Общественно-политические периодические издания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование общественно-политических периодических изданий, их истории, структуры и современного состояния.
Для этого необходимо решить ряд основных задач:
Определить основной понятийный аппарат.
Изучить историю возникновения общественно-политических периодических изданий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПЕРИОДИ-ЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ………………………………………...................
1.1. Типологическая характеристика периодических изданий …
1.2. История возникновения общественно-политических периодических изданий как типа изданий и его развитие ………
ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ БЕЛА-РУСИ…………………………………………………………….
2.1. Общественно-политические газеты…………………………..
2.2. Общественно-политические журналы……………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ....................................

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по библиотековедению.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

В настоящее время  журналы делят на следующие виды: общественно-политические, научные, научно-популярные, производственно-технические, популярные, литературно-художественные, реферативные. Такое деление, может быть, недостаточно четкое и в какой-то мере не совсем полное, тем не менее, оно основывается на последних исследованиях и отражает практику, сложившуюся в области издания журналов.

Остановимся более подробно на общественно-политических журналах.

В соответствии СТБ 7.201-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Журналы. Общие технические условия» общественно-политические журналы в зависимости от целевого назначения или направленности классифицируются на общественно-политические широкой направленности и малообъемные иллюстрированные, которые в свою очередь, в зависимости от читательского адреса, делятся на подгруппы для широкого круга читателей, женщин, мужчин, для молодежи, специальных категорий читателей (в т.ч. для белорусских и зарубежных читателей) [13].

Общественно-политический журнал публикует статьи и материалы  жанров, относящиеся к общественно-политической тематике и имеющие актуальное значение. Он может включать также сатирические и юмористические произведения, а также информацию отраслевого и научно-популярного характера, он обладает широкой целевой направленностью и рассчитан на разнообразного массового читателя. Им могут быть как специалисты, занимающиеся общественными науками, и, в частности, политологией, так и другие категории читателей, проявляющих интерес к общественной или политической жизни. Такой журнал в конкретном видовом исполнении может быть ориентирован и на молодежного читателя, и на женскую аудиторию, и на определенные группы по профессиональным или партийным признакам.

Таким образом газета и журнал – это не просто два вида периодики, это два способа воздействия на читателя, две разные формы подачи информации. Газета формирует общественное мнение ежедневно, информируя, агитируя читателей; журнал на основе созданного газетой общественного мнения вырабатывает жизненную ориентацию, определенное мировоззрение. Периодические издания были и остаются наиболее оперативными источниками информации. Публикации о событиях в жизни страны и за рубежом, наиболее актуальные проблемы современности, а также статистические сведения, первые публикации официальных документов – все это мы находим сегодня на страницах журналов и газет.

 

ГЛАВА 2

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ БЕЛАРУСИ

 

2.1. Общественно-политические  газеты

 

Бесспорным  лидером среди ежедневных общественно-политических газет Беларуси является «Советская Белоруссия», учредитель – Администрация Президента Республики Беларусь. Это динамичная, современная газета, которая  предоставляет читателям самую разнообразную и интересную информацию, в том числе на общественно-политическую тематику.

«Советская  Белоруссия», выходит 5 раз в неделю, кроме воскресенья и понедельника, тиражом  500.687 экземпляров.

Ежедневная  белорусская газета «Звязда», учредители: Совет Республики Национального Собрания Республики Беларусь, Палата представителей Национального Собрания Республики Беларусь и Совет Министров Республики Беларусь освещает вопросы и проблемы общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни Беларуси, деятельность правоохранительных органов, парламента и правительства страны, профсоюзов, партий и общественных организаций, а также международную и физкультурно-спортивную жизнь.

Газета «Звязда» издается с 27 июля (9 августа) 1917. С 1925 года газета печаталась на белорусском и русском языках, с августа 1927 - на белорусском языке, выходит 5 раз в неделю.

Общественно-политическая газета для молодежи «Знамя Юности»,  учредители: Министерство образования Республики Беларусь,  ОО «Белорусский Республиканский Союз Молодёжи» выходит с апреля 1938 года («Сталинская молодежь»). Приоритетным направлением в работе редакции было и остается освещение вопросов, связанных с решением насущных проблем молодежи страны – образование, занятость, профориентация, улучшение жилищных условий молодых семей, здоровье, социальные льготы, поддержка сельской молодежи, воспитание патриотизма, повышение престижности труда молодежи, формирование духовно богатого гражданина нашей страны.

В список основных тем, интересующих редакцию, входят: обзоры политических событий, новости экономики, аналитика, факты. Независимая и объективная информация об общественной жизни в Беларуси. Специальные репортажи из всех уголков республики. Новости молодежных организаций. Новости образования, помощь в выборе профессии, информация о поступление в вузы. Музыка, кино, фестивали. Театральная афиша для всех областных центров. Обзоры компьютерного рынка. Интернет. Мобильная связь. Спорт. Армейская жизнь.

«Народная газета»  – издание, родившееся вместе с молодым  Белорусским государством. Первый номер  газеты увидел свет 2 октября 1990 года.

Газета является национальным парламентским и общественно-политическим изданием, рассчитанным на широкий круг читателей.

Официальный статус газеты закреплен в законах Республики Беларусь. Многие документы, в том  числе принимаемые Национальным собранием и Конституционным судом, обретают свою силу после публикации на страницах издания.

В структуре  редакции находятся следующие отделы: государственного строительства; экономики; социальных проблем; новостей; экологии и среды обитания человека; культуры; специальных проектов; писем и массовой работы; региональной корреспондентской сети; рекламы.

Газета имеет  сеть собкоров, представляющих ее во всех регионах Беларуси. Корреспондентские  пункты находятся в Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Могилеве, Вилейке, Лепеле, Солигорске.

«Народная газета» – газета для всей семьи на всю неделю. Это главный девиз издания, которое можно назвать «семейной газетой». Коллектив редакции стремится к тому, чтобы публикации «Народной газеты» по тематике и стилю отвечали интересам и вкусам разных поколений. Самые насущные проблемы, самые волнующие вопросы и ответы на них читатель находит в постоянных рубриках газеты:

«Народный депутат» –  информация о новых нормативных актах из первых уст – от законодателей; материалы о работе на местах депутатов всех уровней – от сельсовета до Совета Республики.

«Наш кошелек» – все о ценовой политике, налогах, зарплате и пенсиях.

«Жилье мое» – исчерпывающая информация об изменениях на рынке недвижимости, об оплате коммунальных услуг, о льготах и субсидиях  на них.

«Будьте здоровы!» – советы и консультации профессиональных врачей, публикации на актуальные «медицинские» темы.

«Образование» – рубрика для тех, кто учится и для их родителей, для будущих  студентов – отдельный выпуск «Абитуриент»: все, что вы хотели знать  о централизованном тестировании и о правилах вступительной кампании.

«Культурное пространство»  – все о культурной жизни страны  и о  тех, кто эту жизнь создает.

«Наш дом» –  ваш лучший помощник в ведении  домашнего хозяйства и приусадебного  участка. Полезные советы специалистов и самих читателей помогут вам сделать свой дом уютным и красивым, а сад и огород – щедрым на дары.

«Экологический  выпуск» – совместный еженедельный проект «Народной газеты» и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Газета в газете для тех, кто неравнодушен к родной природе и готов ее защищать.

«Моя Беларусь»  – региональное приложение к «Народной газете». Подробный рассказ о жизни всех областей и столицы страны.

«Народная экономическая  газета» – приложение для деловых  людей, для всех, кто хочет выгодно продать и выгодно приобрести товары и услуги.

Ежедневная  газета Совета министров Республики Беларусь "Рэспублiка". На страницах  газеты популярные статьи (политика, экономика, общество, культура, криминал, спорт). Законы, указы, постановления, нормативные акты министерств и ведомств.

 

2.2. Общественно-политические  журналы

 

Общественно-политический журнал «Планета» — первый белорусский  журнал, посвященным тайным сторонам мировой политики. В журнале публикуются эксклюзивные материалы по самым острым темам экономики, политики, закулисных переговоров, деятельности спецслужб, международных отношений и новейших технологий. Это полноцветное издание формата А4, европейского качества полиграфии, не имеющее аналогов в Республики Беларусь. Тираж журнала составляет 5000 экземпляров.

«Беларуская думка» – общественно-политический и научно-популярный журнал Администрации Президента Республики Беларусь.

Тематика журнала: политика, экономика, общество, наука и технологии, образование, культура и спорт.

Основной целью  создания журнала явилась необходимость  ознакомления общественности с вопросами  социально-экономического развития страны, функционирования системы  высшего образования и идеологии.

«Родная прырода» – общественно-политический, научно-популярный иллюстрированный журнал. Издание, как  и следует из его названия, посвящено  природе Беларуси во всем ее многообразии. Однако в центре внимания не только уникальные природные ландшафты, животный и растительный мир, но и все аспекты, касающиеся охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. На страницах издания затрагиваются проблемы глобального изменения климата, обращения с отходами, чистоты воды и атмосферного воздуха. Много внимания уделяется особо охраняемым природным территориям, редким и исчезающим видам флоры и фауны, включенным в Красную книгу и, соответственно, борьбе с браконьерством.

Журнал «Родная  прырода» издается с января 1972 года на белорусском и русском языках, выходит 1 раз в месяц на 70 страницах.

Учредитель  журнала – Министерство природных  ресурсов и охраны окружающей среды  Республики Беларусь.

Иные общественно-политические журналы Беларуси: «Маладосць», «Полымя», «Беларусь», «Алеся».

Таким образом, общественно-политические периодические издания Республики Беларусь совместно с иными средствами массовой информации выполняют в обществе три важнейшие функции, они выступают в качестве:

аккумулятора  общественного мнения, служат трибуной для различных сегментов общества и создают условия для обсуждения коренных интересов народа;

мобилизующей  силы облегчают подключение населения  к участию в политической жизни;

контролера  выявляют случаи злоупотребления властью, повышают уровень транспарентности в деятельности Правительства и заставляют государственных служащих и предпринимательские круги отчитываться за свои действия перед общественностью.

Основными задачами средств массовой информации в целом и общественно-политических периодических изданий в частности, на мой взгляд, в современных условиях следует считать не насаждение одномерного видения мира, а организация полноценного диалога населения и власти, служение индикатором политических настроений в обществе, формирование общественно-политического мнения, препятствование  распространению деструктивных идей.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В первой части  данной работы мы рассматривали наиболее распространенные типологические характеристики периодических изданий, опираясь на труды известных публицистов. Подводя  итог, хочется отметить, что разделение всех изданий на типы благоприятно влияет на развитие рынка прессы. Читатель более охотно покупает специализированные издания, так как заранее знает, что именно в нем он найдет именно ту информацию, которая ему необходима.

Если прогнозировать грядущую ситуацию в сфере прессы, то, обобщая все данные, приведенные в моей работе, можно сделать определенные выводы. Как бы то ни было, общественно-политические периодические издания, да и пресса в целом, уже едва ли будут пользоваться той популярностью, которая была у нее, например, в девяностые годы, когда она одновременно являлась и гласом народа, и рычагом управления правительства, и культурным просветителем, и источником информации. Не читать газеты или журналы означало в то время буквально выбыть из жизни. Однако технический прогресс движется семимильными шагами, сметая на своем пути все остальные виды СМИ. Сначала телевидение, а затем и Интернет ставят под угрозу существование бумажной периодики. Да и известная пассивность и аморфность общества, не желающего загружать свои мозги лишней, по их мнению, информацией тоже неблагоприятно действуют на развитие прессы. Тут вам и пресловутый кризис чтения, и абстрагированность в первую очередь молодежи от событий, происходящий в стране и мире.

Между тем, о «вымирании» прессы трубят уже лет десять, но сами печатные СМИ совсем  уходить из жизни, видимо, пока не планируют. И об этом свидетельствуют такие крупные издательские дома, как «Коммерсант», «7 дней» и др. Так что в ближайшем будущем читатель едва ли будет лишен удовольствия полистать журнальные и газетные странички.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.  О средствах массовой информации: Закон Респ. Беларусь,  
17 июля 2008 г., № 127-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2008. - № 196. – 2/1524.

2. Издания. Основные виды. Термины и определения : СТБ  7.60–2005. – Минск : Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, Б.г. (2005). – Взамен СТБ 7.60-93. ; введ. 01.08.2005. – 54 с.

Информация о работе Общественно-политические периодические издания