Виды социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 20:14, контрольная работа

Описание работы

1. Разведывательное, описательное и аналитическое исследование.
2. Методы и формы проведения социологических исследований.
3. Разовое и повторное исследование.

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 35.02 Кб (Скачать файл)

ТЕМА:ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

План

 

1. Разведывательное, описательное  и аналитическое исследование.

2. Методы и формы проведения  социологических исследований.

3. Разовое и повторное исследование.

 

 

1. Социологическое  исследование и его виды.

 

         Как известно, типология — это научный метод, основу которого составляет расчленение объектов, явлений или процессов и их группирование по общности каких-либо признаков. Необходимость определения типов социологического исследования диктуется, прежде всего, тем, что уже в самом начале его проведения перед социологом возникают вопросы относительно выделения общего, особенного или неповторимого в исследовании социальных объектов, явлений или процессов общественной жизни. Если ему удается обоснованно идентифицировать свое исследование с имеющимися видами, то это позволяет более эффективно использовать уже накопленный другими исследователями опыт при организации и проведении конкретно-социологического исследования.

Социологические исследования подразделяются по многим основаниям, и поэтому могут быть предложены различные их типологии и классификации. Так, по характеру добываемого социологического знания различают исследования теоретические и эмпирические (конкретные). Для теоретических социологических исследований решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни. В центре эмпирических исследований находятся накопление и сбор фактического материала в указанной области (на основе непосредственного наблюдения, опроса, анализа документов, данных статистики и других способов получения информации) и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения. Однако было бы ошибкой разрывать, а тем более противопоставлять эмпирическое и теоретическое в социологическом исследовании. Это две стороны целостного исследования социальных явлений, постоянно взаимодействующие, дополняющие друг друга и взаимообогащающиеся.

В зависимости от того, проводятся они однократно или многократно, социологические исследования подразделяются на разовые и повторные. Первые позволяют получить представление о состоянии, положении, статике какого-либо социального объекта, явления или процесса в данный момент. Вторые используются для выявления динамики, изменений в их развитии. Количество повторных социологических исследований и временные интервалы между ними определяются их целями и содержанием. Разновидностью повторного социологического исследования является панельное, когда один и тот же социальный объект изучается по идентичной программе и методике через определенный интервал времени, благодаря чему появляется возможность установить тенденции его развития. Наиболее наглядный пример панельного социологического исследования — периодические переписи населения.

По характеру поставленных целей  и задач, а также по широте и  глубине анализа социального  явления или процесса социологические  исследования подразделяются на разведывательные, описательные и аналитические.

Разведывательное (или пилотажное, зондажное) исследование наиболее простое; с его помощью можно решать весьма ограниченные задачи. По сути, это "обкатка" инструментария, т. е. методических документов: анкет, бланков-интервью, опросных листов, карточек наблюдения или карточек изучения документов. Программа такого исследования, как и сам инструментарий, упрощена. Обследуемые совокупности сравнительно невелики: от 20 до 100 человек. Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение той или иной проблемы. В ходе его проведения уточняются цели и задачи, гипотезы и предметная сфера, вопросы и их формулировка. Особенно важно такое исследование проводить тогда, когда проблема изучена недостаточно или вообще ставится впервые. С помощью разведывательного исследования получают оперативную социологическую информацию об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе.

Описательное исследование — более  сложный социологический анализ. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе. Обычно это исследование проводится тогда, когда объектом анализа является сравнительно большая совокупность, отличающаяся различными свойствами и характеристиками (например, трудовой коллектив крупного предприятия, где работают люди разных профессий, пола, возраста, имеющие различный стаж работы, и т. д.). Выделение в структуре объекта изучения относительно однородных групп (например, по уровню образования, возрасту, профессии) позволяет оценить и сравнить интересующие социолога характеристики, выявить наличие или отсутствие связей между ними. В описательном исследовании могут быть применены один или несколько методов сбора эмпирических данных. Сочетание различных методов повышает достоверность и полноту социологической информации, позволяет сделать более глубокие выводы и более обоснованные рекомендации.

Аналитическое исследование — наиболее сложный социологический анализ, позволяющий не только описывать элементы изучаемого объекта, явления или процесса, но и выявлять их причины. Поиск причинно-следственных связей — основное назначение данного исследования. Если описательным исследованием устанавливается лишь связь между характеристиками изучаемого явления, то аналитическим выясняется, носит ли эта связь причинный характер, и что является основной причиной, определяющей то или иное социальное явление. С помощью аналитического исследования изучается совокупность факторов, обусловливающих данное явление. Обычно их классифицируют как основные и не основные, постоянные и временные, контролируемые и неконтролируемые и т. д. Аналитическое исследование невозможно без детально разработанной программы и четко отшлифованного инструментария. Обычно такое исследование проводят после разведывательного и описательного, в ходе которых собирают сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального объекта, явления или процесса. Аналитическое исследование чаще всего носит комплексный характер. По используемым методам оно намного разнообразнее, чем разведывательное и описательное.

В специальной социологической  литературе описаны и другие подходы  к выделению типологии социологического исследования. Особого внимания заслуживает  подход российского социолога В. Ядова, который выделяет следующие  виды социологических исследований: ориентированные на различные аспекты социального планирования и управления общественными процессами, теоретико-прикладные, практическое значение которых выявляется через систему дополнительных (инженерных) разработок; теоретико-методологические, оперативные на предприятиях и в учреждениях, с помощью которых анализируют местные проблемы с целью нахождения оптимальных способов их разрешения.

Некоторые исследователи различают  социологические исследования по сферам общественной жизни, например на социально-экономические, социально-политические, социально-педагогические, социально-психологические и т. д. Определенный интерес представляет подход украинского социолога Г. Щёкина, который эмпирические и прикладные социологические исследования классифицирует так пилотажные, направленные на проверку эффективности инструментария; полевые, ориентированные на изучение объекта в нормальных естественных условиях, в повседневной обстановке; с обратной связью, цель которых — привлечь коллектив к участию в решении стоящих перед ним практических проблем; панельные, предполагающие повторное изучение одного объекта через определенные интервалы времени; лангитюдные как разновидность повторных, когда ведется длительное периодическое наблюдение за одними лицами или социальными объектами; сравнительные, когда в качестве основного приема используют сопоставление информации о различных социальных подсистемах, периодах исторического развития, исследованиях разных авторов; междисциплинарные, предполагающие сотрудничество представителей различных научных дисциплин в решении комплексной проблемы.

Российские социологи М. Горшков  и Ф. Шереги попытались выработать основной критерий для классификации социологических исследований, взяв за основу их логическую структуру и ориентацию на практику. Они выделяют такие социологические исследования: разведывательные, оперативные, описательные, аналитические, экспериментальные. Все опросы эти социологи сводят к анкетированию и интервьюированию. В зависимости от источника первичной социологической информации они подразделяют опросы на массовые и специализированные, отдельно выделяя также социологические наблюдения, анализ документов, точечные и панельные исследования.

Отмеченные классификации, несомненно, имеют определенную ценность для  практики проведения социологических  исследований. Однако достаточно выражены также их недостатки. Так, нередко  они осуществляются путем смешения различных оснований и классификационных признаков. Но основной их недостаток состоит в том, что они опираются не на все компоненты выделенной системы познавательного процесса, а поэтому зачастую отражают лишь отдельные сущностные моменты исследований, не охватывая всех видов социологических исследований

      Принятые в социологии классификации социальных объектов различаются, как правило, глубиной проникновения в их сущность. Условно классификации социальных объектов делятся на сущностные и несущностные. Сущностные основываются на концептуальном осмыслении природы классифицируемых объектов. Таких классификаций, как показывает анализ, сравнительно немного, но все они прочно закрепились в социологической науке. Несущностные классификации основаны на объектах, глубокое проникновение в сущность которых довольно проблематично. Следовательно, эти классификации не лишены определенной поверхностности, что объясняется недостаточным уровнем понимания классифицируемых объектов и проникновения в их сущность.

Как показывает проведенный анализ, в основу классификации социологических исследований можно положить концепцию структуры социологического исследования. При таком подходе основаниями для классификации социологических исследований являются структурные элементы социального познания: предмет исследования, его метод, тип субъекта исследования, условия и предпосылки исследования, получаемое знание. Каждое из этих оснований, в свою очередь, подразделяется на ряд подоснований и т. д. Предлагаемая сущностная классификация видов социологических исследований приведена в таблице 1.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Сущностная классификация социологических  исследований

Основание классификации

Виды социологических  исследований

1

2

По предмету исследования:

 сфере приложения

 

 степени представленности 

 сторон объекта 

 степени выраженности 

 динамики объекта

 

 Социально-экономические,  собственно социологические, 

 социально-политические, социально-педагогические и т.  д. 

 

 Комплексные, не комплексные

 

 Точечные, повторные,  панельные, мониторинговые

По методу исследования:

 глубине и сложности

 анализа 

 доминированию 

 применяемого метода

 

 типу и уровню исследова-

 тельской деятельности

 

 Разведывательные (пилотажные  или зондажные),

 описательные, аналитические

 Наблюдение, анализ документов, опрос (анкетный,

 интервью, тестирование, экспертиза), экспериментальные 

 исследования 

 Теоретические, эмпирические, эмпирико-теоретические, 

 фундаментальные, прикладные

По типу субъекта: структуре

 субъекта количеству  целей, 

 выдвигаемых субъектом

 

 Коллективные, персональные (авторские) Многоцелевые,

 одноцелевые

По условиям и  предпосылкам исследования:

 типу условий положения 

 объекта 

 обеспеченности априорной 

 информацией

 

 

 Полевые, лабораторные

 

 Информационно обеспеченные  и необеспеченные

По получаемому  знанию:

 новизне получаемого  знания

 типу получаемого знания

 

 роли в науке сфере

 

 приложения знания

 

Новаторские, компиляторские

 

 Эмпирические, эмпирико-теоретические,  теоретические 

 Фиксирующие факты,  проверяющие гипотезы, обобщающие,

 аналитические, синтезирующие,  прогностические, 

 ретроспективные и  т. д. Теоретические, прикладные,

 теоретико-прикладные

По масштабу объекта исследования

 Сплошные, выборочные, локальные, 

 региональные, отраслевые, общегосударственные, 

 международные.


 

    Представленную сущностную классификацию, можно использовать для характеристики любого социологического исследования. При этом нужно иметь в виду, что ее отдельные основания практически не зависят друг от друга. А для того чтобы описать то или иное конкретное исследование, нужно лишь выделить соответствующие ему элементы по каждому основанию. Например, социологическое исследование можно охарактеризовать как социально-экономическое, комплексное, точечное, разведывательное, аналитическое, коллективное, полевое, информационно обеспеченное, новаторское, прикладное, обобщающее и т. д.

 

2. Методы и формы проведения  социологических исследований.

  

  При проведении социологических исследований наиболее часто планируются следующие основные методы сбора информации, входящие в методическую часть программы.

   Анализ документов. Этот метод позволяет получить  сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже  невозможно.

   Изучение документов  помогает выявить тенденции и  динамику их изменений и развития. Источником социологической информации  выступают обычно текстовые сообщения,  содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях,  письмах и т.п. Особую роль  выполняет социальная статистическая  информация, которая в большинстве  случаев используется для характеристики  конкретно-исторического контекста  развития изучаемого процесса  или явления. Важной особенностью  большей части статистических  данных является их агрегированный  характер, что означает их соотнесенность  к некоторой группе как целостности.  Так, доступность “потребительской  корзины” может быть отнесена  как ко всему населению, так  и к отдельным социальным группам.

   Не менее важное  значение приобретает контент-анализ, который активно применяется  в исследованиях средств массовой  информации, являясь незаменимым  методом группировки текстов.  Анализ основан на использовании  единообразных стандартизированных  показателей (индикаторах) для  поиска, учета и подсчета массовости  тех или иных характеристик  текста. Задачи, решаемые этим методом,  подчиняются простой схеме: кто  сказал, что, кому, как, с какой  целью и с каким результатом.

   Опрос – самый  распространенный метод сбора  первичной информации. С его помощью  получают почти 90% всех социологических  данных. В каждом случае опрос  предполагает обращение к непосредственному  участнику и нацелен на те  стороны процесса, которые мало  поддаются или не поддаются  вообще прямому наблюдению. Вот  почему опрос незаменим, когда  речь идет об исследовании  тех содержательных характеристик  общественных, групповых и межличностных  отношений, которые скрыты от  внешнего глаза и дают о  себе знать лишь в определенных  условиях и ситуациях.

Информация о работе Виды социологического исследования