Виды социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 20:14, контрольная работа

Описание работы

1. Разведывательное, описательное и аналитическое исследование.
2. Методы и формы проведения социологических исследований.
3. Разовое и повторное исследование.

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 35.02 Кб (Скачать файл)

   Две основные разновидности  социологического опроса: анкетирование  и интервьюирование.

   При анкетировании  опрашиваемый сам заполняет вопросник  в присутствии анкетера или  без него. По форме проведения  оно может быть индивидуальным  или групповым. В последнем  случае за короткое время можно  опросить значительное число  людей. Оно бывает также очным  и заочным. Наиболее распространены  формы заочного: почтовый опрос;  опрос через газету, журнал.

   Интервьюирование  предполагает личное общение  с опрашиваемым, при котором исследователь  (или его полномочный представитель)  сам задает вопросы и фиксирует  ответы. По форме проведения оно  может быть прямым, как говорится,  “лицом к лицу”, и опосредованным, например по телефону.

   В зависимости  от источника (носителя) первичной  социологической информации различают  опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным  источником информации выступают  представители различных социальных  групп, деятельность которых непосредственно  не связана с предметом анализа.  Участников массовых опросов  принято называть респондентами.  В специализированных опросах  главный источник информации  – компетентные лица, чьи профессиональные  или теоретические знания, жизненный  опыт позволяют делать авторитетные  заключения. По сути дела, участниками  таких опросов являются эксперты, способные дать взвешенную оценку  по интересующим исследователя  вопросам. Отсюда еще одно широко  распространенное в социологии  название таких опросов – экспертные  опросы или оценки.

   Одна из сложных  проблем интервьюирования – не  подтолкнуть опрашиваемого к  желательной для социолога как  личности информации; не трактовать  рыхлые и неточные ответы как  близкие к своему собственному  мнению; избежать того, чтобы его  отождествляли с представительством  властных и других влиятельных  структур; воздержаться от личных  ценностных оценок в процессе  опроса и максимально сохранить  “нейтралитет”.

   Наблюдение представляет  собой целенаправленное и систематизированное  восприятие изучаемого процесса  или явления, черты, свойства  и особенности которого фиксируются  исследователем. Формы и приемы  фиксации могут быть различными: бланк или дневник наблюдения, фото-, теле- или киноаппарат и  другие технические средства.

   Особенность наблюдения  как вида исследования и как  метода сбора первичной информации  – способность анализировать  и воспроизводить жизненный процесс  во всем его богатстве, поставлять  разносторонние, порой весьма “обнаженные”  впечатления об исследуемом объекте.  Здесь могут фиксироваться характер  поведения, жесты, мимика лица, выражение эмоций отдельных людей  и целых коллективов (групп). Нередко  наблюдение используется наряду  с другими методами сбора информации, одухотворяя бесстрастные колонки  цифр – результаты различных  опросов.

   Наблюдение рекомендуется  при изучении степени активности  людей на собраниях, митингах, интересов слушателей в процессе  обучения, поведения участников  массовых общественно-политических  мероприятий и т.д.

   Развитие социологической  науки приводит к появлению  все новых методов изучения  социальной реальности.

   Среди них –  фокус-группы, методика проведения  которых сводится к проведению  интервью по заранее подготовленному  сценарию в форме обсуждения  с небольшой группой “обычных  людей” (в отличие от экспертов  при экспертном опросе, “мозгового  штурма” и т.д.). Основным методическим  требованием к составу этой  дискуссионной группы является  ее однородность, что устраняет  возможность прямого или косвенного  давления одних членов группы  на других. Поэтому социологи,  сопровождающие, например, избирательные  кампании, подбирают фокус-группы  из незнакомых друг другу людей  примерно одинакового возраста, одного пола, схожего уровня доходов.  Формирование этих групп должно  охватить основные группы населения,  чтобы можно было представить  преобладающие ориентации в сознании  и поведении людей. Немаловажным  требованием является величина  этой группы, которая позволяет  поддержать дискуссию (при 4-5 участниках  она может быстро затухнуть,  а при значительном числе –  20-25 человек она не дает возможности  в полной мере высказаться  всем участникам).

   В конце 80-начале 90-х годов предметом социологических  дискуссий стали качественные  методы, которые, с одной стороны,  обогащают арсенал эмпирической  социологии, но, с другой стороны,  таят угрозу потерять специфику  социологических методов познания, слиться с теми приемами и  способами, которые используют  все или многие социальные  науки.

   Следует отметить, что в практике социологических и особенно социально-психологических исследований достаточно широко используются такие методы, как социометрический и экспертный опросы, тестирование, шкалы приемлемости, и ряд других приемов, пригодных для специфических форм анализа.

3. Точечное и  повторное исследование

     Подготовка и проведение любого эксперимента - дело достаточно трудоемкое и требующее специальных знаний и методических навыков. Особенно это важно тогда, когда речь идет о внедрении новых форм организации и стимулирования труда, об изменениях в общественной и повседневной жизни людей и т.п., глубоко затрагивающих личные, коллективные и общественные интересы. В данном случае эксперимент не просто желателен, а необходим. Он позволяет избежать случайностей и непредвиденных последствий, увереннее, с научной обоснованностью внедрять в практику новые формы и методы управления.

В зависимости от того, рассматривается  предмет в статике или в  динамике, могут быть выделены еще  два вида социологического исследования - точечное и повторное.

Точечное исследование (его  еще называют разовым) дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления  или процесса в момент его изучения. Эта информация в определенном смысле может быть названа статической, поскольку отражает как бы моментальный «срез» объекта, но не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени. Такие данные могут быть получены лишь в результате нескольких исследований, проведенных последовательно  через определенные промежутки времени. Подобные исследования, основанные на единой программе и инструментарии, называются повторными. По сути дела они  представляют собой средство сравнительного социологического анализа, который  направлен на выявление динамики развития объекта.

В зависимости от выдвигаемых  целей повторный сбор информации может проходить в два, три  этапа и более. Длительность временного интервала между первоначальной и повторной стадиями исследования самая различная, ибо общественные процессы обладают неодинаковой динамикой  и цикличностью. Часто именно свойства объекта подсказывают временные  интервалы повторных исследований. Например, если изучаются тенденции  в осуществлении жизненных планов выпускников средних школ и первый раз их опросили перед выпускными экзаменами, то очевидно, что ближайший  срок повторного исследования - после  завершения приема в вузы или поступления  на работу.

Особый вид повторного исследования - панельное. Допустим, в  ходе повторного исследования выясняется степень эффективности образования. Обычно она определяется независимо от того, как изменился объект за период между первоначальной и повторной  стадиями исследования. Панельное же исследование предусматривает неоднократное  изучение одних и тех же лиц  через заданные интервалы времени. Поэтому для панельных исследований целесообразно соблюдать такие  интервалы, которые позволяют максимально  сохранять стабильность исследуемой  совокупности по ее величине и составу. Эти исследования дают хорошую возможность  обновлять и обогащать информацию, отражающую динамику, направленность развития.

 

 

Основные понятия

АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ - один из основных методов – контент-анализ, т.е. анализ смысловой нагруженности текстов;

 

АНКЕТИРОВАНИЕ - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях:

а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время,

б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.

  Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз.

 

ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ - форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом. Этот метод предпочтительнее анкетирования в следующих отношениях:

-вопросов без ответов при нем практически не бывает;

-неопределенные или противоречивые ответы могут быть уточнены;

-имеется возможность наблюдения за респондентом и фиксации не только его вербальных ответов, но и невербальных реакций;

-получаемая информация полнее, глубже и достовернее по сравнению с анкетой.

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ - один из основных методов сбора информации. Здесь прямой контакт, можно фиксировать особенности поведения людей, получать оперативную и объективную информацию из первых рук. Недостаток метода в том, что социолог невольно может вмешаться в события, поэтому его желательно использовать в купе с другими методами. Процесс наблюдения делиться на подготовительный, полевой и заключительный

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС - это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ - система отобранных социологическими методами высказываний, предъявляемых респондентам с целью получения надежной информации об интересующих признаках.

Список использованной литературы

 

1. Бабосов, Е. М. Общая социология / Е. М. Бабосов. – Минск. : ТетраСистемс, 2006.

2. Добреньков, В. И. Социология : учебник / В. И. Добреньков , А. И. Кравченко. – М. : ИНФПА-М, 2009.

3. Качалов, И. Л. Социология : учебно-метод. пособие для студ. неэкономич. спец. БГУИР всех форм обуч. / И. Л. Качалов. – Минск : БГУИР, 2004.

4. Кравченко , А. И. Социология : учебник / А. И. Кравченко. – М. : Проспект, 2009.

5. Социология : учеб. пособие для студ. вузов / А. Н. Елсуков [и др.] ; под общ. ред. проф. А. Н. Елсукова. – Минск : ТетраСистемс, 2004.

6. Социология : учебник для вузов / В. Н. Лавриненко ; под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

7. Тощенко, Ж. Т. Социология : учеб. пособие для студ. вузов / Ж. Т. Тощенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юнити, 2005.

8. Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования / И. Ф. Девятко – 2-е изд. – М. : Университет, 2002.

9. Добреньков, В. И. Методы социологических исследований : учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М. : ИНФРА-М, 2006.

10. Социология : учеб. пособие и практикум / С. В. Лапина [и др.] ; под общ. ред. С. В. Лапиной. – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2001.

11. Ядов, В. А. Социологическое исследование : методология, программа, методы / В. А. Ядов. – М. : Наука, 1987.

12. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. – М. : Добросвет, 2003.

 


Информация о работе Виды социологического исследования