Развитие СМИ в Кыргызтане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 10:40, реферат

Описание работы

Средства массовой информации (СМИ) играют важнейшую роль в жизни современного общества. Сегодня СМИ выполняют различные функции: информационные, аналитические, развлекательные. Являясь основным каналом информационного обеспечения граждан. Средства массовой информации оказывают влияние на формирование сознания людей, а также являются неотъемлемой частью духовного жизни общества. Кроме того СМИ – это один из ключевых инструментов политической системы страны.

Файлы: 1 файл

СМИ в Кыргызстане.doc

— 40.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Средства  массовой информации (СМИ) играют важнейшую  роль в жизни современного общества. Сегодня СМИ выполняют различные  функции: информационные, аналитические, развлекательные. Являясь основным каналом информационного обеспечения  граждан. Средства массовой информации оказывают влияние на формирование сознания людей, а также являются неотъемлемой частью духовного жизни общества. Кроме того СМИ – это один из ключевых инструментов политической системы страны.

 

Развитие СМИ  в Кыргызтане  

 

 

                 Как ни в одной другой стране Центральной Азии, печатные СМИ Кыргызстана переживают бурный процесс роста и развития. По данным  Союза журналистов республики, здесь сейчас функционируют 380 газет и журналов, где трудятся более трех тысяч журналистов. При этом в Республике представлено множество видов прессы: от деловой до эротической от «красной» («Кыргызстанская правда») до «желтой».                

В стране две общенациональные газеты: «Кыргыз туусу» и   «Слово Кыргызстана» с относительно небольшими тиражами, 30 республиканских, 10 областных, 11 городских, 48 районных. Есть газеты молодежные, женские, ведомственные, профессиональные, партийные, специализированные. Масса независимых частных изданий. Причем они имеют устойчивую тенденцию к росту популярности. Например, выходящая в городе Ош частная газета «Ош парк» имеет тираж от 15 до 25 тысяч экземпляров, что примерно в десять раз превосходит тиражи других местных изданий и даже изданий исполнительной власти. Новинка в кыргызских СМИ страны – деловая пресса. Она получает особенно стремительное развитие в силу углубления новых общественно - экономических, рыночных отношений. Популярностью пользуются «Деловая неделя», «Бизнесмен Кыргызстана», «Мастер- маркетинг», « РИФ», «ТИР» (трудоустройство, информация, реклама) и др. Велик спрос на  развлекательные газеты («Кулку», «Мафия», «Час пик», «Чолпонум»)Свой звездный час переживает местная печать- читатель отдает предпочтение прессе, близкой ему, дающей оперативную информацию о местной жизни и проблемах. Кыргызстанская пресса многоязычна. Но в основном выходит на кыргызском и русском языках. А также на юге выходит узбекском  так, как узбекская диаспора проживает на юге страны. В столице Кызгыстана — Бишкеке есть газета, выходящая на английском языке.                 

Обилие самой разнообразной   прессы воспринимается  обществом как важное условие развития  демократии, свободы слова и совести, как канал широкого информирования населения и личности.                

Журналов в республике относительно мало-16. Связано это, прежде всего, слабой полиграфической базой  и финансовыми проблемами: дороговизной типографской бумаги, услуг. Тем не менее, в «журнальном цехе» также представлены издания самые разные: литературные, общественно-политические, банковско-налоговые, юмористические, профессиональные, специализированные. При  этом расширяют аудиторию не только     « старые», признанные издания типа литературного «Ала – Тоо», сатирического «Чалкана», но и новички журнального рынка («Аки-пресс», «Кырчын», «Адыл сот»). Громко заявляют о себе местные  издания. Альманах «Ош», издающийся под защитой местного губернатора и общественного фонда «Образование, культура, здравоохранение, спорт» известен не только в Кыргызстане, но и в соседних Казахстане, Таджикистане и  Узбекистане.                

Жизнеспособность  СМИ Кыргызстана проверяет конкуренция. Она и определяет «демографическую ситуацию» в периодике. Много газет, едва родившись, тут же умирает, другие выходят от случая к случаю. Например, в одной только Ошской области за последние три года, в силу разных, прежде всего финансовых, причин, грубо говоря умерли 8 изданий. Но их место тут же заняли новые газеты, чтобы, в свою очередь, вести отчаянную борьбу за место под солнцем.                

В роли меценатов для начинающих жизнь независимых, частных изданий выступают международные организации (Фонд Сорос-Кыргызстан, «Евразия», ЮНЕСКО, информационная служба Соединенных Штатов и др.), которые оказывают солидную материально- техническую, финансовую, консультативную поддержку. Правительственные издания такого внимания извне практически лишены, сокращены до минимума и дотации государства. В результате рыночные реалии берут свое: при крепнущей позиции частных СМИ официальные оказались на грани банкротства. Очевидно, что многие из них стоят перед выбором: или закрыться, или срочно менять форму собственности и начать жизнь с нуля.                

При довольно богатом выборе, основная масса населения имеет  возможность выписывать лишь по одному, от силы два издания. В небогатом  Кыргызстане периодика стоит дорого. При минимальной заработной плате в сто сомов (чуть больше двух долларов) одна газета стоит в среднем 3-4 сома, что равно сейчас 7-9 центам.                

В Кыргызстане пресса оправдывает  свое неофициальное реноме четвертой  власти. Это практически единственное, и мощное, средство формирования общественного мнения, что прекрасно понимают – и действуют соответственно – и власти, и различные партии (их, официально зарегистрированных,22),  движения, деловые люди. Кыргызстанская пресса, как это и принято в мировой практике, играет роль «сторожевой собаки общества», зорко следя за тем, что в нем происходит. Особая роль на этом поприще, в условиях нарождающейся демократии, принадлежит независимой прессе, которая тоже делится, условно, на центристскую, умеренную, оппозиционную и явно «желтую». К первой можно отнести самую популярную, тиражную (30 – 95 тысяч экз.) и экономически крепкую газету республики – «Вечерний Бишкек». Широкую трибуну разномыслию, инакомыслию, оппозиции предоставляют газеты «Асаба», «Республика», также пользующиеся в народе признанием и спросом. К умеренному крылу относится также газета «Кыргыз руху».                

В силу популярности эти  газеты имеют благополучную экономику.  В то время как официальная пресса влачит трудное  существование. Тиражи областных газет, например, за последние десять лет упали в 10 – 15 раз. И ныне не превышают 1,5 – 4 тысяч экз.                

Говоря об открытости, следует  отметить, что в этом главном вопросе  грань между официальной и  независимой прессой постепенно стирается. Существенное наблюдение: чем ниже ранг официальной газеты, тем она замкнутей, осторожней, подобострастней перед властями. Объясняется это, пожалуй, прежде всего, прежними традициями, психологией. Многим провинциальным журналистам трудно выдавить из себя «раба».                

Жизнь и деятельность печатных СМИ регулируются Законом "О СМИ", принятым несколько лет назад. При  этом многие журналисты, как и творческие коллективы в целом, просто не знают  и не соблюдают этот закон, который, по мнению специалистов, нуждается в коррекции, поскольку не учитывает некоторые новые реалии. Во-первых, нет в нем законодательной четкости и ясности в определении взаимоотношений между учредителем и редакционным коллективом. Нигде не говорится о недопущении монополизации СМИ, о социальной защите журналистов, есть неоправданные ограничения на рекламу.

Полиграфическая промышленность, производственная и  материальная база СМИ в Кыргызстане  пока в основном находятся в распоряжении исполнительной власти (только – только начали приватизацию полиграфических мощностей). Это дает возможность властям в нужный момент оказывать прямое и косвенное давление на печать. Есть и налоговые рычаги. По налогам СМИ приравнены к коммерческим структурам (не снят даже НДС), что не способствует их экономическому расцвету. Рекламное дело более развито в столичных изданиях и в зародышевом состоянии – в местной печати.                

Есть проблемы и профессиональные, этические. Многие СМИ Кыргызстана  все еще не вышли из состояния эйфории, предоставленной свободой слова. Отсутствие четких правовых, морально – этических критериев деятельности журналиста в условиях складывающейся, только формирующейся демократии создало парадоксальную ситуацию: свободы слова, печати хватает всем, а вот ответственности за свое слово никто, практически, не несет. А это чревато серьезными последствиями. Особенно в нестабильном обществе, где неосторожным словом можно спровоцировать социальные, межклановые, этнические и прочие конфликты. Республика, между тем, еще не встала на рельсы прочного гражданского согласия, а экономический коллапс продолжается.                 

Издержками  переходного периода в СМИ Кыргызстана можно считать болезненные амбиции ряда изданий и авторов, критиканство и самолюбование, хроническую нехватку элементарного такта и уважения к оппоненту. Существует немало газет, которые делают себе «имидж» за гранью фола, постоянно погружая читателя в пучину информационного террора. За явные нарушения закона о печати, как правило, никто ответа  не несет. Если настойчив заявитель, то может последовать опровержение в печати. Но есть прецеденты – есть судебные решения о наложении штрафов за публикации, порочащие честь и достоинство гражданина.

В соответствии с законами рыночной экономики СМИ стремительно превращается в товар. Это естественное явление. Если исключить, что в товар превращается и многие журналисты, готовые продаваться с потрохами кому угодно.                

Как признают сами руководители СМИ и журналисты, все острее встает необходимость разработки этических норм деятельности журналиста. Робкие попытки в этом направлении делают объединения  руководителей СМИ, организуемые  в последнее время. Речь идет о создании профессионального издания журналистов- при всем обилии газет и журналов газетчики своей «трибуны» не имеют. Восполнить пробел пытаются Центры СМИ (бюллетени, справочные материалы). Вопрос, однако, требует решения в общенациональном масштабе.                  

Предстоит решать и проблему профессионального образования  работников печатных СМИ. Армия молодых журналистов, влившаяся в коллективы сотен новых изданий, не имеет специального образования и постигает азы профессии «по ходу дела», методом проб и ошибок. Современной журналистике обучают лишь в небольших отделениях Национального Университета и Кыргызского технического университета. Не имеют соответствующей базы группы, открытые при филологическом факультете Ошского государственного университета. Особенно трудно приходится в этом отношении узбекскоязычной прессе, потерявшей все контакты с прежним  поставщиком квалифицированных кадров – Ташкентским госуниверситетом. (На этом языке на юге республики выходят 6 газет, есть литературный альманах «Ош», который печатается на 3 языках, в т.ч., узбекском).                 

Оставляет желать много лучшего социальное положение тружеников газетного дела. Средняя зарплата – около 700 сомов (примерно 15 долл.). Газетная журналистика в Кыргызстане остается делом энтузиастов. Лишь 5-6 ведущих изданий республики имеют возможность обеспечить своим работникам сносное существование.

Заметна, однако, тенденция учиться у других делать деньги. Ширятся ряды газет и журналов, успешно осваивающих законы рынка.

Итак, для печатных СМИ  Кыргызстана характеры сейчас те же пять-шесть основных проблем, чем  живут газеты и журналы и других стран Центральной Азии. Это – проблемы во взаимоотношениях власти и прессы; зависимость местных изданий  от местных госструктур; уязвимое социальное положение журналистов; недостаточное законодательное обеспечение их деятельности; слабая экономическая база СМИ; проблемы доступности и распространения информации. Правда, при всей общности этих проблем, есть существенная деталь, которая принципиально отличает положение СМИ в соседних странах. Это – методы разрешения названных проблем. В Кыргызстане, в отличие от некоторых соседних республик, трения между представителями власти и СМИ разрешается в судебном порядке. Это нормальное явление с точки зрения демократии. В качестве примера можно назвать судебные разбирательства конфликтов между газетами («Республика», «Вечерний Бишкек», «Асаба»), с одной стороны, и правительственными структурами, с другой. Инциденты эти происходят время от времени и разрешаются на основе законности.                 

Состояние свободы слова  и печати в Кыргызстане эксперты международных организаций оценивают весьма высоко. По словам советника представителя ОБСЕ по СМИ Стенли Шрегера (см. материалы международной организации «СМИ Центральной Азии: настоящее и будущее», Бишкек, 1999), в США проблемы между правительством и СМИ, имеющие место в Кыргызстане, называются «враждебными отношениями между правительством США и СМИ. И эти отношения являются здоровыми отношениями. Потому что правительство и СМИ – разные организации с совершенно разными задачами. И в любом демократическом обществе всегда будут определенные напряженные отношения между правительством и СМИ. И это нормально».                

С другой стороны, прежде чем  делать какие – либо выводы об уровне свободы слова в той или  иной стране, думается, немаловажно  учесть и такой фактор. Каждая страна, выбравшая свою модель экономического развития, имеет право на собственную информационную модель. Кыргызстан, бедный на природные ресурсы, сделал ставку на другое – на человеческие ресурсы, выбрав открытое общество с большой степенью предоставленной свободы слова и печати. Это выбор нашего общества.                 

Печатные СМИ Кыргызстана  ищут сейчас пути создания новых профессиональных организаций. Так, рождается ассоциация СМИ, которая, однако, не является альтернативой республиканскому Союзу журналистов.

Исходя из принципов  открытого общества, кыргызстанские СМИ пытаются наладить региональное сотрудничество со СМИ Центральной  Азии. Пока особого интереса со стороны  соседних республик эта инициатива не вызывает.

Газеты и журналы Кыргызстана играют ключевую роль в становлении свободы слова и совести, отображая широкий спектр мнений, явлений и фактов. По общему признанию, это сейчас – одно из главных завоеваний радикальных преобразований в стране с населением в 4,5 миллиона человек. 

 

«Проблемы развития СМИ в Кыргызстане связаны  с конкуренцией между средствами массовой информации и интернет-ресурсами, соперничеством их друг с другом», - заявил сегодня на конференции «Новые вызовы для кыргызстанских СМИ» директор КНИА «Кабар» Кубан Таабалдиев, сообщает ИА "24.kg".

По его словам, соперничество  между СМИ, в частности информационными  агентствами, сводится не просто к поиску новостей, но и к оперативности  выставления их на сайте. Такая конкуренция, как полагает Кубан Таабалдиев, замечена между ИА «24.kg», «АКИпресс», «Кабаром». В этих условиях трудно новым агентствам или другим информационным ресурсам в зоне kg.

Глава «Кабара» подчеркнул, что в Кыргызстане отмечается нехватка журналистов, работающих как  на выпуске информационных материалов, так и пишущих аналитические. При этом, по его словам, если с аналитикой проблем нет, то «оперативная журналистика» хромает на обе ноги. Сотрудники информационных агентств не достаточно оперируют фактами, ошибаются в деталях.

Информация о работе Развитие СМИ в Кыргызтане