Типологические особенности детских сетевых журналов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 22:49, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей курсовой работы- исследовать интернет-журналы как вида СМИ: изучить предпосылки зарождения и становления дет сетевой периодики, определить сегодняшнее состояние, дать основные характеристики, выработать методику работы редактора в сетевом издании. Этой цели соответствуют следующие основные задачи:
1) ввести в современный обиход понятия «сетевой журнал» и «сетевая журналистика», привлечь внимание исследователей к прессе;
2) определить место и статус интернет-издания в современной системе электронных и сетевых СМИ;
3) классифицировать и систематизировать сетевые журналы Рунета, основываясь на методике типологических исследований периодических изданий, предложенной советской и российской наукой;
4) разработать методику подготовки на примере детского сетевого издания. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1.Возникновение и становление мультимедиа 4
1.1. Предшественники сетевых масс-медиа» 4
1.2. Формирование концепций Рунета 7
Глава 2. Типологические особенности детских сетевых журналов 10
2.1. Специфика деятельности электронных сетевых издательств 10
2.2. Методы организации и апвутика работвы редактора 13
Заключение 17
Список использованной литературы 19

Файлы: 1 файл

заказ 2649 работа редактора Интернт-издания.docx

— 54.87 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

Введение 2

Глава 1.Возникновение и становление  мультимедиа 4

1.1. Предшественники  сетевых масс-медиа» 4

1.2. Формирование концепций Рунета 7

Глава 2. Типологические особенности детских сетевых журналов 10

2.1. Специфика деятельности электронных сетевых  издательств 10

2.2. Методы организации и апвутика работвы редактора 13

Заключение 17

Список использованной литературы 19

 

 

 

Введение

Стремительное развитие компьютерных технологий меняет социальный облик сетевого пользователя, расширяет его возрастной диапазон: Интернет, первоначально служивший для обмена информацией между ограниченным числом лиц, постепенно превратился в многокультурную среду.

Интерес пользователя к деятельности в сети способствует быстрому развитию  сегмента Интернета – появлению большого количества ресурсов, предназначенных для разной аудитории, в том числе детской и подростковой аудитории. Таким образом, актуальность исследования курсовой работы определяется масштабом и значимостью происходящих сетевых процессов,

важностью теоретической  и практической подготовки специалистов для организации творческой деятельности в сегменте Интернета. В настоящее время в Интернете сложилась новая система периодических изданий – сетевые СМИ, в том числе и детские, что особенно важно для работы редактора Интернет- издания – особый вид интернет-журналистики со своей историей и аудиторией. Актуальность исследования видится в изучении этого явления с позиции типологии журналистики, что позволяет не только определить его место в ряду других СМИ, но и обозначить современную концепцию, наметить важнейшие тенденции развития, рекомендовать пути для построения успешной модели сетевого журнала.  Виртуальная действительность, несмотря на свою специфику, является отражением и интерпретацией реальной жизни в такой же мере, как мир детства является отражением, повторением и интерпретацией мира взрослых.  Выявление проблем российской  периодики в сетевом пространстве дает возможность определить слабые места в организации, подготовке и распространении не только сетевых, но и печатных изданий, позволяет найти возможные пути выхода из создавшейся кризисной ситуации.      Объект исследования курсовой работы – сетевые журналы Рунета, обладающие рядом характерных особенностей. (Под Рунетом – Русский Интернет – обычно понимают не только сайты в домене «ru», но и русскоязычные сайты).         Предмет исследования курсовой работы – специфика редакционной подготовки сетевого издания на примере детского издания.      Основная часть печатных и сетевых изданий посвящена проблематике «взрослой» интернет- журналистики. Исследователи относят детские и молодежные СМИ к области специализированных масс-медиа, нацеленных на информационное обслуживание специфических интересов аудитории.    Область изучения детской сетевой прессы лежит на стыке журналистики, педагогики, психологии и социологии.       Специфика онлайнового журнала коренным образом меняет методику

редакторской  работы, особенно детского. В настоящее время методика работы редактора над традиционным (печатным) периодическим изданием, достаточно обоснована.            Цель настоящей курсовой работы- исследовать интернет-журналы как вида СМИ: изучить предпосылки зарождения и становления дет сетевой периодики, определить сегодняшнее состояние, дать основные характеристики, выработать методику работы редактора в сетевом издании.   Этой цели соответствуют следующие основные задачи:

1) ввести в современный обиход понятия «сетевой журнал» и «сетевая журналистика», привлечь внимание исследователей к прессе;

2) определить  место и статус интернет-издания  в современной системе электронных и сетевых СМИ;

3) классифицировать  и систематизировать сетевые  журналы Рунета, основываясь на методике типологических исследований периодических изданий, предложенной советской и российской наукой;

4) разработать методику подготовки на примере детского сетевого издания.   Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

Глава 1.Возникновение и  становление  мультимедиа

1.1. Предшественники  сетевых масс-медиа»

В данной главе стоит рассмотреть исторические и социально-экономические предпосылки появления СМИ в Интернете, исторический этапам трансформации и адаптации детских СМИ. Следует выделяет четыре группы д изданий: печатные, аудиовизуальные («бумажный» журнал дополняется CD-диском, видеокассетой, электронной игрой и т.п), электронные и сетевые; их появление было обусловлено техническим прогрессом, а развитие шло в двух основных направлениях: усиление наглядности и совершенствование обратной связи. В «бумажной»  периодике такой переход ознаменовался замещением черно-белых иллюстраций цветными, осмыслением и закреплением в сознании необходимости перехода от книжного «монолога» к диалоговой форме общения. Именно такая форма

общения стала  прообразом «интерактива», педагогическая ценность которого

несомненна.             Усовершенствование технологий вынуждает редакции газет и журналов постоянно искать возможный симбиоз различных носителей информации.             Аудиовизуальный журнал по своей природе считается более интерактивным, чем его печатный аналог, что даёт основание определить этот вид как переходный между изданиями газетно-журнального типа и новой электронно-сетевой прессой. Полноценные журналы на автономных электронных носителях (CDROM)  и сетевые СМИ появились одновременно, их отличает равная степень наглядности, но почти мгновенный обмен мнениями, возможный лишь в Интернете, позволяет последним эффективнее осуществлять контакт с читателем.          Если русские сетевые СМИ,  создавались по аналогии, а предшественников детских интернет-СМИ огромное влияние оказал опыт французских  печатных изданий. Идеи, которые отстаивал и пропагандировал Селестен Френе – известный педагог, ставивший обязательным условием своего метода воспитания создание и широкое использование «новых материальных средств обучения и воспитания», прежде всего школьной типографии, совпадали с идеями А.С. Макаренко. Несмотря на первый успешный опыт создания детских журналов на новых носителях, процесс освоения технологий детскими СМИ в силу экономической нестабильности России шёл скачкообразно, во многих случаях с опозданием по сравнению с мировой практикой, что породило специфику нынешней ситуации, сложившуюся в масс-медиа. Эпоха тотальной коммерциализации перестроечного и постперестроечного времени вынудила их заниматься борьбой за выживание, полностью отказавшись от радикальной модификации своих печатных изданий1.           С конца 1990-х гг. редакции детской периодики сосредотачивают усилия на создании менее дорогостоящих интернет-версий.

К концу 1990 г. существовала кризисная ситуация.  Главной причиной

появления сетевых  версий российских «бумажных» журналов стала экономическая. С конца 1980-х гг. постепенный переход изданий на коммерческую основу и повышение цен на типографские расходы и услуги

Роспечати нанесли  тяжелый удар по детским газетам  и журналам как экономически менее выгодной продукции. Кризис 1998 г. усугубил тяжёлое

положение периодики: существенно сократились не только тиражи, но и количество наименований. Появление и успехи «взрослой» онлайновой журналистики позволили редакциям газет и журналов убедиться в том, что новые технологии предоставляют возможность расширить аудиторию, используя Интернет в качестве дешёвой площадки для печатного издания.   Необходимость поиска альтернативных возможностей для публикации периодических изданий была вызвана и социально-психологическими причинами. Наибольшее количество российских СМИ пришло в Интернет в конце 1990-х гг., когда их потенциальная аудитория начинает успешно осваивать виртуальное пространство. В период с начала перестройки (1985 г.) и до конца 1990-х гг. на российском рынке прессы произошли существенные изменения:

1. Исчезло  большое количество изданий, лишившихся  материальной поддержки и/или не сумевших приспособиться к новым требованиям рынка.

2. Появились  издания, которые расширили свою  деятельность за счёт дополнительных технических возможностей: аудио-, видео-, мультимедийных приложений к бумажным журналам (из детских например «Колобок и два жирафа», «Клёпа» и т.д.).

3. Ряд крупных  российских издательских домов  расширил деятельность за

счёт увеличения количества наименований детских журналов для разных возрастных групп (издательства  «Аргументы и факты», «Лазурь» и т.д.).

4. Возникли  новые журналы, использующие «старые»  названия и позиционирующие себя в качестве продолжателей традиций ранее существовавших изданий («Детское чтение для сердца и разума», «Новая игрушечка», «Чиж и Ёж» и другие).

5. Появились  журналы, использующие имидж и  аудиторию популярных телепередач ( «Ералаш», «Улица Сезам» и т.д.).

6. Были созданы  совместные издательские концерны  с основной долей иностранных инвестиций, расширяющие аудиторию за счёт производства детских, подростковых и молодёжных журналов, чаще всего развлекательного характера (Издательский дом «Бурда», «Эгмонт Россия Лтд.» и другие).

7. На российский  рынок вышли издания, финансируемые организациями, ранее не связанными с издательским бизнесом («Автобус» – журнал туристическо-культурного центра «Эклектика», «С нами Бог» – издательский проект Фонда Святителя Николая Чудотворца и другие).

8. Расширилась деятельность агентства ЮНПРЕСС, появилось большое количество юнкоровских изданий, в основном газет («Юношеская газета»,

«Недоросль» и т.д.).

1.2. Формирование концепций Рунета

Одной из первых возникла концепция Рунета как  зоны свободного общения. Её популярность относится к начальной стадии сетевых отношений, когда Интернет означал для пользователей лишь электронную переписку и создание новостных групп.       Первое поколение малочисленных интернет- пользователей убедило подрастающее поколение в том, что Интернет предоставляет им неограниченные возможности для свободного общения без контроля со стороны взрослых, в том числе родителей и учителей. С моделью Интернета как зоны абсолютной свободы связана модель Интернета как клуба, которая до сих пор используется многими детскими сетевыми ресурсами.    Следующей концепцией стала модель Интернета как самиздата, архива и библиотеки. Но, если во взрослом мире возникновение самиздата обусловлено политической оппозицией или авангардностью культурологической программы, то детский самиздат в Рунете стал своеобразным протестом против познавательно-образовательных сайтов с устаревшими дидактическими установками2.       В то же время приоритет самиздата для детской аудитории не умаляет достоинства библиотеки или архива, так как детский сектор унаследовал от взрослого Рунета его «литературоцентричность».       Третья концепция напрямую связана с возможностью ребенка или подростка свободно перемещаться по сети. Интернет характеризовался как пространство, куда вытеснялись нежелательные чувства и эмоции, поэтому стали предприниматься попытки всячески оградить детей от нежелательного

воздействия виртуальной среды. В то же время  сильное влияние продолжали

оказывать идеи сетевых лидеров о необходимости  сохранения независимости и способности Интернета к саморегулированию.      Отсутствие единой позиции взрослых по отношению к самостоятельному выбору юного пользователя отразилось на многих детских сетевых ресурсах, в том числе и на детских сетевых журналах.     Когда сеть стала охватывать все большее число пользователей, возник вопрос о взаимодействии онлайна и оффлайна. Одной из первых моделей взаимодействия оказалась конкуренция, однако со временем получила распространение идея сотрудничества.        Сегодня в сети одинаково успешно функционирует модель Интернета как магазина и модель Интернета как рекламной площадки.      Для издательств печатных и сетевых журналов, существовавших либо в негласной конкуренции друг с другом, либо в атмосфере взаимного игнорирования, наступило время переоценки ценностей, которая повлекла за

собой появление  первых сетевых версий «бумажной» периодики.    После краткого обзора исторических событий Рунета, связанных с появлением первых «взрослых» сетевых СМИ, дадим характеристика первым детским интернет- журналам, организованным только для виртуальной среды («Кот Баюн», «Мирчек», «Искорка» – журнал скаутов, сказочный журнал «Почитай-ка» и т.д.), и первым печатным журналам, которые создали интернет-версии («Тропинка», «Познайка», «Сибирячок» и др.)3.     Следует отметить, что, несмотря на активность пользователей и создание многочисленных сетевых ресурсов, процесс освоения детского сегмента Рунета шёл вяло. Такой вялотекущий процесс объяснялся тем, что, в отличие от «взрослого», детский Интернет был по-прежнему малопривлекательным для рекламодателей, а детская аудитория – как по экономическим, так и по нравственным причинам – оставалась малочисленной.             На редакции детских газет и журналов влияли и рыночные причины: детская интернет-версия денег не приносила, а страх, что сетевая версия помешает «бумажной», оставался. Исходя из целей издания и материальных возможностей, учитывая предыдущий опыт сетевой журналистики, редакции детских газет и журналов выбирали свою модель организации сетевой периодики:

1. Создавали  интернет-представительство.

2. Переносили  без изменений или с минимальными  изменениями печатную

версию в  онлайн.

3. Создавали  дополнительно к печатному изданию  сетевую версию, похожую

на печатный аналог, но учитывающую особенности интернет-среды.

4. Создавали  новое интернет-издание, не имеющее  печатного аналога.    Детскую аудиторию Интернета делят на несколько возрастных групп, каждой из которых соответствуют свои ресурсы. Пока не существует единой системы классификации ресурсов, предназначенных детям, а сайты, учитывающие потребности молодого пользователя, составляют менее 26% от общего количества ресурсов, условно обозначенных «детскими». Большинство таких ресурсов вызывают интерес лишь у взрослой, чаще всего женской, аудитории и непосредственно к Интернету для детей отношения не имеют.              Принципиальное отличие российского Интернета от западного заключается в том, что пионерами в освоении российской сети стали не коммерческие организации, а политические структуры и средства массовой информации.             Специфические возможности Интернета были использованы в информационных войнах, во время парламентских и президентских выборов, в проведении международной информационной политики, поэтому инвестиции в сектор взрослых интернет-СМИ были внушительными.    В то время как традиционная аполитичность российских детских изданий превратила их в аутсайдеров бурного развития СМИ Рунета.

Информация о работе Типологические особенности детских сетевых журналов