАВА 2.  ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ БЕЛА-РУСИ…………………………………………………………….

 

22

2.1. Общественно-политические газеты…………………………..

22

2.2. Общественно-политические  журналы……………………….

25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………

28

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ....................................

30


 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

  Современное общество  носит информационный характер и его жизнь невозможна без полноценного обеспечения информационных потребностей.

  Важнейшим источником  оперативного информирования читателей  о событиях и фактах общественной  жизни, о результатах научных  исследований, а также средством  формирования мировоззрения является периодическая печать. И что бы там ни говорили, пресса была, есть, и вероятнее всего, останется востребованной в народе, так как у данного вида СМИ есть ряд преимуществ перед остальными.

Плюсы печати:

возможность быстрого ознакомления со всем массивом материалов, вошедших в номер;

возможность отложенного  чтения – до удобного времени;

возможность воспринимать информацию в индивидуальном темпе (перечитывание, хранение);

большее количество комментариев, а следовательно, возможность более подробного изучения материала.

мобильность (способность  читать журнал\газету в удобном для  вас месте)

Но, разумеется, есть и  недостатки.

Минусы печати:

недостаток оперативности;

отсутствие визуального  восприятия события;

дороговизна.

Бытует мнение, о том, что с развитием науки и техники, в частности глобальной сети Интернет, пресса перестанет быть актуальной. Мол, будут более удобные и простые способы добычи необходимой информации. Однако сегодня мы имеем прекрасную возможность наблюдать обратный процесс. Нет, конечно, печатная периодика не вытесняет Интернет, но прекрасно с ним содействует. Большинство газет и журналов сегодня имеет либо информационные порталы, либо виртуальные аналоги. Поэтому едва ли стоит упоминать о жесткой конкуренции. А если говорить конкретно о периодике, то она и вовсе не утратила своей актуальности. Многие издательские дома сейчас находятся на пике популярности.

Исторически сначала  возникли отдельные, широко ориентированные издания, а затем в процессе развития СМИ стали появляться новые газеты и журналы разных тематических, программных, аудиторных ориентаций. Так постепенно возникают разнообразные издания, обнаруживая и «обживая» те «информационные ниши», которые возникли в связи с состоянием и нуждами различных слоев потенциальной аудитории, внимание которых хотели бы завоевать те или иные силы.

  Таким образом,  мы получаем некую классификацию  различных изданий, дабы было  проще ориентироваться в том  огромном информационном потоке, который на него обрушивают  СМИ.

Объектом изучения данной курсовой работы являются общественно-политические периодические издания.

Предмет – типологическая характеристика, виды, история возникновения и развития общественно-политические издания, также общественно-политические издания Беларуси.

Целью данной работы является исследование  общественно-политических периодических изданий, их истории, структуры и современного состояния.

Для этого необходимо решить ряд основных задач:

Определить основной понятийный аппарат.

Изучить историю возникновения общественно-политических периодических изданий.

Осветить современное  состояние общественно-политических периодических изданий Республики Беларусь.

Методы научного исследования: описательный метод, сопоставительный метод, метод логического анализа.

Методическую разработку курсовой работы составили труды известных зарубежных и отечественных авторов в области информационно-библиографической деятельности: Акопова А.И., Засурского Я.Н., Антонова С.Г., Беспалова А.Г. и других. Источниковедческую базу составляют терминологические стандарты в области библиотечного дела, информационно-библиографической деятельности и описания документов.

Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав и заключения, в котором излагаются основные выводы и результаты, сделанные в ходе изучения темы работы.

 

 

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

1.1. Типологическая характеристика периодических изданий

В различных источниках можно встретить не совпадающие  друг с другом типологические характеристики периодических изданий, причем нередко среди специалистов разгораются жаркие споры о том, в каком порядке располагать факторы и признаки типологизации, какие из них важнее – то ли содержание, то ли цели, то ли ориентация на определенную аудиторию и т.п.

  В своей работе  я буду использовать наиболее  распространенные взгляды и, разумеется, те, которые будут наиболее удовлетворять  моей точке зрения по данной  теме.

Начало формированию взглядов на классификацию периодических изданий было положено известным книговедом Н.М.Лисовским. В изданном им в 1915 году труде, посвященном русской периодической печати 1703-1900 гг., он отмечал, что, поскольку периодические издания имеют некоторые особенности, относящиеся к их изготовлению, распространению и описанию, их рассмотрение и изучение можно было бы выделить в особый раздел книговедения.

В последующем  толкование используемых понятий, связанных  с периодическими изданиями, прошло через ряд модификаций. Так, предполагалось называть эту группу «повременные издания», из чего можно видеть, что один из основных признаков был обусловлен сроками подготовки и выхода изданий в свет. Точнее говоря, повременное издание по замыслу должно было быть непрекращающимся. Были предложения в понятие периодических изданий включать также продолжающиеся издания. К настоящему времени главным типологическим признаком обсуждаемых изданий принято считать все-таки периодичность. Это зафиксировано и в статье 14 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2008 года «О средствах массовой информации» [1] в соответствии с которой печатное средство массовой информации – газета, журнал, бюллетень, другое издание, имеющие постоянное название, порядковый номер, сквозную нумерацию страниц и выходящие в свет не реже одного раза в шесть месяцев. В последних словах как раз и подчеркивается отличительная характеристика данного вида издания – их регулярность, периодичность выхода в свет. Еще более определенно на данный признак указывается в стандарте СТБ ГОСТ 7.60-2005 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения», где отражен отечественный и зарубежный опыт, хотя он не однозначен.

Согласно стандарту, периодическим называется сериальное издание, выходящее через определенные промежутки времени, как правило, с  постоянным для каждого года числом номеров (выпусков), не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными, нумерованными и (или) датированными выпусками, имеющими одинаковые заглавия [2].

Чтобы представление  о периодических изданиях было более ясным, данное определение нуждается в некоторых дополнениях, уточнениях и пояснениях. При этом важно указать на единство функциональных признаков рассматриваемых изданий.

Прежде всего следует  отметить, что у периодических  изданий много общего в их функциональном назначении. Их цель – оперативно, через установленные промежутки времени распространять информацию, адресованную разнообразному читателю. Общность функционального назначения периодики заключается в том, чтобы отражать события жизни общества, которые относятся к различным сферам его деятельности и являются актуальными с позиций текущего момента. Беспрерывный выход периодических изданий позволяет постоянно и последовательно представлять реальную действительность и имеющие к ней отношение события другого времени. Таким образом, каждый последующий выпуск издания может рассматриваться как продолжение предыдущих, с которыми он связан тематически, содержательно и по форме. Вместе с тем у каждого отдельно взятого выпуска имеются свои отличительные признаки, как по тематике, так и по содержанию, а возможно, и в деталях оформления.

Информационная связь  касается не только отдельных выпусков одного и того же периодического издания. Некоторые черты общности характера  информации присущи периодическим  изданиям в целом. Это ее разнообразие, обширность, неограниченность кругом текущих, обыденных событий, явлений. С учетом требований текущего момента периодическое издание может содержать историческую информацию, сведения, относящиеся к производственной, научной, культурной деятельности и вообще ко всему тому, что касается интересов читателя. Наряду с отмеченными особенностями характера информации могут быть и другие, которые обуславливаются, в частности, жанровой спецификой публикуемых материалов.

Характер информации, имея общие признаки и определяемый вместе с тем рамками тематического профиля того или иного периодического издания, связан и с читательским адресом последнего. Целевая направленность каждого определенного периодического издания предполагает выход на соответствующие категории читателей. Для одних изданий – это самый массовый читатель, не связанный профессиональными потребностями в информации; для других – круг  основных читателей может определяться политическим, социальным, ведомственным профилем издания, и вместе с тем оно может представлять более широкий, общий интерес. Читателями третьих являются специалисты, это – издания, которые принято считать специальными.

Целевая направленность, характер информации, читательский адрес влияют на выбор названия, характер оформления и периодичность издания. Нужно лишь отметить, что издание должно иметь свою внешнюю форму, позволяющую распознать и выделить его из числа других, ему подобных, без каких-либо затруднений. Возвращаясь к периодичности, нужно сказать о том, что в практике существуют минимальные и допустимо максимальные периоды времени для выпуска издания. В соответствии с этим выделяют издания, которые могут выходить в свет ежедневно, несколько раз в неделю, еженедельники, ежемесячники, ежеквартальные издания, ежегодники. Пол года считается максимально допустимым периодом. Некоторые издания выпускаются с интервалом в две недели, в полгода, в два месяца. Кроме трех выше названных признаков, на периодичность могут влиять организационные и материально-технические возможности, причем в настоящее время от них может зависеть не только периодичность, но само существование издания.

Тщательно разработанные  типологические параметры обеспечивают выживаемость на рынке СМИ [3].

С осени 1997 г. известная российская газета «Коммерсант-daily» стала называться просто «Коммерсант», вместо еженедельника «Коммерсант» появился «Коммерсант – Власть», экономический журнал «Деньги» переименовался в «Коммерсант – Деньги». Слово «Коммерсант» ввели во все три издания, чтобы было видно, что речь идет о едином информационном продукте. Проект предполагал, что любая существенная новость, появившаяся в газете, будет подробно разработана еженедельниками. Таким образом, они стали взаимодополнять друг друга, создавая объемный образ информационной картины страны и мира в целом. Издательский дом включает в пакетную подписку «Коммерсант-плюс» также свои ежемесячные журналы «Домовой» и «Автопилот», рассчитанные на разные интересы членов семьи.

По этому же пути пошел  и издательский дом «Крестьянка», известный своими журналами для женщин («Мода в доме», «Наша усадьба»). Но в данном случае он пытался быть не только незаменимым для своих читательниц и охватывать все их интересы, но и решил распространить свое внимание на мужскую аудиторию. Ей был предложен ежемесячный иллюстрированный журнал «Обыватель», который предназначен «для мужчин, не помешанных на политике, умеющих зарабатывать, желающих обустроить быт и хозяйство, быть молодым в любом возрасте, уметь защитить себя и свою семью».

Но периодика разделяется на типы не только на основе тематической насыщенности.

Типология, вообще говоря, это классификация предметов  или явлений по общности каких-либо признаков [4].

Так какие же признаки помогут нам определить принадлежность того или иного издания к определенному типу?

Информация о работе Общественно-политические периодические издания