Механизмы влияния СМИ на подростковую психику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – механизмы влияния СМИ на психику, способы воздействия СМИ на современных подростков и их последствия.
Цель данной работы – выявить, с помощью каких механизмов СМИ меняют мировоззрение подростков и приводят к таким негативным последствиям, как увеличение числа несовершеннолетних преступников, рост агрессии в подростковой среде, умножение количества подростков, подверженных анорексии и булимии.

Файлы: 1 файл

Диплом, спицына.doc

— 396.00 Кб (Скачать файл)

Таблица 4

«Побалуй себя»

Платье (цена не указана, не менее 30 000), браслет (11 337) сумка (цена не указана, не менее 10 000), обувь (32 400) = около 83 000 рублей

«Разумно»

Платье (6 708), браслет (6000) сумка (10 900), обувь (9 600) = 33 208 рублей

«Без потерь» 

Платье (2999), браслет (990) сумка (3900), обувь (2000) = 9 889


 

По данным «Российской  газеты» средний доход семьи  из трех человек – 37 500 рублей44. На одного члена семьи приходится 12 500 рублей. То есть варианты «Побалуй себя» и «Разумно» уже не укладываются в этот бюджет. Остается вариант «Без потерь», но, учитывая затраты на продукты питания, оплату ЖКХ, различных секций и кружков, то возникают сомнения насчет того, какие родители согласились бы потратить почти десять тысяч рублей на один комплект одежды для своего ребенка, даже если бы он был «выходным».

Девочка-подросток  может не понимать, что материалы  подобных рубрик предназначены для  взрослых девушек, которые сами зарабатывают и могут себе позволить тратить или не тратить средства на вещи. По мнению А. С. Копового, одна из проблем современной молодежи в том, что подростки не могут фильтровать полезную информацию от стимулирующих посылов медиа, даже если эта медиа-продукция открыто является направленной на стимулирование их спроса, она все равно ощущается ими как объективная картина реальности. Отсюда увеличение количества представителей двух социальных групп:

а) неудовлетворённых  своим качеством жизни, озлобленных молодых людей, воспринимающих себя «обманутыми неудачниками» на чужом празднике жизни

б) предельно  прагматичных, не склонных к  нравственной рефлексии, молодых людей, которые выбирают не созидать, надеяться и терпеть, а манипулировать или «продавливать» по принципу «цель оправдывает средства»45.

Остановимся на первой группе. Девочек-подростков можно  скорее отнести к ней, так как  они как раз не считаются прагматичными, а вот ощутить себя несчастными  из-за невозможности приобрести ту или иную вещь, вполне могут. Стоит открыть страницу мартовского номера журнала «Elle», где в рубрике «Стиль. Покупки», представлены вещи по следующим ценам:

Таблица 5

Пояс

47 000 рублей

Босоножки

27 100 рублей

Босоножки

26 630 рублей

Колье

7 200 рублей

Клатч

16 000 рублей

Босоножки

4 690 рублей

Сумка

13 550


 

Подача информации такова, что возникает ложное представление  о том, что именно эти вещи сделают  тебя лучше, успешнее, красивее. В подобных материалах часто используются словосочетания типа «must have» или «актуальные покупки», которые усиливают стимул приобретения. Причем, под каждой вещью подписана фирма, то есть материал является по сути рекламным, но отметки об этом на полосе не встречается.

В главе первой уже говорилось о том, как подросток фетиширует этот мир, через вещи показывая свой статус. Глянцевые журналы играют на этом желании даже у взрослых людей, что уж тут можно сказать о тех, кто в большинстве своем ещё не зарабатывал деньги и не осознает их реальной стоимости. Из-за невозможности получить желаемое, подростки часто впадают в состояние фрустрации. Психолог С. Морозова определяет его как негативное психическое состояние, которое обусловлено невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей. То есть, когда желания и возможности не совпадают46. Также состояние фрустрации ведет к конфликтам с родителями. По данным опроса сайта Лениздат.ру, 63% детей недовольны своими родителями, так как они не обеспечили им жизнь, показанную в глянцевых изданиях. 24% подростков просто стесняются своего не роскошного образа жизни. И только 13% не считают обязанностью родителей выполнять все их желания, продиктованные масс медиа47.

Помимо конфликтов с членами семьи, фрустрация связана  с проблемой межличностных отношений  вообще. Беря на себя роль советчика, журналисты из глянцевых изданий учат читательниц, как им вести себя в каких-либо ситуациях, создают готовые шаблоны. Причем, духовная ценность таких знаний относительна, так как в большинстве материалов пишут о том, не как построить долговременные гармоничные отношения, а как использовать партнера. Статья «Уступила вместо» Маргариты Перфильевой тому пример. На двух полосах дается полная инструкция: «Игру в поддавки все помнят с детства: чем ловчее подставишься и эффектнее пожертвуешь противнику фигуру, тем ближе выигрыш. Техника так проста, что многие хоть раз использовали её во взрослых отношениях с мужчинами»48. Материал «И как далее?»49 Оксаны Алексеевой тоже является представителем текстов о манипуляции и обсуждает тему того, как перевести отношения на новый уровень, если партнер этого избегает. Психолог Мария Морозова пишет о секретах быстрого выхода замуж в статье «Позови меня»: «То есть ты вроде бы дозрела до моногамных отношений. А замуж все равно не зовут! В чем дело?»50. Подобных текстов о разнообразной манипуляции и способах показать себя в лучшем свете в «Cosmopolitan» много в рубриках «Ты&Он» и «Твоя карьера», где вместо советов об образовании предлагаются статьи о том, что надеть на собеседование или как воздействовать на коллег. Взять хотя бы материал «Фронт работы». Автор Анна Моргунова уже в лиде заявляет: «Секретарша Маша строит козни главбуху Ирине Павловне, новичка Вадима выживает менеджер Николай, а кадровик Андрей подкладывает кнопки на стул пиарщицы Зои… Пора и тебе вооружиться ручкой-автоматом и окопаться в своем кабинете. Да, дорогая, ты на войне под названием “Офис”»51. И какие же духовные ценности поднимает данный текст?

Сейчас принято  говорить об упадке нравственности среди  молодежи. Большой толковый словарь дает нам следующее определение: «Нравственность - внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям»52. О какой чести может идти речь, когда глянцевые журналы откровенно проповедуют радости сексуальной жизни и дают рекомендации по соблазнению мужчин? Статье под заголовками «На связи. Как секс влияет на жизнь», «Почему они платят за секс», «Особенности жаркого секса», «Мы открылись» (Cosmopolitan), «Соблазн велит», «Горячие точки» (Elle). Причем, приведенные заголовки размещены и на обложках изданий, как одни из самых интересных тем номера. Однако если «Cosmopolitan» и «Elle» все-таки называют себя журналами для девушек, а не девочек-подростков, то журнал «Oops», который позиционирует себя изданием именно для них, вызывает недоумением своим мартовским номером и статьей «С чего начинается секс»53, где подробно описывается, как необходимо подготовиться к началу сексуальной жизни, при это употребляется не пары слов «мужчин-женщина» или «молодой человек-девушка», а «мальчик-девочка». То есть, называя читателей практически детьми, автор, тем не менее, считает их готовыми к вступлению в интимные отношения. 

Исследователь Ю. Е. Гусева в статье «Женщина на страницах  женских изданий (Обзор прессы)»  пишет о том, что «Сosmopolitan» представляет аудитории определенные образы мужчины и женщины: «Образ мужчины вполне традиционен и отражает стереотип маскулинности. Решительность, независимость, активность, рациональность, способность справиться с ситуацией присущи ему в полной мере. Пожалуй, есть только одно несовпадение с устоявшимся стереотипом, в соответствии с которым мужчина основой своей жизни считает самореализацию в макросреде. В нашем же случае мужчина более склонен к досугу, приносящему ему удовольствие, к собственному благополучию»54. Стремления же женщины сводятся к зависимости от мужчины, без него она, как бы ни старалась, не преодолеет жизненные трудности. Ж. В. Чернова типологизирует образы женщин в глянцевых СМИ, называя их эклектичными и противоречивыми:

 а) «Красивая женщина, женщина-модель». Сюда относятся статьи, транслирующие «экспертное» знание о том, как достичь совершенства в одежде, макияже, уходе за своим телом и др. Визуальных компонент репрезентаций состоит из fashion, рекламных фотографий.

Этот образ  представлен в выбранных для анализа объектах в полной мере. На 70% иллюстраций «Cosmopolitan» изображен именно он.

б) «Деловая женщина, женщина-профессионал». В текстах эти персонажи обозначаются такими терминами, как «героиня номера», «наша гостья» и пр. Можно предположить, что идеология «женских» журналов не противоречит таким тенденциям развития гендерных отношений как неотрадиционализм, «патриархатный ренессанс», поскольку сфера деловых интересов женщин-профессионалов, представленных на страницах журналов, не пересекается с бизнесом «настоящих мужчин».

 

Ярким примером такой женщины могут быть героини  рубрики «Твоя карьера», подрубрики «Свое дело» («Cosmopolitan») и рубрика «Девушка месяца» («Elle»). И действительно, их деятельность не перекликается с большим бизнесом. Это могут быть авторские игрушки, как в статье «Слава автора»55 или организация джазового фестиваля в «Мастере импровизаций»56.

в) «Счастливая женщина». Образ женщины, счастливой в личной жизни сфере формируется с помощью корпуса текстов, рассказывающих о счастливой любви, гармоничных семейных отношениях. Как правило, такие материалы иллюстрируются фотографиями пар, на которых женщина с любовью в глазах преданно смотрит на своего партнера.

Больше всего  таких фотографий наблюдается в  журнале «Cosmopolitan» в рубрике Ты&Он. В журнале «Oops» данный образ выглядит более молодым, используются модели-подростки.

г) «Секс-символ». Частично этот образец перекликается с образом «красивой» и «счастливой» женщины, однако, помимо красоты, стильности, элегантности этот типаж должен быть сексуальным. Визуальная составляющая образа акцентирует сексуальность женского тела, представляет его в качестве объекта сексуального желания.

Это иллюстрации  ко всем материалам, посвященным сексуальным  отношениям, реклама нижнего белья, часто – духов и косметики.

д) «Жена и мать». Именно этот образ женщины наиболее биологически детерминирован, то, что «женщина-мать» в первую очередь мать приобретает аксиоматический характер. Гендерные репрезентации связаны главным образом с семьей, уходом и воспитанием детей, домашней работой. Однако, в отличие от специализированных журналов, посвященных материнству, дети и дом в иллюстрированном женском журнале только часть образа женственности. Домашняя работа – не рутина, а возможность творческой самореализации для «настоящей» женщины. Поэтому, как правило, кулинарные рецепты, напечатанные в журналах, отличаются оригинальностью, праздничностью оформления57.

Все выбранные  журналы предоставляют читательницам  рецепты, которые действительно  отличаются красивым внешним видом, но постоянно это делает только журнал «Oops», выбирая определенную тематику. К примеру, статья «Скажи Чи-и-из!»58 о приготовлении блюд из сыра. Что примечательно, в любом рецепте указывается калорийность результата.

Исследователь И. В. Ерофеева считает, что в основной части текстов массовых изданий строится на двух противопоставленных друг другу архетипах: «1) «душа» (анима) связывается исключительно с женщиной и является женским началом (смутные чувства и настроения, предчувствия, способность любить, чувство природы); 2) «дух» (анимус) –  мужское начало (физическая сила, инициатива, рациональность)»59. Ерофеева пишет о том, что в глянцевых журналах женщины предстают в качестве соблазнительных особ, а как успешные бизнес-леди – лишь в деловых изданиях. Однако в последние годы можно заметить тенденцию сращения двух этих образов. И. В. Ставровская отмечает, что журналы не столько перечисляет символы статуса своих героинь, сколько дает образцы функционального поведения: женщины рассказывают, как «сделали» себя сами (неотъемлемой частью жизни успешной карьеры являются престижное образование и известная доля удачи); история «золушки» также непременный атрибут гламурного успеха.60

Политика глянцевых  журналов в области отношений  оказывается весьма двойственной. С одной стороны, материалы убеждают читательниц, что самое главное в их жизни – самореализация и гармония. Но статья «В активном поиске» из майского номера «Oops» говорит о том, что даже это состоянии гармонии с самой собой нужно для привлечения внимания мужчин. «После разрыва отношений мы должны научиться быть одни. Механизм в данной ситуации такой: пока не полюбишь свободу, нового МЧ не встретишь»61. То есть свобода должна быть краткосрочной и практически мнимой, лишь видимой другими. Глянец убеждает: женщина без мужчины существовать не может, все, что она делает, прямо или косвенно влияет на её конкурентоспособность среди остальных. Одними из самых популярных являются статьи о том, как найти или привлечь понравившегося мужчину. В февральском номере «Cosmopolitan» теме флирта посвящена спец-рубрика. Заголовки «Прямо в сердце», «Звучит соблазнительно», «Была история»62. Проводя эксперименты, журналисты создают для аудитории некие универсальные рамки, которые должны подействовать в любой ситуации, так как были апробированы ими самими. Они отучают девочек-подростков быть самими собой, хотя проповедуют индивидуальность. Но индивидуальность проявляется и в поведении, соблюдая же советы в стиле «Эти мысли отталкивают парней»63, девушка рискует не только вести себя несвойственным её характеру образом, но и испытать ещё большее волнение, так как может сработать широко известный эффект «белой обезьяны», выражающийся в том, что человек, который старается не размышлять о каком-либо предмете, начинает думать о нем ещё больше. Например, журнал запрещает мысленно говорить себе «Я никого не достойна». Впечатлительная девочка-подросток может слишком серьезно попытаться воплотить этот запрет и наоборот понизить уровень своей самооценки.

Кроме того, что  глянцевые журналы по-настоящему не учат проявлять свою индивидуальность, они и других людей заставляют воспринимать стереотипно, награждая их определенными рамками. Статья «По твоим правилам» четко прописывает признаки, по которым девушка может распознать признаки той или иной недоброжелательницы. «Стерва. Как опознать: Она виртуозно носит высокие каблуки и платья длиной не ниже колена. Впрочем, тебя это не особо волнует. Гораздо больше беспокоит то, что её ироничные формулировки и колкие замечания направлены в твою сторону»64. Далее следуют подобные описание, озаглавленные «Сплетница», «Принцесса», «Всезнайка» и «Задира». Помимо того, что девочка-подросток попытается делить окружающих ровесниц по этим группам, так и происходить это будет с негативным посылом. А если рассматривать разделение молодых людей в материале «Плохой, хороший, злой» на «Святошу», «Борца за справедливость», «Джентльмена», «Знатока жизни» и «Мелкого пакостника»65, то возникает вопрос: как объяснить, что на жизненном пути девушке едва ли могут пригодиться подобные знания, так как люди не могут полностью подходить под псевдопсихологические типажи, какие часто используют журналы.

Информация о работе Механизмы влияния СМИ на подростковую психику