Механизмы влияния СМИ на подростковую психику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – механизмы влияния СМИ на психику, способы воздействия СМИ на современных подростков и их последствия.
Цель данной работы – выявить, с помощью каких механизмов СМИ меняют мировоззрение подростков и приводят к таким негативным последствиям, как увеличение числа несовершеннолетних преступников, рост агрессии в подростковой среде, умножение количества подростков, подверженных анорексии и булимии.

Файлы: 1 файл

Диплом, спицына.doc

— 396.00 Кб (Скачать файл)

2.2. Глянцевый идеал внешности

Глянцевые журналы всегда полны противоречий. Когда их обвиняют в том, что они заставляют девушек применять разнообразное диетическое питание и усердствовать с физическими нагрузками, редакторы возражают, показывая материалы на тему того, как полюбить себя. Однако статей, посвященных питанию, фитнесу и прочим подходам к изменению своего тела, больше.

Таблица 6

Журнал

Общее количество статей

Статьи о  том, как изменить фигуру

Статьи, посвященные  внешнему виду

Cosmopolitan (февраль 2012)

70

7

34

Cosmopolitan (май 2012)

85

14

35

Elle (март 2012)

31

6

17

Oops (март 2012)

23

1

6


 

Под влиянием СМИ растет число несовершеннолетних, перенесших пластические операции. По статистке, более 10% подростков-жителей  крупных  американских городов как минимум раз прибегали к помощи пластического хирурга, а общее количество тех, кто обратился к ним, за последнее годы выросло на 70%.66 Самыми популярными являются ринопластика и отопластика, операции на нос и уши. Из операций по изменению пропорций тела все наиболее востребованными становятся липосакция и увеличение груди.

Чтобы соответствовать  модным стандартам, девочки-подростки  чаще используют диеты, нежели спорт, танцы  и другие физические нагрузки. Но зачастую они не просто ограничивают себя в сладком, соленом и жирном, а перестают нормально питаться. В подборке журналов «Cosmopolitan» с октября 2011 г. по май 2012 г. не встретилось ни одной статьи об анорексии или булимии, зато в каждом номер есть материалы о том, как ограничить себя в еде и сбросить вес. Например, статья Нины Гечевари «Большое чувство», где автор прямо пишет: «я всегда считаю, что немного похудеть никогда не вредно» и «худеть пора всегда!»67. Для неокрепшей детской психики это прямой призыв к действию, адресованный именно данному потребителю. Тем более что большинство заголовков и лидов говорят, что похудение – процесс, не требующий особых усилий, если соблюдать все инструкции. «35 легких способов стать легче», «Стройнее», «Добавить радости», «Срочный обмен». В статье «Вилками по воде» героиня отказалась от еды на три дня и пусть в заключении сообщила, что ей не пришлось по вкусу голодать, информация о потерянных килограммах и нормальных медицинских показателях при этом явно лишняя, так как все реакции организма индивидуальны, а особенности только развивающихся подростков могут привести к проблемам со здоровьем, если кто-то решит повторить подобный эксперимент.

Статья «На  тебя вся одежда!»68 превосходит по воздействию все предыдущие, потому что рассказывает о том, как, купив какие-либо модные в этом сезоне вещи, упражнениями «подогнать» фигуру под них. То есть человек уже не может просто купить то, к чему его подталкивают журналы, ему необходимо заслужить право носить это.

Исследователь Е. М. Шафирова в своей диссертации «Изменения в самосознании у подростков с врожденной расщелиной верхней губы и неба после проведения реконструктивной операции» пишет о том, что именно в подростковом возрасте резко повышается интерес к внешности. Облик подростка влияет на тот образ о себе, что он создал, и на его мысли о том, как его видят другие. Даже составляя словесный портрет, подростки чаще, чем дети или взрослые, использует описание внешнего вида. А при восприятии человека любого возраста первым делом обращают внимание на физические особенности, одежду, прическу, выразительное поведение69. Глянцевые журналы усугубляют это состояние своими материалами.

Пубертатный период несет с собой изменение размеров тела, угловатость, неуклюжесть, проблемы с кожей. Но подросткам не объяснить, что все это временно, а разрекламированные и используемые звездами косметические средства вряд ли помогут им, так как перестройку организма они не останавливают. Если же проблемы очень серьезные, необходимо обращаться к врачу, не за советом к журналу. Девочки-подростки выбирают своими кумирами тех или иных звезд не столько за их заслуги, сколько за их внешний вид. Поэтому так распространены материалы, где подробно рассказывается, как путем косметических или иных манипуляций добиться нужных пропорций лица или тела. Например, статья «Звездная разведка»70, прочитав которую, читательница научится делать «губы как у Рианны» или «скулы как у Лейтон Мистер». Но если результат окажется хуже ожидаемого эффекта, то отрицательное влияние на самооценку вполне возможно. 

2.3. Медиаобразование в России

В предыдущих разделах нами были выделены основные негативные последствия, которые возникают  под влиянием СМИ. Но как их искоренять? Ведь нельзя закрыть все глянцевые  журналы только потому, что часть  их аудитории слишком подвержена их воздействию. Здесь необходимо вспомнить о таком понятии, как «медиаобразование». Это динамично развивающееся направление. Медиапедагогика в России формировалась одновременно с кинообразованием и образованием на материалах прессы ещё в первой четверти прошлого века, но само понятие «медиаобразование» было использовано только в 1986 году, когда в Западной Европе оно появилось ещё в 60-х гг.71

Уже упоминаемый  ранее А. В. Федоров представляет определение из «Российской педагогической энциклопедии», где медиаобразованием называют направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации», а в задачах четко прописывается подготовка подростков к жизни в современных информационных условиях, к восприятию потоков информации, осознания воздействия СМИ на психику. Сам исследователь связывает с медиаобразованием термин «медиаграмотность», которую человек должен обретать в этом процессе72. Федоровым выделено три основных направления медиаобразования:

1) образование  будущих профессионалов - журналистов, сценаристов, режиссеров, операторов, актеров, киноведов и др.;

2) образование  будущих медиапедагогов в университетах;

3) медиаобразование  как часть общего образования  школьников и студентов, обучающихся  в обычных школах и вузах,  которое, в свою очередь, может быть интегрированным в традиционные дисциплины или автономным (специальным, факультативным, кружковым и т.д.).73

Нас в свете  заявленной темы будет интересовать именно последнее направление. Исследователь Е. А. Бондаренко в докладе «Медиаобразование и медиапсихология: проблемы взаимодействия» отмечает, что поскольку психологический комфорт и психическое здоровье современного подростка находятся под угрозой, развитие медиаобразования необходимо именно в направлении сохранения этого здоровья74. Почему же эта проблема настолько актуальна именно в наше время и в нашей стране?

Психолог Л. А. Найденова дает простое объяснение. Своеобразный «медиа-иммунитет» не может передаться молодому поколению, так как в детстве нынешних родителей отсутствовали многие новые виды медиа, вроде Интернет-изданий и не были ещё исследованы негативные последствия влияния СМИ.75 По мнению А. В. Федорова, интерес молодежи к медиа обусловлен возможностью использования терапевтической, компенсаторной, рекреативной, эстетической, коммуникативной  и других функций искусства и медиа76.

Главная обязанность  медиаобразования – обеспечение информационной безопасности, то есть регулирование медиа пространства и развитие медиакультуры среди подростков. Оно должно осуществлять несколькими путями. Во-первых, введение в школах обязательных уроков, на которых учеников будут учить воспринимать информацию, поданную СМИ, уметь отличать манипуляцию, разбираться в механизмах воздействия медиа, формировать критическое мышление — «процесс анализа информации, ориентированный на понимание скрытой составляющей сообщения и приводящей к трём возможным результатам: интерпретации,  оцениванию и принятию позиции по отношению к скрытому»77.Эта инициатива уже поднималась летом 2011 г., но дальше Москвы, к сожалению, так и не продвинулась. Тем более, что в школах без гуманитарного уклона подобные занятие должны были стать лишь добровольным факультативом. Между тем, в странах Европы медиаобразование активно внедряется в школьную программу. Существуют определенные положения, сформулированные в Парижской программе-рекомендации по медиаобразованию ЮНЕСКО (от 22 июня 2007 г.) и резолюция Европарламента о медиаграмотности в мире цифровой информации (от 16 декабря 2008 г.)78. У нас же ещё в 2002 году учебно-методическое управление Министерства образования России  зарегистрировало новую вузовскую специализацию 03.13.30. «медиаобразование» (в рамках специальности «социальная педагогика»)79, но присутствия медиапсихологов в школах не наблюдается. Между тем во Франции медиаобразовательные аспекты включены в программные документы Министерства образования Франции с 1972 года, а уже в 1976 году медиаобразование официально утвердили как обязательный компонент национального учебного плана средних учебных заведений. Несколько французских министерств поддержало это начинание.80

Во-вторых, необходимо и участие со стороны воздействующих СМИ. Почему бы тем же Cosmopolitan, Elle и Oops не уделить часть полос статьям, посвященных проблемам, которые они и вызывают? Пусть журналисты чаще пишут об анорексии, булимии, дисморфофобии, об излишней стереотипизации, о том, что есть много других вариантов жизни и стоит выбирать что-то свое, а не идти лишь по предложенному пути. Иллюстрации должны не просто помечаться символом, обозначающим использование ретуши, необходимо установить степени различия результата и оригинала которые также будут указываться на фотографиях.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В качестве цели работы нами было заявлено исследование воздействия СМИ на подростковую психику. В первой главе мы рассмотрели особенности подросткового возраста, специфику психики, восприятия и мышления, а также психологические функции масс медиа. Далее нами были выявлены два основных негативных эффекта влияния СМИ на подростков. Это проблема порождения агрессии из-за обилия медианасилия и проблема формирования стиля жизни и мировоззрения подростков, преимущественно девочек. Так как первое последствие уже довольно широко исследовано в работах зарубежных и русских ученых, например, в «Основах воздействия СМИ» Брайанта и Томпсона, в книге В. А. Федорова «Права ребенка и проблема насилия на экране», а также в статье С. М. Виноградовой и Г. С. Мельник «Теленасилие: исследовательские подходы к современной медийной практике», то для практического исследования нами была выбрана проблема влияния глянцевых изданий на девочек-подростков.

После подробного контент-анализа номеров ежемесячных  журналов «Cosmopolitan», «Elle» и «Oops» за 2011 год и первую половину 2012, нами были сделаны следующие выводы:

  1. Выбранные СМИ своими материалами генерируют у подростков привычку к потреблению. Если же что-либо становится им недоступно, то проявляется состояние фрустрации;
  2. Анализируемые тексты не несут в себе нравственной ценности, морали, которую необходимо усвоить подростку;
  3. Глянцевые журналы направляют подростков на шаблонное и стереотипное мышление, предлагая готовые решения и ответы. Они не нацелены на развитие индивидуальности;
  4. Материалы отрицательно влияют на самооценку девочек-подростков, заставляют их стремится соответствовать навязанным идеалам;
  5. Иллюстрации журналов воспринимаются подростками как образцы для подражания, отсюда рост подверженности анорексии, булимии и дисморфофобии;

По итогам исследования мы не предлагаем массово закрыть  все глянцевые издания, так как  их негативное воздействие изучено именно в контексте влияния на подростковую аудиторию и у взрослых людей могут не наблюдаться заявленные последствия. В последнем разделе нами изучено такое понятие, как медиаобразование, которое, возможно, повлияет на данную проблему. В рамках медиобразования необходимо осуществить следующие пункты:

а) введение обязательных уроков медиобразования во всех школах России, на которых подростки будут  учиться критически воспринимать информацию, поданную СМИ;

б) введение факультативов, где каждый желающий подросток сможет увидеть процесс ретуширование фотографий; 

в) сотрудничество с глянцевыми журналами, пересмотр  тематики изданий и выделение  части полос для материалов, которые  положительно повлияют на подростков;

г) законодательно обязанное создание степеней ретушированности изображений и обозначение их на иллюстрациях изданий;

В связи с  вышеизложенным можно подытожить, что  в настоящее время важно помогать подросткам справляться с негативным влиянием масс медиа, так как заложенные в этом возрасте убеждения и ценности формируют большую часть их будущей жизни. СМИ должны не создавать подросткам проблемы и не взращивать в них комплексы, а предоставлять информацию, анализируя которую школьникам будет легче реализовывать свой потенциал, справляться с трудностями и становиться психически уравновешенными и гармоничными членами общества.

Список литературы

  1. Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. - http://forum.myword.ru/index.php?/files/file/1906-socialnaja-psihologija-pechati-radio-i-televidenija/
  2. Больц Н. Азбука медиа.  – М: Европа 2011 .– 136 с.
  3. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г.  Мещерякова,  В. П. Зинченко. СПб: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.
  4. Бондаренко Е. А. Медиаобразование и медиапсихология: проблемы взаимодействия: Материалы Первой Всерос. научн. видеоконференции с международным участием «Медиапсихология в России: Проблемы и перспективы» (15-16 ноября 2010 года)
  5. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ [Электронный ресурс]. URL.: http://yanko.lib.ru/books/smi/osnovu_vozdeystviya_smi.pdf
  6. Бутырина М. В. Направления медиапсихологических исследований в контексте медиакритики // Научная видеоконференция Медиапсихология в России: Проблемы и перспективы / ДНУ, Днепропетровск, 2011 [Электронный ресурс] URL.: www.mediaconf.sgu.ru
  7. Виноградова С. М., Мельник  Г. С. Теленасилие: исследовательские подходы к современной медийной практике // Интегрированные коммуникации: актуальные проблемы и инновационные технологии. – Челябинск, Южно-уральский гос. ун-т, 2010. – С. 21-27.
  8. Виноградова С. М., Мельник Г. С. Визуальная коммуникация: эскалация теленасилия и психологические последствия // Акценты: новое в массовой коммуникации. – Воронеж, 2010. – С. 44-47.
  9. Виноградова С. М., Мельник Г. С. Журналистика в системе современных ценностей:  коллект. монография. – Чита: ЗабГГПУ, 2011. – 61-81.
  10. Виноградова С. М., Мельник Г. С. Психологические последствия демонстрации сцен насилия на телевидении // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Серия. 12. Психология. Социология. Педагогика. – 2009. – Вып.4. – С. 194-204.
  11. Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Основные принципы / Пер. с нем.  –   Харьков, Гуманитарный центр, 2007. – 288 с.
  12. Войскунский А. Е. Исследования Интернета в психологии // Сборник статей Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова. – М.: Гендальф, 2002. – С. 235–250.
  13. Волковский Н. Л., Гришанина А. Н. Психология журналистики: учеб. пособ. .  –   СПб., СПбГУ, 2012. – 190 с.
  14. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрения ребенка. Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М., 1982. – С. 165.
  15. Дзялошинский И. М. Манипулятивные технологии в масс-медиа // Вестник Моск. гос. ун-та, 2005. - №1 - С. 29–54.
  16. Доценко Е. Л. Психология   манипуляции:   феномены,   механизмы  и  защита. Монография. –  М.: ЧеРо,  1997. –  344 с.
  17. Елистратова Н. Н. Психологические аспекты использования сети Интернет в развитии медиакультуры как основы информационной культуры личности // Научная видеоконференция Медиапсихология в России: Проблемы и перспективы / РВИ, Рязань, 2011 [Электронный ресурс] URL.: www.mediaconf.sgu.ru.
  18. Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь. М., 2006.
  19. Ерофеева И. В. Анатомия – это судьба Гендерный конфликт в дискурсе современных СМИ //Мужчина и женщина: параллельные миры ? /под ред. С. М. Виноградовой, 2011.
  20. Жижина М. В. Предметная область и основные задачи медиапсихологии // Научная видеоконференция Медиапсихология в России: Проблемы и перспективы / СГУ им. Н.Г.Чернышевского, Саратов, 2011 [Электронный ресурс] URL.: www.mediaconf.sgu.ru
  21. Зелинский  С. А. Психологические приемы манипулятивной подачи информации / С.А.  Зелинский. М., 2009 [Электронный ресурс]. URL.: http://psyfactor.org/lib/zln8.htm.
  22. Зелинский C. A. Манипулирование личностью и массами. Манипулятивные технологии власти при атаке на подсознание индивида и масс.–   СПб: Скифия, 2008. – 240 c.
  23. Зелинский С. А.  Способы манипулирования психическим сознанием // С.А. Зелинский Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание.  – СПб.: Скифия, 2008 – 407 с.
  24. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2000. – 864 с.
  25. Корконосенко С. Г. Основы журналистики  [Электронный ресурс]. URL.: http://libroteka.com/knigi/3/korkonosenko-osnovy-zhurnalistiki-uchebnik-dlya-vuzov
  26. Корконосенко С. Г. Основы журналистики: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2001 – 287 c.
  27. Корконосенко С. Г. Основы творческой деятельности журналиста. .  – СПб., 2000 – 273 с.
  28. Крутецкий В. А. Психология. - http://www.big-library.info/?act=read&book=11437
  29. Кузин В. И. Психологическая культура журналиста: Учеб. пособие. СПб.: СПбГУ, 2001 – 205 с.
  30. Лазарева Э.А. Заголовок в газете/ Э.А. Лазарева – Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1989. – 94 с.
  31. Леванова Е., Леонова А. Готовясь работать с подростками. – М., 1992. – С. 86.
  32. Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы порождения речевого высказывания. –  М., 2003.
  33. Лукина М. М, Фомичев И. Д. СМИ в пространстве Интернета [Электронный ресурс]. URL.:. - http://evartist.narod.ru/text19/034.htm
  34. Маклюэн M. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В.Г. Николаева/ - М.; Жуковский: «Канон-пресс-Ц»: «Кучково поле», 2003. – 464 с.
  35. Малюченко Г. Н. Медиапсихология как продукт общественного сознания и новая сфера научно-практической деятельности // Научная видеоконференция Медиапсихолог<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" fo

Информация о работе Механизмы влияния СМИ на подростковую психику