Механизмы влияния СМИ на подростковую психику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – механизмы влияния СМИ на психику, способы воздействия СМИ на современных подростков и их последствия.
Цель данной работы – выявить, с помощью каких механизмов СМИ меняют мировоззрение подростков и приводят к таким негативным последствиям, как увеличение числа несовершеннолетних преступников, рост агрессии в подростковой среде, умножение количества подростков, подверженных анорексии и булимии.

Файлы: 1 файл

Диплом, спицына.doc

— 396.00 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский государственный  университет

Высшая школа  журналистики и массовых коммуникаций

Факультет журналистики

Кафедра периодической печати

МЕХАНИЗМЫ ВЛИЯНИЯ  СМИ НА ПОДРОСТКОВУЮ АУДИТОРИЮ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ЭФФЕКТЫ И НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ)

 

 

Выпускная квалификационная работа                                                                                                                                                

                                                                          студентки 4 курса

                                                                                      очной формы обучения

направления 030600 «Журналистика»                                                                       

                                                                                       Спицыной Анастасии Андреевны                                   

                                                                                     Научный руководитель:

                                          доктор политических наук,

профессор,

                                                                                         Галина Сергеевна Мельник

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  исследования. Средства массовой информации оказывают влияние на нас. С этим утверждением вряд ли попробует поспорить даже самый видный ученый. Каждый день интернет-СМИ, телевидение, радио и пресса доставляют человеку огромное количество информации, ложной или правдивой. Сформировавшиеся личности способны фильтровать эти сведения, подвергать их сомнению, проверять на достоверность, если это возможно. Конечно, способность осуществлять эти действия зависит от образования, работы, интеллекта. А ещё – от возраста. Подростки иначе воспринимают данные, полученные от СМИ. Они отличаются столькими характеристиками, физическими и психологическими, что изучать, как средства массмедиа влияют на данную группу, необходимо отдельно. Это делалось и ранее, но актуальность выбранной темы состоит в том, что, учитывая современные факторы, которые влияют на исследование, можно будет понять, так ли сейчас велико воздействие СМИ, как утверждается. К факторам отнесем:

 а) состояние системы, в которой живут подростки, с плохо развитыми здравоохранением, образованием, общей деградацией и подавленными настроениями;

б) развитие интернет-СМИ, упростившим доступ к информации;

 в) развитие «гражданской журналистики», появление блоггеров (людей, публикующих свои материалы в интернете), чьему мнению доверяют подростки.

Объект исследования –  ежемесячные журналы «Cosmopolitan», «Elle», «Oops». Временные рамки исследования – 2011 год, первая половина 2012 года.

Предмет исследования – механизмы влияния СМИ на психику, способы воздействия СМИ на современных подростков и их последствия.

Цель  данной работы – выявить, с помощью каких механизмов СМИ меняют мировоззрение подростков и приводят к таким негативным последствиям, как увеличение числа несовершеннолетних преступников, рост агрессии в подростковой среде, умножение количества подростков, подверженных анорексии и булимии.

Методы  исследования: сравнительный метод, экспертные интервью,  контент-анализ.

Теоретико-методологической базой исследований стали работы по возрастной психологии, в частности, Р. С. Немова «Психология образования» (т.2), Ю. С. Выготского «Психология развития человека», А. Н. Леонтьева «Возрастная психология», В. А. Крутецкого «Психология подростка»; работы по теории журналистики о влиянии СМИ – О. П. Березкиной «Социально-психологическое воздействие СМИ», Д. Брайанта, С. Томпсона «Основы воздействия СМИ»1. Во внимание  принимались работы  С. М. Виноградовой, Г. С. Мельник2.

Глава I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ СМИ

1.1 Особенности психики современного подростка

Подростковый  период развития в качестве нового социального явления был рассмотрен ещё в XVII веке чешским педагогом-гуманистом Яном Амисом Коменским, который разделил жизнь несовершеннолетних на 4 периода по 6 лет. Великий мыслитель XVIII в. Жан-Жак Руссо и вовсе называл подростковый возраст «вторым рождением». Однако его мысль получила научное подкрепление только в начале прошлого столетия после выхода в свет двух томов «отца психологии переходного возраста» С. Холла «Взросление: его психология, а также связь с физиологией, антропологией, социологией, сексом, преступностью, религией и образованием». Холл примечателен, в первую очередь, тем, что заявил о промежуточности подросткового этапа и его кризисе.

В советское время основой изучения человека считались социальная ситуация, условия развития личности. Л. С. Выготский3, подтверждая слова Руссо, отмечал, что у подростка формируется его собственное мировоззрение на данном этапе. Разработки Выготского продолжили А. Н. Леонтьев, Л. И. Божевич и другие исследователи, выделив потребность подростка в общении со сверстниками. По мнению, Е. А. Левановой4, оценка товарищей, их расположение и общественное мнение играют в его жизни огромную роль.

Но во сколько  лет начинается этот период? Психолог В. Крутецкий определил границы  подросткового возраста: от 10-11 до 15-16 лет, что соответствует учащимся 4-10 классов.

Переход от детства  к взрослости пронизывает все  стороны развития подростка и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие, и все виды его деятельности: учебную, трудовую и игровую. 

В подростковом возрасте серьезно изменяются условия  жизни и деятельности школьника, что приводит к перестройке психики, ломке старых, сложившихся форм взаимоотношений с людьми. В 4 классе школьники переходят к систематическому изучению основ наук. А это требует от их психической деятельности более высокого уровня: глубоких обобщений и доказательств, понимания более сложных и абстрактных отношений между объектами, формирования отвлеченных понятий. Анатомо-физиологическая перестройка организма. В подростковом возрасте происходит существенная перестройка всего организма подростка, которая отражается и в некоторых психологических особенностях. Это период бурного и в то же время неравномерного физического развития, когда происходит усиленный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет интенсивный процесс окостенения скелета. 

Прежде всего, наблюдается резкий рост тела в длину: у девочек максимум прироста обычно приходится на 12 – 13 лет, у мальчиков – на 14– 15 лет. Особенно интенсивно происходит рост скелета и конечностей в длину, а грудная клетка и таз отстают в развитии, отсюда впечатление угловатости, нескладности подростка. Это вызывает и некоторые психологические  проявления — подросток осознает свою угловатость, стесняется ее, старается сгладить свою нескладность: принимает порой неестественные, вычурные позы. У него могут наблюдаться:

– повышенная возбудимость;

– раздражительность;

– вспыльчивость5.

Советские психологи  Д. Б. Эльконин и Т. В. Драгунова6 назвали важной особенностью пубертатного периода «чувство взрослости», то есть желание независимости, требование уважения своих стремлений. Но В. Мухина в своей «Возрастной психологии» говорит о том, что в наше время статус взрослого для подростка – мечта невыполнимая и он обретает чувство возрастной неполноценности, потому что зависим от предметного мира как ценности человеческого бытия. Он «фетиширует» этот мир, превращается в потребителя. Вещи становятся содержанием его жизни, придают ценность в собственных глазах и глазах сверстников.7

1.2.  Определение и психологические функции СМИ

Прежде чем  рассматривать способы воздействия  СМИ, необходимо точно указать, что же мы будем понимать под этим определением. СМИ имеет множество дефиниций. Это и самый удобный по поиску вариант – Википедия: «Сре́дства ма́ссовой информа́ции – понимается как средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую (массовую) аудиторию и действующее на постоянной основе»8, и версия юристов из словаря юридических терминов, где СМИ - это «результат интеллектуальной деятельности, имеющий форму периодического распространения информации»9. Распространение информации является ключевым и в определении из труда М. М. Лукиной и И. Д. Фомичева «СМИ в просторах Интернета»: «СМИ как части массовых коммуникаций, так исторически сложилось, понимаются специализированные организации, работники которых заняты профессиональной деятельностью по сбору, обработке и распространению массовой информации»10. Признанный же теоретик журналистики С. Г. Корконосенко в своем учебнике «Основы журналистики» ссылается на закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», где четко прописано: «под СМИ понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма распространения массовой информации»11. На официальном определении остановимся и мы.

СМИ стали важным инструментом воздействия на общественное мнение. А. Моль пишет о том, что фактически они контролируют всю нашу культуру, идеи и жизнь, пропуская их через свои фильтры12. Из взаимодействия с человеческим сознанием вытекают психологические функции СМИ, которые исследователь Н. Богомолова предложила делить на две подгруппы: социально-психологические и общепсихологические13. Развила данную мысль Л. П. Апполонова в своем докладе на научной конференции в Ростове-на-Дону (2009 год), выделив конкретные задачи СМИ в осуществлении социально-психологических функций:

–  облегчить включение  человека в группу;

– способствовать взаимодействию членов группы;

–  удовлетворять потребности  личности как члена группы;

– содействовать решению  проблем, возникающих в группах14.

Исследователь Л. П. Апполонова выделяет среди общепсихологических такие функции, которые удовлетворяют потребности отдельного человека:

  1. Познавательная функция – не как социальная информация, значимая для всего общества, что является социальной функцией, а как восприятие той информации, что важна для конкретного человека на личностном уровне.
  2. Рекреативная функция – СМИ способствуют релаксации, снятию напряжения.
  3. Утилитарная функция – СМИ помогают человеку лучше организовать свой быт и досуг (например, справочно-консультативные материалы)15.

По мнению западных исследователей, часть аудитории использует СМИ для сексуального возбуждения. Апполонова относит и это к психологическим функциям. Ею отмечается, что в наше время идет усиление психологических функций, ориентация на удовлетворение потребностей отдельной личности. Брайант и Томпсон в своей работе «Основы воздействия СМИ» говорят о теории использования и удовлетворения, в основе которой выделяют важные психологические постулаты:

  1. Активность аудитории

Медиапотребители  являются активными участниками  процесса опосредствованной коммуникации, но активность членов аудитории неодинакова, она варьируется.

  1. Использование массмедиа для удовлетворения потребностей.

С. Финн (Finn, 1992) разделил разнообразные мотивы использования  массмедиа на две категории: проактивные  и пассивные. Пример проактивного использования СМИ — просмотр определенной телепередачи для получения информации по конкретному вопросу, интересующему телезрителя. Другими словами, пользователь СМИ активно выбирает определенную медиаинформацию, руководствуясь своими нуждами, потребностями и мотивами. Как понятно из самого названия, пассивные мотивы означают бесцельное использование  СМИ. Это совсем не означает, что при такой установке индивид не получит удовольствия или ничему не научится из содержания телепередачи. Это значит только, что использование  СМИ не подчинено определенной цели.

Также Брайант и Томпсон напоминают, что ориентация на использование масс-медиа бывает либо ритуализированная (привычное потребление медиаинформации для заполнения свободного времени или отвлечения от проблем), либо инструментальная (активное, целенаправленное использование масс-медиа)16.

Воздействие СМИ на поведение  людей обусловлено разными социальными  и психологическими факторами. Например, инвалиды и одинокие люди более всего  зависимы от СМИ.

1.3. Медианасилие как причина роста агрессии среди подростков

В повседневной жизни благодаря СМИ мы видим, слышим или читаем о насилии постоянно. Как пишут Брайант и Томпосон, зрители вне зависимости от индивидуальных особенностей терпят  похожие негативные последствия после просмотра сцен насилия в определенном контексте. Дети более других подвержены негативному влиянию и склонны имитировать увиденное насилие, особенно если в изображении акта насилия присутствуют все пять из упомянутых ниже компонентов:

1. Преступник представляет собой привлекательную ролевую модель.

2. Насилие выглядит  оправданным.

3. За насилием  не следует возмездия (преступные  действия не вызывают раскаяния,  не осуждаются, не наказываются).

4. Жертва насилия  несет минимальный ущерб.

5. Сцена насилия воспринимается зрителем как реалистичная17.

А СМИ предоставляют  множество примеров для имитации насилия. А. В. Федоров в своей  работе «Влияние телеэкранного насилия  на детскую аудиторию» приводит такую  статистику: «В результате “к окончанию начальной школы американский ребенок уже посмотрел 8 тыс. убийств и 100 тыс. aктов насилия на экране, а к 18 годам – 40 тыс. убийств и 200 тыс. aктов насилия»18. Более того, Федоров считает, что медиа постепенно наращивают дозу насилия, так как аудитория привыкает к нему. Но почему подростки привыкают и даже тянутся к насилию? Исследователь Дж. Кэнтор классифицировала возможные причины19:

–  желание испытать волнение

– стремление виртуально испытать агрессию (эффект эмпатии):

– эффект «запретного плода»;

– попытка увидеть насилие или агрессию, отражающие свой собственный опыт;

– желание заглянуть в окружающий криминальный мир (постижение роли насилия в обществе и районе обитания данной аудитории); самоуспокоение (эффект предчувствия);

–  гендерная разница в восприятии сцен насилия.

По Брайанту и Томпсону есть три уровня возможного воздействия медианасилия: поведенческий, аффективный (эмоциональный) и когнитивный. Каждому из них свойственны свои механизмы влияния. Рассмотрим их подробнее на поведенческом уровне.

Информация о работе Механизмы влияния СМИ на подростковую психику