Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 20:14, контрольная работа
1. Разведывательное, описательное и аналитическое исследование.
2. Методы и формы проведения социологических исследований.
3. Разовое и повторное исследование.
Две основные разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование.
При анкетировании
опрашиваемый сам заполняет
Интервьюирование
предполагает личное общение
с опрашиваемым, при котором исследователь
(или его полномочный
В зависимости
от источника (носителя) первичной
социологической информации
Одна из сложных
проблем интервьюирования – не
подтолкнуть опрашиваемого к
желательной для социолога как
личности информации; не трактовать
рыхлые и неточные ответы как
близкие к своему собственному
мнению; избежать того, чтобы его
отождествляли с
Наблюдение представляет
собой целенаправленное и
Особенность наблюдения
как вида исследования и как
метода сбора первичной
Наблюдение рекомендуется
при изучении степени
Развитие социологической науки приводит к появлению все новых методов изучения социальной реальности.
Среди них –
фокус-группы, методика проведения
которых сводится к проведению
интервью по заранее
В конце 80-начале
90-х годов предметом
Следует отметить, что в практике социологических и особенно социально-психологических исследований достаточно широко используются такие методы, как социометрический и экспертный опросы, тестирование, шкалы приемлемости, и ряд других приемов, пригодных для специфических форм анализа.
3. Точечное и повторное исследование
Подготовка и проведение любого эксперимента - дело достаточно трудоемкое и требующее специальных знаний и методических навыков. Особенно это важно тогда, когда речь идет о внедрении новых форм организации и стимулирования труда, об изменениях в общественной и повседневной жизни людей и т.п., глубоко затрагивающих личные, коллективные и общественные интересы. В данном случае эксперимент не просто желателен, а необходим. Он позволяет избежать случайностей и непредвиденных последствий, увереннее, с научной обоснованностью внедрять в практику новые формы и методы управления.
В зависимости от того, рассматривается предмет в статике или в динамике, могут быть выделены еще два вида социологического исследования - точечное и повторное.
Точечное исследование (его еще называют разовым) дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Эта информация в определенном смысле может быть названа статической, поскольку отражает как бы моментальный «срез» объекта, но не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени. Такие данные могут быть получены лишь в результате нескольких исследований, проведенных последовательно через определенные промежутки времени. Подобные исследования, основанные на единой программе и инструментарии, называются повторными. По сути дела они представляют собой средство сравнительного социологического анализа, который направлен на выявление динамики развития объекта.
В зависимости от выдвигаемых
целей повторный сбор информации
может проходить в два, три
этапа и более. Длительность временного
интервала между первоначальной
и повторной стадиями исследования
самая различная, ибо общественные
процессы обладают неодинаковой динамикой
и цикличностью. Часто именно свойства
объекта подсказывают временные
интервалы повторных
Особый вид повторного
исследования - панельное. Допустим, в
ходе повторного исследования выясняется
степень эффективности
Основные понятия
АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ - один из основных методов – контент-анализ, т.е. анализ смысловой нагруженности текстов;
АНКЕТИРОВАНИЕ - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях:
а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время,
б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.
Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз.
ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ - форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом. Этот метод предпочтительнее анкетирования в следующих отношениях:
-вопросов без ответов при нем практически не бывает;
-неопределенные или противоречивые ответы могут быть уточнены;
-имеется возможность наблюдения за респондентом и фиксации не только его вербальных ответов, но и невербальных реакций;
-получаемая информация полнее, глубже и достовернее по сравнению с анкетой.
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ - один из основных методов сбора информации. Здесь прямой контакт, можно фиксировать особенности поведения людей, получать оперативную и объективную информацию из первых рук. Недостаток метода в том, что социолог невольно может вмешаться в события, поэтому его желательно использовать в купе с другими методами. Процесс наблюдения делиться на подготовительный, полевой и заключительный
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС - это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ - система отобранных социологическими методами высказываний, предъявляемых респондентам с целью получения надежной информации об интересующих признаках.
Список использованной литературы
1. Бабосов, Е. М. Общая социология / Е. М. Бабосов. – Минск. : ТетраСистемс, 2006.
2. Добреньков, В. И. Социология : учебник / В. И. Добреньков , А. И. Кравченко. – М. : ИНФПА-М, 2009.
3. Качалов, И. Л. Социология : учебно-метод. пособие для студ. неэкономич. спец. БГУИР всех форм обуч. / И. Л. Качалов. – Минск : БГУИР, 2004.
4. Кравченко , А. И. Социология : учебник / А. И. Кравченко. – М. : Проспект, 2009.
5. Социология : учеб. пособие для студ. вузов / А. Н. Елсуков [и др.] ; под общ. ред. проф. А. Н. Елсукова. – Минск : ТетраСистемс, 2004.
6. Социология : учебник для вузов / В. Н. Лавриненко ; под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
7. Тощенко, Ж. Т. Социология : учеб. пособие для студ. вузов / Ж. Т. Тощенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юнити, 2005.
8. Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования / И. Ф. Девятко – 2-е изд. – М. : Университет, 2002.
9. Добреньков, В. И. Методы социологических исследований : учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М. : ИНФРА-М, 2006.
10. Социология : учеб. пособие и практикум / С. В. Лапина [и др.] ; под общ. ред. С. В. Лапиной. – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2001.
11. Ядов, В. А. Социологическое исследование : методология, программа, методы / В. А. Ядов. – М. : Наука, 1987.
12. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. – М. : Добросвет, 2003.