Особенности детского певческого голоса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 01:02, контрольная работа

Описание работы

Детский голос обладает особыми качествами, отличными от качеств голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие и тонкие по сравнению со связками взрослых - отсюда особое зву¬чание детских голосов, прежде всего в младших группах. Гортань с голосовыми связками в 2-3,5 раза меньше, чем у взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый. Он усиливается резона¬торами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и носа) и нижний, грудной (полости трахеи и бронхов).

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Особенности детского певческого голоса……………………………………..4
2.План-конспект разучивания песни. Особенности данной песни…………….9
Заключение…………………………………………………………………….....13
Список литературы………………………………………………………………14

Файлы: 1 файл

готов муз.docx

— 99.29 Кб (Скачать файл)

Введение

Пение - основной вид музыкальной деятельности детей. Огромную роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки. Поэтому в первую очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Правильно подобранный и художественно исполненный песенный репертуар поможет успешному решению этой задачи. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.

В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Постепенно они познают жанровую основу песни. У них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке. Ребенок-дошкольник не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности.

Пение - основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на фортепиано, когда сложный аккомпанемент затрудняет восприятие.

Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. Музыкальный руководитель и воспитатель следят за правильным произношением слов.

Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. Дети слышат, что тот, кто торопится или отстает, нарушает стройность пения.

В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма [1, с.10].

1.Особенности  детского певческого голоса

 

 Возможности ребенка-дошкольника в области пения очень ограничены, но при условии систематического руководства его певческий голос постепенно приобретает естественную звонкость, легкость, ровное звучание, расширяется диапазон.

Диапазон - объем голоса от нижнего звука до верхнего. В дошкольном возрасте он небольшой: от 3-4 звуков в младшей группе до 7 в подготовительной[4,с.32].

Обучение детей певческим умениям связано с задачей очень осторожного развития детского голоса и сохранения его естественного звучания. Поэтому педагогу, обучающему детей пению, а также и методисту, направляющему педагогическую работу в детском саду, необходимо знать основы физиологии детского голоса, чтобы исключить ошибки.

Детский голос обладает особыми качествами, отличными от качеств голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие и тонкие по сравнению со связками взрослых - отсюда особое звучание детских голосов, прежде всего в младших группах. Гортань с голосовыми связками в 2-3,5 раза меньше, чем у взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и носа) и нижний, грудной (полости трахеи и бронхов).

У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос очень легкий, не сильный, но звонкий. Резонаторы придают звуку разную окраску. При неправильном извлечении звука, например при его форсировании, голос у детей приобретает неприятное низкое звучание. Дети дошкольного возраста поют, как правило, фальцетом. Детские легкие малы по своей емкости - отсюда естественная ограниченность силы детского голоса.

Чрезмерно громкое пение гибельно отражается на голосовых связках детей. Малейшее форсирование, напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую легкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик.

Понятия высоты и громкости звука неоднозначны. Звук кажется нам тем громче, чем он выше и чем больше содержит в своем спектре высоких призвуков[1,с.54].

Мышечная сила детей дошкольного возраста еще очень слаба и при пении значительная ее часть затрачивается на преодоление инерции окружающего воздуха. Если требовать, чтобы ребенок пел громче, он вытягивает шею, причем гортань под напором воздуха поднимается, кровеносные сосуды на шее переполняются кровью, а сосуды, расположенные в голосовых связках от перенапряжения могут даже лопнуть. Кровоизлияние в толщу голосовых связок влечёт за собой неровности краев связок и длительную хрипоту. Громкий разговор, пение, крик не только портят голосовые связки, но и понижают слух. Для освобождения мышц шеи можно рекомендовать перед пением упражнения с плавными движениями рук, наклоном головы вперед, назад и в стороны, и упражнения с пропеванием гласных «у» и «о», но не «и», которая сужает гортань.

Посредством пения упражняется и совершенствуется детское дыхание, иными словами, дети занимаются дыхательной гимнастикой. При пении упражняется и артикуляционный аппарат, что способствует ясному произношению. Движения артикуляционного аппарата видны, в отличие от скрытой от глаз работы мышц глотки и гортани. Дети охотно и легко копируют движения нижней челюсти, губ, щек и языка воспитателя, которые при пении максимально активны.

Таким образом, пение активизирует мышцы гортани и глотки, связанные с мышцами артикуляционного аппарата. Активизацию голосового аппарата можно вызвать и применяя в упражнениях разного рода гласные и согласные.

Для пения дошкольников, голос которых находится в чисто детской стадии развития, характерно «голосовое» фальцетное звучание, лишенное какой-либо насыщенности (бестембровое). Невелик и диапазон детских голосов. Они лишены грудного звучания, которое обычно дает качество полноты и насыщенности, что естественно для пения взрослых [5,с.12].

Исследования в области физиологии голоса при помощи специального аппарата показали, что основные показатели звукоизвлечения - высота тона, динамика звука - определяются работой двух групп мышц: вокальных (голосовых), сокращающих голосовые связки, и передних, натягивающих голосовые связки.

Педагогу важно знать, что происходит с голосовым аппаратом ребенка при естественном звучании голоса (т. е. фальцете) и при напряженном (грудном), чтобы не делать ошибок в работе.

Установка высокого звука происходит при участии обеих групп мышц. При грудном регистре в большой степени имеет место сокращение вокальных мышц, и голосовые связки колеблются всей массой (вибрируют). Получается полное закрытие голосовой щели, т. е. плотное примыкание голосовых связок друг к другу. У дошкольников при этом задерживается дыхание, получается застой крови, шейные вены набухают, нарушается питание мозга. Такое звучание им не по - силами может быть доступно только в старшем школьном возрасте в результате общего психофизического развития.

При фальцете - головном регистре, свойственном младшему возрасту, наблюдается неполное замыкание голосовой щели и вибрирование краев голосовых связок основная мышечная масса связок находится в относительном покое. Таким образом, перенапряжения голосовых связок не получается, и детский голос оберегается от срыва[3,с.29].

Сила звука также вызывает большую амплитуду колебаний голосовых связок, и, следовательно, вовлекает в работу большее количество (площадь) вокальных мышц. У детей это ведет к излишней активности в работе голосовых связок, возникает крикливость, что также вредно для развития детского голоса.

Поэтому первоочередной задачей воспитателя является охрана голоса ребенка, его слуха и создание спокойной обстановки при обучении. Очень важно, чтобы ребенок и в быту говорил спокойно, без крика, пел естественным голосом.

Основные музыкальные звуки, на которых построены мелодии большинства песен для детского сада, соответствуют диапазону голоса детей дошкольного возраста.

Однако мы встречаемся иногда с тем, что дети начинают петь взрослые песни. Это вызывает умиление родителей. Когда ребенок взрослеет, его исполнение становится все менее приятным для слушания. Ребенок не может проникнуть в смысл и содержание песни, поэтому вместо выразительного исполнения наблюдается кривляние или попытка неумелого подражания. При таком пении не только портится художественный вкус ребенка, но и наносится вред голосовому аппарату. Необходимо переключать внимание детей на репертуар песен, более подходящий им как по сложности исполнения, так и по содержанию.

Исполняя песни взрослых, которые им технически недоступны, дети преодолевают трудности путем резкого нажима на различные отделы голосового аппарата. Они, вовлекая в работу всю мышечную массу голосового аппарата, поют громко, голоса от такого напряжения портятся, преждевременно изнашиваются. Возникают различные заболевания голосового аппарата[5,с.28].

При обучении детей пению педагогу необходимо:

♦ удерживать детей от громкого пения и, особенно, от длительно го громкого пения (прежде всего во время разучивания); не громкое пение - одно из важнейших условий, обеспечивающих нормальное звучание детских голосов, а следовательно, их нормальное развитие;

♦ при выборе репертуара обращать внимание на звуковой диапазон песен, который должен соответствовать объему голоса детей данной группы; исполнение детьми трудных песен из репертуара взрослых и школьных массовых песен -. недопустимо;

♦ следить за тем, чтобы в повседневной жизни дети не кричали, не визжали, что плохо влияет на состояние их голоса;

♦ добиваться нормального, естественного тона в разговоре в любых условиях (в помещении, на прогулке и т. д.);

♦ не предлагать детям много песен для исполнения на занятиях (не более 2-3), на праздниках (не более 4-5, а в младших группах - 3);

♦ не петь на улице при температуре воздуха ниже +18° С и влажности выше 40-60 % [4,с.65].

Пение - это психофизиологический процесс, связанный с различным эмоциональным состоянием ребенка и значительными изменениями жизненно важных актов организма, таких, как дыхание, газообмен, артериальное давление, кровообращение, сердечный ритм, работа эндокринной системы и пр.

Правильное пение сопровождается у ребенка ощущениями психофизиологического комфорта, что способствует формированию положительного отношения к самому процессу, а следовательно, и к предмету в целом.

Пение оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу и умственное развитие ребенка, совершенствует его основные психические функции.

      Через певческую  деятельность происходит приобщение  ребенка к музыкальной культуре, а коллективное пение – это  прекрасная психологическая и  нравственная и эстетическая  среда для формирования лучших  человеческих качеств. Дети приобретают  навыки музыкального исполнительства, позволяющие им творчески проявлять  себя в искусстве.

 

2.План-конспект разучивания песни.

Песня  «По малину в сад пойдем»

Текст.

1.По малину в сад  пойдем,  
В сад пойдем, в сад пойдем,  
Плясовую заведем,  
Заведем, заведем.  
 
Припев:  
Солнышко на дворе,  
А в саду тропинка.  
Сладкая ты моя,  
Ягодка-малинка!  
 
Ты, малинка, не в роток,  
Не в роток, не в роток, -  
Насыпайся в кузовок,  
В кузовок, в кузовок.  
 
Припев.  
 
2.Как малины наберем,  
Наберем, наберем,  
Пирогов мы напечем,  
Напечем, напечем.  
 
Припев.  
 
Пирогов мы напечем,  
Напечем, напечем.  
Всех соседей позовем,  
Позовем, позовем!  
 
Припев.

1) Вступительное слово

Эти ягоды, все знают,

Нам лекарство заменяют.

Если вы больны ангиной,

Пейте на ночь чай с... (малиной)

 

 

Ягоды лесные эти

Любят бурые медведи.

Не рябина, не калина,

А с колючками... (малина)

 Сегодня мы послушаем песенку про малинку.

2) Слушание

3) Анализ, беседа (с детьми)

Вам понравилась эта песенка?  -да, очень понравилась,

Какое настроение она у вас оставила?- она веселая, заводная так и хочется пойти танцевать и скушать малинку!

А чему учит эта песенка?- она учит нас быть не жадными делиться.

А чем делиться?- пирожками.

А пирожки с чем?- с малинкой

А малинку где возьмете? – на полянке

Правильно дети вы все слушали внимательно, молодцы!

Давайте разучим песенку про малинку

4) Разучивание по фразам. 

Особенности данной песни

Данная песня написана для детей старшей и подготовительной группы относится к русско – народному жанру.

В данной песне говорится о солнечном саде, в котором растет сладкая ягодка малинка, о танце, она учит работе, сбору ягод, потом эту ягоду можно использовать в качестве начинки для пирожков, еще эта песня учит быть не жадным и трудолюбивым.

Форма песни куплетная.

Характер музыки мажор.

Темп музыки модерато (умеренно, сдержанно).

Динамика Mezzo forte — меццо-форте — в меру громко.

Мелодия спокойная ровная без скачков, из инструментов играют гусли, балалайка, маракас, металлофон, флейта, трещетка.

Данную песню можно использовать на утренниках, она очень хорошо подходит для русско -народных танцев,  ее можно использовать для  парных танцев, для инсценировок и мн.др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Певческий голос может быть воспитан практически у всех, исключая патологические случаи. Правильное певческое развитие с учетом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса способствует развитию здорового голосового аппарата.

Успех работы педагога в решении задач по формированию обще музыкальной   и исполнительской культуры во многом зависит от того, насколько глубоко он осознает воспитательное значение хорового пения, владеет методами и приемами певческого развития детей дошкольного возраста, знает особенности детского голоса, умеет организовать работу по освоению песенного репертуара. Важную роль играет и комплексный подбор песенного репертуара, который по смыслу литературного текста и музыкально-певческим средствам доступен для исполнения детьми  и нацелен на развитие у них позитивного отношения к окружающему миру, а также учитывает физиологические особенности детей данного возраста.

Работа над песней – это увлекательный процесс, в котором есть творческий элемент. Педагог должен довести до сознания воспитанников, что над каждой, даже самой простой песней надо много работать. Выразительное исполнение требует овладения вокально-хоровыми навыками и умениями как средствами выразительности. Формирование этих умений и навыков не является самоцелью, а служит раскрытию содержания музыки.

Информация о работе Особенности детского певческого голоса