Виды социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 06:30, контрольная работа

Описание работы

В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью.

Файлы: 1 файл

ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.docx

— 40.86 Кб (Скачать файл)

ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

В наиболее общем виде социологическое  исследование можно определить как  систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических  процедур, связанных между собой  единой целью: получить достоверные  данные об изучаемом явлении или  процессе, о тенденциях и противоречиях  их развития, чтобы эти данные могли  быть использованы в практике управления общественной жизнью.

Разведывательное  исследование

 Разведывательное исследование: небольшое, наиболее простое исследование, имеющее небольшое количество  респондентов и сжатый инструментарий.

 Разведывательное исследование  решает весьма ограниченные по  своему содержанию задачи. Оно  охватывает, как правило, небольшие  обследуемые совокупности и основывается  на упрощенной программе и  сжатом по объему инструментарии.

 Разведывательное исследование  используется для предварительного  обследования определенного процесса  или явления. Потребность в  таком предварительном этапе,  как правило, возникает тогда,  когда проблема или мало, или  вообще не изучена. В частности,  оно успешно применяется для получения дополнительной информации о предмете и объекте, для уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в дальнейшем.

 Выполняя вспомогательные  задачи, разведывательное исследование  служит поставщиком оперативных  данных. В этом смысле можно  говорить о такой его разновидности,  как экспресс-опрос, цель которого состоит в получении отдельных сведений, особо интересующих исследователя в данный момент.

 Обычно в разведывательном  исследовании используется какой-либо  один из наиболее доступных  методов сбора первичной социологической  информации, дающий возможность  сделать это в короткие сроки.  Кроме того, если речь идет  об уточнении предмета или  объекта широкомасштабного исследования, может быть осуществлен анализ  специальной литературы, а также  проведен опрос компетентных  специалистов либо лиц, хорошо  знающих характерные черты и  особенности объекта исследования.

Описательное  исследование

 Описательное исследование: более глубокий вид исследования  с более большой общностью  людей. Применяется машинная обработка.

 Описательное исследование - более сложный вид социологического  анализа, который позволяет составить  относительно целостное представление  об изучаемом явлении, его структурных  элементах. Осмысление, учет такой  всесторонней информации помогают  лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать выбор  средств, форм и методов управления  общественными процессами.

 Описательное исследование  проводится по полной, достаточно  подробно разработанной программе  и на базе методически апробированного  инструментария. Его методологическая  и методическая оснащенность  делает возможным группировку  и классификацию элементов по  тем характеристикам, которые  выделены в качестве существенных  в связи с изучаемой проблемой.

 Описательное исследование  обычно применяется в тех случаях,  когда объектом служит относительно  большая общность людей, отличающихся  различными характеристиками. Это  может быть коллектив крупного  предприятия, где трудятся люди  разных профессий и возрастных  категорий, имеющие различные  стаж работы, уровень образования,  семейное положение и т.д., или  население города, района, области,  региона. В таких ситуациях  выделение в структуре объекта  относительно однородных групп  дает возможность осуществить  поочередную оценку, сравнение и  сопоставление интересующих исследователя характеристик, а кроме того, выявить наличие или отсутствие связей между ними.

 Выбор методов сбора  информации в описательном исследовании  определяется его задачами и  направленностью. Сочетание различных  методов повышает представительность, объективность, полноту социологической  информации, а, следовательно, позволяет  дать более обоснованные выводы  и рекомендации.

Аналитическое исследование

 Аналитическое исследование: самое сложное и глубокое исследование. Носит не только описательный  характер, охватывает большое количество  респондентов. Обычно рассматривает  динамику явления.

 Аналитическое социологическое  исследование ставит своей целью  наиболее углубленное изучение  явления, когда нужно не только  описать структуру, но и узнать, что определяет его основные  количественные и качественные  параметры.

 В силу такого предназначения  аналитическое исследование имеет  особенно большую научную и  практическую ценность.

 Подготовка аналитического  исследования требует значительного  времени, тщательно разработанной  программы и инструментария. По  используемым методам сбора социологической  информации аналитическое исследование  носит комплексный характер. В  нем, дополняя друг друга, могут  применяться различные формы  опроса, анализа документов, наблюдения.

 Разновидностью аналитического  исследования можно считать эксперимент.  Его проведение предполагает  создание экспериментальной ситуации  путем изменения в той или  иной степени обычных условий  функционирования объекта. В ходе  эксперимента особое внимание  уделяется изучению «поведения»  тех факторов, которые придают  объекту новые черты и свойства.

 

Характеристика количественных и качественных методов социологического   исследования

Все методы сбора информации в социологических исследованиях  можно разделить на две большие  группы: количественные и качественные.

Количественные исследования предназначены для изучения объективных, количественно измеряемых характеристик  поведения людей. Количественные исследования являются преимущественно описательными.

Обработка информации в таких  исследованиях осуществляется с  помощью упорядоченных процедур, количественных по своей природе. К  выборке в количественных исследованиях  предъявляются жесткие требования, базирующиеся на теории вероятности  и математической статистике. В связи  с этим возможен перенос выводов, полученных на основе изучения выборочной совокупности, на всю генеральную  совокупность.

Качественные исследования предназначено для получения  с помощью специальной техники так называемой глубинной информации. Качественное исследование можно назвать интерпретационным. Качественное исследование позволяет получить информацию о мотивах поведения, установках людей, то есть получить ответ на вопрос: «Почему?». Жесткие требования к выборке и математическому подтверждению достоверности полученной информации к таким исследованиям неприменимы.

«Качественное исследование – это процесс открытия, тогда  как количественное – это процесс  доказательства и подтверждения»

Оновные отличия качественных методов от количественных сведены в табл.1., которая составлена с учетом аналогичных таблиц К.Пламера и В.В. Семеновой, но отличается от них[8, с. 204-205].

 

Таблица1

 

 

Слово "контент" означает содержимое (или содержание) документа. Контент-анализом называют метод сбора количественных данных об изучаемом явлении или процессе, содержащихся в документах. Под документом при этом понимается не только официальный текст (типа инструкции или правового закона), но все написанное или произнесенное, все, что стало коммуникацией. Контент-анализу подвергаются книги, газетные или журнальные статьи, объявления, телевизионные выступления, кино- и видеозаписи, фотографии, лозунги, этикетки, рисунки, другие произведения искусства, а также, разумеется, и официальные документы.

Контент-анализ - один из видов анализа документов, достаточно строгий научный метод, предполагающий систематическую и надежную фиксацию определенных элементов содержания некоторой совокупности документов с последующей квантификацией (количественной обработкой) полученных данных. Применяется для изучения массивов однородных документов, чаще всего - текстов массовой коммуникации, включая материалы прессы, радио, телевидения, кино. Используется также как метод анализа ответов на открытые вопросы анкеты, интервью, личных документов и прочего. С помощью контент-анализа исследователь устанавливает не только характеристики документальных источников, но и особенности всего коммуникационного процесса: социальные ориентации и установки коммуникатора (создателя текста); ценности и нормы, тиражируемые в документах, эффективность их восприятия в различных аудиториях. Существует два вида контент-анализа (в зависимости от характера представления содержания текста): неколичественный и количественный. Неколичественный контент-анализ основан на нечастотной модели содержания текста (при этом фиксируется лишь наличие элемента содержания текста - индикатора, соответствующей категории содержания, а количественные меры не используются). Такой подход позволяет выявить типы качественных моделей содержания (вне зависимости от частоты встречаемости каждого типа). Количественный контент-анализ основан на использовании количественных мер, его задача получить количественную структуру содержания текста (в рамках используемой системы категорий анализа). Оба типа контент-анализа объединяет то, что, они основаны на эксплицитно сформулированных правилах процедуры исследования. Процедура контент-анализа предусматривает определение категорий - ключевых понятий исследования, в соответствии с которыми предстоит сортировать элементы содержания. От выбора категорий в значительной степени зависит характер полученных данных.

Контент-анализ - метод исследования материалов, опубликованных в СМИ, применяемый для оценки качественного и количественного присутствия компании (персоны, бренда, идеи) в прессе. Как правило, в сравнении с конкурирующими объектами той же категории. Контент-анализ позволяет создать картину видения продукта/персоны/бренда/процесса, которая создается в обществе посредством СМИ. Контент-анализ активно используется для решения задач анализа коммуникации в области государственных и бизнес-структур. Его суть заключается в переводе вербальной информации в более объективную невербальную форму. Поэтому все определения контент-анализ подчеркивают его объективный характер. Объективность при этом трактуется так: каждый шаг может быть произведен только на основе явно сформулированных правил и процедур. Поэтому важным проверочным механизмом становится повторяемость результатов при использовании одного и того же материала разными исследователями. Ведь что обычно происходит в рамках гуманитарных наук: мы можем дать задание для 50 человек, и они дадут нам 50 результатов. В этом отношении контент-анализ является довольно точной исследовательской техникой.

Контент-анализ рассчитан главным образом на исследование социологических и психологических аспектов массовой коммуникации, которые реализуются в тексте с разной частотой, поэтому для исследования необходимо привлекать текстовые массивы. Исследование отдельных текстов при помощи этого метода не имеет смысла, за исключением решения узких задач, например установления мотивированности конкретного коммуникатора или автора.

Контент-анализ не отменяет необходимости обычного (т.е. содержательного) анализа документов. Первый дополняет второй, их сочетание углубляет понимание смысла любого текста. Контент-анализ позволяет обнаружить в документе то, что ускользает от поверхностного взгляда при его традиционном изучении, но что имеет важный социальный смысл. Принципиальное отличие этих методов анализа заключено в явно выраженной строгости, формализованности, систематизированности контент-анализа. Он нацелен на выработку количественного описания смыслового и символического содержания документа, на фиксацию его объективных признаков и подсчет последних. По мнению ряда социологов (Маркоффа, Шапиро, Вейтмана и др.), контент-анализ можно было бы назвать "текстуальным кодированием", так как он предполагает получение количественной информации о содержимом документа на основе ее кодирования.

Кроме того, контент-анализ отличается от всех прочих способов изучения документов, тем, что он позволяет "вписать" содержание документа в социальный контекст, осмыслить его одновременно и как проявление, и как оценку социальной жизни. "Вписывание" документа в изучаемую проблему предполагает выявление того, что: а) существовало до него и получило в нем отражение, б) наличествует только в нем, в) будет после него, т.е. явится итогом его восприятия адресатом.

Формализованность, систематизированность и строгость контент-анализа проявляется в следующем. Прежде, чем непосредственно анализировать текст документа, исследователь определяет категории анализа, т.е. ключевые понятия (смысловые единицы), имеющиеся в тексте и соответствующие тем дефинициям и их эмпирическим индикаторам, которые зафиксированы в программе исследования. При этом желательно избежать крайностей. Если за категории анализа будут приняты слишком общие (абстрактные) понятия, то это предопределит поверхностность анализа текста, не позволит углубиться в его содержание. Если же категории анализа будут предельно конкретными, то их окажется слишком много, что приведет не к анализу текста, а к его сокращенному повторению (конспекту). Нужно найти золотую середину и постараться достичь того, чтобы категории анализа были: а) уместными, т.е. соответствовали решению исследовательских задач; б) исчерпывающими, т.е. достаточно полно отражали смысл основных понятий исследования; в) взаимоисключающими (одно и то же содержание не должно входить в различные категории в одинаковом объеме); г) надежными, т.е. такими, которые не вызывали бы разногласий между исследователями по поводу того, что следует относить к той или иной категории в процессе анализа документа.

Информация о работе Виды социологического исследования