Социологические виды интервью в журналистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 01:17, реферат

Описание работы

Журналист – это человек, деятель, который должен уметь правильно и достоверно передать информацию, и не только, сюда так же входит умение почувствовать, пережить, пропустить все «через себя». Для этого в первую очередь журналист должен быть открытым, приятным для общения человеком, уметь правильно организовать беседу, составить последовательно вопросы. В таких условиях особенно важно использовать методы, которые приводят к получению достоверной информации. Для этого нужно изучить каждый из видов получения информации, выявить основные особенности нескольких. Эти аспекты и являются основным обсуждением в данной работе.
Цель данной работы: рассмотреть социологические виды интервью в журналистике.

Файлы: 1 файл

sots_zhur.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

Факультет журналистики заочное отделение

 

 

 

 

 

Реферат на тему «Социологические виды интервью в журналистике»

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Предмет: социология журналистики

      Преподаватель: Шкляев А.Г.

Студент: Гайсина Д.Р.

 

 

 

2015 год

Введение

 

Журналист – это человек, деятель, который должен уметь правильно и достоверно передать информацию, и не только, сюда так же входит умение  почувствовать, пережить, пропустить все «через себя». Для этого в первую очередь журналист должен быть открытым, приятным для общения человеком, уметь правильно организовать беседу, составить последовательно вопросы. В таких условиях особенно важно использовать методы, которые приводят к получению достоверной информации. Для этого нужно изучить каждый из видов получения информации, выявить основные особенности нескольких. Эти аспекты и являются основным обсуждением в данной работе.

Цель данной работы: рассмотреть социологические виды интервью в журналистике.

 

  1. Анкетирование

 

Письменная форма опроса, осуществляемая, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера и респондента. Заполнение анкет происходит либо в присутствии анкетера, либо без него. По форме проведения оно может быть групповым и индивидуальным.

Групповой анкетный опрос широко применяется по месту учебы, работы, то есть там, где за короткое время нужно опросить значительное число людей. Обычно один анкетер работает с группой в 15-20 человек. Это обеспечивает полную (или почти полную) возвращаемость анкет, чего нельзя сказать об индивидуальном анкетировании. Этот способ предполагает заполнение анкеты респондентом «один на один» с вопросником.

У человека есть возможность спокойно поразмыслить над вопросами, не ощущая «близости» товарищей и анкетера (случай, когда анкеты раздаются заранее и респондент заполняет их дома, а через некоторое время возвращает обратно). Главный недостаток индивидуального анкетирования, то, что не все опрашиваемые возвращают обратно анкеты. Анкетирование бывает также очным и заочным. Наиболее распространенные формы последнего - почтовый опрос, опрос через газету.

Раздаточное анкетирование - раздается группе респондентов дома, на работе, в общественных местах, в транспорте. Обуславливается время или корреспондент ждет, пока респондент в его присутствии заполнит анкету.

Можно достичь стопроцентного возврата анкет и если выборка была репрезентативной - это надежный способ получения информации [13, 47-56 с.].

Почтовая анкета - рассылается по почте и по электронной почте. Способ дешевый и требует затрат только на почтовые расходы. Возврат анкет будет невелик - максимум 10-20 % . Социологи стараются стимулировать более полный возврат.

На почтовые и прессовые анкеты отвечают наиболее заинтересованные в контактах с журналистами или данные СМИ, имеющие больше свободного времени.

Интернет-опрос принято использовать тогда, когда нужно получить мнения и оценки.

Прессовая анкета печатается в СМИ (в газетах, в журналах, обнаруживается в ТВ и РВ). Количество возвратившихся анкет не превышает 3% от тиража. Не презентативный способ [8, 56 с.].

 

  1. Интервью

 

Термин «интервью» происходит от английского interview, т.е. беседа. При всей, казалось бы, привычности данного метода необходимо соблюдать определенные технологические приемы, чтобы оптимально построить межличностное общение.

Интервью - это, прежде всего взаимодействие двух людей, связанных особыми нормами поведения: интервьюер не должен высказывать никаких суждений по поводу ответов и обязан обеспечивать их конфиденциальность; респонденты, в свою очередь, должны отвечать на вопросы правдиво и вдумчиво. В обычном разговоре мы можем игнорировать неприятные вопросы или давать двусмысленные, не относящиеся к делу ответы, или отвечать вопросом на вопрос. Однако при интервьюировании сложнее уйти от вопроса подобными способами. Опытный интервьюер либо повторит вопрос, либо попытается подвести респондента к однозначному и уместному ответу.

Для проведения интервью важно обеспечить внешние условия, место проведения, время дня и продолжительность. Одним из важнейших условий получения достоверной информации является наличие качественного инструментария (бланка интервью) и соблюдение правил его применения.

Интервьюирование по сравнению с анкетированием имеет свою специфику. Главное отличие состоит в способе общения социолога и респондента. При проведении анкетирования оно полностью опосредовано анкетой: анкетер пассивен, содержание и смысл вопросов интерпретируются самим респондентом в соответствии с теми представлениями и убеждениями, которые сложились у него по существу обсуждаемой проблемы. Респондент самостоятельно формулирует свой ответ и фиксирует его в анкете. При проведении же социологического интервью контакт между журналистом-интервьюером и опрашиваемым осуществляется непосредственно, интервьюер организует интервью, задает вопросы, ведет беседу, направляет ее, фиксирует полученные ответы. Интервьюер может пояснить формулировку задаваемых вопросов в случае непонимания их респондентом, а также уточнять точку зрения респондента, просить у него дополнительной информации с целью адекватного, точного представления ее в опросном листе (что невозможно при анкетировании).

Проведение интервью требует организационной подготовки, что предполагает выбор места и времени интервьюирования. Место проведения интервью определяется спецификой предмета исследования. В любом случае обстановка, в которой проводится интервью должна быть спокойной и конфиденциальной, т.е. без присутствия посторонних лиц в удобное для респондента время [17, 130 с].

По содержанию интервью делятся на так называемые документальные, в ходе которых уточняются, изучаются факты реальной ситуации и интервью мнений, когда выясняются мнения, оценки, ориентации, суждения респондента.

По способу проведения делятся на личные (фейс-ту-фейс) и телефонные.

По месту проведения: в домашних условиях респондента; по месту работы; на улице. Уличные интервью часто используются журналистами, бывают короткими, содержат 1-3 вопроса, чтобы человек мог быстро на них ответить.

Есть различия в технике проведения беседы. Под формализованным интервью понимают стандартизированное и структуризованное общение. В нем, как и в социологических анкетах, есть открытые, закрытые и полузакрытые вопросы. Интервью имеет четкую структуру, при которой каждый вопрос логически вытекает из другого, а все они вместе подчинены общему замыслу. В неформализованном интервью вопросы располагаются по иному принципу. В силу того, что оно ориентировано на глубинное познание объекта, его структура задается не так строго. Вопросы определяются темой разговора, обстановкой беседы, кругом обсуждаемых проблем и т.д.

Следует отметить еще один вид интервью - фокусированное: сбор мнений и оценок по поводу конкретной проблемы, тех или иных явлений и процессов. Предполагается, что перед фокусированным интервью респонденты включаются в определенную ситуацию. Например, группа студентов посмотрела фильм, а затем была проинтервьюирована по поводу поднятых в нем вопросов.

Нарративное интервью - концепция интервью, в основу которого положена способность людей выступать в роли рассказчиков. Рассказ в данном контексте понимается как средство передачи информации, элементарный институт человеческой коммуникации. Основная цель нарративного интервью - получить информацию о наиболее типичных биографических процессах, характерных для некоторой специфической группы людей, причем с позиции видения этих процессов самими рассказчиками.

Экспертное интервью - интервью, целью которого является получение компетентных оценок экспертов. В подавляющем большинстве случаев проводится при личной встрече и только в редких случаях - по телефону.

Групповое и индивидуальное - в зависимости от того, кто выступает респондентом. Можно одновременно беседовать с небольшой группой учащихся, семьей, бригадой рабочих, при этом интервью способно приобретать в таких ситуациях дискуссионный характер.

Интервью-расспрос - получение новой информации. Задача интервьюируемого - предоставить запрашиваемую информацию или раскрыть свое мнение. Характер общения в таком интервью носит односторонний характер: журналист - спрашивает, интервьюируемый - отвечает. Вопросы при этом открытого типа (что, где, когда, о чем, почему и т.д.).

Интервью-обмен мнениями. Задача интервьюируемого усложняется. Он должен не просто высказать, но и отстоять свое мнение. Оба собеседника играют активную роль, при этом журналист может прямо не высказывать своего мнения, но сомневаться в справедливости точки зрения интервьюируемого.

В интервью-портрете интервьюируемый может позволить себе быть самим собой. Такое интервью часто берут дома или на даче интервьюируемого. Неофициальная обстановка располагает к шутливому, несерьезному тону разговора.

По степени формализации можно выделить несколько видов интервью:

Нестандартизированное интервью предполагает отсутствие жесткой детализации поведения социолога и респондента во время интервью. Социологом разрабатывается опросный лист для интервью и его план, предусматривающий определенную последовательность и формулировку вопросов в открытой форме. Интервьюер задает вопросы строго в соответствии с опорным листом, а респондент дает ответ в свободной форме, который в точности фиксируется интервьюером. Денный вид интервью сложен и для респондента, и для интервьюера. Сложна и последующая обработка и кодировка материалов. Это обуславливает нечастое использование этого вида интервью на практике.

Стандартизированное интервью предусматривает беседу по жестко фиксированному опроснику, где так же четко представлены и варианты ответов на поставленный вопрос. В стандартизированном интервью обычно преобладают закрытые вопросы. В данном случае интервьюер по памяти в строго определенной последовательности задает вопросы респонденту, а полученные от респондента ответы идентифицирует с одним из предложенных вариантов ответов на вопрос в опросном листе. Сложность заключается в невозможности задать респонденту большое кол-во вопросов.

Стандартизированное интервью предназначено для получения однотипной информации от каждого респондента. Ответы всех респондентов должны быть сравнимы и поддаваться классификации. Однако при всей важности анкетного метода этого метода он, тем не менее, нуждается в соотвеПо другим основаниям виды интервью в основной своей части совпадают с теми, о которых говорилось при анализе анкетного опроса [19].

тствующей корректировке и дополнении со стороны других методов, используемых в социологии. Такое дополнение осуществляется прежде всего со стороны второй разновидности опросного метода, каковым является социологическое интервью.

Полустандартизированное интервью предполагает сочетание в себе особенностей стандартизированного и нестандартизированного интервью.

 

  1. Опрос

 

Одним из основных в социологии журналистики является метод опроса. Он не является изобретением социологов. Гораздо раньше им пользовались и медики, и педагоги, и юристы, а теперь и журналисты. До сих пор сохранилось «классическое» деление урока на опрос и объяснение нового материала. Однако социология дала методу опроса новое дыхание, вторую жизнь. И сделала это настолько убедительно, что сейчас ни у кого не остается сомнения в подлинной «социологичности» описываемого метода.

Опрос - это метод получения первичной информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы. Благодаря опросу можно получить информацию как о социальных фактах, событиях, так и о мнениях и оценках людей. Другими словами, это информация об объективных явлениях и процессах, с одной стороны, и о субъективном состоянии людей - с другой.

Опрос - это форма социально-психологического общения между специалистом (исследователем) и обследуемым (респондентом), благодаря которому появляется возможность в короткие сроки получить значительную информацию от многих людей по широкому кругу интересующих исследователя вопросов. Таково существенное достоинство метода опроса. Причем им можно пользоваться в отношении практически любых слоев населения. Чтобы использование опроса как метода исследования было эффективным, важно знать, о чем спрашивать, как спрашивать, и при этом быть уверенным в том, что полученным ответам можно доверять. Соблюдение этих трех основных условий отличает профессионалов от дилетантов, больших любителей проводить опросы, количество которых резко выросло в обратной пропорции к доверию в отношении полученных ими результатов.

Результаты опроса зависят от ряда обстоятельств:

психологического состояния респондента в момент опроса;

ситуации опроса (условия, которые должны быть благоприятны для общения);

содержания анкеты или устного опроса.

Существует множество видов опросов, среди которых основными принято считать письменный (анкетирование) и устный (интервьюирование) [10, 95с.].

 

  1. Письменный опрос

 

Проводится с помощью анкет. Анкета - это система вопросов, объединенная единым замыслом, и направленная на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. В нее входят упорядоченный список вопросов, на который опрашиваемый самостоятельно отвечает в соответствии с указанными правилами.

Информация о работе Социологические виды интервью в журналистике