Сюжетно-композиционное построение журналистского произведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Композиция произведения – это прежде всего такое построение, которое служит тому, чтобы воплотить отношение автора к содержанию и одновременно заставить читателя так же относиться к этому произведению.
Целью данной работы является изучение сюжета и композиции журналистского произведения, и изучение сюжетного построения журналистского произведения. Журналистское произведение отличается от любого другого – литературного, художественного и так далее. Соответственно имеются различия и в сюжетно-композиционных построениях журналистского произведения, анализ и пояснения которых являются задачами данной работы.

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Понятия сюжета и композиции..........................................................5
1.1Композиция журналистского произведения..........................................5
1.2 Сюжет журналистского произведения................................................12
Глава 2. Сюжетное построение журналистского произведения.................15
2.1 Основные этапы сюжетного построения...........................................15
2.2 Сюжетное построение на примере публикации Татьяны Кудрявцевой «Законные осложнения»....................................................20
Заключение...........................................................................................................22
Список использованной литературы..............................................................23

Файлы: 1 файл

Курсовая работа ТиПМИ 3 курс.docx

— 39.43 Кб (Скачать файл)

- автор  использует композицию обрамления, или кольцевую, при которой  автор использует, например, повтор  строф (последняя повторяет первую), описаний (произведение начинается  и заканчивается пейзажем или  интерьером), события начала и  финала происходят в одном  и том же месте, в них участвуют  одни и те же герои и т.д.;

- автор  использует прием ретроспекции, то есть возвращения действия  в прошлое, когда закладывались  причины происходящего в настоящий  момент повествования; 

- нередко  при использовании ретроспекции  в произведении появляется вставной  рассказ героя, и такой вид  композиции будет называться "рассказ  в рассказе";

- нередко  организатором композиции выступает  художественный образ, который   становится ведущим структурообразующим  элементом произведения;

- автор  может предпослать основному  действию экспозицию;

- композиция  произведения может быть основана  на симметрии слов, образов, эпизодов (или сцен, главок, явлений и т.д.) и будет являться зеркальной;

- нередко  автор использует прием композиционного  "разрыва" событий: обрывает  повествование на самом интересном  месте в конце главы, а новая  глава начинается с рассказа  о другом событии.

Композиция - это аспект формы журналистского произведения, но через особенности  формы выражается его содержание. Композиция произведения является важным способом воплощения авторской идеи.

Композиция  произведения может быть тематической, при которой главным становится выявление отношений между центральными образами произведения.

Различают три вида такой композиции:

- последовательная, представляющая собой логическое  рассуждение, переход от одной  мысли к другой и последующий  вывод в финале произведения;

- развитие  и трансформация центрального  образа: центральный образ рассматривается  автором с различных сторон, раскрываются  его яркие черты и характеристики; такая композиция предполагает  постепенное нарастание эмоционального  напряжения и кульминацию переживаний,  которая нередко приходится на  финал произведения;

- сопоставление  2-х образов, вступивших в художественное  взаимодействие, такая  композиция  строится на приеме антитезы, или противопоставления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Сюжет журналистского произведения.

 

Слово «сюжет»  происходит от французского sujet – предмет, то есть система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям. Событие или система событий, изображаемые писателем, протекают во времени, в причинно-следственных связях и отличаются относительной завершенностью. Отсюда вытекают элементы сюжета:

Экспозиция  – своеобразный пролог,

Завязка – начало действия,

развитие  действия – более или менее  подробное повествование о происходящих событиях,

кульминация – высшая точка  развития действия (здесь движущая пружина  сюжета сжимается до предела, все герои  и события соединены как бы в единый фокус с тем, чтобы  в результате решающего действия, поступка, события, количество перешло  в качество, наметилось разрешение конфликта,

перипетии – события, ведущие к развязке,

развязка  – конец, завершение конфликта, действия,

эпилог  – краткое повествование о  том, что было дальше.

«В журналистике под сюжетом понимают  движение событий, мыслей, переживаний, в которых и раскрываются человеческие характеры, судьбы, противоречия, общественные конфликты.

Именно  сюжет дает публицисту возможность  раскрыть в развитии и разносторонне  изобразить характеры и обстоятельства, выявить связь между ними ».3

Те или  иные элементы сюжета могут быть опущены  в том или ином журналистском  произведении, их последовательность может меняться. Все зависит от авторского замысла.

Сюжет –  это не композиционная формула, незыблемая по своим параметрам, а инструмент творчества, который в умелых руках  дает замечательные результаты.

В отличии  от литературного сюжета, журналистский  сюжет более собран, не развернут, в нем как правило отсутствует  экспозиция, завязка и развитие действий максимально сопряжены друг с  другом, а кульминация и развязка являются едва ли не самой развитой частью.

Сюжет –  это не механический слепок события  или явления, не зеркально отраженная конструкция предмета. Он вырабатывается как результат творческого процесса, строится в соответствии с той  социальной целью, которую преследует публицист.

А цели и  задачи при сюжетном построении материала  могут быть самыми разными. В одних  случаях журналисту необходимо отразить динамику развития того или иного  события, в других – показать становление  характера героя произведения, в  третьих – отразить жизненную  коллизию или конфликт, в четвертых  – осветить какую-то конкретную проблему.

Во всех этих случаях журналист выбирает те приемы и средства сюжетного построения, которые наиболее выгодно для  идеи произведения способны высветить  объект или предмет описания.

Выстраивая  свое сочинение  по принципу событийного  сюжета, автор, как правило, стремится  показать основную канву или контур события, которое может быть свернуто или развернуто во времени  и пространстве.

Главное при этом показать динамику развития  той или иной конкретной жизненной  ситуации от завязки до ее завершения. В ходе описания могут быть применены  и не сюжетные вкрапления – эпизоды, в которых даются необходимые  дополнительные сведения. Сюда же могут  быть отнесены и прямые суждения журналиста, позволяющие вписать   сюжетные куски в широкий социальный контекст, поставить те проблемы, которые накрепко связаны с  событиями и персонажами.

В связи  с этим сюжет журналистского произведения трактуется в настоящее время  более широко.

Принято вести речь и о сюжете мысли (речь идет о развитии авторской мысли, от тезиса, аргументации, до выводов  и обобщений), и о лирическом сюжете (показывающем смены эмоциональных  состояний человека).

Чаще  всего в журналистском произведении используется три вида сюжетов:

- простой  сюжет – сюжет, соответствующий  естественному ходу событий;

- пространственно-временной  сюжет – сюжет, в котором  события могут происходить   в одном и том же пространстве, но в разных временных измерениях;

- ассоциативный  сюжет – сюжет, в котором  повествование произвольно меняется  в зависимости от ассоциативного  настроения героев или автора.

Сюжет –  это ход повествования, способ раскрытия  и развития темы на основе  ее драматургии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Сюжетное построение журналистского произведения

 

2.1 Основные этапы сюжетного построения.

 

В расположении  тематических элементов при сюжетном построении наблюдаются два важнейших типа связей:

1) причинно-временная  связь между вводимым тематическим  материалом;

2) одновременность  излагаемого или иная сменность  тем без внутренней причинной  связанности излагаемого.

В первом случае мы имеем произведения фабульные (повести, романы, эпические поэмы), во втором — произведения бесфабульные, "описательные".

Следует подчеркнуть, что для фабулы требуется  не только временный признак, но и  причинный. Путешествие может излагаться тоже по временному признаку, но, если оно повествует только о виденном, а не о личных приключениях путешествующего, мы имеем бесфабульное повествование.

Чем слабее эта причинная связь, тем сильнее  выступает связь чисто временная.

Остановимся подробнее на первом типе произведений (фабульных), так как большинство  журналистских произведений относится  именно к нему, в то время как  бесфабульные произведения стоят на границе между журналистскими произведениями и прозаическими (в широком значении этого последнего слова).

Тема  фабульного произведения представляет собой некоторую более или  менее единую систему событий, одно из другого вытекающих, одно с другим связанных. Совокупность событий в  их взаимной внутренней связи и назовем  фабулой.

При сюжетном построении произведения часто важную роль играет развитие интриги.

Развитие  интриги (или, при сложной группировке  персонажей, параллельных интриг) ведет  или к устранению противоречий, или  к созданию новых противоречий. Обычно в конце фабулы возникает ситуация, в которой все противоречия примирены, интересы согласованы. Если ситуация, заключающая в себе противоречия, вызывает движение фабулы, так как  из двух борющихся начал какое-то должно возобладать, и их длительное существование невозможно, то примиренная  ситуация дальнейшего движения не вызывает, ожиданий в читателе не возбуждает, и поэтому такое положение  является концевым и именуется развязкой.

Чем сложнее  противоречия, характеризующие ситуацию, и чем сильнее противопоставлены  интересы персонажей, тем ситуация является более напряженной. Напряжение ситуации увеличивается по мере приближения  к большой смене положения.

Перед развязкой  обычно напряжение достигает высшей точки. Эта кульминирующая точка  напряжения.

В процессе сюжетного оформления журналистского материала надо учитывать следующие  моменты:

1) Необходим  повествовательный ввод в исходную  ситуацию. Изложение обстоятельств,  определяющих исходный состав  персонажей и их связи, именуется  экспозицией. 

2) Не  всякое повествование начинается  с экспозиции. Если мы имеем  тот простейший случай, когда  автор прежде всего приступает  к ознакомлению нас с участниками  материала, мы получаем прямую  экспозицию. Но довольно типичен  внезапный приступ, когда изложение  начинается с уже развивающегося  действия, и лишь постепенно автор  ознакомляет нас с ситуацией  героев своего произведения. В  таком случае мы имеем задержанную  экспозицию. Это задержание экспозиции  бывает иной раз очень длительно,  — ввод мотивов, составляющих  экспозицию, бывает различен.

3) Иногда  мы узнаем ситуацию по побочным  намекам, и связное впечатление  создается лишь в результате  собирания таких как бы попутно  оброненных замечаний. В таком  случае мы не имеем собственно  экспозиции, то есть  не имеем  сплошного повествовательного куска,  где бы были собраны мотивы  экспозиции.

4) Но  иногда, обрисовав нам какое-нибудь  событие, непонятное еще для  нас в общей связи, автор  в качестве пояснения к нему (в форме ли собственного изложения  или речи персонажа) дает такую  экспозицию — рассказ о том,  что было раньше уже изложено. Здесь мы имеем перестановку  экспозиции, частный случай временных  сдвигов в развертывании фабулярного  материала.

Это задерживание экспозиции может продолжаться до конца  изложения: на протяжении всего повествования  читатель иногда не знает всех необходимых  для понимания происходящего  сведений. Обыкновенно это незнание читателя вводится в повествование  как незнание этих обстоятельств  основной группой персонажей, то есть  читателю сообщается только то, что  знает какой-нибудь персонаж. В развязке делается сообщение этого неизвестного обстоятельства. Такая развязка, которая  включает в себя элементы экспозиции и как бы освещает обратным светом все известные из предшествующего  изложения перипетии, является регрессивной развязкой.

Обычно  эта задержка экспозиции вводится как  система тайн. При этом могут быть такие комбинации: читатель знает, герои  не знают; часть героев знает, часть  не знает; читатель и часть героев не знают; никто не знает — истина обнаруживается случайно; герои знают, читатель не знает.

Эти тайны  могут пронизывать все повествование, могут охватывать лишь отдельные  мотивы. В таком случае один и  тот же мотив может в сюжетном построении фигурировать несколько  раз.

При анализе  сюжетного построения (сюжетосложения) отдельных произведений следует обращать особое внимание на пользование временем и местом в повествовании.

В журналистском  произведении следует различать  фабульное время и время повествования. время — это время, в которое  предполагается совершение излагаемых событий, время повествования —  это то, которое занимает прочтение  произведения. Это последнее время  покрывается понятием объема произведения.

Фабульное время дается:

1) датировкой  момента действия, абсолютной (когда  просто указывается хронологический  момент происходящего, например  — "в два часа дня 8 января 2005 года" или "зимою") или  относительной (указанием на одновременность  событий или их временное отношение: "через два года" и т.д.),

Информация о работе Сюжетно-композиционное построение журналистского произведения