Журналистская этика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:45, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение журналистской этики, для этого необходимо рассмотреть следующие задачи:
Проанализировать этику и профессиональную мораль в профессии журналиста;
Рассмотреть служебную этику журналиста;
Изучить основные этические правила работы журналиста.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Этика и профессиональная мораль в профессии журналиста………5
Служебная этика журналиста………………………………………….8
Основные этические правила работы журналиста…….……………10
Заключение……………………………………………………………...……15
Список использованной литературы…………….…………………………16

Файлы: 1 файл

Журналистская этика.docx

— 37.64 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

  1. Этика и профессиональная мораль в профессии журналиста………5
  2. Служебная этика журналиста………………………………………….8
  3. Основные этические правила работы журналиста…….……………10

Заключение……………………………………………………………...……15

Список использованной литературы…………….…………………………16

 

Введение

О профессиональной пригодности человека к журналистике нельзя судить без учета его нравственных качеств, которые имеют не меньшее  значение, чем квалификация. В силу профессионального долга журналисты вершат от имени общества публичный  моральный суд над явлениями, привлекающими общественный интерес. Сам процесс журналистского труда, а главное, его результат, так  или иначе, затрагивает интересы многих. Таким образом, моральные  отношения вплетены в содержание работы журналиста. СМИ ориентируют, или дезориентируют читателей, зрителей, слушателей, в зависимости от принципов, которыми руководствуются работники  журналистского цеха. В то же время, профессиональная мораль, способная  регулировать процесс развития нравственного  сознания профессионалов, а также  поведенческие реакции журналистов  не существует сама по себе, вне общей  нравственности.

Профессиональная этика журналиста - это юридически не зафиксированные, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой общественного мнения, профессионально - творческими организациями моральные предписания. Такие как: принципы, нормы и правила нравственного поведения журналиста.

Журналистская этика распространяется на процесс принятия решений в  специфических ситуациях, но и здесь  выбор должен соотноситься с фундаментальными правилами и принципами. Для журналистов  и прочих работников информационной сферы это означает необходимость  сделать такой выбор, который  согласовывался бы с правилами и  принципами профессии, записанными  в этическом кодексе. На практике нравственный выбор предполагает определенную свободу в принятии решения, при  которой возможны градации правоты  и неправоты, поскольку невозможно отыскать нравственное решение, подходящее ко всем случаям жизни. Некоторые  этические нормы и принципы кодифицируются в законе, в этом случае государство требует от своих граждан следовать конкретному правилу или принципу в процессе принятия ими решений.

Термин  «профессиональная этика» получает порой двоякое толкование. С одной стороны, это - наука о профессиональных особенностях морали журналиста, о нравственных аспектах его труда. С другой стороны, в обиходе прочно закрепилось толкование понятие «профессиональная этика», а именно как свода норм и правил профессиональной морали, как синонима журналистских кодексов. Происходит это потому, что нормы журналистской морали создавались и создаются под сильным воздействием издателей, журналистских корпораций, в их разработке непосредственное участие принимают ученые. Именно поэтому в нормах профессиональной морали содержится большой элемент рационального обоснования.[2]

Целью данной работы является изучение журналистской этики, для этого необходимо рассмотреть следующие задачи:

  • Проанализировать этику и профессиональную мораль в профессии журналиста;
  • Рассмотреть служебную этику журналиста;
  • Изучить основные этические правила работы журналиста.

 

 

Этика и профессиональная мораль в профессии журналиста

Журналистская этика - этика тех людей, кто пользуется информационными средствами в своей профессиональной деятельности, которая затрагивает тот или иной круг общественности. К этой сфере принадлежат редакции и издательства вместе с техническими центрами, поддерживающих работу журналистов или редакций.[3]

Профессиональная мораль представляет собой конкретизацию общих норм нравственности применительно к  особенностям того или иного вида деятельности. Поэтому любая профессиональная этика первым делом изучает конкретные условия реализации общих нравственных требований в зависимости от своеобразия социальной роли представителя той или иной профессии.

Профессиональная мораль регулирует поведение работника в трудовом процессе. Притом, что круг и содержание его обязанностей меняются вместе с разделением труда, научно - техническим процессом и кардинальными социальными сдвигами, есть среди них и устойчивые, непреходящие элементы. Во - первых, это обязанности по отношению к самому трудовому процессу, во - вторых, к другим его участникам и в - третьих, касающиеся взаимодействия с обществом в целом. Нравственные отношения такого рода присутствуют в любой трудовой деятельности, какую бы профессиональную форму она ни принимала и в каких бы социальных условиях ни протекала. Они образуют каркас того, что принято обозначать понятием «трудовая мораль». [4]

Профессий, для которых нравственные отношения входят в саму плоть  трудовой деятельности, немного. В профессиях такого рода моральный выбор становится для специалиста постоянным спутником, а главные технологические операции приобретают характер поступка. И  одной из таких профессий является журналистика.

Журналистика и мораль тесно  связаны. Ее главным принципом поведения является: правдиво и оперативно информировать читателя о текущих событиях.

В своих материалах журналисты рассказывают о нравах общества, о моральных  коллизиях и тенденциях, значит, мораль, и моральные отношения общества являются предметом отражения журналистики.

Журналисты пропагандируют в прессе нравственные идеалы общества, популяризируют его моральные ценности и этические  рекомендации, помогая нравственному  просвещению общества; таким образом, журналистика выступает в качестве инструмента морали.

При оценке описываемых явлений  действительности журналисты - создатели  текстов, исходят из нравственного  опыта человечества, из тех критериев  нравственности, которые выработало общество; следовательно, в журналистике мораль используется как профессиональный «измерительный» инструмент.[1]

Многогранно связанная с моралью, журналистика оказывается «задействованной»  в контуре саморегуляции общественного организма. Вместе с тем она включена в контур управления.

Трудовая мораль журналиста нацелена на поддержание согласованности интересов индивида и общества. Она регламентирует отношения любого человека как субъекта любой деятельности к обществу, к участникам трудового процесса и к самому этому процессу через предписания моральной установки. Профессиональная же мораль ориентирована на согласование интересов профессиональной группы и общества. Она регламентирует поведение в процессе труда субъекта конкретной деятельности на основе нормативов, сложившихся в профессиональном сознании конкретной группы.

Профессиональная мораль не берется за разрешение социальных противоречий, а находит компромиссы, согласовывает взаимные интересы журналиста и людей, с которыми он сталкивается. Отсюда же вытекает такое понятие как долг. Долг - основное понятие в профессиональной морали. Чувство долга регулирует ответственность журналиста перед обществом, а точнее - перед читателем, зрителем, людьми, ради удовлетворения потребностей которых в правдивой социальной информации и работает журналист.[4]

Возможность влиять на судьбы людей пробуждает у журналиста чувство социальной ответственности. В деятельности журналиста профессиональная мораль присутствует не только в качестве регулятора его поведения. Она помогает ему ориентироваться на такие ценности, как правда и справедливость, предлагает благородные мотивы служения общественному благу, дает ключ к пониманию другого человека, побуждает к самооценке и предлагает её критерии.

Основные профессионально - нравственные ценности и нормы поведения российского журналиста получили закрепление в кодексе профессиональной этики, принятом на Конгрессе журналистов России 23 июня 1994 года в Москве. Именно общественное мнение профессиональной среды гарантирует обществу выполнение его требований. [1]

 

Служебная этика журналиста

Этика служебных взаимоотношений - не то же самое, что профессиональная этика. Это особый свод правил поведения  в трудовом (творческом коллективе), общий в своей основе для организаций  и учреждений любого профиля. Специфика  деятельности влияет на характер этих отношений, но опосредованно, через  профессиональную мораль и профессиональную этику. В сфере профессионально  нравственных отношений «журналист - коллеги» действуют два вида нормативов: нормы профессиональной морали и  нормы служебной этики. Мера приверженности им определяет качество нравственного  климата редакционного коллектива, и, в конечном счете - дух всей журналистской общности. Объединенные в один ряд, эти нормы выглядят следующим образом:

  1. Поддерживать профессиональную солидарность, уважать общность интересов и целей журналистского содружества, предпочитая их интересам и целям политических или других организаций, в которые может входить журналист;
  2. Заботиться о престиже профессии, не допуская действий, подлежащих уголовной ответственности и наносящих ущерб авторитету журналистики, а именно:
  • не принимать подарков, услуг, привилегий, которые могут скомпрометировать моральную чистоту журналиста;
  • не использовать служебного положения в личных целях;
  • не отказываться от публикации материалов в угоду чьим - то корыстным интересам и не писать «заказных» статей;
  • избегать отступлений от требований права и предписаний морали в личной жизни;[5]
  1. Незамедлительно приходить на помощь коллегам, оказавшимся в трудных обстоятельствах и попавшими в беду, особенно в случаях нарушения их прав или создания кем - либо препятствий к выполнению ими профессиональных обязанностей;
  1. Уважать нормативы служебных отношений, принятые в редакционном коллективе, ориентируясь на тонкое сочетание дисциплинированности и творческой инициативы, конкуренции и взаимопомощи, при котором редакционный коллектив способен к оптимальному функционированию;
  2. Заботиться о поддержании в редакционном коллективе достойного нравственного климата, утверждая своим поведением честность и добропорядочность отношений, готовность к взаимопониманию, взаимовыручке, содействию друг другу в развитии творческих способностей, повышении знаний и мастерства;
  3. Уважать авторские права коллег и отстаивать свои авторские права, не допуская произвольного, несогласованного вторжения в материал (особенно если оно искажает его содержание); быть непримиримым к плагиату;
  4. Уважать право коллеги на мотивированный отказ от задания, если оно противоречит его профессиональной позиции или убеждениям;[5]

Отступление от этих норм в повседневной жизни случаются чаще, чем хотелось бы. Но противоречия между минусами практики и тем, как должно быть, имеют тенденцию разрешаться, - этим журналистика и движется, и развивается. Профессионально - нравственные стандарты  поведения, воспринятые в дни  профессионального становления, тоже превращаются в точки отсчета  при испытаниях, которые готовит  журналисту жизнь.[1]

 

Основные этические правила  работы журналиста

  1. Необходимо исходить только из фактов.

Это первое - и самое главное правило, основа любой журналистской этики. Суть работы журналиста заключается в том, чтобы сообщать читателям факты, именно на этом фундаменте он должен строить свои материалы. Автор может анализировать, выдвигать гипотезы, полемизировать, призывать к тем или иным действиям, но все это безоговорочно должно опираться на факты. По сути, журналисту не позволено иметь собственного мнения, если он не может подкрепить его фактами. Журналист - будь то репортер, "новостник", специалист по журналистским расследованиям или спортивный комментатор  - должен работать в первую очередь с фактами.[4]

  1. Представлять интересы только читателей и газеты.

Если же человек представляет в  газете или журнале интересы своей  партии, движения, фирмы, организации, церкви и т.п., он занимается не журналистикой, а пропагандой. Ответственный журналист не позволит своим пристрастиям повлиять на объективность изложения фактов.

  1. Работа над статьей должна являться честным поиском правды.

Собирая материал для статьи, журналист  не должен стараться доказать или опровергнуть какую-либо определенную точку зрения. Это вовсе не значит, что автор не может начать сбор фактов, чтобы попытаться доказать какую-то свою гипотезу. Но если факты, которые ему удалось собрать, противоречат его гипотезе, журналист должен отказаться от этой точки зрения, не пытаясь подогнать факты под свою теорию.

  1. Журналист не должен являться причиной событий.

Порой журналисты сами создают события: военный корреспондент может  режиссировать какие-то столкновения (например, сейчас в зоне конфликта палестинцев с израильтянами нередко бывает так, что сначала на место приезжает арабская съемочная группа, расставляет аппаратуру – и только потом появляются боевики), «скандальный» журналист может подослать проститутку к какой-либо знаменитости и т.п. Разумеется, такие действия строжайше запрещены этическим кодексом.

Информация о работе Журналистская этика