Общественно-политические периодические издания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование общественно-политических периодических изданий, их истории, структуры и современного состояния.
Для этого необходимо решить ряд основных задач:
Определить основной понятийный аппарат.
Изучить историю возникновения общественно-политических периодических изданий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПЕРИОДИ-ЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ………………………………………...................
1.1. Типологическая характеристика периодических изданий …
1.2. История возникновения общественно-политических периодических изданий как типа изданий и его развитие ………
ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ БЕЛА-РУСИ…………………………………………………………….
2.1. Общественно-политические газеты…………………………..
2.2. Общественно-политические журналы……………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ....................................

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по библиотековедению.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

Типология периодических  изданий находится пока еще в  стадии разработки и поэтому не имеет  четкой трактовки. Однако анализ немногочисленных работ, посвященных данной проблеме, создает подходы к ее решению [5].

Основными типообразующими  признаками СМИ можно считать: характер аудитории, предметно-тематическая направленность, целевое назначение, время выхода, периодичность [6].

По характеру аудитории  выделяются следующие основные типы изданий:

международные;

республиканские;

межрегиональные;

территориальные (областные, городские, районные);

этнических общностей;

профессиональных групп;

возрастных групп;

для женщин и мужчин;

для верующих.

По предметно-тематической направленности:

универсальные;

специализированные.

По целевому назначению:

художественные;

публицистические;

развлекательные;

научные;

рекламные;

информационные.

С. Корконосенко предлагает следующее деление периодики:

по региону распространения (транснациональная, национальная, региональная, местная пресса);

по учредителю (государственная и негосударственная пресса);

по аудиторной характеристике (возрастной, половой, профессиональный, конфессиональный признаки);

по издательским характеристикам (периодичность, тираж, формат, объем);

по легитимности (с  точки зрения наличия разрешения на издательскую деятельность);

по содержательному  наполнению (качественная и массовая) [2].

Л. Реснянская отмечает, что наиболее распространенным и актуальным является деление печатных изданий на универсальные и специализированные.

Универсальные реализуют  модель «для всех обо всем». Это издания, реализующие все базовые функции СМИ и охватывающие все сферы общественной жизни. Специализированные издания могут иметь модели:

«для всех не обо всем» (тематическая );

«не для всех не обо  всем» (ограничение аудитории и тематики – профессионально-отраслвые, женские, мужские, детские).

Помимо этого Л. Реснянская выделяет издания смешанного типа, объединяющие черты универсальных  и специализированных: «обо всем для единомышленников» [7].

Итак, как мы выяснили, классификация печатных СМИ (газет и журналов) возможна по многим параметрам. Однако существует еще и «внутреннее» разделение определенных типов журналов. Объясним это на примере женских журналов.

Журнальная периодика  для женщин – один из сегментов рынка СМИ, отличающихся многочисленностью и разнообразием изданий. Типологические аспекты его функционирования долгое время находились за пределами исследовательского интереса. Впервые этот вопрос нашел отражение в работах Р.М. Ямпольской. В них охарактеризованы периодические издания для женщин первой половины 90-х годов. В основу классификации Ямпольской положены шесть типообразующих признаков:

тип издания (газета, журнал, дайджест, бюллетень);

характер изложения;

аудитория;

объем;

формат;

целевое назначение.

По характеру изложения и типу аудитории женские издания делятся на:

элитарные;

массово-популярные;

литературно-художественные;

По объему на:

«тонкие»;

«толстые»;

По формату  на:

журналы большого формата;

уменьшенного [8].

Таким образом мы рассмотрели наиболее распространенные типологические характеристики прессы.

Так почему же типология, по мнению абсолютного большинства  экспертов, имеет такое колоссальное значение для СМИ?

Во-первых, это существенно  облегчает жизнь читателю, на которого ежедневно обрушивается огромный поток подчас совершенно ненужной информации. Он получает возможность среди информационного хаоса гораздо быстрее найти именно то, что ему нужно, что в свою очередь немало экономит время.

Во-вторых, разделение на типы позволяет издательствам концентрироваться на какой-либо конкретной тематике, а следовательно, давать более качественный материал, более подробный и с большим количеством комментариев.

1.2. История возникновения общественно-политических периодических изданий как типа издания и его развитие

 

Диапазон видов периодических изданий, установленный СТБ ГОСТ 7.60-2005 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды». Термины и определения» широк и разнообразен – от  ежедневной массовой газеты до ежегодного массового календаря; от массового журнала до журнала специального, ориентированного на профессионалов. В нашей работы мы остановимся лишь на двух из них – газете  и журнале.

Газета – это периодическое  издание, выходящее через краткие  промежутки времени, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу.

Предшественниками газет традиционно  считаются новостные сообщения, распространявшиеся в Древнем Риме о событиях, произошедших в городе. Переписывавшиеся от руки свитки под названием Acta diurna populi romani («Ежедневные дела римского народа») вывешивались на площадях и доставлялись политикам или просто знатным горожанам. Римские газеты представляли собой деревянные дощечки, на которых записывали хронику событий. Новостные сводки, как правило, имели неофициальный характер, пока Юлий Цезарь не распорядился в обязательном порядке распространять отчёты о заседаниях сената, донесения полководцев и послания правителей соседних государств. Первой в мире печатной газетой стал «Столичный вестник», который начал выходить в Китае в VIII веке. В ней помещали указы императора и сообщения о важнейших событиях. Газеты печатали с досок, на которых вырезали иероглифы, покрывали тушью и делали оттиски. Эта технология была крайне неудобной, так как доска от частого покрывания краской быстро приходила в негодность.

На протяжении последующих столетий в газетах мало что изменилось: вплоть до изобретения в Германии в 1450-х годах Иоганном Гутенбергом печатного пресса, позволявшего размножать текст и изображения, не прибегая к услугам переписчиков, газеты (представлявшие собой всё те же переписанные от руки свитки с главными новостями) оставались весьма дорогим атрибутом жизни высокопоставленных чиновников или богатых торговцев. Свой современный облик газеты начали приобретать в XVI веке. Тогда и вошло в обиход само название «газета» – по   наименованию мелкой итальянской монеты gazzetta, которую обычно платили за рукописный листок новостей в Венеции. Считается, что именно в этом городе были образованы первые бюро по сбору информации –  прообразы информационных агентств – и возникла профессия «писателей новостей».

К числу первых  газет, сильно напоминающих современные  нам издания, принято относить издававшуюся с 30 мая 1631 года во Франции газету «La Gazette». Тираж газеты насчитывал около 1200 экземпляров, а её издателем стал получивший в 1630 году патент на распространение новостей по территории Франции дворянин Теофраст Ренодо. Политическое значение «La Gazette» было настолько велико, что некоторые сообщения в неё писали лично король Франции Людовик XIII, а также кардинал Ришельё. Значение «La Gazette» для развития этого типа СМИ было особенно велико ещё и потому, что в «La Gazette» стала размещаться платная реклама. В 1657 году одна из английских газет опубликовала первое рекламное предложение, вскоре король Карл II разместил частное объявление о пропаже любимой собаки, а полвека спустя Даниэль Дефо положил начало политической журналистике, основав еженедельник «Обозрение государственных дел».

Годом рождения европейской газетной периодики считается 1605 год. Первое издание появилось в Страсбурге. Его редактором-издателем стал типограф Иоганн Каролус, ранее занимавшийся составлением рукописных газет. В январе 1609 года в городе Вольфенбюттель опубликована первая, сохранившаяся до наших дней газета. Она начиналась словами «Relation: Aller Furnemmen». В ней были помещены новости из Кельна, Антверпена, Рима, Венеции, Вены и Праги.

В том же 1609 году в Аугсбурге появилась «Avisa Relation oder Zeitung» — другая еженедельная газета, которую издавал Лука Шульте. Проникшее в немецкую печать итальянское слово «avviso» свидетельствует о генетической связи между первыми немецкими еженедельными газетами и их венецианскими прообразами. Формат немецких изданий и форма подачи новостей также напоминают венецианские avvisi.

Первые печатные газеты не имели четко обозначенного названия. Место издания и фамилия редактора-издателя обычно не указывались. Расположение новостного материала зависело не от степени важности самого описываемого события, а от дня поступления данной информации. Сами новости практически не комментировались и подавались без всяких рубрик, политические события перемежались с далеко не всегда достоверными сенсациями.

Прежде, чем  в России появились печатные газеты, в Посольском приказе долгое время для царя и бояр составляли преиодические рукописные обзоры немецкой и голландской прессы. Их называли Курантами [9].

Первой российской печатной газетой стала появившаяся  в 1702 году по указу императора Петра I газета «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах». Первый лист этой печатной газеты появился в Москве 2 (13) января 1703 года (годовщина этой даты отмечается как День российской печати). Пётр сам правил корректуру. Газета представляла собой восьмушку листа, почти без полей, церковного шрифта. Большая часть сведений черпалась из голландских газет, причём Пётр сам отмечал карандашом, что нужно переводить для газеты. Печатались Ведомости в количестве 1000 экземпляров. Продажная цена номера была 2 копейки [10].

Сегодня, в зависимости от типа и назначения газеты имеют разные сроки выхода – от одного до семи раз в неделю, различные тиражи и форматы. Газета может выпускаться в течение короткого времени, ограниченного определенным мероприятием – конференцией, фестивалем и т.п. Наряду с основным выпуском, газета может издаваться в расширенном варианте за счет приложений. Газеты могут быть общественно-политическими или специализированными, которые освещают отдельные проблемы общественной жизни, науки, техники и других областей деятельности и адресованы определенным категориям читателей.

Журналом называется периодическое журнальное издание, которое содержит статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу.

Как и газета, журнал, являясь одним из основных средств  массовой информации и рекламы, оказывает  влияние на общественное мнение, формирует его в соответствии с интересами определённых общественных классов, политических партий, организаций [11].

Термин «журнал» произошёл  от французского слова journal – дневник, газета, которое фигурировало в названиях  первых журналов на французском языке, когда журнал ещё не совсем отделился от газеты. Ныне за рубежом этот термин употребляется лишь в некоторых странах и крайне редко. В иностранных языках понятию журнал соответствуют: «Magazine» (английское), «Revue» (французское), «Zeitschrift» (немецкое), «Revista» (испанское), «Списание» (болгарское) и т. д.

Родоначальником журналов считается «Журналь де Саван» («Journal des scavans», позже – «Journal des savants»), первый номер которого вышел во Франции 5 января 1665г. Он содержал обозрение книг по литературе, философии, естественным наукам, изданных в разных странах Европы. В том же году появился лондонский журнал подобного типа – «Философикал транзекшнс оф Ройял сосайети» («Philosophical Transactions of the Royal Society»). Вскоре в разных странах возникли близкие к ним журналы – «Джорнале деи леттерати» («Giornale de'Letterati», 1668, Италия), «Акта эрудиторум» («Acta Eruditorum», 1682, Германия) и «Монатсгешпрехе» («Monatsgesprache», 1688, Германия). Однако в большинстве стран журналы появились в 18 веке. Например, в Испании – «Диарио де лос литератос де Эспанья» («Diario de los literates de Espana», 1737), или в США — «Американ мэгэзин» («American Magazine», 1741). Первые журналы представляли собой преимущественно обзоры разнообразной литературы (научной, художественной, политической и пр.), в которые вкраплялись новости, относящиеся главным образом к сфере литературы, науки, искусства. Предназначались они для узкого круга читателей.

Журнальная периодика  продвинулась далеко вперёд в 19 веке, особенно во 2-й половине, одновременно с общим процессом развития капитализма и буржуазной культуры. В то время глубокие изменения претерпевают методы и средства журнальной пропаганды и информации, стремительно растут тиражи журналов, снижается подписная цена. К концу 19 – началу 20 вв. сложились основные типы журналов, причём наибольшее развитие получил иллюстрированный журнал смешанного содержания, рассчитанный на самые широкие круги читателей.

Первым русским журналом стало приложение к правительственной газете «Санкт-Петербургские ведомости» — «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях» (1728-1742 г.г.). С 1729 г. название «Примечаний» неоднократно менялось, и журнал выходил дважды в неделю как приложение к каждому номеру «Ведомостей». «Примечания» носили характер научно-популярного издания [12].

Информация о работе Общественно-политические периодические издания