Тенденции развития СМИ в интернете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

Прошло всего 16 лет с тех пор как в России появился интернет. И совсем немногим меньше, как в Рунете появились СМИ. С тех пор многое изменилось. В первую очередь доступность. Как вы понимаете, СМИ этого вида стали доступны практически всем и каждому. И изменения настолько кардинальны, что данная тема показалась мне очень интересной и актуальной. Тем более интересно поразмыслить над тем, какие изменения произойдут в последующие годы. Актуальность темы состоит еще и в том, что интернет издания на сегодняшний день являются наиболее перспективными. Возможно, спустя какое-то время они потеснят радио, телевидение и печатные издания.

Файлы: 1 файл

мой курсач.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

Московский государственный

университет печати

 

Факультет издательского дела и журналистики

 

Специальность: 030601

Журналистика

 

 

Курсовая работа

Предмет: Основы теории журналистики

Тема: Тенденции развития СМИ в интернете.

 

 

 

Выполнил: Студент группы ДКЖ 1-1

Кузьмин Артем

 

 

Проверил:

Зав. кафедрой  журналистики

Ненашев М. Ф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2009

 

 

 

Прошло всего 16 лет с тех пор как в России появился интернет. И совсем немногим меньше, как в Рунете появились СМИ. С тех пор многое изменилось. В первую очередь доступность. Как вы понимаете, СМИ этого вида стали доступны практически всем и каждому. И изменения настолько кардинальны, что данная тема показалась мне очень интересной и актуальной. Тем более интересно поразмыслить над тем, какие изменения произойдут в последующие годы. Актуальность темы состоит еще и в том, что интернет издания на сегодняшний день являются наиболее перспективными. Возможно, спустя какое-то время они потеснят радио, телевидение и печатные издания.

 

Итак, я думаю, следует начать с экономической стороны вопроса.

По крайней мере, по той причине, что в условиях мирового кризиса, все претерпевает изменения. Как они скажутся на интернет журналистике? 

Начнем с того, что в России, на 2009 год, существует 4392 активных интернет издания. И их количество непрерывно растет. Причем их аудитория при увеличении числа изданий не уменьшается, а только увеличивается. На фоне снижения доходов печатных СМИ, аналитики прогнозируют рост доходов интернет-изданий и 58,6% прирост на рынке интернет рекламы в 2009 году. Неожиданный рост в интернет-СМИ объясняется тем, что в случае серьезного сокращения доходов конечного потребителя, рекламные бюджеты перераспределяются в пользу тех носителей, за которые потребителю не нужно платить: печатные издания оказываются далеко не в самой выгодной позиции. Ведь для выхода в интернет платить не нужно. Зачастую это можно сделать совершенно бесплатно. А цены на печатные издания растут. И растут не по дням, а по часам. Все интересное, что будет наблюдаться на рынке медиа и рекламы в ближайшее время, будет происходить, видимо, в Интернете. Это связано, во-первых, с тем, что Россия до сих пор демонстрирует самый большой прирост аудитории интернет-пользователей среди европейских стран: 27% по сравнению с июнем 2006 года. Кроме того, большая устойчивость ситуации связана с тем, что соотношение медийной и контекстной интернет-рекламы в России составляет примерно пятьдесят на пятьдесят. Медийную рекламу обеспечивают большие рекламодатели, в то время как объемы контекстной рекламы выкупаются мелким и средним бизнесом. Объем рынка интернет-рекламы составил $51 млн. долл., прогнозируемый объем на 2010 год — $156 млн. долл.

 

На пользу интернет-рекламе и тот факт, что с сокращением расходов на развлечения люди будут проводить больше времени дома. Вместе с тем более платежеспособная активная аудитория молодого и среднего возраста, вместо телевизора в качестве средства развлечения и получения информации, скорее прибегнет к интернету.

Все вышесказанное относится как к относительно традиционным интернет-медиа (порталы, информационные ресурсы), так и к социальным сетям, монетизация трафика в которых до сих пор представляла собой некоторые трудности. Скорее всего, миграция части рекламодателей в Интернет и развитие нишевых проектов в области Web 2.0 в ближайшее время подтолкнет медиа-менеджеров к решению этой проблемы, и социальные сети окажутся, возможно, самым быстрорастущим сегментом рекламоносителей в Интернете. Все это значит, что в сфере печатной прессы остауются лишь самые сильные и наиболее экономически мощные издания. Остальные же либо отмирают, либо переходят на просторы всемирной сети. По крайней мере, все ведущие издания стали заводить интернет версии своих журналов. Тех кто это делает интересует как правило перспектива, долгосрочный прогноз. По информации Международной федерации периодической печати, больше половины глянцевых журналов сейчас отмечает, что их онлайновая версия приносит прибыль. Главные причины создания онлайновой версии – расширение читательской аудитории (84%), привлечение подписчиков для бумажного издания (81%) и построение сообщества вокруг бренда (67%). Всего лишь 33% журналов опасаются, что инвестиции в развитие сайта не окупятся. Год назад таких было 60%. Неудивительно, что за последние 12 месяцев больше половины веб-сайтов увеличили свои расходы на онлайновую версию, а 82% собираются сделать это в текущем году. Тенденции развития рынка СМИ таковы, что продвижение электронных версий является для печатного издания одним из приоритетных направлений. Это объясняется тем, что у электронных версий изданий существуют принципиальные преимущества по сравнению с печатными СМИ. Прежде всего это, конечно, удобство, так как далеко не всем удобно читать с листа, в дороге, например, или во время перелетов.

А в наладонном компьютере может уместиться годовая подписка на журнал в формате PDF. Кроме этого, онлайновые издания отличает оперативность, а также быстрота и легкость доступа к информации, возможность полнотекстового поиска.

Но с другой стороны, существует проблема конкуренции с телевидением. Проблема состоит в том , что для телевизионного рынка характерна наиболее высокая доля национальных операторов (федеральных каналов), в том что телевидение – единственный сегмент медиа-рынка, где доминирует государство (50% аудитории, 70% рекламных доходов) и в том, что это доминирование основано на прямом и косвенном бюджетном финансировании. Из-за этого развитие рынка медиа-прессы происходит не стабильно, потому, что некоторые его сегменты зажаты телевидением.  Хотя с другой стороны, все телевизионные каналы имеют свои странички в интернете. Кстати существует множество прогнозов, что годы спустя, интернет и телевидение прекратят конкуренцию, потому, что между ними не останется различий и они станут единым целым.

 

Технический фактор

Главное, это те отличия и особенности, которые имеются у интернет изданий.

Первое и наиболее важное отличие. На сегодняшний день, интернет доступен в любой относительно цивилизованной точке земного шара. Способов входа в сеть с каждым годом становится все больше. И самое интересное, цены на прогулки по сети продолжают падать несмотря на финансовый  кризис.  Важно еще и то, что за последние годы пропала необходимость в проводах для подключения к интернету. По прогнозам аналитиков в последующие 10 лет (это максимальный срок ) беспроводной интернет покроет поверхность всей планеты. Это кстати являлось одним из приоритетов развития корпорации «microsoft» обозначенных перед уходом со своего поста Биллом Гейтсом.

Но и без этого WI fi покрывает огромные территории. Подключение может быть как платным, так и бесплатным, достаточно иметь с собой ноутбук или современные телефон.

Пока это доступно не всем, но технологии развиваются очень быстро, так что в ближайшее время это можно будет полностью убрать из статьи расходов. Увеличивается и скорость соединения.   Последние 10 лет внедрение Интернет-технологий и услуг в России идет достаточно высокими тепами. Достаточно сказать, что количество пользователей Интернета за это время увеличилось с нескольких десятков тысяч до нескольких десятков миллионов и продолжает неуклонно расти; количество хостов в доменных зонах Ru и Su выросло от нескольких тысяч до более чем 600 тысяч. В целом в развитии Интернета в России наблюдаются те же тенденции, что и в мире. Однако существуют некоторые национальные особенности, определяемые уровнем общего экономического развития, развитием систем и сетей связи, покупательной способностью населения, демографическими особенностями населения и другими факторами.    На фоне достаточно стремительного, во многом противоречивого развития глобальной сети, наиболее важным представляется рассмотрение социальных особенностей и проблем развития российского сектора глобальной сети Интернет. Ведь России он становится все более популярным средством коммуникации и поиска информации, необходимой для повседневной работы и учебы. Общие затраты населения на доступ к сети составляют $3,8 млрд. долл. и к 2010 году увеличатся до $8,9 млрд. долл. а это уже достаточно высокая сумма, чтобы говорить об окупаемости интернет изданий. 

Что еще важно, виртуальность можно копировать бесконечно, сеть не нуждается в затратах на бумагу и краску, в сети не нужно платить за прочтение журнала, да и ограничиваться одним журналом или газетой не обязательно. Имея в телефоне или ноутбуке GPRS или Wi Fire, можно прочесть любую газету или журнал, причем не только российские, но и зарубежные. Плюс возможность поиска. Глобальные поисковые машины, такие как: «google» «Yahoo» или «Yandex» обрабатывают миллионы запросов в минуту и могут с легкостью предоставить полную и исчерпывающую информацию по запросу. Существуют так же новостные поисковики, которые ориентированы на поиск исключительно новостей и событий.

 

История появления. Прошлое необходимо для того, чтобы понять, каким будет будущее.

 

До 1995 г. интернета в его современном образе (WWW с графическим браузером) в России не было. Точнее, существовавший тогда уровень развития интернета в России не позволял говорить о какой-то деятельности, рассчитанной на массового информационного потребителя.

К ноябрю 1993 г. относится начало проекта Demos Online. В сентябре следующего года у «Демоса», который в дальнейшем становится одним из крупнейших российских провайдеров, появляются первые пользователи.

Ни о какой массовости тогда речи не шло, первые издатели и читатели – это пионеры, и их единицы.

В ноябре 1994 г. появляется первая полнотекстовая электронная русская библиотека, будущая библиотека Мошкова. По состоянию на 1 марта 2000 г. эта библиотека содержала уже около 25000 текстовых файлов общим объемом 1300 Мб, что на порядок превосходило аналогичные западные проекты.

 

Появлялось множество проектов, которые прямо или косвенно можно было бы сравнить со СМИ. Были рассылаемые по e-mail периодические журналы, постоянно действующие телеконференции (ньюсы), из которых часто можно было узнать о политической жизни страны, о том, что не сразу попадало в бумажные СМИ. Уже были сети RELCOM и ФИДО. Именно они подготовили затем лавинообразный процесс рождения многих веб-проектов, создав для них в российском интернете и аудиторию, и персонал.

Так сложилось, что первую и по сей день самую крупную библиотеку в сети основал не гуманитарий, а программист. Ситуация довольно характерная: люди негуманитарных профессий сыграли на начальном этапе развития интернет-журналистики в России огромную роль.

В 1995 г. была подготовлена почва для интернет-журналистики. 10 октября открывается «РОМАН» – первый интерактивный литературный проект, если не считать «Буриме» (первая русскоязычная игра в интернете, а также первая полностью интерактивная страница в русской сети). «РОМАН» был одновременно и первым опытом сетевой прозаической литературы (так называемой сетературы). В октябре – декабре того же года в сети публикуется информация о ходе выборов в реальном времени «Россия: выборы-95».

 

Проформы веб-изданий

 

Из первых опытов веб-проектов, позиционирующих себя как СМИ, отметим авторские проекты, веб-обзоры, блоги. Можно сказать, что все современные сетевые СМИ так или иначе содержат в себе элементы перечисленных праформ, которые, впрочем, встречаются и в чистом виде.

Необходимо отметить, что в интернете жизнеспособно все, что в нем родилось, чего нельзя сказать о привнесенном извне. Например, многочисленные пока клоны бумажных изданий без гипертекста и интерактивности вряд ли долго продержатся в интернете и, скорее всего, будут преобразованы в полнофункциональные сетевые издания.

 

Авторский проект

 

6 ноября 1996 г. вышел первый выпуск  «Паравозов-News» – заметок «обо  всем и ни о чем» сервера ok.ru Ивана Паравозова (Александра  Гагина).

В конце 1996 г. колонка «Паравозов-News» перешла на сервер только что возникшей компании «Ситилайн» (московский интернет-провайдер) и стала служить этой фирме живой и веселой рекламой.

24 декабря начинает выходить  «Вечерний Интернет» – ежедневное  обозрение русской и мировой Сети под редакцией А. Носика. Авторская колонка Носика имела громадный успех. Писавший на самые различные компьютерные, сетевые и околосетевые темы, Носик приучил читателя к ежедневному чтению электронного издания. Фактически «Паравозов-News» и «Вечерний Интернет» стали первыми сетевыми изданиями, существовавшими в форме авторского проекта.

В нашей культурной реальности сложилось так, что эпитет «авторский» применяется тогда, когда трудно определить и классифицировать что-то вновь созданное, одновременно отличное и подобное своим признанным прототипам, но в чем состоит сходство и различие, сказать трудно. Так, наверное, рождались понятия «авторская песня», отличающаяся и от романса, и от эстрадной песни, «авторское телевидение», посредством которого автор передает свое видение и понимание реальности. Этот же термин был применим и к самодеятельным, в полном и буквальном смысле этого слова, журналистским интернет-проектам. Авторский проект – это популярный, хорошо посещаемый сайт, полностью создаваемый и поддерживаемый усилиями одного человека, где появляются результаты его журналистского творчества.

Естественно, что интернет-журналистика первое время была оторвана от традиционной журналистики. Публикации веб-журналистов не считались солидными публикациями, а сами веб-журналисты не нуждались в помощи профессиональной журналистской среды, представители которой не имели понятия, зачем, о чем и как нужно писать в сети.

Таким образом, интернет-журналистика формировалась стихийно, часто людьми, не имеющими отношения к традиционным СМИ.

Становление авторских проектов очень похоже на молодость русской журналистики, когда журналы выпускались энтузиастами, имели тираж, как правило, 200 экземпляров и существовали от нескольких месяцев до нескольких лет.

Авторские проекты, будучи некоммерческими и внеконъюнктурными, оказались свободными от многих ограничений, что, конечно, является хорошей предпосылкой творчества.

Здесь уместно процитировать А. Андреева, автора «Манифеста Сетевой литературы, или Личного опыта поэтической независимости»:

Информация о работе Тенденции развития СМИ в интернете