Типологические особенности детских сетевых журналов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 22:49, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей курсовой работы- исследовать интернет-журналы как вида СМИ: изучить предпосылки зарождения и становления дет сетевой периодики, определить сегодняшнее состояние, дать основные характеристики, выработать методику работы редактора в сетевом издании. Этой цели соответствуют следующие основные задачи:
1) ввести в современный обиход понятия «сетевой журнал» и «сетевая журналистика», привлечь внимание исследователей к прессе;
2) определить место и статус интернет-издания в современной системе электронных и сетевых СМИ;
3) классифицировать и систематизировать сетевые журналы Рунета, основываясь на методике типологических исследований периодических изданий, предложенной советской и российской наукой;
4) разработать методику подготовки на примере детского сетевого издания. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1.Возникновение и становление мультимедиа 4
1.1. Предшественники сетевых масс-медиа» 4
1.2. Формирование концепций Рунета 7
Глава 2. Типологические особенности детских сетевых журналов 10
2.1. Специфика деятельности электронных сетевых издательств 10
2.2. Методы организации и апвутика работвы редактора 13
Заключение 17
Список использованной литературы 19

Файлы: 1 файл

заказ 2649 работа редактора Интернт-издания.docx

— 54.87 Кб (Скачать файл)

 

Глава 2. Типологические особенности детских сетевых журналов

2.1. Специфика деятельности  электронных сетевых  издательств

 

Журнал – один из наиболее трудоёмких и сложных по своему исполнению образований в общей системе печатных и сетевых изданий, так как в силу своей социально-идеологической значимости он испытывает воздействие, а иногда и прямое давление, со стороны государственных структур, политических партий, коммерческих, религиозных, общественных и иных организаций. Постоянная трансформация интернет-среды, в которой ежедневно появляется и исчезает огромное количество ресурсов, приводит к необходимости часто верифицировать существующие теоретические положения в отношении онлайновых СМИ.      Давая классификацию детских сетевых журналов Рунета, которая базируется на результатах исследований типологических особенностей печатных изданий, выработанных несколькими поколениями российских специалистов4.

В России аринятычзаконодательные документы, которые служат основанием для выявления типологических особенностей интернет-СМИ, определяют их роль и место в современном обществе. Таким документом является стандарт «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения» еще 2002 года. Данный документ преимущественно отталкивается от традиционных международных стандартов. За десять лет произошли существенные изменения в области интернет-СМИ, которые требуют принятия нового документа, либо поправок к уже существующим стандартам. Так, в частности, среди электронных изданий, различающихся по природе основной информации, пока не определено место изданий смешанного типа, имеющих одновременно печатную и электронную версию с отдельной редакцией и разным текстовым и иллюстративным наполнением. В пункте о различии изданий по целевому назначению не определена принадлежность неофициальных электронных изданий к СМИ, например, самиздата и блогов, которые, согласно стандарту, являются электронными изданиями только на основании того, что любая публикация в сети может считаться электронным изданием.         Пункт о различии электронных изданий по технологии распространения не учитывает разделения на платные и бесплатные интернет-издания – практика, широко  распространенная на Западе, которая, в недалёком будущем, серьёзно ограничит доступ широких слоёв населения к тому или иному ресурсу и, возможно, приведёт к появлению других сетевых каналов распространения. Что касается характера взаимодействия пользователя и электронного издания, то уже сегодня фактически все интернет-СМИ сочетают в себе детерминированные и недетерминированные формы взаимодействия с аудиторией.         В Законе РФ от 27.12.91 «О средствах массовой информации» в редакции от 11.07.2011 в ст. 2 появилось указание на сетевое издание как вид средства массовой информации, сетевое издание было выделено из общей массы электронных ресурсов. Но по- прежнему можно неоднозначно трактовать понятия «электронное» и «сетевое» СМИ. С одной стороны, любой сайт в Интернете признаётся средством массовой информации, с другой, сайт, не зарегистрированный в качестве СМИ, средством массовой информации не является. Сохранение в Законе принципа добровольности регистрации ресурса в качестве СМИ также затрудняет классифицирование детских сетевых журналов5.

Прослеживаются  две взаимоисключающие тенденции в детских СМИ Рунета: с одной стороны, предпринимаются попытки всё больше приспособить детское издание к интересам конкретной аудитории, максимально сужая возрастной диапазон, с другой, – детские журналы стремятся ориентироваться на разновозрастную, в том числе и на взрослую (родители и педагоги), публику.          Основным видообразующим фактором для изданий, как в случае с оффлайновыми СМИ, остаётся характер аудитории. Возрастные особенности

юной аудитории  и своеобразие работы с каждой возрастной группой определили возникновение четырех типов детских сетевых изданий в Рунете. Это издания для дошкольников (3–6 лет), младших школьников (7–10 лет), подростков (11–15 лет) и старшеклассников (15–17 лет). Сложность типологии по признаку «аудитория» относится в большей степени к детским онлайновым СМИ, чем к оффлайновым. Это происходит не столько из-за попыток детских ресурсов максимально расширить аудиторию, сколько из-за малой изученности аудитории самого Рунета. И хотя можно говорить лишь о частичном совпадении аудитории сетевых и «бумажных» СМИ, сегодня условно принимается положение, что их аудитории идентичны.     По целевому назначению детские онлайновые издания разделяются на четыре основные группы, сходные с группами оффлайновых СМИ:

– информационно-публицистические (газеты и журналы ЮНПРЕСС, «Пять

углов», «SOBER-COOL или журнал тех, кто не боится быть трезвым» и др.);

– научно-популярные издания (журналы «Юный натуралист», «Юный техник»,

газета «Добрая  Дорога Детства» и др.);

– художественные издания (журналы «Почитай-ка», «Кукумбер», «Костёр»,

«Электронные  пампасы», христианский журнал «Зёрнышко» и др.);

– развлекательные  издания («Детская газета», журналы  «Солнышко», «Колобок: Всё, что нужно подростку в жизни!», «Клёпа», «Санька – Бешеный

кролик!», «Развлекуха», малышовый журнал «Оди-Бедя», журнал для девочек «Маруся», «Классный журнал» и др.).

Специфика онлайновых СМИ определяется их функционированием  в

виртуальной реальности, поэтому принадлежность к той или иной группе становится условной и требует дополнительного уточнения. Чаще всего характеристику онлайнового издания определяют по внесетевой версии (если она есть), либо основываются на мнении редакции, самостоятельно выбирающей направление газеты или журнала. Сегодня существуют детские СМИ, которые по целевому признаку можно отнести сразу к двум или даже к нескольким различным группам. Учитывая, что детские интернет-издания идут в своём развитии по следам взрослых интернет-изданий, их классификация отчасти повторяет классификацию, принятую для взрослых интернет-СМИ. Существуют следующие виды профессиональных детских журналов:

1) интернет-представительства печатных журналов;

2) смешанные  издания (версия оффлайн + версия онлайн);

3) сетевые  издания, не имеющие печатного  аналога.

Самодеятельная  детская сетевая пресса представлена:

1) детскими  изданиями ЮНПРЕСС и школьной  прессой;

2) фанзинами популярных журналов;

3) самиздатом  и детскими блогами.

2.2. Методы организации и апвутика работвы редактора

Популярным  и качественным детское издание  становится при наличии

талантливого  литератора, педагога, психолога, художника  и т.д., обладающего

способностью  привлекать к работе в журнале  лучшие силы из разных областей знаний.           Сетевой журнал является сугубо эксклюзивным продуктом, где особую

роль играет имидж создателя. Детский журнал должен также придерживаться

нескольких  принципов, которые определяют его  успешное функционирование в ети.. Необходимость установления тесной связи бумажного и сетевого издания наиболее ощутима при работе над печатной и сетевой версиями одного и того же детского журнала.      Общая польза от интернет-предприятия в составе традиционного СМИ

становится  очевидной, если учитывать не столько  коммерческую выгоду от

детской сетевой  версии, сколько её имиджевую составляющую. Педагоги и

психологи отмечают важность самостоятельной деятельности детей и подростков, которая связана с электронной подготовкой и публикацией в сети

результата  общего труда (газеты, альманаха или  журнала). Многие успешные

интернет-проекты  построены на сборе, обработке, сопоставлении учащимися

различного  рода информации, в том числе внесетевой. В данном случае дети

оказываются одновременно и создателями, и потребителями  информации, которой они обмениваются6.          Пользователи Интернета, как правило, не делают различия между коммерческим и некоммерческим сектором и, привыкнув к удобным с точки зрения технологий и дизайна, ресурсам, не заходят на сайты, организованные на порядок хуже. В этих условиях детскому интернет-журналу необходимо, минимизировав расходы, максимально использовать выразительные средства Интернета: гипертекст, флэш-технологии, сочетание текста, звукового сопровождения и анимации, новейшие дизайнерские разработки. Но так как речь идёт о детском издании, качество информации и учёт психологических и

возрастных  особенностей детской аудитории  приобретает особое значение. Под высоким качеством информации в данном случае понимается не только её содержательность, но и соответствующий уровень её организации на страницах сетевого журнала, анализируем журнл Клепа».      Для реализации своей задачи редактору сетевого журнала нужно опираться на опыт «бумажной» детской журналистики, в то же время учитывая сетевую специфику, позволяющую журналу завоевать популярность в виртуальной среде. «Успешное издание» – термин, означающий одновременно популярный и качественный ресурс. Он должен отличаться: малым количеством и ненавязчивостью рекламы и баннеров; удобным интерфейсом; быстрой загрузкой страниц; продуманным дизайном, максимально привлекательным и комфортным для юного читателя; хорошо структурированным содержанием и удобной навигацией; высокохудожественным текстовым и иллюстративным материалом; языковой грамотностью и динамичностью; оригинальной рубрикацией; наличием интересной для детской или подростковой аудитории информации; регулярным обновлением.           Создание такого качественного сетевого ресурса требует на подготовительном этапе выполнения определённых задач: материально-технического обеспечения редакции, морально-психологической подготовки сотрудников и предварительного сбора статистических данных.     Работа по материально-техническому обеспечению предусматривает:

разработку  бизнес-плана и взаимодействие с  потенциальными спонсорами и

  • финансовыми партнёрами издания; техническое оснащение редакции;
  • определение условий для размещения рекламного материала на страницах
  • детского сетевого журнала; разработку способов и методов дальнейшего
  • продвижения детского сетевого ресурса.

Для морально-психологической  подготовки необходимы: определение  целей и задач конкретного издания, создание его концепции; определение возрастной категории потенциального читателя; составление контента будущего издания7.            Предварительный сбор статистических данных предусматривает: изучение потенциальной аудитории методом анкетирования и опросов; анализ

существующих  детских сетевых журналов; изучение детской и подростковой

«бумажной»  прессы.

Оценивая  работу редактора в детском сетевом  и детском печатном издании, можно сделать вывод, что существует значительная часть редакторской работы, свойственная как редактору сетевого, так и «бумажного» издания, и некоторая часть специфической деятельности для каждого вида прессы. К сожалению, в России пока нет сложившихся представлений о редакторско-технологическом процессе подготовки электронного издания, поэтому каждая организация пользуется только своим опытом подготовки электронных изданий. Наибольшую сложность представляет совмещение редактором двух функций: редактора «бумажного» и сетевого издания. Его работа в сетевом издании строится по следующей схеме: выбор названия периодического издания; создание актива редакции: писателей, журналистов и т.д., постоянная работа с авторским коллективом; отбор произведений, редакторская оценка содержания и формы

произведения; работа редактора над оформлением  издания; техническое исполнение детского сетевого издания.

Модель  функционирования детского онлайнового  журнала в Рунете основана на принципе бесплатности и общедоступности, в расчете на рост читательской аудитории, который мог бы обеспечить продажу рекламы. Продажа сетевых версий и авторских прав не делают детский некоммерческий журнал рентабельным из-за слишком узкого круга потенциальных клиентов. Издатели периодики озабочены нерешённостью финансовых проблем, связанных с распространением в сети электронных копий их традиционных изданий и противоречивостью позиций в отношении авторского права8.           В этих условиях особое значение приобретает разработка ясных и понятных механизмов, обеспечивающих приток денежных средств для обеспечения нормальной работы детского сетевого издания, будь то государственная поддержка, так называемая «помощь клуба», интерес со стороны рекламодателей, электронная рассылка или ечать по требованию («print-on-demand»).

Заключение

Современная сетевая форма детских изданий  – результат эволюционных преобразований: процесс освоения детскими СМИ новых технологий шёл постепенно, поэтапно, каждый следующий носитель информации трансформировал представление о том, каким должно быть «идеальное» детское периодическое издание. Переход изданий на коммерческую основу, нарушение ц почки «производитель – распространитель – потребитель», тяжёлое финансовое положение, вызванное недостаточным финансированием государства социально-значимых проектов, негативно сказывается на периодике.          Тем не менее, успешная сетевая деятельность таких популярных детских журналов как «Клёпа», «Сибирячок», «Классный журнал», «Солнышко», «Картинки в паутинке», «Мурзилка», «Трамвай» и др. вселяет надежду, что за детской сетевой прессой будущее. Организация качественного детского сетевого издания, вопреки общепринятому мнению, требует повышенной ответственности, нестандартных решений, творческих усилий, временных затрат, серьёзных финансовых вложений, постоянного редакторского контроля, участия профессионалов из различных областей знаний: журналистов, педагогов, психологов, социологов, иллюстраторов и т.д.               Определение детской и подростковой периодики как одного из видов специализированной прессы требует, в современных условиях распространения новых технологий, дополнительной корректировки. Детская пресса по многим причинам, в первую очередь, экономическим, сегодня – один из самых слабых сегментов российского рынка, в то время как её социальная значимость выходит за пределы значимости специализированной прессы, явления в журналистике второго порядка, призванной удовлетворять интересы аудитории в дополнительной информации.       Сетевая пресса – закономерный результат эволюции «бумажной» детской периодики. Появление и развитие детских интернет-СМИ связано с

условиями формирования и методами позиционирования Рунета.    Феномен сетевого журнала обусловлен его тесными связями с

детской «бумажной» периодикой, зависит от процессов, происходящих в детской литературе и книжном бизнесе.         Детский сетевой журнал становится значимым явлением в Рунете, если он выработал индивидуальный стиль, определил свою модель функционирования в сети либо в качестве авторского журнала, либо журнала коллективного творчества. Авторскому журналу необходимо отражать чёткую авторскую позицию, воплощать единую художественную идею организатора, который должен обладать литературным талантом и может органически сочетать в себе творчество писателя и иллюстратора, модератора и веб-дизайнера. Детский сетевой журнал как результат коллективного, часто анонимного, творчества, должен превратиться в экспериментальную лабораторию, где идёт поиск новых жанров детской периодики, дизайнерских решений, оттачивается мастерство вебжурналиста и веб-редактора.    Сетевой журнал, находясь на начальном этапе развития, не обозначил своё место в общей системе сетевых и печатных СМИ. В дальнейшем он будет стремиться к некой завершённости, структурному совершенству, что подразумевает наиболее полное использование визуальных и вербальных каналов передачи информации, всех дополнительных возможностей, которые

Информация о работе Типологические особенности детских сетевых журналов