Нравственность. Учение И.Канта о нравственности по работе«Критика практического разума». Проблемы нравственных отношений в современную э

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 15:26, реферат

Описание работы

В произведениях наших выдающихся писателей давно обозначился герой, думающий о смысле жизни и нравственности, ищущий этот смысл, понимающий свою ответственность в жизни. Задумываясь о проблемах и пороках в обществе, думая как их исправить, такой герой всегда начинает с себя. В.Астафьев писал: «Всегда надо начинать с себя, тогда дойдешь до общего, до общегосударственных, до общечеловеческих проблем». Проблемы нравственности всегда интересовали человечество и это отражено во многих древних учениях, философских мыслях и работах Сократа, Платона, Гегеля, Канта. Путешествуя по дорогам их нравственного мира, мы становимся лучше и мудрее…

Содержание работы

Вступление стр 1-2
Нравственность стр 3-10
И.Кант Учение о нравственности
«Критика практического разума» стр 11- 12

Проблемы нравственных отношений
в современную эпоху стр 13-17

Заключение стр 18-20

Список литературы стр 21

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

  Государство и система образования должны помочь каждому воспитаннику определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ жизни. Это осуществимо средствами организованного этического воспитания дошкольников и школьников, органически вплетенного в учебно-воспитательный процесс. В ситуации становления новой российской государственности, демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. На всем протяжении существования человечества у каждого народа материнский язык, традиции, обычаи, духовно- нравственные ценности формировали лучшие человеческие качества. Воспитательный потенциал традиций заключается в привитии потребности к труду и потребности делать людям добро, развитии положительного отношения к труду, предоставлении самостоятельности в выполнении порученного дела; воспитании любви к этническому роду занятий; воспитании уважения и соблюдения традиций поведения в обществе; формировании социального поведения подрастающего поколения в среде своего этноса и не только; в регулировании отношений между поколениями, привитии уважительного отношения к родителям, старшим по возрасту, к людям других национальностей, не зависимо от их цвета кожи или социального статуса. В формировании привязанности к родным местам, бережного отношения к природе, животному и растительному миру, развитии умения анализировать явления природы и многое другое. Кстати, если затрагивать тему нравственности в отношении к животным то она определяется как ответственность человека перед окружающими; таким образом, биоэтика понимается как область знаний о поведении человека по отношению к другим и как философское понятие, касающееся нравственной стороны поведения человека.

  

  "Мнимое бесправие животных, заблуждение, будто наши деяния относительно них не имеют нравственного значения, или, говоря языком морали, будто перед животными не существует никаких обязанностей, в этом проявляются возмутительные грубость и варварство. Как мне подсказывает опыт,- говорит А. Швейцер, - этика является внутренним побуждением проявлять ко всему живому такое же уважение, которое я испытываю по отношению к самому себе."

                         (Шопенгауэр) Геттинг Г. Встречи с Альбертом Швейцером. - М.: Наука, 2007, с. 111..

 

 

   В России также идет процесс гуманизации образования. Учебники для средней и высшей школ по биоэтике призваны воспитывать у учащихся и студентов уважение к жизни - к животным, к природной среде, к человеку. Такая последовательность учитывает возрастные особенности детей, когда ребенку легче проявить сострадание к животному, как к слабейшему. Сейчас издаётся много трудов и книг на русском языке, в которых рассматривается вопрос нравственности, морали и воспитания, в том числе и труды известных философов. Например большинство  работ И.Канта по практической философии опубликованы на русском языке, причем в разных переводах. "Основание метафизики нравов" (пер. Л.Д.П. под ред. В.М. Хвостова, уточненный А.П. Скрипником) и "Критика практического разума" (пер. Н.М. Соколова, уточненный Ц.Г. Арзаканьяном) и другие. Уже в лекциях по этике, которые Кант читал в Кенигсбергском университете в начале 1780-х годов, он ставил вопрос о принципе нравственности. Всякая наука, по Канту, должна иметь первый принцип; такой принцип важен и для науки о морали. Без него невозможен единый критерий оценки того, что является добром или недобром. Обращаясь к истории философии, Кант показывал, что возможны два подхода к установлению принципа морали: один выводит мораль из эмпирических начал, другой - из интеллектуальных. Сам Кант формулировал основное содержание своей философии: "Я должен был устранить знания, - писал он,- что бы получить место для веры". Мы помним, что Иммануил Кант -представитель немецкой классической философии эпохи Просвещения. Оказал значительное влияние на таких мыслителей как Фихте, Гегель, Шопенгауэр и, в той или иной мере, на всю последующую философскую мысль. В практической философии Иммануила Канта основные тенденции новоевропейской этики - к утверждению независимости человека и рациональному обоснованию морали - достигли своей вершины. Кант представил мораль как своеобразное средство принуждения к поступкам, специфическим выражением которого является нравственный закон в форме категорического императива. Практическая философия Канта получила развитие в трех фундаментальных произведениях: "Основание метафизики нравов" (1785), "Критика практического разума" (1788) и "Метафизика нравов" (1797). Названные работы Канта обычно причисляют к этическим. Кант установил довольно строгие рамки и условия исследования морали. Как "Основание", так и "Критика" предваряются точными методологическими замечаниями, без которых невозможно теоретическое рассуждение о нравственности. И оба произведения являются по сути дела философским введением в учение о морали. Мораль, по мнению Кана, нельзя вывести из реальности, она содержит свою причину в себе, она тождественна законодательному практическому разуму. Всеобщий закон практического разума - это и есть нравственный закон. Чтобы найти нравственный закон, надо найти абсолютный закон. Что может являться абсолютным началом? По мнению Канта - добрая воля. «Нигде в мире, да и нигде вне его, невозможно мыслить ничего, что могло бы считаться добрым без ограничения, кроме доброй воли». Волей обладает только разумное существо - это способность поступать согласно представлению о законах. Говоря по-другому, воля - это практический разум. Разум предназначен для утверждения чистой доброй воли. Чистая добрая воля не может существовать вне разума т.к. она чистая, т.е. лишена всего эмпирического. Нравственный закон -объективный принцип воли и он должен был быть единственной основой поведения, но человек - несовершенное разумное существо, и человеческая воля руководствуется не только разумом, поэтому нравственный закон в случае человеческой воли выступает как принуждение, императив. Первый принцип утверждает необходимость согласования индивидуальной максимы с всеобщим законодательством: "Поступай только согласно такой максиме, относительно которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом". В этом принципе находит отражение надситуативный, а, значит, универсальный характер нравственного веления: поступая определенным образом в отношении конкретного лица, человек как бы предполагает, что он поступил бы таким же образом в отношении любого другого лица, и в отношении него любое другое лицо поступило бы так же. Человек по своей воле утверждает правило, которое становится "всеобщим законом природы".Вторым принципом устанавливается, что всеобщность не является единственным качеством моральности поступка; моральный поступок еще и содержательно определенен: он должен быть ориентирован на человека как такового, безотносительно к каким-либо внешним обстоятельствам или характеристикам. Третий практический принцип задает характер категорического веления и статус законодательствующей воли. Нравственная воля проявляет себя не только как законодательствующая воля, но и как воля, подчиняющаяся закону. Посредством третьего практического принципа Кант, не давая его строгой формулы, утверждает, что воля "должна быть не просто подчинена закону, а подчинена ему так, чтобы она рассматривалась также как самой себе законодательствующая и именно лишь поэтому как подчиненная закону (творцом которого она может считать самое себя)".После формулирования императива, встает вопрос о его истинности. В рамках своей теории Кант вводит учение о постулатах практического разума: постулаты свободы, бога и бессмертия. Постулат свободы необходим как условие происхождения нравственности, а постулаты бессмертия души и существования бога - как условия ее реализации. Эти постулаты являются необходимыми предпосылками функционирования практического разума, придают силу нравственному закону.

 

 

К сожалению, в современном обществе существует множество проблем с нравственным законом и нравственными отношениями. Ведь совершая поступки, человек вступает в определенные отношения с другими людьми, с обществом. Тем самым он устанавливает общественные отношения, совокупность связей и зависимостей, которые и называют нравственными отношениями. Это- не особый вид отношений, а их ценностное смысловое содержание. Нравственные отношения несут в себе моральное и ценное содержание, выступают способом проявления поведения человека наряду с ценностями морального сознания и внеморальными внутренними побуждениями. Вследствие этого они накладывают на человека определенные обязанности. В моральных отношениях человек постоянно как бы является и субъектом этих отношений, поскольку они и возникают как результат его деятельности, и их объектом, поскольку сам строй нравственных отношений, который застает человек при своем вступлении в общественную жизнь, сложился и существует, предъявляя к нему определенные обязательства. Главным стержнем нравственных отношений является отношение  отдельной личности к обществу.

  Нравственные отношения, как и моральная деятельность, и объективны по своему статусу, и субъективны одновременно. Ведь они существуют независимо от воли и сознания отдельного человека, но в то же время являются выражением побуждения общественной воли и проявлением сознательной деятельности индивида. Нравственные отношения образуют социально-ценностный каркас общественных отношений, складывающихся во всех сферах общественной жизни: в экономике, политике, праве, художественной, научной, спортивной деятельности. Ведь они остаются каналами морального общения и взаимодействия людей, взаимной поддержки и чувствами, переживаниями, моральным опытом, способностью существовать в коллективе. Вся нравственная деятельность человека складывается из его поступков, которые синтезируют в себе внешние, материально-вещественные его компоненты и внутренние, духовно-личностные, а также сами имеют сложную структуру, элементы которой также оказывают воздействие на их объективную нравственную ценность. Вообще человеческий поступок -это не просто физическое действие, взятое с его натурально-вещественной стороны, а мотивированный и совершенный сознательно акт общественно значимого поведения. Действия могут, как известно, совершать и животные, а вот поступки -сугубо человеческая область деятельности. Как уверял Гельвеций, «общественная польза -вот принцип всех человеческих добродетелей». С его точки зрения именно реальная практическая польза от полученного результата полностью определяет ценность поступка, его значение для общества и для нравственности. Мотивы же могут, конечно, оказывать влияние на оценку поступка, но они сами трудноуловимы и скрыты, и судим мы о них опять же по полученным результатам.

  Каждый здравомыслящий человек не перестаёт задаваться вопросами: Каким является сегодняшнее российское общество? Что происходит с самим российским человеком? Насколько далеко зашел нравственный распад личности россиянина? И что можно сделать, чтобы изменить ситуацию? Ежегодно 2 тыс. детей становятся жертвами убийств и получают тяжкие телесные повреждения. Каждый год от жестокости родителей страдают 2 млн. детей, а 50 тыс. - убегают из дома. Насилие над жёнами, престарелыми родителями и детьми фиксируется в каждой четвёртой семье, а 12% подростков употребляют наркотики. Около 1.5 млн. российских детей школьного возраста вообще не посещают школу, а темпы роста детской преступности в 15 раз опережают темпы увеличения общей преступности. В современной России насчитывается около 40 тыс. несовершеннолетних заключённых, что примерно в 3 раза больше, чем было в СССР в начале 1930-х годов. Публичная речь, в том числе на телевидении и радио, изобилует матом и блатным жаргоном. Бомжи стали непременным атрибутом вокзалов и других публичных мест. Интернет переполнен фильмами, где в деталях показано, как ученики избивают своих учителей, фрагменты убийств и порнографии,в голову тот же "Дом 2" приходит который пытаются запретить уже не один год, но невыгодно. Пожилых людей сотнями убивают ради того, чтобы завладеть их квартирами. Пьяные матери выкидывают из окон своих младенцев. Существует ,это в XXI веке, и такое явление, как работорговля, причём в прямом, а отнюдь не в метафорическом смысле слова. Развязно-агрессивные юнцы демонстративно не уступают места в транспорте пожилым людям, а порой и способны убить за сделанное им замечание - как в г.Кольчугино, где компания подонков, распивавшая водку на мемориале героям Великой отечественной войны, убила и сожгла на Вечном огне человека, попытавшегося их усовестить. Широко распространены секты, практикующие помимо всего прочего и человеческое жертвоприношение. А типовой реакцией значительной части нашей молодежи на гибнущего рядом человека стал хохот, который в виде роликов выкладывают на всем известные сайты. И все это - не сцены из фильма ужасов, а наша жизнь, наше общество. Всё это- моральная деградация современного российского общества или, используя известное выражение Э.Гидденса, «испарение морали»,падение нравственности воспринимается нашими согражданами как одна из главных проблем современной России. Социологические исследования высвечивают разительный контраст между российскими и западными нормами поведения в общественных местах. Наши студенты и молодые специалисты, проходящие обучение в западных странах, отмечают, что там незнакомые люди улыбаются друг другу, «однако когда эту улыбку привозишь на родину, то чаще всего она не находит ответа, оказывается неуместной и постепенно исчезает». А вот впечатление девушки, вернувшейся в нашу страну после зарубежной стажировки: «Все такие серые, злые, пихаются, толкаются, все ругаются. В метро, если час пик, то это битва и бойня. Меня это шокировало, и я вдруг поняла: «Боже мой! В какой стране я живу!». И.В.Щербакова и В.А.Ядов сравнивали такую форму проявления вежливости, как придерживание двери в метро следом идущему пассажиру, у жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Будапешта. Наихудшие показатели продемонстрировали москвичи, а наилучшие - жители Будапешта, причем в Будапештском метро это чаще всего делала молодежь, а у нас - люди среднего и пожилого возраста. Некоторые российские респонденты сравнивали поездку в метро в час пик с борьбой за выживание, в которой другие пассажиры воспринимаются как конкуренты за место в вагоне.

  Канадские социологи в 2006 г. провели исследование, продемонстрировавшие, что по частоте случаев готовности помочь ближнему, Москва замыкает список из 48 городов мира. Другие сравнительные исследования бытовой культуры также демонстрируют, что по уровню хамства, агрессивности и ненависти к себе подобным мы явно лидируем, причем наблюдается  тенденция к «брутализации», слово «брутализация» занимает видное место в терминологическом аппарате современного общества.«Брутализируется» все - от отношений между супругами, наёма специальных людей для решения конфликтных вопросов, до способов совершения самоубийств. А около 50% наших сограждан признаются, что хамят окружающим регулярно, считая такое поведение социальной нормой, причем наиболее часто это делают молодые и хорошо обеспеченные люди. По опросам жителей России оказалось,  что под словом «свобода» они понимают пребывание вне условий заключения под стражу или освобождение из мест лишения свободы, а в экзистенциальном плане- вседозволенность, свободу от нравственного и государственного контроля. Особо тревожную картину высвечивают обследования «нашего будущего» - современной российской молодежи. Опросы демонстрируют, что сейчас молодые люди воспринимаются как ведущие себя намного более свободно и раскованно, нежели в советские времена. Однако эта свобода и раскованность часто превращается в развязность и разнузданность. Симптоматично то, что мат стал «рабочим дискурсом» значительной части молодого поколения, в том числе и его прекрасной половины, хотя в данном плане студенчество по-прежнему воспринимается как ведущее себя более цивилизованно, нежели основная часть нашей молодежи. Психологические, социологические, демографические и другие исследования, а также приведенная выше удручающая статистика разводов, социального сиротства, количества детей, рождающихся в неполных семьях, свидетельствуют о кризисе социального института семьи, тоже выражающем нравственное состояние нашего общества. В общем, есть все основания говорить о комплексной и системной морально-нравственной деградации нашего общества.

  Несмотря на позитивные сдвиги последних лет, российское общество по-прежнему «травмировано хаосом», а одной из его главных проблем является не дефицит свободы, в котором нас постоянно обвиняют с Запада, а прямо противоположное - дефицит контроля, прежде всего, контроля внутреннего - нравственного. Эта ключевая потребность современного российского общества преломляется в массовом сознании: как демонстрируют опросы, подавляющее большинство наших сограждан выступает за ужесточение законов, нравственную цензуру СМИ (которую ее противники выдают за идеологическую, совершая умышленную подмену понятий) и другие формы нравственного контроля. Аналогичные интенции наблюдаются в органах власти, а также в Общественной палате, члены которой заявляют, что «главная проблема современной России - падение морально-нравственной культуры» . Все это говорит о том, что в нашем обществе вызрела соответствующая потребность. Разумеется, попытаться дать простой ответ на традиционный российский вопрос «Что делать?» применительно к нравственному состоянию нашего общества было бы абсурдным. Во-первых, пересмотр понимания свободы, оставшегося нам в наследство от первых лет реформ и носящего в современной России крайне искаженный характер. Свобода предполагает ее разумные ограничения, интериоризуемые гражданами. Подобное понимание свободы, прописанное в трудах И. Канта, И.А.Ильина и других выдающихся мыслителей, следует вживлять в умы наших сограждан с помощью системы образования, которая сейчас уделяет этим трудам и соответствующим проблемам явно недостаточное внимание. Во-вторых, возрождение институтов морального контроля, которые в современном российском обществе практически отсутствуют. Едва ли следует стремиться к созданию институтов, напоминающих советские партийные и комсомольские организации (в демократическом обществе это и невозможно), однако и школы, и вузы, и общественные организации могли бы выполнять функции морального контроля. В-третьих, придание моральным нормам статуса законов. Ярким примером может служить принятый Госдумой закон, запрещающий распитие пива и других слабоалкогольных напитков в общественных местах. В данном очень поучительном случае внутренний - нравственный - запрет был переведен во внешнюю форму. И это «сработало», хотя и в соответствии с российским отношением к законам: пить пиво в общественных местах наши сограждане, конечно, не перестали, но стали делать это значительно реже. В-четвертых, декриминализация нашего общества, в том  числе и его бытовой культуры. В частности, декриминализация массового сознания предполагает не только очищение нашей лексики от блатного жаргона. но и радикальное изменение системы отношений между населением и правоохранительными органами. Естественно, возможны и другие средства возрождения нравственности, например, религия, на которую в этом плане возлагаются большие надежды.          

 

  Какими мы хотим видеть своих собственных детей? Здоровыми, добрыми, порядочными, то есть высоко нравственными, и, конечно же, образованными,  личностями сочетающими в себе высокие нравственные качества, деловитость, и творческую индивидуальность, способность к саморазвитию и самореализации, отвечающая социальным потребностям современного общества. Каждый молодой человек должен осмысливать личную жизнь, иметь  целеустремленность и представление о смысле жизни, идеале, счастье, жизненных планах. Должен сформировать мировоззрение и мироощущение, патриотизм, приобрести правовую и политическую культура, способность сделать правильный нравственный, социальный и политический выбор. Нельзя забыть об интеллектуальном развитии: кругозор, применение знаний на практике, умение обобщать и анализировать, гибкое мышление, стремление к постоянному саморазвитию, адекватное отношение к труду, деятельности, обязанностям, в том числе добросовестность, старательность, настойчивость, творческий подход к работе, умение реализовать свои притязания на право занять значимое место в обществе, и конечно же  дисциплинированность, порядочность, развитое чувство достоинства, преодоление собственной ограниченности, объективная самооценка и умение видеть свои недостатки, уважительное отношение к окружающим и природе со всеми нормами культурного поведения, сведением здорового образа жизни. Только когда в семье, общеобразовательных и государственных  учреждениях это будет прививаться, соблюдаться ,то наша страна выйдет из нравственного кризиса и сможет вернуть себе статус Великой Державы с высокообразованными и культурными людьми.

 

 

 

 

Заключение.

 

Председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда считает, что «проблема утраты нравственных ориентиров все больше осознается всем российским обществом», но вместе с тем данная тематика крайне слабо представлена в СМИ. «Вопросов нравственности в медийной повестке дня просто нет. В СМИ много говорят об экономике, о политике, о разных общественных явлениях. Но вместе с тем либо им не дается нравственной оценки, либо это оценка извращенная», -- пояснил он. Нельзя об этом не сказать. Телевидение сейчас играет важнейшую воспитательную и идеологическую роль в значительной мере влияет на общественное мнение.

Есть новости, дискуссионные площадки, которые еще сохранились на некоторых каналах. Но большая часть телевидения никакого отношения к СМИ не имеет. Это жутко низкопробная продукция, связанная с телесериалами, показом каких-то иностранных фильмов. Вы посмотрите: ни одного современного фильма не проходит, в котором не были -- бы сказаны нецензурные слова. К сожалению, современная телевизионная пропаганда, которая основывается на чуждых для нашего менталитета лозунгах по принципу «бери от жизни все», «добивайся богатства любой ценой» подрывает нравственные устои российского общества.

Информация о работе Нравственность. Учение И.Канта о нравственности по работе«Критика практического разума». Проблемы нравственных отношений в современную э