Учение И.Канта о государстве и праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Главной задачей при написании данной курсовой работы стало изучение политических учений И. Канта, его теории о государстве и праве.
Целью написания курсовой раскрыть политические мировоззрения И. Канта о государстве и праве.

Содержание работы

Введение 3
1. Истоки правовой философии Канта 5
1.1 Воззрения Канта о свободе 5
1.2 Мнение Канта об общественном договоре 8
1.3 Естественное право 11
2. Политические аспекты теории Канта 15
2.1 Правовое государство 15
2.2 Международное право 21
Заключение 27
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Учение И. Канта о государстве и правеу.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

 

 

Кафедра: истории государства и права

 

Учебная дисциплина: История политических и правовых учений

 

 

 

Учение И. Канта о  государстве и праве

(курсовая работа)

 

 

 

Выполнил:

Студент 5 курса 504 группы

ИП РФ СГЮА

Цамаев М.М.

Проверил:

Тихонова С.В.

 

 

 

 

Саратов - 2011

 

Оглавление

 

 

Введение

 

Выбор темы, можно объяснить, прежде всего, двумя мотивами.

Во-первых, потому что, правовое государство в трактовке Канта есть идеальная теоретическая модель, а после изучения Платона, Аристотеля, Гоббса и многих других выдающихся деятелей мировой политической мысли и их моделей идеального государство и политического строя, интересно было узнать, как развивалась эта теория в Германии. Опираясь на теорию естественных, неотъемлемых прав человека, Кант обосновал необходимость для государства опираться на право и ориентироваться на него во всех своих действиях. При этом право он трактовал как справедливость, воплощенную в законах государства, как обеспеченные государством естественные права и свободы человека.

Во-вторых, в наше время  существует огромное количество проектов оптимального политического устройства для развивающихся стран, интересно  рассмотреть позицию Канта по этому вопросу.

Актуальность данной работы можно было бы обозначить как - роль Канта в политико-правовой мысли. Кант, так же как и многие другие мыслители, был создателем одного из проектов идеального государственного строя, и стремился  тому, что бы его теория воплотилась в жизнь, но она, так же как и все остальные подверглась жесткой критике, и невыполнению. В работе Канта есть целая глава о международном праве и праве гражданина мира, эта тема очень актуальна в связи с военными действиями в Ираке. В этой главе просматриваются правила поведения стран во время военного положения, заключения мира, и вообще международный этикет воинствующих стран.

Главной задачей при  написании данной курсовой работы стало  изучение политических учений И. Канта, его теории о государстве и праве.

Целью написания курсовой раскрыть политические мировоззрения  И. Канта о государстве и праве.

При написании работы были использованы такие работы, как  непосредственно сама работа И.Канта "Метафизика нравов в двух частях", часть первая. Метафизические начала учения о права, И.Кант «Изречения», Н.К.Вахтомин «Теория научного знания Иммануила Канта», А.Гулыга «Кант», П.И.Новгородцев «Кант и Гегель в их учениях о государстве и праве», А.Шопенгауэр «Об интересном».

Данная работа состоит из двух глав, введения и заключения. В ведении проставлены задачи, цель и описана структура работы; в первой главе речь пойдет о предпосылках, о философии, о естественном состоянии, о естественном праве, о свободе. Во второй главе будет рассмотрено правовое государство, разделение властей, международное право. Заключение - это своего рода вывод, конечный результат работы, то к чему привела эта работа, ответы на все вопросы, что заключены во введение.

 

Глава 1. Истоки правовой философии Канта

1.1. Воззрения Канта о свободе

Для того чтобы понять происхождение кантовской философии  права, обратимся к событиям того времени.

События во Франции, а  именно великая французская революция, и на Европейском континенте усилили  давно созревавший интерес Канта к проблеме права. И Кант решил более близко рассмотреть этот аспект со стороны науки и философии. Кантовские учения о государстве и праве необходимо рассматривать с его философскими и нравственными взглядами. Большое значение имели его воззрения на роль нравственных законов в жизни людей. Мораль дает внутренний закон поведения человека, в принципах права внутреннее убеждение сочетается с внешним принуждением1. В результате возникает сила, регламентирующая жизнь общества, укрепляющая нравственность, спасающая человека от произвола других. Отсюда появляется понятие свободы. Есть только прирожденное одно-единственное право - свобода, «независимость от принуждающего произвола другого»2, поскольку она совместима со свободой каждого другого, сообразной со всеобщим законом. В этом принципе уже заложены и другие права, прежде всего- равенство или «свойство человека быть своим собственным господином»3. Это право не зависит от физических определений конкретной личности, а связано с принадлежностью к роду человеческому. Свобода - Это потребность, но не естественная, а сугубо человеческая4. Она проявляется как уверенность в самопроизвольности поступков каждого из нас, (я делаю то, что хочу). Однако на самом деле свобода не произвол, но необходимость особого рода, которая выражается понятием категорический императив (безусловное долженствование). Безусловный долг в качестве обоснования воли представляет собой единственное условие возможности свободы: он освобождает от «внешних» зависимостей - чувственных склонностей, соображений пользы, страха перед любыми внешними волепонуждающими5 инстанциями, в том числе и государством. Отсюда можно проследить либералистское наклонение теории Канта. Он говорит, что каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью, личность не есть орудие осуществления каких либо планов, даже благородных планов общего блага. Человек – субъект нравственного сознания, в корне отличный от окружающей природы, - в своем поведении должен руководствоваться велениями нравственного закона. Закон априорен, не подвержен влиянию никаких внешних обстоятельств и потому безусловен – категорический императив, который имеет абстрактно-обязательный и формалистический характер. На человека должно смотреть как на цель потому, что каждый человек, будучи носителем свободной воли и нравственного закона, столь же велик и неисчерпаем, как космос. Отсюда и взгляд на право как на условие общественного бытия автономных и ценных по своей сущности личностей, способ обеспечения равной для всех свободы.

Как уже писалось выше, именно с этого момента Кант обращается к категорическому императиву. А значит, именно с этого момента начинается кантовская идея общественного прогресса. А общественный прогресс, как уже известно, это переход от худшего к лучшему, а следовательно, это заключение общественного договора, с передачей прав и свобод государству. Но для начала разберем понятия моральности и легальности эти определения также можно назвать императивами. Они называются моральными и подразделяются на собственно нравственные и юридические. Если поступок определяется нравственным мотивом, то он морален, если же его содержание просто (внешне) соответствует требованиям закона, то он легален. Нравственные законы, или законы свободы являются всеобщими, но эта всеобщность совсем иного рода, нежели у законов природы. Обратимся непосредственно к разделению на категорический императив.  Следует различать императивы, направленные на достижение определенной цели, и те, который этим не обусловлены, говорит Кант. Первые он называет гипотетическими6 (поступок обусловлен целью и предписывается как некое средство); вторые - категорическими. Моральный поступок - следствие категорического императива; человек не стремится при этом достичь никакой цели, поступок необходим сам по себе. Цели гипотетического императива могут быть двоякими. В первом случает, человек точно знает, что ему нужно, и речь идет только о том, как осуществить намерение. Императив выступает в качестве правила умения. Во втором случае цель имеется, но весьма туманная. Дело касается счастья человека. Гипотетический императив приобретает здесь форму советов благоразумия.

Также Кант выдвинул «категорический  императив»7, согласно которому каждый человек обладает абсолютной ценностью и не должен быть инструментом в чьих-либо намерениях. Государство должно опираться на право и согласовывать с ним все свои действия. По определению  Канта «право есть совокупность условий, при котором  произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям относятся: наличие принудительного осуществления законом, гарантируемый статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общество перед законом, разрешение споров в судебном порядке»8.

«Две вещи наполняют нашу душу всегда новым удивлением и благоговением, – писал Кант. – И они подымаются тем выше, чем чаще и настойчивее занимается ими наше размышление. Это – звездное небо над нами и моральный закон в нас». На человека должно смотреть как на цель потому, что каждый человек, будучи носителем свободной воли и нравственного закона, столь же велик и неисчерпаем, как космос. Отсюда и взгляд на право как на условие общественного бытия автономных и ценных по своей сущности личностей, способ обеспечения равной для всех свободы.

Категорический императив Кант называл законом нравственной свободы и употреблял эти понятия как синонимы. Философ приводит две основные формулы категорического императива. Первая гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом»9 (под максимой здесь понимается личное правило поведения). Вторая формула требует: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству»10 . Несмотря на различие формулировок, по сути, они близки друг другу – в них проводятся идеи достоинства личности и автономии нравственного сознания. Как известно, больше внимания уделял первой формулировке. Наиболее прочная опора нравственности, единственный источник категорического императива - долг. Только долг, а не какой-либо иной мотив придает поступку моральный характер. По мнению Канта человек обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью, является субъектом нравственного сознания, отличным от окружающей среды. Поведение человека зависит от нравственного закона. Этот закон Кант и назвал «категорическим императивом».

1.2. Мнение Канта об общественном договоре

Если мы обратимся  к Кантовской теории общественного  договора, то мы также проследим  связь между этими двумя понятиями.

На основе категорического  императива был принят общественный договор. Согласно общественному договору, заключаемому в целях взаимной выгоды и в соответствии с категорическим (моральным) императивом, все отдельные  лица, составляющие народ, отказываются от своей внешней свободы, чтобы тотчас же снова обрести ее, однако уже как членов государства. От свободы беспорядочной, необузданной переходят к свободе подлинной во всем ее объеме в правовом состоянии. Анализируя происхождение государства, Кант определяет его начало как естественное состояние, лишенное всякой гарантии законности. Нравственный долг, чувство уважения к естественному праву побуждают людей оставить это состояние и перейти к гражданскому обществу. Переход к последнему не носит характер случайности. Акт, посредством которого изолированные индивиды образуют народ и государство, это и есть договор. Кантовское толкование природы этого договора тесно сопряжено с идеями об автономии воли, об индивидах, как моральных субъектах и т.п. Главное условие заключаемого договора – обязательство любой создаваемой организации внешнего принуждения (монархической ли государственности, политически объединившегося ли народа) признавать в каждом индивиде лицо, которое без всякого принуждения осознает долг «не делать другого средством для достижения своих целей»11 и способно данный долг исполнить. Общественный договор по Канту, заключают между собой морально развитые люди. Поэтому государственной власти запрещается обращаться с ними как с существами, которые не ведают морального закона, и не могут сами правильно выбрать линию поведения.

Также он говорит, что  общественный договор - это не исторический реальный акт, а априорный регулятивный принцип понимания гражданского права и общества. В «Метафизике нравов» была предложена, кроме того, своеобразная трактовка естественного права. Следуя Руссо, Кант придерживался концепции гипотетического естественного состояния, в котором отсутствовало объективное право. Человеку изначально свойственно одно-единственное прирожденное право – свобода нравственного выбора. Из нее вытекают такие неотъемлемые моральные качества людей, как равенство, способность делиться своими мыслями, и др. В догосударственном состоянии человек приобретает субъективные естественные права, в том числе право собственности, но они ничем не обеспечены, кроме физической силы индивида, и являются предварительными. Совокупность таких субъективных полномочий Кант назвал частным правом. Подлинно юридический и гарантированный характер частное право, по его мнению, приобретает только в государстве, с утверждением публичных законов.

В соответствии с принципами априорного подхода к объяснению социально-политических явлений Кант отказался решать вопрос о происхождении  государства. Он стремился преодолеть тем самым известное противоречие, свойственное концепциям естественного права, в которых образование государства путем договора представало одновременно и реальным событием прошлого, и основанием будущей идеальной организации политической власти. Первоначальный договор выступает у него исключительно умозрительной конструкцией, призванной обосновать необходимость изменения существующего феодально-абсолютистского строя.

«Этот договор есть всего лишь идея разума, которая, однако, имеет несомненную (практическую) реальность в том смысле, что он налагает на каждого законодателя обязанность издавать свои законы так, чтобы они могли исходить из объединенной воли целого народа»12. Как видим. Кант придает общественному договору черты регулятивного принципа, позволяющего судить о справедливости конкретных законов. Идея договора служит, по его словам, «безошибочным мерилом»13 права и бесправия. В самом деле, писал он, трудно предположить, чтобы народ дал согласие на закон о наследственных привилегиях сословия господ. Такой закон, возвышающий одну часть общества над другой, представлялся ему противоправным. Призванное гарантировать устойчивый правопорядок, государство должно строиться на началах общественного договора и народного суверенитета. Кант считал, подобно Руссо, что осуществление законодательной власти народом исключает возможность принятия законов, наделяющих граждан неравными правами. Представления мыслителя о народном суверенитете вместе с тем носили более чем умеренный характер. Прямое народоправство Руссо он заменяет представительством народа в парламенте и притом в таком, где депутатам лишь иногда разрешается отклонять требования правительства. В дополнение к этому Кант попытался, вслед за французской Конституцией 1791 г., разделить граждан на активных и пассивных по признаку хозяйственной самостоятельности, но запутался и признал теоретическую слабость своих аргументов. Он разделял граждан в зависимости от их положения в обществе, социального положения, так, например женщин и детей, а также стариков, он относил к пассивным гражданам,  которые не имеют права принимать участие в политических процессах государства, т.е. они не имели права голоса, т.к. были зависимы, подобно Платону, который доверял только философам правление государством, и не давая права голоса третьему сословие, Кант отделил пассивных жителей (граждан) от участия в строительстве политики страны.

Информация о работе Учение И.Канта о государстве и праве