Интервью как жанр журналистики в телевизионной передаче “Новый день”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение интервью как жанр телевизионной журналистики и его разновидности.
Для достижения цели использовала следующие задачи:
- раскрыть понятие жанров телевизионной журналистики;
- раскрыть сущность понятия «интервью»;
- рассмотреть основные виды интервью;
- рассмотреть интервью – портрет как жанр телевизионной публицистики;
- провести анализ и дать оценку подходов к интервью.

Содержание работы

Введение……………………………………………...……………………………3
ГЛАВА 1. Интервью как жанр телевизионной журналистики и его разновидности..................................................................................................5
Понятие о телевизионных жанрах …………..………………....5
1.2 Понятие и виды интервью ……………………………………………........10
1.3 Проведение интервью…………………………………………………........14
ГЛАВА 2. Методика и техника интервьюирования в телепередаче «Новый день»……………………………………………………………………………...21
2.1 Подготовка интервью (общая)…………………………………………...21
2.2 Подготовка интервью (конкретная)……………………………………..25
2.3 Вопросники интервью…………………………………………………….26
2.4 Время, место и способ записи…………………………………………….26
2.5 Начало интервью…………………………………………………………….27
2.6 Основная часть интервью………………………………………………......28
2.7 Завершение интервью………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 63.10 Кб (Скачать файл)

В журналистской практике на выбор  жанра нередко влияет не только характер изображаемого объекта, но и место  будущего материала в эфире, в  рамках сложившейся рубрики, т.е. реальная производственная задача.

1.2 Понятие и виды интервью

Понятие интервью имеет несколько  толкований:

·  Интервью - наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы (по определенному плану) с респондентом, основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента.[6]

·  Интервью (с психологической точки зрения) — способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса.[7]

·  Интервью – метод сбора данных социологического исследования, заключающийся в том, что специально обученный интервьюер, как правило, в непосредственном контакте с респондентом устно задает вопросы, предусмотренные программой исследования.(социологический словарь)

·  Интервью – особый вид исследовательского общения с индивидом, применяемый в качестве метода сбора информации.[8]

В основе интервью лежит беседа, при  которой роли собеседников жестко закреплены, а цели ее заданы извне программой и задачами социологического исследования.

Достоинства интервью:

1.  возможность получения глубинной информации о мнениях, мотивах, ценностных ориентациях респондентов;

2.  повышается искренность и достоверность сведений вследствие непринужденной обстановки ситуации интервью;

3.  возможность вести наблюдение за психологическими реакциями респондента и проводить корректировку получаемой информации (возможность сочетания с наблюдением);

4.  повышается полнота реализации познавательных возможностей вопроса;

5.  усиливается положительная ориентация респондента на серьезное отношение к опросу;

6.  снимается проблема непоследовательного восприятия вопросов респондентом. интервью социологический анкета эмпирический

Недостатки интервью:

1.  требует больших материальных и временных затрат; следовательно высоко влияние интервьюера на содержание получаемой информации;

2.  высокая трудоемкость;

3.  требует привлечения высокопрофессиональных специалистов.

Процедура интервью предполагает проведение следующих операций: а) выбор объекта (респондента, с которым следует  проводить интервью); б) определение  места и времени проведения интервью; в) запись ответов и оформление материалов.

В социологических исследованиях  используется разнообразный спектр интервью, где существует множество  классификаций, сконструированные  по разным основаниям. В современной  социологии выделяют ряд обязательных классификаций интервью, сформулированных по критериям.

1. По степени формализации, стандартизации  и структуризации интервью как  комплексный критерий:

а) Стандартизация представляет собой  унификацию параметров интервью в рамках конкретного исследования, что обеспечивает возможность сопоставления его  результатов;

б) Формализация – придание вопросам определенной формы, облика.

в) Структурирование – установление связи между элементами интервью: вопросами, темами.[9]

2. По количеству опрашиваемых  респондентов:

а) Индивидуальные, где источником информации является индивид;

б) Групповые – одновременно опрашивается группа людей.

3. По процедуре: 

а) однократное;

б) многократное (панельное) интервью предполагает сбор информации от одной  и той же аудитории респондентов по единому вопроснику на протяжении определенного временного интервала;

в) фокусированное, ставящее целью  изучение мнений относительно конкретно  заданных ситуаций, явлений;[10]

г) глубинное интервью (клиническое, интенсивное), которое используется: для зондажа общественного мнения по различным вопросам; в разведывательных исследованиях; при изучении мотивов  и ориентаций опрашиваемых;

д) ненаправленное интервью (дает возможность высказаться респондентам по "наболевшим" вопросам, актуальным, злободневным проблемам дня. В данном случае инициатива в большей степени принадлежит респонденту, который сам выбирает и называет проблему, ее содержание и даже возможные пути решения.

3. По способу общения социолога  и респондента: 

а) личное интервью, проводимое в условиях непосредственного социального  взаимодействия;

б) телефонное интервью, опосредованная форма общения с респондентом.

4. По месту проведения Интервью:

а) Интервью по месту жительства;

б) Интервью по месту работы, в ситуациях, когда проблема связана с изучением  производственных ситуаций;

в) Интервью на улице.

5. По цели исследования:

1) Разведывательное, при необходимости  получить предварительную информацию  о проблемном поле;

б) Контрольное с целью проверки результатов проведенного интервью, или пилотаж инструментария;

в) Основное, где сбор информации по проблеме исследования на соответствующей  выборке.

Все эти особенности и виды интервью свидетельствуют об инвариантности форм метода, ориентирующих на возможность  выбора и использования того или  иного вида интервью с учетом специфики  исследовательских задач и целей, а также особенностей его организации, проведения и ситуации применения.

1.3 Проведение  интервью

      Журналистика предлагает несколько подходов к интервью. Они вырабатывались годами, как в практическом, так и в теоретическом поиске. В теории журналистики советского периода было принято рассматривать интервью в двух основных ключах - как метод сбора информации и жанр. В научной и учебной литературе 1970-1980 годов были представлены два подхода к изучению интервью - методический и жанровый [11]. Первый рассматривал интервью в качестве инструмента сбора информации как вопросно-ответный метод получения сведений. Это, с одной стороны, существенно облегчало анализ родовых особенностей данного вида деятельности, но, с другой - не учитывало многообразия ситуаций, в которых оказывались журналисты во время подготовки и проведения интервью. Кстати, исследователи признавали некую ущербность подобного подхода и уязвимость его рекомендаций для практического применения.

      Второй, так называемый «жанровый», подход - это рассмотрение интервью как метода организации текста со своей оригинальной структурой и формоопределяющими чертами. Он разрабатывался в системе координат жанров периодической печати. Интервью причислялось к информационным жанрам периодики, а его успешность, или эффективность, по мнению исследователей, зависела от идеологической подготовки автора.

Рассматривая интервью в  двух плоскостях, исследователи на самом деле искусственно расчленяли творческий процесс. Они пытались механически  описать его по строгим законам науки и упускали из виду, что природу журналистики надо искать на перекрестке разных сфер жизни - политики, массовой культуры, экономики, права. Кроме того, при таком условном делении от исследователей и авторов ускользали этические и нравственные коллизии, которые возникали в профессиональной деятельности журналистов и стоили большего внимания, чем их «партийная позиция».

В 1980 годы была сделана попытка  разрешить это противоречие - метод  и жанр стали рассматривать в  едином ключе диалектического взаимодействия. Однако целостный взгляд на интервью как процесс подготовки и производства информационного продукта так и  не сформировался. Весьма эффективными оказались исследования идейно-тематической составляющей творческой деятельности журналиста, выделяющие поиск и разработку темы как своего рода пусковой механизм всей последующей работы. Однако советы и методические рекомендации, как  проводить интервью; добиться успеха и сохранить свою индивидуальность; защитить общественный интерес и  при этом избежать ненужного пафоса так и не сформировались.

Существовал и третий подход к интервью, разрабатываемый в  контексте этических проблем  творческой деятельности журналиста. Но и тут рассматривались лишь некоторые случаи профессионального  общения, содержащие конфликты интересов  ситуации и предлагались пути их разрешения, которые в тех исторических условиях представлялись автору этически верными. И в этом подходе превалировала  идеологическая оценка ситуации, а  критерием нравственности служили  нормы партийной дисциплины.

Лишь в середине 1990-х  годов появляются разработки, посвященные  нравственным принципам журналистики. Они требуют от журналиста ответственности  перед отдельной личностью и  свободы от идеологических стереотипов  и партийной принадлежности. Профессиональное общение журналиста со своими источниками и героями рассматривалось здесь в контексте гражданской и личной ответственности, а также политической независимости авторов [11].

Более детально теория и  методология интервью разрабатывались  западными школами журналистики. Здесь хотелось бы упомянуть лишь подходы, заслуживающие, на взгляд автора, наибольшего внимания.

Например, в ставшей уже  хрестоматийной теории перевернутой пирамиды интервью с источниками подчиняется закону последовательных ответов на шесть традиционных вопросов: кто? что? когда? где? как? почему? В «перевернутой пирамиде» самый главный элемент события - его итог, результат - выносится в начало текста, а не наоборот. Это правило безошибочно срабатывает в процессе создания классической модели событийно-ориентированной новости, причем в самых разных культурных и языковых традициях. Перевернутая пирамида, благодаря своей формуле: "Главное - вперед" - позволяет быстро уловить основную информацию с самого начала, и его внимание сразу концентрируется на главных фактах.

Широкие возможности кроются  в теории креативного интервью, когда участники беседы, обмениваясь сведениями, идеями, достигают такого уровня знания, к которому каждый из них не смог бы прийти в одиночку, самостоятельно. Автор этого подхода, Metzler K. считает, что журналист должен относиться к своим вопросам не «линейно», а творчески, чтобы готовый к публикации информационный продукт содержал неизвестную читателю информацию [11].

В последние годы в учебных  заведениях Европы и Америки большой  популярностью пользуется «новая»  методология интервью, разработанная  известным канадским журналистом  Джоном Саватски. Его «философия» заключается в разрушении стереотипов вопросно-ответного общения, основанных на скрытом соревновании журналиста и его собеседника, на «вымогании» у последнего ответа. Соревнование, т.е. своеобразная борьба общающихся сторон, по мнению Джона Саватски, это признак любого человеческого разговора, но отнюдь не метод сбора информации, пригодный для журналистского интервью. «В интервью не надо соревноваться, - считает он, - в интервью надо задавать вопросы и получать на них ответы».

Все формы и варианты общения  журналиста в профессиональных целях  есть интервью в широком смысле слова. Конечно, поведение журналиста варьируется  в зависимости от разнообразия целей, уровня поставленных задач и степени  индивидуального участия в них  журналиста. Но, тем не менее, во всех случаях интервью - это межличностное  вербальное общение для получения  информации и производства нового знания в целях удовлетворения информационных потребностей общества [11].

Из всех перечисленных  взглядов на интервью подход Джона  Саватски, отвергающего соревновательные и предлагающего партнерские отношения, пожалуй, ближе всего к реалиям современной журналистской практики. И все же этот подход не исчерпывает всех вариантов стиля поведения журналиста, вступающего в контакт с другими людьми для получения информации. Характеристики его взаимодействия с собеседником намного разнообразнее. Причем меняются они в зависимости от целого ряда факторов как индивидуального (например, от черт личности собеседников), так и социетального порядка (сложившихся отношений между общественными институтами, медиаорганизациями и отдельными журналистами).

Несмотря на концептуальные различия подходов, разнообразие типов  и форматов, у интервью как метода получения сведений в целях информирования общества есть и вполне конкретные поведенческие стилистические приемы, которые могут быть использованы всеми журналистами. Перечислим различные  их варианты.

Конфронтационный  стиль, по мнению М.М. Лукиной, проявляется, когда журналист не доверяет своему источнику и в каждом событии ищет двойной смысл. Его вопросы часто бывают нелицеприятными, и собеседник ждет подвоха. Такой назойливый, «лезущий во все дыры» журналист-скептик. К примеру, предлагается «наметить план битвы», «разработать методику контрнаступления», «начать атаку вопросами». Хотя на самом деле необходимыми атрибутами успешной межличностной коммуникации являются сострадание, терпение и внимание к собеседнику. Однако таких репортеров, по мнению коллег, характеризуют скорее холодный расчет, жесткость и в некотором смысле агрессивная напористость. Именно такой поведенческий стиль повлиял на формирование в общественном сознании негативного стереотипа журналиста. Хотя это уже отживающий типаж, сложившийся задолго до начала эпохи информационной революции.

Элитарный стиль рождается в определенных социальных условиях в результате процессов социальной стратификации [11]. Он противостоит конфронтационной, соревновательной стратегии, а все его формы сводятся к обостренному чувству социальной ответственности журналиста, который стоит на страже интересов определенных социальных групп. В этом случае он выступает в роли учителя, «социального контролера» разных сторон жизни общества: экономики, политики, нравственности. Как ни странно, в отличие от журналиста, выбравшего соревновательную, конфронтационную модель поведения и стоящего на страже всего общества, представитель элитарного подхода «простому человеку» уделяет не слишком много внимания.

Информация о работе Интервью как жанр журналистики в телевизионной передаче “Новый день”