Общественно-политические ток-шоу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 01:30, курсовая работа

Описание работы

Разочарование и недовольство, вызванные у большинства населения ходом реформ, определения национальной идеи и государственной идеологии в целом, ведут к увеличению пропасти между властью и народом, что угрожает не только процессу реформирования, но и самой российской государственности, вновь обостряя и выводя на первый план проблему социальной справедливости. Средства массовой информации, выполняя свои основные функции, являются связующим звеном между народом и властью.

Содержание работы

Введение
Жанровое определение ток-шоу. Классификация жанра
Общественно-политическое ток-шоу
Способы воздействия на зрителя
Речевой портрет Владимира Соловьева
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 28.94 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение

  • Жанровое определение ток-шоу. Классификация жанра
  • Общественно-политическое ток-шоу
  • Способы воздействия на зрителя
  • Речевой портрет Владимира Соловьева
  • Заключение
  • Список литературы
  • Разочарование и недовольство, вызванные у большинства населения ходом реформ, определения национальной идеи и государственной идеологии в целом, ведут к увеличению пропасти между властью и народом, что угрожает не только процессу реформирования, но и самой российской государственности, вновь обостряя и выводя на первый план проблему социальной справедливости. Средства массовой информации, выполняя свои основные функции, являются связующим звеном между народом и властью.
  • Наиболее эффективной формой для выражения отношений стал жанр ток-шоу. Несмотря на то, что данный жанр на телевидении возник еще в 60-х годах ХХ века и имеет свою историю развития, научной литературы о ток-шоу написано мало. Анализ конкретной журналистской практики представляет огромный интерес для тех, кто связан с телевидением: будь то работающий журналист или случайный зритель одной из программ.
  • Объектом моей курсовой работы выступают общественно-политические ток-шоу как элемент аналитической журналистики. Предметом исследования являются жанровые особенности общественно-политического ток-шоу. Цель работы – выявить жанровые особенности общественно-политического ток-шоу. И в частности составить речевой портрет В. Соловьева, телеведущего политического ток-шоу.
  • Теоретической и методологической основой моей курсовой работы послужили работы Г.В Кузнецова, Г.В Лазутиной, Р.А Борецкого, А.Я. Юровского, Е.П. Прохорова.
  • Жанровое определение ток-шоу. Классификации жанра
  • Ток-шоу синтезирует признаки интервью, дискуссии, игры и концентрируется вокруг личности ведущего. Это максимально персонифицированная экранная форма. Если сравнить ведущих ток-шоу и ведущих новостных жанров, то можно заметить разницу в том, что первые в большинстве случаев намного популярнее вторых. Такому взаимовлиянию, взаимодействию формы и ее создателя в первую очередь способствуют необходимые личностные качества: ум, находчивость, обаяние, юмор, умение заинтересованно слушать, пластично двигаться и прочее. Существенны также и внешние обстоятельства: определенное место и строго соблюдаемая цикличность, т.е. регулярная повторяемость в программе, рассчитанная на возбуждение в сознании массового зрителя состояния «нетерпеливого ожидания встречи».
  • Ток-шоу – это жанровая разновидность, которая широко развита тематически и функционально. Примеры таких ток-шоу, как «Гордон Кихот», «Школа злословия» , «Космополитан. Видеоверсия» и «Пусть говорят» это подтверждают.
  • В ток-шоу, помимо ведущих, выступают гости («герои») – люди, чем-то прославившиеся или просто интересные своими поступками, мыслями, образом жизни. Обязательно присутствие в студии нескольких десятков «простых зрителей», возможно и наличие компетентных экспертов. Зрители не всегда вовлекаются в разговор. Иногда их участие ограничивается аплодисментами, смехом, возгласами удивления – это создает особую атмосферу публичности, дает «эмоциональную подсказку» телезрителям.
  • В некоторых ток-шоу предусмотрена возможность подключения телезрителей к разговору по телефону и «громкой связи» в студии («Пусть говорят»). Более сложные ток-шоу строятся как обсуждение видеорепортажей или фильмов. Например, в «Закрытом показе» рецензируется какое-то одно конкретное кино. Возможен двусторонний диалог разных аудиторий. Несколько лет подряд перед прямой трансляцией международного конкурса «Евровидение» организовывали специальный выпуск программы «Большая стирка» с Андреем Малаховым, где присутствующие на передаче связывались со звездами, представлявшими нашу страну на конкурсе, желали удачи и поддерживали их морально.
  • Зачастую термином «ток-шоу» обозначают любую «разговорную» передачу, например беседу за круглым столом или простое интервью в студии, если его берет достаточно популярный ведущий – «звезда» экрана или радио-эфира. Пример – программа «Школа Злословия».
  • В некоторых случаях ток-шоу становится составляющим элементом других жанров. Так, в программе «Прожектор Пэрис Хилтон», ведущим жанром которой является обзор прессы, признаки ток-шоу тоже присутствуют.
  • Исследователи телевизионных жанров Вакурова Н.В. и Московкин Л.И характеризуют ток-шоу как разговорный жанр, современный аналог теледискуссии, от англ. talk-show – заимствованный в связи с возможностью прямого эфира западный жанр, адресованный «не всем, но каждому».
  • «Классическое ток-шоу представляет собой треугольник: ведущий – приглашенные собеседники (эксперты) – зритель в студии. Ток-шоу соединяет приемы журналистики и сценические приемы. И каждый из участников ток-шоу, какова бы ни была его служебная функция внутри программы, одновременно является персонажем с заданной ему авторами ток-шоу ролью».  Схема жанра довольно проста – герои, зрители, ведущий, вопросы и ответы. Но многие специалисты этого жанра считают, например, что залог успеха ток-шоу – юмор. Герой должен уметь смеяться над собой. К примеру, анализируя популярную в США развлекательную программу «Шоу Опры», Кузнецов Г.В. приходит к мнению, что «это именно журналистика, мастерски подготовленное общение с популярным человеком, сопровождаемое показом на большом экране фотографий и другого материала».
  • Вартанов А.С. отмечает, что задача жанра ток-шоу – активизировать восприятие содержания, заключенного в передаче с помощью формы диспута, острых вопросов, высказывания различных точек зрения. Хитрость же современного российского ток-шоу заключена в том, что при внешней форме свободной дискуссии, на самом деле зрителям втолковывается какая-нибудь одна-единственная, строго ограниченная в своих параметрах позиция.
  • Авторы современных учебников по курсу тележурналистики сходятся во мнении, что в настоящее время ток-шоу является одним из наиболее распространенных на российском телевидении жанров, как бы ни анонсировалась соответствующая передача. Так называемая «телевизионная пресс-конференция» на самом деле принадлежит жанру ток–шоу уже потому, что ведущий сам же задает большинство вопросов, приготовив заранее сценарий или сценарный план. При такой организации передачи практически исключается возможность в ней политической игры, непредсказуемости вопроса и выявление неожиданной информации для компетентного человека, происходит лишь актуализация уже существующей в недрах аудитории информации. Элементы ток–шоу почти всегда имеются в информационно-аналитических программах, что является характерной особенностью российского телевидения. Жанр ток-шоу скорее развлекательный, чем информационный.
  • С появлением ток-шоу на американском телевидении возникла и особая должность – модератор ток-шоу. Это человек, который занимается «подогревом» аудитории. Перед началом программы он рассказывает о роли зрителей, пытается призвать людей к диалогу, спрашивает, кто из присутствующих хочет высказаться на предложенную тему, учит обращаться с пультами для голосований, если их используют в программе. Организаторы ток-шоу на российском телевидении активно пользуются услугами модераторов. Помимо общения с аудиторией до начала программы, этот человек присутствует в зале на протяжении всей передачи. Он следит за ходом ток-шоу и первым начинает аплодировать в местах наибольшего эмоционального подъема беседы, он помогает сформулировать мысли желающим рассказать свою историю. Тем самым позволяет говорить о таком элементе современного ток-шоу как режиссура программы.
  • В телекомпании НТВ с 1999 года существует специальный отдел по работе с публикой, он возник, когда на канале появилась первая программа жанра ток-шоу. В отделе работает штат редакторов и модераторов, за каждым из которых закреплена своя программа. Они и приглашают зрителей в студию. Большое значение для организации работы имеет компьютерная и печатная база данных по публике, которая позволяет подобрать зрителей по определенным критериям для каждой программы. Таким образом, зрителями в студии становятся люди, заинтересованные в обсуждении тех или иных тем. Однако стать участником программ, можно просто позвонив в редакцию.
  • В некоторых ток-шоу, идущих в прямом эфире, активно участвуют телезрители, которые могут дозвониться в студию по телефону и «громкой связи», высказать собственное мнение с помощью SMS и интернет-голосований.
  • Ведущий еще до начала программы должен знать о том, кого и о чем можно спросить. Кто из присутствующих сможет сказать интересно и эффектно. Он должен четко сформулировать свои вопросы заранее.
  • В ток-шоу обыгрываются типичные ситуации и проблемы, знакомые большинству зрителей. Герой или подтверждает универсальное правило, или демонстрирует нечто уникальное, контрастирующее с привычным положением дел. Герои программ соотносятся со стереотипными положениями о том, как должны выглядеть, говорить и действовать «молодая домохозяйка», «преуспевающий бизнесмен», «трудный подросток», «обманутый муж». В шоу конструируются отношения между этими типами, проговариваются варианты возможных психологических, этических и других конфликтов.
  • Герои и героини программ могут отвергать длинную аргументацию, предпочитая мотивировать поступки соображениями «мне это не нравится», «так хочется», не стремясь во всех случаях быть логичным в суждениях. Ток-шоу реабилитируют чувства, предлагают познавать и действовать с их помощью. В ряде программ эта мысль иллюстрируется преувеличенно бурными эмоциями, подчас выходящими за рамки приличий.
  • Немаловажное звено ток-шоу – это эксперты. Их роль – давать объективную оценку ситуации, руководствуясь специальными знаниями, которыми они обладают, связанные с тем, чем они занимаются. Это могут быть психологи, астрологи, экономисты, политики и другие.
  • Таким образом, определение жанра должно быть основано на его разговорной природе. Я считаю, будет уместным в дальнейшем под ток-шоу понимать разговорный телевизионный жанр, строящийся в вопросно-ответной форме с непременным участием харизматичного ведущего, зрителей в студии, компетентных экспертов и гостей с интересной историей.
  • Общественно-политическое ток-шоу
  • Жанр – категория историческая. Причем историзм здесь проявляется не только в отборе и закреплении его качеств (устойчивых признаков). Системы жанров – и это относится именно к журналистике – могут служить своеобразным индикатором эпохи. Так, замечено, что во время ограничения информационных свобод преобладают жанры аналитические, оценочные, назидательные. И напротив, информационная насыщенность, господство репортажа демонстрируют пору свободы слова.
  • Публицистика (от лат. publicus – общественный, народный) – род произведений, посвященных актуальным проблемам и событиям текущей жизни; играет важную роль, влияя на деятельность социальных институтов, служа средством общественного воспитания, способом организации и передачи социальной информации. Публицистика существует в разных формах: словесной (письменной и устной), графически-изобразительной (плакат, карикатура), фото- и (видео)графической (документальное кино и телевидение), театрально-драматической и др. Основополагающие признаки здесь – актуальность тематики и масштаб осмысления конкретных проблем и событий окружающего мира.
  • Объект публицистики – группа причинно связанных фактов, тенденции в жизни общества, а метод – исследование, анализ, авторская оценка. Это разделение сложилось исторически. Информация призвана отвечать на вопросы: что? когда? где? А публицистика, вскрывающая причинно-следственные связи между явлениями, дающая им социально-политическую оценку, отвечает на вопросы: как? почему? с какой целью? Значит, в первом случае факт, событие – не только объект, но и цель, во втором – факты становятся еще и средством обоснования позиции журналиста, аргументами в цепи выстраиваемых им доказательств. Принцип «отделения фактов от мнений» исходит из того, что информация (факты), – это объективная картина жизни, и каждый волен сам судить о том, что происходит.
  • Трансляции или отчеты о заседаниях высшего законодательного органа, комментарии о тех или иных правительственных решениях, беседы с известными общественными деятелями, журналистские расследования нерешенных проблем общественной жизни, «круглые столы» специалистов, пресс-конференции лидеров зарубежных стран, прибывших с официальными визитами, – все это телевизионная публицистика.
  • Еженедельные аналитические программы и путевые очерки, снятые в экзотической стране, подборка видео-сообщений, полученных по каналам спутниковой связи, и беседа с западным бизнесменом, инвестирующим свои капиталы в развитие нашей экономики, – это публицистика, созданная тележурналистами.
  • Комментарий на экономические темы, хроника полевых работ, биржевые новости, телевизионный портрет рабочего или фермера, рассказ о благотворительной деятельности отечественного бизнесмена, беседа юриста, толкующего новое законодательство, – это телевизионная публицистика.
  • Выступление известного писателя на актуальную тему, репортаж со съемочной площадки киностудии, зарисовка о гастролях талантливого музыканта, сообщение о вернисаже молодых художников – все это также телепублицистика.
  • К публицистическим программам можно  отнести передачи «Женский взгляд», «Непутевые заметки» и др.
  • Отсюда следует, главным, определяющим признаком публицистичности здесь служит обращенность сразу к множеству людей (публичность). Но все эти передачи неодинаковы по форме и по методам их создания, по особенностям журналистской работы. Иначе говоря, они выполнены в разных жанрах.
  • В общей теории журналистики проблема деления публицистических сообщений на жанры рассматривается, во-первых, по своеобразию предмета (объекта) познания, отображения; во-вторых по познавательно-воспитательным задачам; в-третьих, по широте освещения действительности, т.е. по масштабу выводов и обобщений; наконец, в-четвертых, по своим выразительно-изобразительным средствам.
  • Жанры аналитической публицистики – это такие сообщения, в которых автор анализирует реальные факты, явления в соответствии со своей творческой задачей. При этом композиция сообщения зависит не от фабулы события, но от замысла автора.
  • В журналистской практике на выбор жанра нередко влияет не только характер изображаемого объекта, но и место будущего материала в эфире, в рамках сложившейся рубрики, т.е. реальная производственная задача. Два журналиста могут быть направлены на один и тот же объект – на завод, в универмаг или порт, на испытание нового самолета или вагона метро. Однако один из них делает «сюжет» для информационной программы с заданным хронометражем в 50 секунд, а другой – 30-минутный очерк. Понятно, что исходная направленность работы, сам характер журналистского поиска у этих двух коллег будут различны. Отражать жизнь, констатируя факты, не так уж и сложно; куда труднее отбирать среди них такие, за которыми стоит явление. Но тем и отличается публицист от информатора, что умеет видеть типическое, в любой теме найти общечеловеческое, социальное, волнующее всех и каждого.
  • Именно на основе методов осуществляется процесс формирования понятий, суждений и умозаключений. Анализ – мысленное расчленение предмета или явления, выделение его отдельных частей, признаков, свойств.
  • К информационным жанрам относят оперативные устные сообщения, видеосюжеты, короткие интервью и репортажи; к аналитическим – то, что в практике часто называют «передача». Здесь можно выделить видеокорреспонденцию, беседу, комментарий, обозрение, дискуссию, пресс-конференцию, ток-шоу. Художественная документалистика включает в себя зарисовки, очерки, эссе, фельетоны, памфлеты.
  • Специфика аналитических жанров – в их нацеленности на доказательное изложение идеи и отстаивание авторской позиции. Новость передается через систему мнений, ожидаемых читателем. Аналитические жанры отличаются глубокой, детальной проработкой причинно-следственных связей, оценочных отношений предмета, основательностью аргументации. Предметным основанием таких жанров выступают социальные ситуации, проблемы, конфликты. В сферу исследования действительности вовлечены методы обобщения, анализа, синтеза. Основное требование к аналитическим жанрам – взвешенность фактов, доказательность выводов и четкая авторская позиция. Комментарий – основа аналитических жанров, он представляет собой общий композиционный и стилистический метод отражения и отображения действительности. В ходе исследования действительности журналист часто ставит перед собой задачу, связанную с определением будущего состояния заинтересовавшего его явления. Это называется прогнозированием. В журналистике формируются прогнозы нескольких видов: прогноз-обязательст

Информация о работе Общественно-политические ток-шоу