РАЗВИТИЕ ИНТЕРНЕТ – СМИ В КЫРГЫЗСТАНЕ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность избранной темы определяется стремительным развитием интернет – СМИ, происходящего на основе синтеза традиционных СМИ и технических возможностей Интернета, занимающую ведущую позицию в процессе информационного обеспечения современной аудитории, в формировании информационного общества и возрастании гражданской активности. При этом стоит заметить, что появление и развитие интернет-СМИ в Кыргызстане носит стихийный характер и не имеет достаточного теоретического осмысления и юридического поддержки. Эти факторы обуславливают необходимость изучения тенденции развития интернет – СМИ в политическом, правовом и экономическом условиях Кыргызстана.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………………………..1
ГЛАВА I. «ИНТЕРНЕТ – СМИ» В СОВРЕМЕННЫХ
МЕДИАСИСТЕМАХ……………………….…………………………………9
1.1 Понятие «интернет - СМИ»..…………..…………………………………9
1.2 Переход традиционных СМИ в Интернет………………………………15
1.3 Контент и аудитория интернет - СМИ…………………………………..22
1.4 Бизнес – модели интернет - СМИ………………………... …………….29
1.5 Структура редакции интернет – СМИ……………………………….….36

ГЛАВА II. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ - СМИ
В КЫРГЫЗСТАНЕ ……………………………………………………….…..40
2.1. Законодательное определение и регулирование Интернета .….…...40
2.2 Основные правовые проблемы интернет - СМИ Кыргызстана……....50
ГЛАВА III. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ – СМИ
В КЫРГЫЗСТАНЕ……………………………………………………………54
3.1. Роль интернет - СМИ в гражданском обществе Кыргызстана……….54
3.2. Изменение методов и форм работы журналиста
Интернет - СМИ. Новая журналистика……………………….……..63
3.3 Интернет – СМИ в политическом контексте страны………………….69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………80
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………85

Файлы: 1 файл

ajdana_abduvaitova_doc_1343381812.doc

— 1.31 Мб (Скачать файл)

Образовательная роль СМИ тесно связана с функцией социализации. Если политическое образование  предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности, то политическая социализация означает интернализацию, усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов повеления. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности.

Функцию критики  в политической системе осуществляют не только масс-медиа, но и оппозиция, а также специализированные институты  прокурорского, судебного и иного  контроля. Однако критика СМИ отличается широтой или даже неограниченностью своего объекта, который составляют и президент, и правительство, и суд, и различные направления государственной политики, и сами СМИ.

Контрольная функция  основывается на авторитете общественного  мнения. Хотя СМИ, в отличие от государственных  и хозяйственных органов контроля, не могут применять административные или экономические санкции к  нарушителям, их контроль часто не менее  эффективен и даже более строг, поскольку они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам.

СМИ не только критикуют  политику и общество, но и выполняют  конструктивную функцию артикуляции  различных общественных интересов, конституирования и интеграции политических субъектов. Они обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы. 33

События последнего периода развития Кыргызстана в  политической сфере вносят серьезные  коррективы в развитие средств массовой информации в республике и реализации вышеуказанных функций.

Выше было отмечено, что точкой отсчета современной истории Кыргызстана и вместе с ним интернет – СМИ принято считать 2005 год.  Учитывая медленное развитие технологий и проникновения Интернета в широкие слои населения,  традиционные СМИ сохраняли свои ведущие позиции и  остаются в центре внимания правительственных ограничений в течение последнего десятилетия.

«Тюльпановая» революция 2005 года показывает, что СМИ стали действенной силой, способной не только влиять на массовое сознание, но и посредством этого приводить к политическим сдвигам. К этому моменту Кыргызстан окончательно оказался в такой ситуации, когда из-за информационного вакуума, ограничения свободы слова и  политического выбора общество было настроено критически, поэтому оно поддержало слабое проявление оппозиционных СМИ. Слабая критика независимых СМИ усилилась до активного потока критической информации в адрес существующего режима.  Поэтому в последние месяцы печать оппозиционных СМИ была арестована, а электронные СМИ под давлением власти представляли необъективную информацию.

Тогда полную картину  происходящего предоставляли интернет – СМИ, которые предоставляли  оперативную и достоверную информацию с места событий  благодаря  своей сети корреспондентов и  пользователей, которые передавали текстовую, аудио-, видео- и фотоматериалы через социальные сети. Поток информации из регионов шел в основном через твит-сообщения и   популярный в стране интернет -  форум Diesel.kg.

Тогда интернет - СМИ, который только адаптировался  в новом пространстве вещания  и до этого времени не принимал активных позиций, стал катализатором общественно-политических изменений, оказывая небывалое воздействие на массовое сознание в период мобилизации гражданского общества. Ведущая роль интернет  – СМИ во время «тюльпановой» революции 2005 года, в результате которого был свергнут  президент А. Акаева и его правительство, был первым политическим  успехом новых СМИ в Кыргызстане. Это дало мощный импульс к развитию новых средств массовой информации в стране.

Как только  новые и социальные медиа в Кыргызстане начали развиваться более активно, они быстро приобрели политическую окраску. Тогда возник вопрос о том, как управлять этим новым источником информации.

 По мнению  экспертов, принцип «самостоятельного решения», позволяющий добровольную регистрацию интернет – СМИ не соответствует реалиям информационного рынка страны.  Развитие СМИ, технических возможностей Интернета создали новый тип медиа, которых необходимо пересмотреть на законодательном уровне.

Проблема определение  прав интернет – СМИ является спекулятивной темой для попытки установления контроля интернет – СМИ. Согласно законодательству страны, интернет-издания не являются СМИ и не поддаются правовому регулированию. Неясный правовой статус данных изданий делает их своеобразным инструментом для ведения информационных войн. В частности, оппозиция активно использует Интернет для обозначения своих целей, критики власти и даже для призывов своих сторонников к активным действиям.

Руководство многих стран признают, что Интернет, а  тем более интернет- СМИ являются мощным ресурсом управления аудиторией. Поэтому во многих странах идет попытка ограничить ее возможности путем жесткого регулирования.

Поскольку с  каждым годом рынок интернет –  СМИ растет, и традиционные СМИ  переходят в пространство Интернета. Поэтому попытку придать интернет - ресурсам статус СМИ расценивать и как попытку взять под контроль СМИ страны в целом.

Власть страны проявляет попытки препятствия  деятельности независимых интернет - СМИ. Например,  28 апреля 2010 года редакция кыргызского представительства интернет - телеканала «СтанТв» была опечатана сотрудниками службы национальной безопасности. Официальной причиной послужило использование нарушение пользовательских соглашений, так как  на одном из компьютеров  редакции была установлена пиратская версия текстового редактора  Word 2007. После долгих разбирательств и выплаты штрафа редакция была доступна для журналистов. 

Информационная  безопасность страны находится в  критической ситуации, так как  населением практически управляют  зарубежные СМИ. В  Бишкеке из 17 каналов, вещающих в открытом формате, 13 почти полностью ретранслируют зарубежные программы ОРТ, РТР, Вести-24, Культура, НТВ, СТС, ТНТ, Рен-ТВ, MTV, КТК, Эл-Арна, Хабар, CCTV.

Со стороны  Таджикистана территорию свободно вещают такие телеканалы, как Государственный телеканал Таджикистана, «Сугд-ТВ», «Уструшона-ТВ», «ТВ Азия-Спорт», «Канибодом-ТВ». Со стороны же Узбекистана на весь юг нашей страны круглосуточно вещают республиканские телеканалы Уз-ТВ1 (канал «Узбекистон»), Уз-ТВ2 (канал «Тошкент»), УзТВ-Спорт, молодежный канал «Ёшлик» (Ташкент), региональные «Ёшлар» (ЁТРК, Андижан), «Тараккиёт-ТВ», «Маргилон-ТВ», «Мулокот-ТВ», «Шарк-ТВ», «Дийдор-ТВ», областные государственные каналы «Андижан ТВ», «Наманган-ТВ», «Фергана-ТВ». Население страны  принимает происходящую действительность в интерпретации этих зарубежных стран, которые  противоречат интересам Кыргызстана. Проблемы кроется в отсутствии информационной политики страны, слабой инфраструктуре национальных СМИ, неразвитости рынка СМИ.

Учитывая неэффективность  традиционных СМИ в информационном регулировании и обеспечении  информационной безопасности страны, интернет – СМИ играет важную роль. Интернет – СМИ предоставляют  широкое поле для активности различных  политических группировок. Это, с одной стороны обеспечивает плюрализм мнений, свободу выбора и поток информации, которые являются неотъемлемой частью информационного обеспечения, и соответствует нормам информационной безопасности, заполняя информационный вакуум. С другой стороны, технические возможности интернет – СМИ, отсутствие каких-либо  правил регулирования,  поэтому предоставляет возможности проведения  для информационного манипулирования обществом.

Информационная  война,  сопровождавшая этнический конфликт с узбекским населением летом 2010 года, когда власть страны потеряла контроль над происходящими событиями в стране, а неподготовленность кыргызского информационного поля и национальных СМИ в отражении негативного, дестабилизирующего потока информации  внешних ресурсов, была проиграна. Поскольку ситуация во всей стране зависела от тона и манеры интерпретации массовых беспорядков СМИ, власти страны взяли под особый контроль деятельность интернет – СМИ в обеспечении национальной безопасности.

В феврале 2012 года Парламент страны закрыл сайт крупнейшего на территории Ферганской долины  интернет - издания «Ферганы». Интернет  - издание «Фергана» имеет качественный контент, широкую корреспондентскую сеть в Узбекистане, Таджикистане и Кыргызстане. Эти страны издание определяет в специальную категорию центральноазиатских стран с сильным давлением на свободу слова,  полутоталитарным режимом и высоким уровнем политического, межнационального и межрелигиозного конфликтного потенциала. Поэтому ее вещание подвергается постоянным нападкам со стороны властей Узбекистана и Таджикистана. По сравнению с этими странами Кыргызстан считался страной наиболее лояльного политического режима. Согласно документу «Об информации временной депутатской комиссии по выявлению и расследованию обстоятельств и условий, приведших к трагическим событиям, произошедшим в республике в апреле-июне 2010 года, и даче им политической оценки», комиссия сочла публикации интернет-издания «Фергана» за период месяцев июнь-июль 2011 года вызывающими этническую враждебность.

В апреле 2012 года председатель Государственного комитета национальной безопасности Шамиль Атаханов заявил о том, что контент интернет – СМИ будет проверяться  специальной  программы. Эта программа будет  запущена в августе 2012 года и будет  проверять контент интернет - СМИ на наличие «вредных» материалов.

Мониторинг  уровня свободы  независимых интернет – СМИ  и ее участия в политической жизни страны показывает, что в  последние несколько лет они  являются предметом строгого негласного контроля со стороны политических структур и вместе с этим, важным инструментом реализации общественно-политических процессов.  

 

 

 

 

Заключение

Тенденции развития медиасистемы СМИ показывают, что  основные векторы развития СМИ лежат  в пространстве Интернета.

Информационное  пространство Кыргызстана является полем политического манипулирования. Так, по данным исследования информационного пространства Кыргызстана, проведенного  Международной Ассоциацией по защите свободы слова (IFEX) в 2011 году, 30%  информационного пространства страны занимают другие страны, в том числе страны СНГ. В региональном плане абсолютно доминирует информация из России,  Казахстана и Узбекистана.

Подобная активность объясняется не только общими интересами этих стран, но и попыткой информационного  манипулирования кыргызской аудитории в геополитических интересах. Пробел, созданный традиционными СМИ в силу кризиса на информационном рынке и пассивностью в его завоевании,  должны занять интернет - СМИ.

В условиях политического  и экономического кризиса Кыргызстана интернет - СМИ способны установить реальный конструктивный и  открытый  диалог между народом и властью, регулировать процесс информационного обеспечения, способствовать формированию гражданского общества,  и поэтому требуется основательно подойти к изучению рынка СМИ и разработке стратегии их развития.

Действительно, общество, объединенное с помощью  эффективной работы интернет-СМИ, проявляет  себя более организованно и эффективно. В контексте политической и экономической  нестабильности, серьезного потенциала конфликтной ситуации, связанного с межнациональными проблемами Кыргызстана, возможности интернет-СМИ представляют действенный площадку мобилизации, объединения общественных идей и целей.

Способ информирования не по принципу «вещания с трибуны», а по принципу «прямого диалога» с аудиторией создают доверительные отношения аудитории к новому виду СМИ.

По данным Государственного агентства связи, в Кыргызстане  суммарное количество пользователей  Интернета по итогам 2011 года составляет 2 миллиона 815 тысяч человек, что составляет примерно 50 % населения. Несмотря на такой высокий показатель уровня проникновения, по доступности Интернета Кыргызстан отстает от других стран. 80% – это столичные жители города Бишкек. Остальные 20% раскиданы по регионам. Такое цифровое неравенство доступа к Интернету тормозит полномасштабное завоевание информационного пространства интернет-СМИ и представляет утешительную картину для развития традиционных СМИ. Однако по статистике именно эти 80% населения и составляют гражданское общество страны, которое играет ведущую роль в общественно-политических процессах в страны. Такая картина наблюдается практически во всех странах постсоветского пространства, где в силу общего экономического и технического развития страны  существуют проблемы цифрового неравенства.

В данном диссертационном  исследовании были изучена природа  интернет-СМИ, их место в медиасистеме Кыргызстана и рассмотрены тенденции  развития. Рассмотрев интернет-СМИ  в общей системе СМИ, мы определили их различия и преимущества перед традиционными СМИ. Выявленные особенности развития этого вида СМИ позволяют судить о его специфике и представить возможную ведущую позицию на рынке СМИ. Но вместе с тем, понятие «интернет-СМИ» весьма широко представлено в Интернете, и поэтому, учитывая его технические возможности, а также растущие потребности гражданского общества, необходимо определить четкие границы его изучения, так как такие смежные понятия как «гражданская журналистика», «новые медиа» и «социальные сети» затрудняют процесс исследования. Стоит подчеркнуть, что для того, чтобы изучить природу интернет-СМИ, в данном исследовании были рассмотрены классические функции СМИ и их деятельность в новом пространстве. Из всего сказанного можно сделать следующие выводы:

  1. интернет-СМИ являются моделью наиболее успешного медийного проекта в плане качества оказанных информационных услуг, экономического преимущества и политической активности;
  2. в кыргызской медийной среде интернет-СМИ являются катализатором развития свободы слова и активности гражданского общества и его вовлеченности в общественно-политическую жизнь страны;
  3. интернет-СМИ страны еще слабо теоретически осмыслены, а сотрудники редакций не имеют специальной профессиональной подготовки, поэтому стихийное развитие интернет-СМИ в Кыргызстане является своего рода стимулом реформирования  журналистского образования;
  4. интернет-СМИ в течение последних лет подвергаются давлению со стороны государственных структур путем правовых ограничений, разработанных для традиционных СМИ, а поскольку интернет-СМИ имеет совершенно иной принцип деятельности, то эти ограничения замедляют развитие интернет-СМИ;
  5. мониторинг уровня свободы независимых интернет-СМИ и их участия в политической жизни страны показывает, что в последние несколько лет интернет-СМИ являются предметом строгого негласного контроля со стороны политических структур и вместе с этим, важным инструментом реализации общественно-политических процессов;
  6. несмотря на отсутствие профессионально подготовленных журналистов, интернет-СМИ успешно развиваются и формируют целую инфраструктуру новых СМИ с участием гражданской журналистики.

Информация о работе РАЗВИТИЕ ИНТЕРНЕТ – СМИ В КЫРГЫЗСТАНЕ