Выражение масонских идей на страницах русских периодических изданий XVIII-XIX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 08:36, курсовая работа

Описание работы

В работе также будет затронута история и краткая характеристика масонства вообще, а также тех систем и школ, которые имели наибольшее влияние на Россию и получили в ней наибольшее распространение. Особенность развития русского масонства заключается, пожалуй, в том, что оно не столько выдвигает собственную систему, собственный вариант прочтения масонского учения, а больше заимствует иностранные школы, проповедуя их идеи и лишь выбирая из предложенного.

Файлы: 1 файл

массоны.docx

— 126.77 Кб (Скачать файл)

В то время, как уже было сказано выше, отношение к масонству русского общества не имело серьезного характера, орден вольных каменщиков воспринимался скорее как веяние моды, а потому на период первой половины 18 столетия расцвета масонства в России еще не наблюдалось.

«…согласно имеющимся источникам, первые посвящения русских людей в масонство произошли все же не в России, а за границей. Речь идет о показаниях в Тайной канцелярии действительного камергера при дворе императрицы Елизаветы Петровны графа Николая Александровича Головина - внука знаменитого фельдмаршала и генерал-адмирала петровского времени Федора Алексеевича Головина, взятых у него 22 февраля 1747 года. Дело в том, что за границей Николай Головин служил некоторое время волонтером прусской армии, и Елизавета Петровна заподозрила в нем агента прусского короля Фридриха II. Подозрения эти не подтвердились. В то же время Н.А. Головин показал, что вступил за границей в масонскую ложу и назвал среди известных ему масонов младшего брата фаворита императрицы графа Алексея Григорьевича Разумовского - Кирилла Разумовского, а также братьев Захара и Ивана Чернышевых. Посвящение их в заграничных ложах состоялось в 1741-1744 годах.»14

Первой масонской ложей в России, по мнению ряда историков, считается ложа «Скромности» (или «Молчаливости»), основанная Елагиным в Петербурге в 1768 году.15

 И, все же, настоящее развитие русское масонство получило в 70х годах XVIII века – именно в это время появляется подлинно русское масонство, пусть и являющееся по структуре и содержанию иностранным, но ставшее первым проявлением гражданской инициативы в России, а также «первым идеалистическим течением русской общественной мысли.»16  Второй период истории русского масонства затрагивает как-раз 70е гг., когда «одновременно возникают у нас две масонские системы, пользовавшиеся крупным успехом. Ложи этих систем – Елагинская и Циннендорфская…»17 Они также функционировали на базе иоанновских степеней и преследовали цели религиозно-нравственного воспитания человека. Главная роль в этом периоде истории русского масонства отводится И.П. Елагину (1725-1794). Благодаря ему в русском масонстве преобладало английское влияние, которому вскоре пришлось вступить в борьбу с шведско-берлинской системой. В итоге этой борьбы 3 сентября 1776 года состоялось соединение Рейхелевских (Рейхель -глава немецкой ложи) и Елагинских лож. Этот союз, однако, оказался непродолжительным, что привело к расколу в рядах русских масонов и, в конечном счете, подчинению русских лож Швеции. Елагин же вскоре вернулся к английской системе, а о его ложах ничего не известно впредь до 1786 года, когда после двухлетнего затишья их работа восстановилась.

Для развития русского масонства большую роль сыграло непродолжительное правление Петра III, сменившего на престоле Елизавету и   боготворящего прусского короля Фридриха II. По примеру последнего Петр способствовал развитию масонства и в 1762 году даже подарил дом иностранной ложе «Постоянство» в Петербурге.

Время 70-80х гг.  XVIII столетия можно вне всяких сомнений считать временем расцвета русского масонства: именно в этот период наступает господство «в ложах мистики и повсеместного распространения так называемых рыцарских или высоких степеней: шведская система и розенкрейцерство.»18 Иными словами, интерес к  масонству в русском обществе только рос. Вскоре «“нравственные преподаяния” масонства первых   трех степеней перестали удовлетворять русских братьев.» 19 В стремлении к новому знанию русские масоны добрались до розенкрейцерства. Ориентировочно это происходит в 1781 году и ознаменовано сменой главенства Петербурга в деятельности русского ордена свободных каменщиков главенством Москвы с ее ложами.

Итак, ввиду растущей заинтересованности русских братьев в шведской системе в 1778 году в Петербурге происходит открытие Великой национальной ложи шведской системы строгого наблюдения - капитула "Феникса", а позже – в 1779 открывается провинциальная ложа. Влияние шведской системы было  велико, однако во многом из-за политических причин оказалось не достаточно прочным.

«Дело в том, что интерес и внимание шведских начальников ордена к России и русским преследовал не только и не столько масонские, сколько далеко идущие политические цели - упрочение братского союза знатного дворянства двух стран на основе вольнокаменщических идей. Где тут была, как говорится, "собака зарыта" - становится ясно, как только мы вспомним, что вся деятельность "Капитула Феникса" в Петербурге направлялась и контролировалась главой Стокгольмского великого капитула, братом шведского короля, генеральным визитатором и главным герольдмейстером "Священного Ордена Храма Иерусалимского", великим провинциальным мастером Швеции и России герцогом Карлом Зюдерманландским.»20

В 1781 году Екатерина II  распоряжается о негласной приостановке деятельности шведских лож отчасти из-за напряженных отношений России со Швецией. Русско-шведская война 1788-1790гг. осложнила  их положение в России еще больше. Собственно говоря, к восьмидесятым годам XVIII столетия от шведского масонства в России осталось мало, а основные ложи этого толка были закрыты.

Так дни доминирования Петербурга в русском масонстве закончились, уступив место Москве. Именно здесь активно развивается розенкрейцерство под руководством Н.И. Новикова и И.Г. Шварца. Здесь в 1780 году была образована ложа «Гармония», в которую входили представители различных масонских систем, так как обрядность для нее не играла основополагающую роль, а деятельность была направлена на поиск истинных «форм масонства»  и несла тайный характер.

Именно в главенство московского масонства весной 1782 года был проведен Вильгельмсбадский конвент, где Россия была признана VIII совершенно свободной и самостоятельной провинцией масонского мира. Таким образом, «эклектическая»21 ложа Гармонии документально утвердила возможность своей деятельности по систематической разработке мировоззрения вольных каменщиков. С этого момента можно говорить о начале русского масонства как национального явления.

Помимо этого, был организовал тайный круг розенкрейцеров, в основе деятельности которого лежало общемасонское учение трех степеней. Основные участники по-прежнему продолжали работу и в масонских ложах, к которым они принадлежали.

  1. РУССКОЕ МАСОНСТВО

    1. Основное представительство, отношения с властью

Имена выдающихся русских масонов хорошо известны, это: И.П. Елагин, И.В. Лопухин, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, А.В. Суворов, М.М. Сперанский, А.С. Пушкин, И.П. Тургенев, А.М. Кутузов, А.Ф. Лабзин, М.И. Невзоров, П.И. Пестель, М.М. Херасков и многие другие. К масонам, по некоторым предположениям, относят Петра I, Павла I и даже Александра I.

Отношение государства к масонству со временем и сменой правителей менялось. Если в самом начале работы орденов вольных каменщиков отношение властей к ним было в целом нейтральным, то уже при Екатерине II оно обостряется.

Парадоксально, но, если проследить историю деятельности масонского ордена в России и его связь с политикой, можно убедиться, что в течение своего правления многие правители, начиная с нейтрального, сдержанного и даже положительного отношения к вольным каменщикам, впоследствии меняли свое отношение едва ли не на прямо противоположное. Так было и с Екатериной II. Именно во время правления «просвещенной императрицы» для масонов наступил и расцвет, и падение.  

 «Организуя заговор против своего мужа, как мы знаем, Екатерина заняла деньги у английского посла масона Кейта, шпиона Прусского Короля Фридриха. Принадлежала ли сама Екатерина к масонству, мы не знаем, но известно, что в первое время после захвата русского трона, она очень терпимо относилась к русским масонам.»22

Известный историк Георгий Владимирович Вернадский в своем труде «Русское масонство в царствование Екатерины II» писал о том, что терпимость императрицы к масонам в начале ее правления объясняется тем, что она считала такое к ним отношение наиболее выгодным для себя. Как оказалось, напрасно, потому как уже вскоре в ордене вольных каменщиков подсуетились и чуть не устроили очередной дворцовый переворот в попытке поставить на престол более выгодного для движения свергнутого когда-то Елизаветой Петровной императора Иоанна Антоновича, однако заговор был раскрыт.23 Вернадский также указывает на более благосклонное отношение масонского братства к цесаревичу Павлу, нежели к действующей императрице. Именно влияние друзей-масонов на Павла и тот факт, что шведское масонство в то время набирает популярность, а со Швецией, как известно, у России были тогда не самые гладкие отношения, начинает по-настоящему настораживать императрицу.

В 1780 году в печати выходит сатира Екатерины II «Тайна противонелепого общества». Это считается, своего рода, первой реакцией правительницы на масонскую деятельность. Уже в то время правительственные структуры пытаются взять ее под контроль. Но, как можно заметить, эта реакция еще свидетельствует о не вполне серьезном отношении Екатерины к деятельности вольных каменщиков, которую она в своей переписке с Ф.М. Гриммом24 называет одним «из величайших сумасбродств, когда-либо бывших в ходу среди человеческого рода».

Вторая реакция Екатерины II была куда жестче. Это связано со многими факторами: русско-шведская война, растущее недоверие императрицы к масонским ложам вообще и как следствие усиление контроля над их деятельностью. Но, пожалуй, главной причиной стала Великая французская революция (1789-1794).

Дело в том, что императрица настороженно относилась к иностранному влиянию на русское дворянство, идущее непосредственно через масонство. Уже в 1785 году Екатерина II  принимает серьезные меры. Начинается активное прекращение деятельности учреждений (училищ, школ), находившихся под попечительством масонов, запрещению подвергается издание текстов, книг и пособий, содержащих масонские идеи. А Новиков, на чью смелость в печати императрица и так долго смотрела сквозь пальцы подвергается испытанию в Законе Божьем архиепископом Платоном. Несмотря на успешное прохождение им этого испытания, недоверие к нему не прекращается. И в 1792 году Новиков с другими масонами, в частности М. И. Багрянским, В. Я. Колокольниковым и М. И. Невзоровым были арестованы, а многие другие – сосланы в свои имения. Деятельность русских лож была приостановлена.

В том же году 1ого августа императрица издает указ на имя князя Прозоровского со следующими обвинительными пунктами, фактически мотивирующими ее непримиримое к масонам отношение:

«I.  Они делали тайные сборища, имели в оных храмы, престолы, жертвенники; ужасные совершались там клятвы с целованием креста и Евангелия, которыми обязывались и обманщики и обманутые вечной верностью и повиновением ордену Златорозового креста с тем, чтобы никому не открывать тайны ордена, и если бы правительство стало сего требовать, то, храня оную, претерпевать мучения и казни.

II.  Мимо законной Богом учрежденной власти, дерзнули они подчинить себя герцогу Брауншвейгскому, отдав себя в его покровительство и зависимость, потом к нему же относились с жалобами в принятом от правительства подозрении на сборища их и чинимых будто притеснениях.

III. Имели  они тайную переписку с принцем  Гессен-Кассельским и с прусским министром Вельнером изобретенными ими шрифтами и в такое еще время, когда Берлинский двор оказывал нам в полной мере свое недоброходство. Из посланных от них туда трех членов двое и поныне там пребывают, подвергая свое общество заграничному управлению и нарушая через то долг законной присяги и верности подданства.

IV.  Они употребляют разные способы, хотя вообще, к уловлению в свою секту известной по их бумагам особы. В сем уловлении, так и в упомянутой переписке. Новиков сам признал себя преступником.

V.   Издавали печатные у себя непозволенные, развращенные и противные закону православному книги и после двух сделанных запрещений осмелились еще продавать оные, для чего и завели тайную типографию. Новиков сам тут признал свое и сообщников своих преступление.

VI.  В уставе сборищ их, писанном рукою Новикова, значатся у них храмы, епархии, епископы, миропомазание и прочие установления и обряды вне святой нашей церкви непозволительные. Новиков утверждает, что в сборищах их оные в самом деле не существовали, а упоминаются только одною аллегорией для приобретения ордену их вящего уважения и повиновения, но сим доказываются коварство и обман, употребленные им с сообщниками для удобнейшего слабых умов поколебания и развращения. Впрочем, хотя Новиков и не открыл еще сокровенных своих замыслов, но вышеупомянутые, обнаруженные и собственно им признанные преступления столь важны, что по силе законов тягчайшей и нещадной подвергает его казни. Мы, однако ж, и в сем случае, следуя сродному нам человеколюбию и оставляя еще время на принесение в своих злодействах покаяния, освободили его от оной и повелели запереть его на пятнадцать лет в Шлиссельбургскую крепость".»25

С взошедшим на престол в 1796 году в возрасте сорока двух лет Павлом у масонства были куда более сложные отношение, чем с Екатериной II. С самого детства Павел был окружен видными представителями ордена вольных каменщиков, таких как: Никита Панин, бывший его воспитателем, его братом Петром Паниным, князьями А. Б. Куракиным и Н. В. Репниным. Именно Куракин, который одно время был русским послом во Франции, по возвращении в Россию завербовал Н.И. Новикова в члены ордена и именно он после И.П. Елагина стал лидером русского масонства. Все они стремились сделать Павла масоном и посвятить его в тайны ордена.

«Начиная с 1769 года между Павлом и Паниным возникает оживленная переписка по поводу написанного масоном князем Щербатовым сочинения "Путешествие в землю Офирскую". "Путешествие в землю Офирскую" - это первый, составленный в России план организации социалистического, тоталитарного государства.»26 

Однако, важно отметить, что Павлу не открывали полной картины масонского движения. Он был лишь поверхностно ознакомлен с деятельностью ордена, представлявшейся исключительно благородной и возвышенной. В результате многолетних завлечений, которые опирались также и на негативное к Павлу отношение Екатерины, в 1784 году он вступил в одну из елагинских лож.

Информация о работе Выражение масонских идей на страницах русских периодических изданий XVIII-XIX вв