Нравственность. Учение И.Канта о нравственности по работе«Критика практического разума». Проблемы нравственных отношений в современную э

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 15:26, реферат

Описание работы

В произведениях наших выдающихся писателей давно обозначился герой, думающий о смысле жизни и нравственности, ищущий этот смысл, понимающий свою ответственность в жизни. Задумываясь о проблемах и пороках в обществе, думая как их исправить, такой герой всегда начинает с себя. В.Астафьев писал: «Всегда надо начинать с себя, тогда дойдешь до общего, до общегосударственных, до общечеловеческих проблем». Проблемы нравственности всегда интересовали человечество и это отражено во многих древних учениях, философских мыслях и работах Сократа, Платона, Гегеля, Канта. Путешествуя по дорогам их нравственного мира, мы становимся лучше и мудрее…

Содержание работы

Вступление стр 1-2
Нравственность стр 3-10
И.Кант Учение о нравственности
«Критика практического разума» стр 11- 12

Проблемы нравственных отношений
в современную эпоху стр 13-17

Заключение стр 18-20

Список литературы стр 21

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

     

Московский Государственный Лингвистический Университет

Кафедра философии

 

 

 

 

 

Реферат на тему: «Нравственность. Учение И.Канта о нравственности по работе«Критика практического разума». Проблемы нравственных отношений в современную эпоху.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила студентка факультета ИМО и СПН

                     Специальность журналистика

                                                       Группа 5-4-2

                                                       Бунечко Яна

              Преподаватель Соловьёв

                                                      Оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Вступление                                                                            стр  1-2

Нравственность                                                                     стр  3-10

И.Кант Учение о нравственности

«Критика практического разума»                                       стр  11- 12

 

Проблемы нравственных отношений

в современную эпоху                                                            стр  13-17

 

Заключение                                                                            стр  18-20

 

Список литературы                                                               стр  21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В произведениях наших выдающихся писателей давно обозначился герой, думающий о смысле жизни и нравственности, ищущий этот смысл, понимающий свою ответственность в жизни. Задумываясь о проблемах и пороках в обществе, думая как их исправить, такой герой всегда начинает с себя. В.Астафьев писал: «Всегда надо начинать с себя, тогда дойдешь до общего, до общегосударственных, до общечеловеческих проблем». Проблемы нравственности всегда интересовали человечество и это отражено во многих древних учениях, философских мыслях и работах Сократа, Платона, Гегеля, Канта. Путешествуя по дорогам их нравственного мира, мы становимся лучше и мудрее…

 

 

Введение.

 

   Что обеспечивает благополучное существование человека как личности и социума как структуры? Обеспечить это могут только некие устоявшиеся ценности, опираясь на которые, возможно построить чёткую неизменную систему, по которой протекало бы существование человека и общества в целом. А поскольку человек - это существо разумное и духовное, то и ценности эти должны быть разумными и духовными. И они возникли, вероятно, одновременно с возникновением человеческого сознания - возникла нравственность. Почему нравственные ценности - это разумные ценности, исчерпывающе показал И. Кант в своей «Критике практического разума», а почему нравственные ценности - это духовные ценности, не менее исчерпывающе показал Иисус Христос в Своей Нагорной проповеди. Но чтобы говорить о нравственных проблемах, следует разобраться в этом понятии, что оно обозначает. Толковый словарь Дмитрия Николаевича Ушакова определяет нравственность как совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе, внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Само слово "нравственность" исконно русское, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. Лично для меня -это способность принять на себя ответственность за свои поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность -- есть внутренняя установка личности действовать согласно своей совести. Нравственность закладывается в человека с раннего детства, а от полноценного и правильного воспитания ребёнка зависит то, будет ли это качество развиваться и крепнуть или будет сходить на нет. Нравственные и моральные ценности для каждого образованного и цивилизованного человека-- это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы и философы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В  христианстве, иудаизме, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и искреннем почитании его. У всех народов без исключения почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Но тем не менее всё это -этические идеалы любого развитого и уважающего себя современного общества. Все принципы нравственности самоценны. То есть на вопросы, например: «Для чего нужны эти ценности? Зачем стремиться к нравственным идеалам? Почему человек должен соблюдать подобные нормы поведения?» -- нельзя ответить иначе, как признать, что цель, ради которой человек следует нравственным принципам, состоит в том, чтобы следовать им. Здесь нет тавтологии: просто следование нравственным принципам -- это самоцель, высшая, финальная и нет ничего другого, чего хотелось бы достичь, следуя нравственным принципам. К сожалению, в современный период нового исторического поворота в жизнедеятельности людей, когда общество поглощено проблемами освоения рыночных отношений, нестабильностью экономики и социального неравноправия, политическими сложностями и конфликтами, все более разрушаются нравственные устои. Это ведет к регрессу гуманности, нетерпимости и ожесточению людей, деградации внутреннего мира личности, полнейшему вакууму духовности. Другими словами -- современное Российское общество переживает не столько экономический, сколько духовно-нравственный кризис, следствием которого является то, что совокупность ценностных установок и понятий, присущих сознанию (и в первую очередь детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. В обществе исчезли представления о высших идеалах. Оно стало ареной неконтролируемого эгоизма и нравственного хаоса. Духовно- нравственный кризис усугубляет кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере, межнациональных отношениях. Всё это стране причиной катастрофы для России- утратой ведущего места в мировом сообществе и окончательное ослабление страны.

 

 

 

Нравственность. Проблемы нравственных отношений в современную эпоху.

 

   Межэтническая и межконфессиональная вражда. Сепаратизм в национальных республиках. Появление несвойственных нам моральных установок. Деформация нашего культурного и информационного пространства. Россия оказалась перед реальной угрозой разрушения национального единства и былого уровня образования. Я считаю, что современное общество утратило традиционные моральные ценности, а новых не приобрело. Наиболее уязвимыми оказались такие сферы, как нравственное здоровье, культура, патриотизм, духовность. Все это не дает возможности людям четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, чести, совести; искажает и подменяет традиционные представления о человеке и смысле жизни. В связи с этим, в современной культуре изменяется традиционное понимание «нравственности» как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, честью, совестью человека. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество -- моральных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Понятно, что современная система образования не в состоянии ответить на все вызовы времени, удовлетворить весь спектр интеллектуальных  потребностей человека. В её рамках не могут быть полностью решены вопросы информационной и правовой культуры, здорового образа жизни, санитарного и экологического просвещения и многие другие.

   Прежде всего, в действующей системе образования нет четко обозначенной системы воспитания, само понятие «воспитание» сведено к идее «адаптации к социуму». Идет процесс вытеснения воспитательного процесса в систему дополнительного образования и коммерциализации последнего, не соблюдается принцип культуросообразности в воспитании, нарушаются права ребенка на религиозное самоопределение, допускается проникновение в школу идей половой распущенности, потребительства, жестокости, оккультизма и т.д.Следует заметить, что в современном обществе весьма распространена, а кое-где преобладает концепция ситуативно-релятивной этики, которая, по своему существу, убивает нравственность как таковую. Действительно, ситуаций, относительно которых определяется нравственность, может быть бесконечное множество, равно и оценочных восприятий одной и той же ситуации может быть столько, сколько есть воспринимающих сознаний. Произвол, который с неизбежностью ведёт ко злу, ибо лишь во зле возможен: «Добро определяет мой выбор в свою пользу всей бесконечностью своего положительного содержания, следовательно, этот выбор бесконечно определён, необходимость его была абсолютна, и произвола в нём - никакого; напротив, при выборе зла нет никакого определяющего основания, никакой необходимости, и, следовательно, бесконечный произвол», - безукоризненно определяет В.С. Соловьёв. Итак, нравственность может существовать только как система именно абсолютных категорий, не подверженных никакому релятивизму. Итак, вернёмся к образованию как таковому. Удручающим фактом является значительное снижение его качества. Еще не так давно Россия считалась одной из самых читающих стран. Теперь, по социологическим опросам, мы читаем в 4-5 раз меньше, чем в социальных государствах Европы.

К сожалению, мы сегодня должны признать значительное снижение уровня знаний в широких кругах населения. Так, недавно проведенные Всероссийским Центром изучения общественного мнения социологические исследования показали, что 28% опрошенных лиц разного возраста убеждены, что Солнце -- это спутник Земли, а 30% считают, что устранить радиацию можно в процессе кипячения. Согласитесь, печально подводить такие итоги опросов. Нужно отметить, что в современной реальности весьма недостает тех исторических основ, моральных принципов на которые опиралась жизнь России в минувшие времена. Самое страшное, что идет процесс вытеснения из сознания нового поколения гордости за свое историческое и культурное наследие и возрастает пагубное влияние современности. Мы являемся свидетелями того, что все чаще находятся желающие переписать нашу историю. И, как правило, делается все это совершенно безнаказанно, с подачи наших идеологических противников. Страна отметила 70-летие начала Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг. Серьезную озабоченность по поводу знания учащейся молодежи истории войны высказывают ветераны, многие педагоги, государственные деятели. В настоящее время преподавание истории в России до сих пор ведется по разным учебникам, их число достигает 70-ти. В некоторых из них на историю Великой Отечественной войны отводится всего 5 часов, например: Сталинградскую и Курскую битвы детям предлагается изучить на уроке за 45 минут, а освободительный поход Советской армии предлагается к самостоятельному изучению. Вспоминается сразу история, когда молодой человек, решив немного проверить знания молодых менеджеров в магазине, задал вопрос: "А ветеранам Куликовской битвы скидки полагаются? Только я забыл удостоверение",в ответ услышал: "Конечно, но по выходным они не действуют" или "Мы вам верим без удостоверения, сделаем скидку ". Жена этого шутника, педагог в школе, не могла поверить рассказам своего мужа, но вскоре сама убедилась в неграмотности и необразованности многих представителей современной молодёжи, если учесть, что они обошли больше 20 известных магазинов и ишь единицы работников( и то более зрелого возраста) отвечали на шутку шуткой : " А вы кто, Пересвет или  Челубей?".И смешно и грустно. А ведь история государства - это его основное богатство, главный рычаг в формировании нового поколения патриотов, истинных граждан России. Тем, кому кажется, что на подобные вещи можно не обращать внимания, стоить заметить, что, например, Япония таким путем старается оспаривать права России на владение Курильскими островами. Всякому здравомыслящему и не равнодушному педагогу очевидно: образование и воспитание подрастающего поколения не может и не должно быть отдано на откуп «реформаторам» от образования, плоды, деятельности которых подпадают под смысл известной пословицы: «Гора родила мышь». Очевидно, что наша школа должна опереться в деле нравственного воспитания на уже давно положенный предками фундамент отечественной духовной культуры, которая неразрывно связана с этническими ценностями национальных культур народов России, христианством, мусульманством и др. религиями. Мыслить иначе -- на деле означает противостоять злу массовой безликой культуры, насилию и разврату, насаждаемым под видом западной модели образования и воспитания.

  Сегодня уже достаточно ясны суть и истоки кризиса, охватившего отечественную систему образования и воспитания. Во-первых, это кризис целей, поскольку утрачено однозначное представление о человеке, которого мы хотим воспитать. Современные, цепляющиеся за свою работу родители считают, что все нормы поведения должны прививаться в образовательных учреждениях, а их задача накормить и спать уложить. В то время как педагоги, отучив 4 урока в день, открестясь от своих обязанностей, выпускают ребёнка на улицу, где он сам и "образовывается".Мы забыли, что все несём ответственность за воспитание ребёнка, что все мы влияем на его формирование, мы должны помнить, что растим будущее нашей страны, и должны чётко знать, каким оно должно быть. Во-вторых, кризис мировоззренческий, поскольку всплыли «вечные вопросы» об отношениях человека и общества, индивидуального и социального, жизни и ее смысла. Нет для детей чётких установок о добре и зле, о красивом и пошлом, а любознательный юный мозг, в этом случае по непонятным причинам тянется ко всему плохому, впитывает, как губка, все неправильные утверждения, и на их основе формирует своё серое, зачастую жестокое и безнравственное видение мира. В-третьих, существует кризис теории воспитания, так как появилось множество воспитательных концепций, большинство из которых научно не разработаны до конца и не обеспечены методологически. Вспомнить даже современную сдачу экзаменов в виде единого государственного стандарта. Дети в данном случае- подопытные мышки по действием принципа  "адаптируется или нет".Согласитесь, что нет. Достаточно пролистать хронику первых событий: суициды из-за неудачи в поступлении, болезни и нервные срывы на нервной почве, моральные расстройства из-за невозможности перестроиться на новую систему.

  В-четвертых, общество испытывает острый недостаток в компетентных воспитателях, то есть страдает система подготовки воспитателей разных уровней. Зачастую в школу приходят молодые педагоги, чтобы оторваться на детях за свои былые учебные годы или специалисты равнодушные к своему ремеслу. Сама не раз с этим сталкивалась и сейчас вижу, приходя в свою школу. Нужно понимать, что им тоже нужен опыт в своей профессии, бесспорно. Но таких педагогов, я считаю, нужно особым образом проверять, подготавливать и передавать опыт учителей, которые успели стать мастерами своего дела. Конечно среди этих самых мастеров тоже встречаются личности, которые предвзято относятся к ученикам, позволяют себе жестокость и грубость. За всеми не уследишь, но наша система образования даже и не пытается как-то решать этот вопрос и что-то предпринимать, отсюда все проблемы молодого поколения в виде потери нравственных понятий, утрате духовных идеалов, толерантности и доброжелательности. Практическая деятельность учителя не всегда соответствует нормам профессиональной этики, что вызвано сложностью и противоречиями педагогической практики, поэтому одна из важных задач педагогической этики - в изучении состоянии нравственного сознания педагога. Универсальные и наиболее распространённые методы исследования преподавательской этики направлены на выяснение ценностных ориентаций, мотивационной сферы личности, оценочных суждений .Этико-социологические методы позволяют изучить этическую эрудицию учителя, идеалистические ориентации, нравственную воспитанность и характер коллективных взаимоотношений. Можно назвать в числе методов исследования педагогической этики: метод «частотных словарей», метод этического практикума, контент -анализ или метод общественной аттестации. Среди задач курса педагогической этики - поднять уровень морально-педагогической подготовки учителя и вооружить его знаниями, пользуясь которыми, противоречия в учебно-воспитательном процессе им могут быть решены более эффективно. Изучение педагогической этики даёт материал, необходимый для анализа педагогического процесса как процесса нравственных отношений между его участниками.

 

  Философское представление о нравственности стало формироваться еще в Древней Греции, когда, в эпоху Сократа, в центре философствования встала не природа, а человек и его бытие. Сократ, а за ним Платон, положили проблемы нравственности в основу философии. Человек не рождается с врожденной нравственностью, это-продукт воспитания -основа личности человека, роль ее огромна, и поэтому столь важно, как можно раньше ознакомить человека с нравственными ценностями. Недостаток такового воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени, с которым необходимо бороться, иначе человечество дойдет до окончательной гибели и нравственного разложения. Все это приводит и продолжает приводить к ряду деструктивных тенденций в жизни нашего общества. Стремление к духовному и нравственному совершенству подменяется стремлением к поиску одних лишь телесных удовольствий и наслаждений. Развивается нездоровая тенденция предпочтения материальных ценностей духовным. Как следствие у детей и подростков возникают довольно смутные, искаженные представления о таких добродетелях, как доброта, справедливость, милосердие, великодушие, любовь, гражданственность и патриотизм. Духовная опустошенность современных молодых людей нередко толкает их на путь алкоголизма, наркомании, преступного бизнеса, экстремизма и терроризма; ощущение безысходности и отчаяния приводят к самоубийству. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость: ее необходимо осмыслить как одну из приоритетных в деле развития нашего государства.

  Сегодня важно, что здравомыслящая часть общества ясно осознает наличие в стране духовно-нравственного кризиса. Это проявляется в легковерном отношении к семейным ценностям, к распространению насилия, террора, вандализма, правового нигилизма, коррупции и других негативных явлений. Никто не станет спорить, что подрастающие поколения попали под «обстрел» идей и взглядов, разрушающих гражданственность, патриотизм, пропагандирующих моральную распущенность и безответственность. По существу возникла невиданная духовно-нравственная эпидемия. Это бедствие требует специального теоретического и экспериментального изучения и анализа, позволяющего охватывать и прогнозировать происходящую эпидемию, разрабатывать способы ее подавления, лечения и устранения. Громадные возможности научно-технического прогресса безжалостно способствовали возникновению и широкому распространению новых способов и средств растления человека. Методологической основой духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в России традиционно являлись семья, дошкольная и школьная педагогика, а также религиозная культура, которая в последнее время реабилитируется во всем богатстве ее проявлений. Согласитесь, что воспитательная работа начинается в семье. Семья становится либо опорой ,либо проблемой в  подготовке молодёжи к жизни. Семье всегда мало внимания уделялось на государственном уровне, отсюда- распад семьи, низкий уровень рождаемости, аборты, брошенные дети -результат такого подхода. Большая часть того, что дети и молодежь слышат и видят в семье, в средствах массовой информации и др. источниках не только не готовит их к семье, а наоборот делает их безответственными по отношению к семье и ко всему обществу. Главной нашей задачей является эффективная работа, влияние на институт семьи, организация полезного и полноценного досуга молодёжи в неурочное время, объединение подростков и детей для совершения добрых и волонтёрских дел.

Информация о работе Нравственность. Учение И.Канта о нравственности по работе«Критика практического разума». Проблемы нравственных отношений в современную э