Учение И.Канта о государстве и праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Главной задачей при написании данной курсовой работы стало изучение политических учений И. Канта, его теории о государстве и праве.
Целью написания курсовой раскрыть политические мировоззрения И. Канта о государстве и праве.

Содержание работы

Введение 3
1. Истоки правовой философии Канта 5
1.1 Воззрения Канта о свободе 5
1.2 Мнение Канта об общественном договоре 8
1.3 Естественное право 11
2. Политические аспекты теории Канта 15
2.1 Правовое государство 15
2.2 Международное право 21
Заключение 27
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Учение И. Канта о государстве и правеу.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Правовое государство - это продукт нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового государства уходит своими корнями в античное общество.

2.2. Международное право

В работе Канта есть целая глава о международном праве и праве гражданина мира, эта тема очень актуальна в связи с военными действиями в Ираке. В этой главе просматриваются правила поведения стран во время военного положения, заключения мира, и вообще международный этикет воинствующих стран. В учении о международном праве Кант выдвинул проект установления вечного мира. Философ мечтал о мире без захватнических войн, о создании международно-правового порядка, основанного на принципах равенства народов и невмешательства во внутренние дела государств.

Кант уже выходил  к проблеме международного права, отмечая, что вопрос правомерности реставрации  свергнутого революцией монархического режима находится в юрисдикции международного права. Кант говорит, межгосударственное право это право национальных государств по отношению друг к другу, т.е. право на войну, во время войны, право установления мира и право во время мира; также это право включает в себя правовые аспекты отношений отдельных лиц одного государства к отдельным лицам другого государства, и вообще ко всему государству, в общем.

Кант говорит, что субъектом  международных отношений является национальное государство, но Кант не употребляет термин «национальное государство»25, но по смыслу применяемой им конструкции он видимо имеет в виду именно это. Нация по кантовской терминологии это общность политическая, а не этическо-родовая: «Люди, составляющие один народ, могут быть представлены как уроженцы (данной) страны по аналогии с происхождением от общего рода…, хотя они и не таковы; однако в интеллектуальном и правовом значении как дети одной матери (республики) они составляют одну семью (natio), все члены которой (граждане) по происхождению равны между собой и не смешиваются…с теми, кто жил бы рядом с ними в естественном состоянии…»26.

Кант рассуждает о международном праве аналогично тому, как он рассуждал о гражданском праве; международное право представляет собой как бы надстройку над гражданским правом, ступень вверх; общей моделью для обоих является переход от естественного состояния, к гражданскому состоянию и правопорядку, гарантирующему каждому свое в условиях социального мира.

Обратимся  к военному праву, как уже известно, право  в естественном состоянии это  право сильнейшего, следовательно, в межгосударственных отношениях, это  право также является исходным. Однако после этого утверждения возникает вопрос, а может ли суверен использовать своих подчиненных только как средство, с одной стороны, подданные в обладании ими правами на свое, являются как бы продуктами государства, т.к. поддержание гражданского порядка и мира, а гарантировать справедливость это задача последнего, т.е. отсюда следует, что государство не должно относится к людям как к средству достижения цели. Личность превыше всего. Поэтому право войны должно выводится из долга суверена по отношению к народу, а не наоборот.

Право войны вступает в силу в тех случаях, когда  одно государство считает, что другое государство причинило ему ущерб, этот ущерб нужно рассматривать  как глобальную угрозу государству. С этим связаны и такие права, как превентивное право, право (добиваться) равновесия сил всех активно соприкасающихся государств; если же война начинается без официального объявления военных действий, то образуется право во время войны. Это право имеет некоторые ограничения:

Никакая война не может быть карательной или истребительной войной ради порабощения, так как ее целью является моральное уничтожение государства - противника и вместе с этим его гражданской свободы.

Средства защиты, которыми пользуется воюющими сторонами, должны исключать такие, которые связаны с невозможностью для их подданных сохранять свой гражданский статус. Также запрещено «использовать своих подданных в качестве шпионов, а шпионов, даже иностранных в качестве убийц, отравителей…. Или же для распространения ложных слухов; одним словом, нельзя пользоваться такими вероломными средствами, которые могут уничтожить доверие, требующееся для создания будущего прочного мира»27 .

« В войне разрешено взимать поставки и контрибуции, но не разрешено грабить народ, т.е. насильно отнимать у отдельных лиц то, что им принадлежит, (это было бы…разбоем)»28.

Хотя, что касается современного мира, то можно сказать, что эти  условия не выполняются, особенно ярко это отразилось на войне с Ираком. Кант еще в 18 веке перечислил правила  поведения государств во время войны, но по неизвестным причинам, сейчас на  это внимания не обращают.  

Значит, право государства  на войну и во время войны регулируется и огранивается нравственным суверенитетом  личности. Что касается права после  войны, то оно состоит в том, что победитель ставит условия и ведутся переговоры, цель которых перейти к соглашению с побежденным и добиться заключения мира. Этим условия исключают потерю подданными побежденной стороны гражданской свободы и превращение завоеванной страны в колонию.

Право мира подразделяется Кантом на:

- право сохранения нейтралитета, когда идет война;

- право требовать гарантий прочности заключения мира;

- право на взаимное объединение ряда государств для совместной защиты от возможного нападения, но не для агрессии.

Т.к. приобретаемое или  сохраняемое войной свое лишь временно, то полностью действительным право  мира становится только в общем, союзе  государств. Лишь на этой основе право  мира становится состоянием мира. Такой союз государств Кант называет «постоянным конгрессом государств»29; он является открытым и любое государство может войти в его состав, когда пожелает, и также его покинуть. Этим данный союз отличается от Американских Штатов, объединение которых основано на конституции и не подлежит роспуску. Исторический прецедент подобного объединения Кант находит в собрании Генеральных штатов в Голландии в первой половине 18 в. «на нем министры большинства европейских дворов и даже самых маленьких республик жаловались на враждебные выпады других участников собрания; тем самым они мыслили…Европу как единое федеративное государство, которое они рассматривали в качестве третейского судьи в этих их публичных спорах»30.

Что касается права гражданина мира, то это «идея разума- идея мирной, хотя еще не дружеской, общности всех народов земли без исключения»31. Право гражданина мира, Кант рассматривает, прежде всего, как правовой принцип, а не общественный, именно главенство вышеуказанного правового принципа служит источником запрета на применение силы в столкновении интересов народов, принадлежащих к различным стадиям развития, - различных культур (в том числе и внутри одной нации) и цивилизаций. В качестве столкновения интересов Кант рассматривает территориальные проблемы, возникающие при освоении народами новых земель, выбирая отправной точкой для рассуждения колонизацию Америки.

Идея вечного мира - не просто норматив, но и необходимый  вектор исторического развития, полученный путем естественного существования  человеческого рода, а точнее условиями  для его существования. Это так, поскольку общность земли как территории, на которой проживают различные народы, составляющие собой в совокупности человечество, необходимо ведет к установлению общности между ними в социальном отношении. Кант особенно подчеркивает, что на территории Западной Европы, велика вероятность трудного установления социальных отношений, т.к. все государства находятся в непосредственной близости друг к другу, и поэтому между ними всегда существует как бы соперничество за лидерство, поэтому процесс становления дружеских отношений между этими государствами труден.

Высшее политическое благо - вечный мир, т.е. установление справедливости во всемирном масштабе, политическое мироустроение.

Итак, за вечным миром  как высшим политическим благом проглядывается моральная цель - свобода от таких политических средств как военная сила (война - не правовое средство, «никакой войны не должно быть»32.

Кант выдвигает проект установления «вечного мира», путем  создания всеохватывающей федерации  самостоятельных равноправных государств, построенных по республиканскому принципу. По его мнению, создание такого космополитического союза в будущем неминуемо. Предпосылкой тому должны явиться просвещение и воспитание народов, благоразумие и добрая воля правителя, коммерческие потребности наций. Призывы Канта признать за людьми «права всемирного гражданства» намного опережали свое время.

 

Заключение

В учении Канта о праве  и государстве, об истории и религии  все заслуживает одинакового  внимания; хотя укажем лишь мысли посвященные  правовой теории. Необходимым требованием разума Кант считал, чтобы начало права не ограничивалось пределами отдельных государств и народов, а распространялось и на всю совокупность человечества, для достижения вечного мира. В виду этой цели Кант ставил следующие положительные условия:

- гражданское устройство в каждом государстве должно быть правомерным;

- международное право должно быть основано на союзе свободных государств;

- взаимные отношения народов и государств должны определяться всеобщим гостеприимством или «космополитическим правом».

Основные взгляды Канта  на право и государство образовались под сильным влиянием идей Руссо, но Кант идет дальше его в своих  взглядах на историю, которую определяет как развитие человечества в свободе, или прогрессивный переход от естественного состояния к моральному.

Не менее сильно влияние  Канта на развитие идей правового  государства. Сам этот термин появился позже, а идея основанного на правах и свободах режима, которому должно быть подчинено и государство, возникла задолго до Канта. Но никто, как Кант, не построил логическую цепь: нравственная свобода, составляющая сущность человека, требует внешних условий ее реализации, которые создаются равным для всех правом, обеспечивающим всеобщую свободу; из необходимости права следует существование государства, не имеющего иной цели, кроме поддержания и охраны свободы и равенства людей. Из всех этих логических построений  следует, что если уж людьми надо управлять, ограничивая их свободу, то пусть это делает не государство, а равное для всех право, которому должно быть, подчинено и само государство.

Глубоки и не исчерпаны  последующим развитием политико-правовой идеологии и другие теоретические  построения Канта. Много говорилось об утопизме мечты Канта о «вечном мире», но осуществление этой мечты в наше время стало настоятельнейшей необходимостью, условием выживания человечества. Не до конца осмыслен и пресловутый реформизм Канта, его осуждение революций.

Что касается цели работы: исследование становления права  и правового государства в работе Канта «Метафизика нравов», то данная работа полностью охватывает весь период работы Канта над такими понятиями как государство и право. И отсюда, мы смогли проследить, что же подвигло Канта углубиться в политические проблемы, и как это повлияло на дальнейшее развитие политико-правовой мысли.

Философская мысль Канта, подготовила почву для появления  таких направлений, как либерализм, позитивизм и марксизм, в истории  теории политических учений. В XX в. Кантовская методология оказала воздействие на возникновение структуралистских, интуитивных и экзистенционалистких концепций власти, на формирование «концепции социального действия» М.Вебера ; как либерал Кант оказал большое влияние на Вильгельма фон Гумбольдта, который подходил к рассмотрение государства как и Кант с позиции гуманистического индивидуализма, он также считал , что цель существования государства это служение обществу, т.е. отсюда мы видим сходство с Кантом который говорил, что государство должно существовать на благо общества. Также заметно влияние на Гегеля, хотя он конечно и опровергал многие кантовские постановки проблем и пути их решения, но в тоже время был с ним и солидарен в некоторых областях. Так, например в политико-правовой идеологии их объединяют ненависть к рабству, произволу, к феодальному гнету, идея свободы человека и человечества, уважение к законности, уверенность, что государство может и должно стать разумным, если обратится к современности, то заметно влияние Канта на Новгородцева, который подробно рассматривал проблемы немецкой политико - правовой мысли Германии, и написал докторскую диссертацию по проблеме права и государства в понимании Канта и Гегеля. Для некоторых молодых философов Кант стал устойчивой доктринальной опорой при отходе от марксизма на позиции моралистического и религиозно-нравственного мировоззрения (С. Булгаков, Н. Бердяев, С. Франк, П. Струве.)

Мы знаем, что на философию  Канта очень повлияли события  того времени, прежде всего, это революция  во Франции, восстания ткачей в Германии. Кант был сторонником идей свободы и исполнения государством тех прав, которым его наделило общество. Исходя из этого понятно, почему Кант отошел от своих космогонических идей и обратился к государству и праву.

Иммануил Кант оставил  глубокий след в развитии политико- правовой мысли в мире. Он хорошо знал, что живет не в том государстве, идею которого разработал в «Метафизических началах учений о праве». На самом себе он испытал, насколько призрачна и непорочна была свобода мысли в прусском королевстве, насколько далеки были взгляды и действия властей от «Правовых действий согласно закону свободы».

 

 

Список  литературы

  1. А. Гулыга Кант. М. 2007.
  2. А.А. Радугин. Философия. Курс лекций. М.: Владос. 2005.
  3. В.И. Курбатов. История философии. Конспект. Ростов-на-Дону: Феникс. 2007.
  4. В.Ф. Асмус. Иммануил Кант. М. 2003.
  5. Вахтомин Н.К. Теория научного знания И.Канта. – М., 2006.
  6. Денильханов А.Х. Новгородцев П.И. О правовом государстве и демократии.// Социально-политический журнал. 2006. №4.
  7. Иммануил Кант. Критика практического разума. Спб. 1995.
  8. Иммануил Кант. Критика чистого разума. Спб. 1995.
  9. Иммануил Кант. Метафизика нравов в двух частях. Спб. 1995.
  10. Иммануил Кант. Основы метафизики нравственности. Спб. 1995.
  11. История политических и правовых учений. М., 2001.
  12. Кант И. Из лекций по этике.// Этическая мысль М. 2008.
  13. Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. Т.4,6. М. 1985.
  14. Козлихин И. Ю. Идея правового государства: История и современность. СПб. 1993.
  15. Митрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии. М. 1990.
  16. Ойзерман Т.И. К характеристике трансцендентального идеализма И. Канта: метафизика свободы. Вопросы философии. 1980. № 6.
  17. П.И.Новгородцев. Кант и Гегель в их учениях о государстве и праве. Спб. 2000.
  18. Соловьёв В.С. Кант. Гегель. // Соловьёв В.С. Соч. в 2-х тт. Т.2. М. 1990.
  19. Соловьев Э.Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. М. 1980
  20. Спиркин А.Г. Философия. М. 1990.
  21. Философия. Учебное пособие // под ред. профессора В.Н. Лавриненко. М.: Юристъ. 1996.
  22. Философский словарь // Под ред. М.М. Розенталя М. Политическая литература. 2005.
  23. Шатилина Ю.А. История философии. Философия ХV-XIX вв. / Под редакцией профессора Н.В. Мотрошиловой. М.: Греко-латинский кабинет. 2006.

Информация о работе Учение И.Канта о государстве и праве