Механизмы влияния СМИ на подростковую психику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – механизмы влияния СМИ на психику, способы воздействия СМИ на современных подростков и их последствия.
Цель данной работы – выявить, с помощью каких механизмов СМИ меняют мировоззрение подростков и приводят к таким негативным последствиям, как увеличение числа несовершеннолетних преступников, рост агрессии в подростковой среде, умножение количества подростков, подверженных анорексии и булимии.

Файлы: 1 файл

Диплом, спицына.doc

— 396.00 Кб (Скачать файл)

С 30 сентября 2011 г. в Великобритании прошел цикл лекций, где подросткам с помощью фотографий поп-певицы Бритни Спирс объясняли методы корректирования изображений.33 По словам инициатора Линн Фезерстоун, министра по делам равноправия, наиболее подвержены воздействию глянцевых журналов, а значит, риску заболеть анорексией, девочки 10-11 лет.

Израиль также  поддерживает инициативу Европы. Его  парламент впервые использует законодательную  силу, чтобы отстранить моделей с  индексом массы тела ниже 18,5 (стандарты  ВОЗ). Глянцевые журналы обязали обозначать каждую фотографию, где был использован фотошоп.34

Фотограф Лорен  Гринфилд, прославившаяся серий фотографий «Девичья культура» о проблемах  девочек, согласна с тем, что глянцевые  СМИ и порождают проблемы подростков с анорексией и дисморфофобией: «Полумертвая от худобы модель публикуется в Harpers Bazaar и других крупнейших журналах – разве это норма? Мы сами показываем девочкам, чего от них ожидаем, сами формируем совершенно дикие понятия о красоте».35

1.4.2.  Потребительский подход к жизни «глянцевых» журналов

СМИ воздействуют на аудиторию, используя стереотипы и имиджи. Именно глянцевые журналы, как наиболее читаемые, отвечают за создание множества стереотипов  у девочек-подростков. Уолтер Липпман  ещё в 1922 г.:  предложил такое  определение стереотипа: «упрощенное, заранее принятое представление, не вытекающее из собственного опыта человека», «Стереотип однозначен; он делит мир на две категории – на “знакомое” и ”незнакомое”. Знакомое становится синонимом “хорошо”, а незнакомое – синонимом “плохо”».  

Формируя стереотипы, СМИ навязывают подросткам образец  гламурной «счастливой» жизни, поощряя  потребительский подход, о котором  говорилось выше, в параграфе об особенностях современного подростка. У подростков появляются желания, но им не хочется прилагать усилий, чтобы их осуществлять. По словам Сергея Борисовича Белогурова, врача-нарколога и президента ассоциации НКО «Северо-Запад», выступившем на практическом семинаре «Как не допустить пропаганды наркотиков в СМИ: законодательный и медицинский аспект» (29 марта 2012 г.), глянцевые СМИ, активно освещающие  клубную жизнь, безусловно способствуют росту употребления наркотиков. Формируя у читателя потребительское отношение к жизни, глянец наталкивает на восприятие наркотиков как «халявного способа получения удовольствия».

В первую очередь  подростки имеют проблемы с алкоголем, так как опасность вещества прямо  пропорциональна широте его употребления. Далее идет употребление конопли, что  подтверждает появление 15-16-летних зависимых. Глянцевые журналы часто публикуют фотоотчеты с клубных мероприятий, тем самым намекая, что проводить ночные часы в клубах – модно и престижно. Помимо того, что звезды на фотографиях в большинстве своем имеют размеры, не превышающие российский 42 (подталкивание к анорексии), они улыбаются и демонстрируют, как им нравится подобный стиль жизни. Подростки стремятся к подражанию, но не задумываются о том, что для их кумиров – это работа, им же необходимо помимо клубов успевать учиться, посещать кружки и тратить не менее 8 часов на сон. Темпы употребления психостимуляторов, называемых «дискоклубными» наркотиками, по мнению С. Б. Белогурова, растут с каждым годом и уже могут конкурировать с использованием конопли. Так как эти вещества оказывают менее разрушительное действие на физическое состояние, чем героин, подростки относят коноплю и психостимуляторы к «легким» наркотикам, хотя по заявлению Игоря Геннадьевича Резонова, заместителя прокурора Санкт-Петербурга, это разделение официально не подтверждено и опасно. Между прочим, сами СМИ внушают, что есть так называемые «легкие» наркотики, используя это понятие в своих материалах. Но эти вещества также вызывают привыкание. «Зависимость – не есть употребление веществ. Прежде всего, это жизненные принципы, характер наркомана», - сообщил на пресс-конференции С. Б. Белогуров. Наркотики меняют личность подростка, делают его способным на ложь и нарушение правил морали и закона.

  Рассмотрим репортаж из свежего апрельского номера журнала «Tatler» («Татлер») – «Звезды на открытии клуба в Сиднее»36. Материал можно найти на официальном сайте издания – многие подростки имеют доступ к Интернету и с легкостью посетят страницу, нежели приобретут номер журнала. Кроме вводного лида, весь репортаж состоит из фотографий и подписей к ним. Изображения западных знаменитостей в одежде от известных модельеров и снимки самой вечеринки создают атмосферу «праздника жизни». По этой схеме построены и остальные репортажи журнала «Татлер»: они освещают светскую и клубную деятельность известных людей, делают акцент на их внешнем виде, вещах. Остальные материалы также связаны с внешностью и посвящены моде. Подрубрики «Золото-бриллианты», «С вещами на выход», «Битва платьев», «Шопинг». Снова потребительский подход к жизни, причем, подросткам зачастую и не объясняется, что на все эти вещи необходимо зарабатывать самим. Они привыкают жить за счет родителей.

Исследователем  И. В. Ставровской были рассмотрены  основные темы официальной группы журнала  Vogue «ВКонтакте»: В «поведенческое поле» (судя по темам группы принимаются преимущественно внешние атрибуты моделей поведения: марки одежды (вот некоторые из тем: «Объясните, пожалуйста, как можно сочетать YSL и Galliano?», «В бутик Tiffany в джинсах? Допустимо?»), косметики («Ароматы от Guerlain», «Декоративная косметика класса люкс»), черты внешности («Рост моделей», «Голые ноги, колготки или чулки?»)»37. В результате Ставровская приходит к следующим выводам: из-за того, что индустрия глянца строится на основе социальной мифологии, наличие тех или иных атрибутов высокого социального статуса в глазах подростков есть обладание этим самым статусом. Далее исследователь цитирует труд Ж. Бодрийра «Символический обмен или смерть», перефразируя его: «гламурный глянцевый журнал «оказывается местом особой напряженности, зеркалом,где отражается наше желание собственного образа».

 Обозреватель  журнала «Знание – сила» Александр Волков в статье «Девиз «Поколения Doof»: знание – мыло» высказывает опасение по этому поводу: «Многие молодые люди просто не представляют себе, что надо напрягаться, стремиться, бороться, чтобы поддерживать высокий уровень жизни. И потому они чрезвычайно пассивны. Им кажется, что где-то можно сразу все получить, удачно устроившись на работу, или хотя бы «одолжить» все, что нужно для счастья»38. Более того, в подростков закладывается уверенность в том, что достаточно найти готовый ответ на проблему, чем решать её самому. Исследователь Т. Хагуров считает, что сознание, сформированное медиа-культурой, столкнувшись с любым затруднением, стремится вместо анализа возникшей проблемы, отыскать уже готовый рецепт. Его мышление некритично и несамостоятельно 39.

Исходя из всего  вышеперечисленного, мы можем заключить, что подростки являются одной  из самых восприимчивых групп  аудитории масс медиа, во многом благодаря  легкой возбуждаемости и специфики восприятия, которая появляется из-за неуверенности в себе и повышенной зависимости от чужого мнения. Основными проблемами воздействия СМИ на подростков являются рост агрессии после медианасилия и то, какие идеалы и принципы глянцевые издания у них формируют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Контент-анализ текстов

в журналах «Cosmopolitan», «Elle» и «Oops»

Современные СМИ   во многом формируют   мировоззрение   людей. В зависимости от возраста, пола, убеждений, образования и интересов каждый выбирает то массмедиа, что ему нравится. Девочки-подростки чаще всего останавливаются на глянцевых журналах, которые подскажут и как одеться, и что говорить, и вообще скрасят время и отвлекут от проблем. Но какую нравственную ориентацию устанавливают эти «гламурные» издания? В этой главе мы проанализируем содержание трех журналов разной ценовой категории и объема, чтобы выявить основную тематику и специфику текстов и на каких ценностях они акцентируют внимание читателей.

В «Тематическом философском словаре» ценностям дается следующее определение: «это природные и культурные объекты, процессы, отношения, обладающие положительной значимостью для человека. Вещи сами по себе в ценностном отношении нейтральны. Ценностное отношение возникает только в том или ином социальном контексте. В самом объекте ценности изначально не заложены, они возникает как результат отношения между человеком и объектом, в котором определяется положительное значение объекта для человека и его окружения. Поэтому возникновение и существование ценности неотделимо от оценки»40. Духовные ценности есть содержание духовного мира субъекта. На какие же ценности обращают внимание выбранные объекты анализа? В таблице приведен список ценностей и названия рубрик, которые им уделяются.

 

Таблица 1.

духовные ценности

Cosmopolitan

Elle

Oops

Семья

Твоя жизнь

Elle рассуждает

психология, истории

Друзья

Твоя жизнь

Личная жизнь

Ты&Он

отношения

Карьера

Твоя карьера

Красота, здоровье

Твое здоровье, Cosmoshopping

Elle стиль, Elle красота

мода и красота

Досуг

Путешествие, cosmo чтение

Elle путешествия

звезды, развлечения


 

Самым популярным глянцевым изданием среди подростков является журнал Cosmopolitan. В нашей стране с 1994 г. издается его русская версия. Главный редактор – Александра Баданина. Периодичность – ежемесячный, тираж (Россия и СНГ) около 900 тысяч. Формат А4, 300-400 полос. Есть региональные приложения, например «Cosmopolitan Санкт-Петербург», а также специальные приложения Cosmopolitan Beauty, Cosmopolitan Психология и другие. 

В таблице 2 приведены  заголовки одного из номеров журнала  за май этого года. Можно отметить, что все они являются короткими, включая в себя не более 3-5 слов, часто  используется развлекательная форма подачи с помощью изменения широко известных выражений, игрой слов. Например, заголовок «Пир, труд, май!» или «На неведомых дорожках». Также некоторые заголовки напрямую обращены к читательнице: «Говори о себе», «Твое лицо», «Твое тело» и другие, что вызывает доверительное отношение к публикуемым материалам.

Таблица 2

Рубрики

Заголовки (май 2012)

Твоя жизнь

Примерная мама

Говори о  себе

Пир, труд, май!

Не знать  и уметь

По желанию 

Ты&Он, Все  о нем

Выгодное предложение

Уступила вместо

Наш секрет

Его словами

19 фактов о мужчинах

Твоя карьера

Бои плагиаторов

Хорошему научит

На пять

Cosmoshopping, Мода и Красота, Цены и адреса

Подиум

Тенденция

Super вещь

Тонкий намек

Модная идея

7 актуальных покупок мая

Выбор месяца

Твое лицо

Твой макияж

Твои волосы

Твоё тело

Beauty выбор

Путешествие, cosmo чтение

По местам

На неведомых  дорожках

Китай и город

Родина зовет

Твое здоровье

Чтобы вспомнили

Cosmo-консультант

Личный доктор

Йога

Долго тянется




 

Рассмотрим  журнал «Elle». Это международный ежемесячный журнал с русской версией. Тираж – 330 тысяч экземпляров. Формат – 215х280, 230 полос. Главный редактор – Елена Сотникова. Как видно из таблицы 3, в нем используются те же приемы.

Таблица 3

Рубрика

Заголовки (март 2012)

Elle стиль

Сладкая жизнь

Fashion-блог

Hard candy

Девушка высшего света

В стиле ретро

Больше блеска

Elle путешествия

Принцип Персии

Станция Рим

Свежее решение

Elle карьера

Скажите, пожалуйста

Elle красота

Коротко и по делу

Ролевая модель

Наука красоты

Нам все ясно

Ученый совет


 

Исследователь В. М. Войченко в  статье «Заголовки женских глянцевых журналов как материал для создания речевого портрета современной женщины» делает вывод о том, что заголовки глянцевых журналов подвержены структурно-семантическим преобразованиям, в результате которых создаются различные варианты устойчивых выражений, конкретизирующих и развивающих смысловое содержание и усиливающих экспрессивность — окказиональные прецедентизмы. Это могут быть:

− аллюзии:  «вещные ценности», «признанный Евгений»; 

− метафоры: «воскресшие  ноги», «аромат мод»;

− каламбуры: «порядок с  головой», «не повышая тональность»;41

Также в особенностях заголовках исследуемых изданий  можно отметить многочисленные заимствования, преимущественно из английского  языка. Например, beauty новинки, hot тренды; super вещь, fashion-блог.

 Тем самым  вызывается чувство общности  у аудитории, объединение её  не только в одной стране, создание  особого сленга для «избранных».

2. 1. Генерирование общества потребления и нравственность

В докладе А. С. Копового «Культура медиапотребления и проблема медиазависимости молодого поколения»42 указывается на то, что существует две модели работы медиа пространства. Нас интересует вторая модель, рыночно-ориентированная, так как она говорит не о производстве информации, а о создании стимулов, которые формируют поведение аудитории. Глянцевые журналы, на 40-50% состоящие из прямой рекламы и несущие в своих текстах косвенную, являются идеальными медиатекстами, потому что обладают мощным стимулирующим эффектом и влияют на эмоционально-потребностную сферу личности.

Рассмотрим  материалы рубрики Cosmo Shopping Звездный стиль43. Выбрав знаменитость в каком-либо образе, редакторы собирают из магазинных вещей три похожих, озаглавив их так: «Побалуй себя», «Разумно», «Без потерь». Попробуем подсчитать, сколько стоит примерить на себя такой образ.

Информация о работе Механизмы влияния СМИ на подростковую психику