Учение И.Канта о государстве и праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Главной задачей при написании данной курсовой работы стало изучение политических учений И. Канта, его теории о государстве и праве.
Целью написания курсовой раскрыть политические мировоззрения И. Канта о государстве и праве.

Содержание работы

Введение 3
1. Истоки правовой философии Канта 5
1.1 Воззрения Канта о свободе 5
1.2 Мнение Канта об общественном договоре 8
1.3 Естественное право 11
2. Политические аспекты теории Канта 15
2.1 Правовое государство 15
2.2 Международное право 21
Заключение 27
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Учение И. Канта о государстве и правеу.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

1.3. Естественное право

Но обратимся непосредственно  к праву, какие права имели  граждане, и вообще как подразделялись права, и в зависимость отчего?

Понимание Кантом права связано со свободой личности. Под государством Кант понимает объединение «множества людей, подчиненных правовым законам»14. Кант отказывается от традиции подразделения права на естественное и общественное (от Гоббса до Локка, Монтескьё и Руссо). Кант не считает естественное состояние исключающим наличие общественной связи между людьми, общество существует и в естественном состоянии, хотя государства и права нет, «…естественному состоянию противоположно не общественное. А гражданское состояние: в естественном состоянии общество может существовать, но только не гражданское (гарантирующее мое и твое посредством публичных законов), поэтому права в естественном состоянии, и называется частным»15. Кант делит право на три категории: естественное, положительное и справедливость: естественное право, которое имеет своим источником явные, априорные принципы; положительное право, источником которого является воля законодателя; справедливость – притязание, не предусмотренное законом и потому не обеспеченно принуждением.

Кант разделял исходные положения естественного права, но они не играли для него большой  роли. Тем более что Кант понимал  естественное право не как присущее человеку от природы, но неотъемлемо  присущее ему в силу социальной общности. Для Канта естественное право есть, неотчуждаемое право личности, которое и должно обеспечиваться государством.

Естественное право, свою очередь распадается на две ветви: частное право (регулирующее отношения  индивидов как собственников) и  публичное право (определяющее отношения между людьми, объеденные в союз граждан (государство), как членами политического целого). Частное право - Кант порицает юридические привилегии, проистекающие из обладания собственностью, и настаивает на равенстве сторон в частноправовых отношениях. При этом признаёт объектом частного права не только вещи и поведение людей, но и самого человека. Центральным институтом публичного права является прерогатива народа требовать своего участия в установлении правопорядка, путем принятия конституции, выражающей его волю.

Частное право- это определение «моего» в правовом отношении. Понятие «моего» вытекает из активной, деятельно-практической направленности человеческого сознания на мир. «Можно, -  говорит Кант, -  всякий внешний предмет моего произволения иметь моим…»16, т.е. всякий предмет моего произволения. Также частное право Кант разделяет на вещное (вещь как предмет владения),  личное право (предмет владения - деятельность другого лица) и вещно-личное право (право владения - хотя и не пользования другим лицом). А в последнее он тем временем включает брачное право, родительское, право хозяина дома. Это право (вещно-личное) включает в себя право владения внешним предметом как вещью, так и право пользования им как лицом. Гарантированное соблюдение всех частных прав называется, по Канту, общественной справедливостью. Справедливость подразделяется на охранительную, взаимоприобретающую и на распределяющую. Первая устанавливается через публичной закон то, какой образ действия правомочен; вторая, устанавливает, чье владение основано на праве; и третья, устанавливает, «что и о чем приговор суда в отдельном случае - при данном законе - сообразуется с данным законом»17.

А теперь обратимся к  гражданскому праву (публичному). Вообще гражданское состояние характеризуется наличием публичного права (писаных законов, признаваемых и соблюдаемых каким-либо народом или множеством народов) и правовым равенством (равенством всех перед законом). Публичное право включает в себя право государственное и международное право, поскольку земля представляет собой не бесконечность, а замкнутую поверхность, государственное и международное право необходимо приводят к идее права государства народов, или права гражданина мира. В естественном состоянии «отдельные лица, народы и государства никогда не могут быть гарантированными от насилия друг над другом, притом каждый делает на основе своего собственного права то, что ему кажется правым и благим, не завися в этом от мнения других». Таким образом естественное состояние характеризуется как несправедливое «не потому, что люди в этом состоянии строят свои отношения на одной только силе», но и в силу локальности права, отсутствия единого понятия права и правового стандарта. Поэтому когда Кант говорил о государстве как об «объединении множества людей»18, то он, очевидно, имел в виду правовое государство, опирающееся не на обычное право, а именно государство, с универсальным правовым стандартом, включающим в себя международное право и право гражданина мира, но об этом подробнее будет рассматриваться во второй части этой работы.

Вообще сфера правовых отношений - это область особых человеческих отношений между лицами. Априорное  понятие права, выводимое из предельного  понятия свободы, заключает в  себе представление о свободном  лице как субъекте правовых отношений, предполагающих равенство в правах и обязанностях. Если в гражданском обществе, существуют отрегулированные правовые отношения, значит, это государство будет существовать, если не унижены честь, достоинство, свобода граждан, то государство направлено на улучшение жизни людей, оно просуществует долго. Истинное призвание права – надежно гарантировать морали то социальное пространство, в котором она могла бы нормально проявлять себя, в котором она могла бы беспрепятственно реализовывать свободы индивида. В этом суть идеи Канта о моральной обоснованности права и его моральной основе.

 

Глава 2. Политические аспекты теории Канта

2.1. Правовое государство

Представления о государстве  как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Цицерон, Демокрит, Аристотель, Платон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства. Немецкую теорию правового государства философски обосновали И. Кант и затем Г. Гегель.

Правовое государство - это такая  форма организации и деятельности государственной власти, при которой государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном главенстве Конституции, демократических законов и равенства всех перед законом.

Правовое государство – часть  правового общества. В нашем обществе пока не существует не только привычки к справедливому, на основе закона и с помощью правосудия, разрешению социальных противоречий, но и даже устойчивой практики, которая такую привычку могла бы сформировать. А ведь, по существу, правовое государство и есть механизм разрешения социальных противоречий.

По мнению И.Канта. Центральное  место в теории правового государства  занимает человек, личность. Важнейшим  принципом публичного права философ  считал прерогативу народа требовать  своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. Строго говоря, у Канта речь идёт не о правовом государстве, а о правовом обществе, ведь государство он понимал в античном духе: «Государство – это объединение множества людей, подчинённых правовым законам…, т.е. государство в идее, такое, каким оно должно быть в соответствии с читыми принципами прав, причем идея эта служит путеводной нитьюдля    любого действительного объединения в общность»19, т.е. государство для общего блага, где действует принцип, согласно которому законодательство может решить относительно народа то, чего народ не может решить относительно самого себя. Если же государство уклоняется от данного принципа, от соблюдения прав и свобод и не обеспечивает охрану позитивных законов, то оно рискует потерять уважение и доверие своих граждан.

Там, где государство действует  на основе конституционного права, отвечает общей воле народа, там государство  правовое, там не может быть ограничения  прав граждан в области личной свободы, совести, мысли, хозяйственной  деятельности. В правовом государстве гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает властвующий в его отношении к гражданину. Правовую организацию Кант, так же как и Локк связывает с разделением властей на законодательную, принадлежащую парламенту, исполнительную - правительству, и судебную, осуществляемую судом присяжных, избранных народом.

Кант четко отделяет государство от совокупности его  государственного аппарата, посредством  которого осуществляется процесс управления. При этом, следуя Монтескье, он выделяет три основные власти: законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная (коллективная воля народа), исполнительная (у правителя, подчиненного законодательной власти), судебная (назначается исполнительной властью). Можно предположить, что Кант настаивал на разделении властей из-за того, чтобы исключить деспотизм. Деспотизм появляется там, где не обеспечена достаточная независимость одной власти от двух других. Противоположность  деспотизма - республика. Если в условиях конституционной монархии осуществлен принцип разделения властей, то это, республика, говорит Кант. Монархия (автократия), это наиболее простая, и поэтому удобная форма правления, но она открывает, широки возможности для возникновения деспотизма, но от него не гарантирована и демократия. Форме правления Кант вообще не придает особого значения. Главное, чтобы страной правили не люди, а законы, и каждая из трех властей не преступала бы своих полномочий, но все же он выделяет такие формы государственного правления как: автократия (абсолютизм), аристократия и демократия. Существует республиканская и деспотическая формы правления. В республике исполнительная власть отделена от законодательной, в  деспотии они находятся в одних руках. Кант признает, (как уже говорилось) что монархическая форма власти может быть республиканской, если законодательная и исполнительная власть раздельные, а демократия может превратиться в деспотизм и даже совмещаться с ним. Кант был сторонником конституционной монархии. «Всякая власть происходит от бога», т.к. боялся, что его воспримут радикально. Кант выступил, простив революции, т.к. она приводит к анархии и преступлениям. Смену политико-юридических учреждений необходимо проводить с помощью реформ. Ни законодатель, ни правитель не могут творить суд, они лишь назначают судей.

Кант - решительный противник  тирании. Он лишь опасается, что применение насилия в борьбе с ней расшатает  правосознание и приведет к еще худшей тирании. Деспот должен быть низложен, но только легальными средствами. Народ «имеет свои неотъемлемые права по отношению к главе государства, хотя они не могут быть принудительными правами»20. «Гражданин государства, и притом с позволения самого государя, должен иметь право, открыто высказывать свое мнение о том, какие из распоряжений государя кажутся ему несправедливыми по отношению к обществу…Свобода печатного слова есть единственный палладиум прав народа»21. Наказывать главу государства нельзя, «можно лишь уйти из-под его власти». Только во взаимном согласии и соблюдении субординации могут обеспечить процветание государства.

Тоже самое касается и революции по Канту, она является внеправовым актом. В рамках права, возможно, лишь   пассивное сопротивление власти. Но вне права революция возможна - низложение тирана есть акт справедливости.

Признаками правового  государства, согласно Канту, являются:

Отдаленность церкви от государства и свобода совести.

Т.е. государство должно существовать отдельно от церкви, и не должно вмешиваться ее дела, другими словами государство не имеет права устанавливать свои законы внутри церкви, оно только имеет негативное право препятствовать влиянию публичных наставников на зримую политическую власть.

Правовая не отчуждаемость личности.

«Ни один человек в государстве, - говорит Кант, - не может быть совсем без названия, ведь у него есть по крайней мере звание гражданина»22. Если это объяснить, то получиться, что никто не может обязать себя к рабству.

Ограничение на наказания преступников.

Право наказания - право  повелителя причинять страдания  преступнику, т.е. как объясняет Кант преступления бывают частными и публичными, в первом случае - растрата доверенных для торговли средств, обман при  торговых операциях и т.д., т.е. ущерб по отношению к частному лицу, а во втором случае это материальный ущерб, например подделки ценных бумаг, т.е. опасности подвергается общество в целом. В первом случае подвергают суду по гражданским делам, во втором - уголовному суду. Нарушение преступником публичных законов лишает его права быть гражданином, но не позволяет отчуждать его собственную личность.

Это главные принципы правового  государства, отмечает Кант.

Правовое государство  в отличие от деспотического или  полицейского само ограничивает себя определенным комплексом постоянных норм и правил. Центральное место среди них занимает такая норма, как разделение властей на три главные ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Каждая власть осуществляет свои, строго очерченные функции. И вместе они сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. А, кроме того, сами граждане через всеобщую избирательную систему и избирательный процесс имеют возможность контролировать власти и в случае необходимости корректировать их действия. Это принцип взаимного контроля, характерный для правового государства

Если рассмотреть концепцию  правового государства со стороны  знаменитого российского ученого  П. И. Новгородцева, то основным принципом теории правового государства он видел в обязательности норм права, как для государства, так и для граждан. Что касается разделения властей, здесь речь идёт о разделении функций, которое обеспечивает возможность взаимного контроля властей друг за другом, создаёт правовые противовесы, не позволяющие какой-либо из властей абсолютизировать свои полномочия. Единая (Верховная) власть призвана защищать «естественные права» граждан на жизнь, свободу, независимость и честь. Новгородцев полагал, что сама Верховная власть и конституция являются подзаконными актами, так как над ними существует нравственный суд – «Высшая нравственная норма»23.

«В пределах данного  государства, - пишет Новгородцев, - могут уживаться разные веры и  могут бороться разные политические воззрения; в нём могут существовать рядом разные народности и наречия; но для того, чтобы государство представляло собою прочное  духовное единство, оно должно утверждаться на общем уважении и общей любви к своему общенародному достоянию»24. Мыслитель приходит к выводу, что народ имеет право и способность высказывать свои желания, но он  не в состоянии указать, каким способом должны быть исполнены эти желания. Новгородцев утверждал, что государство существует для человека, а не человек для государства. Человек должен быть уважаем не только как гражданин, но и как личность.

Итак, Новгородцев убедительно  показал, что стабильность общества не достигается простым разделением  властей и не в меньшей степени  зависит от целого комплекса других факторов: правовой культуры управляющих и управляемых, исторических традиций, оперативности власти в решении государственных и общественных проблем, от нравственного потенциала народа и его внутреннего духовного единства, т.е. также как у Канта, идет явное указание на взаимосвязанное исполнение всех признаков, только если будет связь (обоюдная) между государство и народом, это государство будет существовать долго.

Философское изучение права  позволило П. И. Новгородцеву вслед  за Кантом сделать вывод: не отметая право как историческое и общественное явление, следует рассматривать его и как явление и закон личной жизни, как внутреннюю ненарушимую, свободную от вмешательства государства абсолютную ценность человека.

Отсюда видно, что в  последствии многие ученые отталкивались от Канта, одним из таких философов и был Новгородцев, а именно что касается разделения властей, здесь речь идёт о разделении функций, которое обеспечивает возможность взаимного контроля властей друг за другом, можно сказать, что Философская концепция правового государства по Канту оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства. Политика рассматривалась как часть культуры. Политические воззрения Канта занимают важное место в истории общественной мысли. Он еще раз с позиции разработанной им системы этики и права обосновал основополагающий принцип либерализма о неразрывности равенства и свободы, выдвинул идею нравственно свободной личности, независимо от насилия и несущей бремя моральной ответственности. Благо и назначение государства, по Канту - в совершенном праве, в соответствии с принципами государства, в тождестве права и его охране. Этот тезис позволяет считать Канта одним из создателей теории «правового государства». По вопросам происхождения государства (как было написано выше, а именно в первой главе), Кант был сторонником договорной теории. Нравственный долг, уважение к естественному праву побуждает людей перейти к жизни в гражданском обществе.

Информация о работе Учение И.Канта о государстве и праве