Социологические виды интервью в журналистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 01:17, реферат

Описание работы

Журналист – это человек, деятель, который должен уметь правильно и достоверно передать информацию, и не только, сюда так же входит умение почувствовать, пережить, пропустить все «через себя». Для этого в первую очередь журналист должен быть открытым, приятным для общения человеком, уметь правильно организовать беседу, составить последовательно вопросы. В таких условиях особенно важно использовать методы, которые приводят к получению достоверной информации. Для этого нужно изучить каждый из видов получения информации, выявить основные особенности нескольких. Эти аспекты и являются основным обсуждением в данной работе.
Цель данной работы: рассмотреть социологические виды интервью в журналистике.

Файлы: 1 файл

sots_zhur.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

Анкета имеет определенное строение, т.е. композицию, структуру. Она состоит из вводной части, основной части и заключения, т.е. из преамбульно-инструктивного раздела, опросного листа, «паспортички», соответственно. В условиях заочного общения с респондентом преамбула - единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов. Кроме того, в преамбуле говорится о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой.

Разновидность опроса, которая представляет собой целенаправленную беседу между исследователем (интервьюером) и респондентом (интервьюируемым) с целью получения необходимой информации, называется интервью. Форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом, - это интервьюирование[11, 67 с.].

 

  1. Устный опрос

 

Один из основных методов получения аудиторских доказательств, включающий беседу практически со всеми сотрудниками предприятия, участвующими в ведении учета и составлении отчетности. Является процедурой выборочного контроля. Аудитор, проводящий устный опрос, должен обязательно убедиться в том, что хозяйственные операции, составляющие основу отчетности, не противоречат закону, правильно оформлены и корректно отражены в бухгалтерском учете. Как правило, эта процедура проводится на начальной стадии проверки, когда аудитор знакомится с проверяемым предприятием, оценивает объем аудиторской проверки и степень сложности работ, чтобы составить соответствующую программу аудита.

План и перечень вопросов, задаваемых работникам, не могут быть одинаковыми, они зависят прежде всего от раздела бухгалтерского или оперативного учета, который закреплен за опрашиваемым. Для проведения устного опроса предварительно готовят анкеты по различным проблемам (например, по оценке учета движения материалов, состоянию документооборота и т.п.), в которых аудиторы отмечают ответы опрошенных лиц. Выбор приема устного опроса зависит от того, насколько в конкретной ситуации нужна более надежная, чем обычно, информация, а также от доступности альтернативных доказательств (например, альтернативного баланса).

Устный опрос часто используется при оценке внутреннего контроля в организации, в частности для оценки соответствия нормативного и фактического распределения полномочий и ответственности, соблюдения установленного порядка оформления документов [13, 66 с.].

 

  1. Анкетный опрос

 

При проведении анкетного опроса проходится три этапа:

· подготовительный этап (включающий разработку программу опроса, составление плана и сетевого графика робот, проектирование инструментария, его пилотажная проверка, размножение инструментария, составление инструкций для анкетера, респондента и других лиц участвующих в опросе, подбор и подготовка интервьюеров, анкетеров, решение организационных проблем).

· оперативный этап - сам процесс анкетирования, имеющий свои собственные стадии поэтапного осуществления;

· результирующий этап - обработка полученной информации. Исходя из структуры метода, определяется его характеристика, которая включает в себя ряд требований, предъявляемых к исходным документам анкетного опроса, к анкетеру, к респонденту и к самому инструментарию (к анкете, опросному листу).

Основным средством коммуникации при проведении опроса является анкета. Как составление анкеты, так и способы работы с ней имеют свои методические приемы и характеристики, соблюдение которых является необходимым условием успешной реализации этого метода, нацеленного на получение достоверной информации [13, 78с.].

Каждое конкретное социологическое исследование требует создания особой анкеты, но все они имеют общую структуру. Любая анкета включает в себя три основные части:

· вводную

· содержательную (основную) часть

· заключительную часть (паспортичку)

Во введении указывается, кто проводит исследование, его цель и задачи, способ заполнения анкеты, подчеркивается анонимный характер ее заполнения, а также выражается благодарность за участие в анкетировании. К вводной части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.

Паспортичка содержит в себе сведения о респондентах с целью проверки надежности информации. Это вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, социального положения и происхождения, стажа работы респондента и др.

Содержание анкеты (характер и виды задаваемых вопросов, порядок их размещения, формализация предполагаемых ответов) определяется стремлением получить наиболее достоверную информацию об изучаемом объекте. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в той системе вопросов, на базе которых формируется содержательная часть анкеты. Формулировка вопросов - самый сложный этап составления анкеты.

По способу распространения анкет опросы подразделяются на :

· раздаточные (анкетный опрос, при котором анкетер лично вручает анкету и либо ждет, пока она заполняется, и тут же получает ее - очный раздаточный опрос, либо получает заполненную анкету через несколько дней - заочный раздаточный опрос)

· почтовые (анкета по предварительному согласию высылается и получается через почту)

· прессовые (анкета предлагается читателю через печатный орган)

· телетайпные (при этом способе распространение и сбор инструментария и сопровождающих его документов осуществляется с помощью телетайпно-телеграфной сети).

По типу исследовательских задач опросы бывают:

· глубинный (нацелен на получение поисковой информации)

· фокусированный (собираются данные по конкретной ситуации)

· стандартизированный (нацелен на получение статистической информации)

· социометрический (нацелен на получение информации о взаимоотношениях в малых группах)

· По уровню компетентности респондентов различают :

· массовый опрос (мнение неспециалиста по той или иной теме)

· массовый опрос в сотрудничестве с исследователем (предполагает информационную помощь респонденту со стороны анкетера в осмыслении анализируемой ситуации)

· симптоматический опрос (достаточное знание у респондента общей информации без глубокого осмысления задач и целей исследования)

· экспертный опрос (опрос специалистов по анализируемой проблеме) [15, 89с.].

репортер журналистика анкетирование интервью опрос

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе была рассмотрена тема «Социологические виды интервью в журналистике: опрос, интервьюирование, анкетирование», описаны основные социологические виды интервью.

Эффективность интервью зависит от общительности журналиста, то есть от его, контактности, умении расположить к себе, а также способности достижения взаимопонимания в ходе беседы. Но еще важнее обеспечить единство содержания и формы, создать яркий журналистский образ.

Таким образом, интервью – значимый информационный жанр, а его виды играют большую роль и каждый из рассмотренных вариантов интервью имеет свои достоинства и недостатки.

Написание того или иного варианта зависит, прежде всего, от самого журналиста, специфических особенностей деталей таких как - новизна реальной конкретной ситуации, масштаб и значимость проблемы, угол зрения, под которым рассматривается реальная ситуация, оперативность материала, убедительность идеи, достаточная полнота и яркость, выразительные средства журналистики, четкость и мотивированность их применения, смысловая точность, яркость, запоминаемость журналистского образа, логическая грамотность материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Корконосенко С.Г. Социология  журналистики. М., 2004.

2. Зборовский Г.Е. Общая  социология. М., 2004.

3. Кравченко А.И., Григорян  А.Ф. Социология. М., 2001.

4. Лагун А.Е. Невербальное  поведение: к методике использования  в социологическом исследовании. М., 2004.

5. Лавриенко В.Н. Социология. М., 2006.

6. Смехнова Г.П. Основы  прикладной социологии. М., 2009.

7. Ядов В.А. Стратегия социологического  исследования. Описание, объяснение, понимание  социальной реальности. М., 2003.

8. Кравченко А.И. Социология. М., 2007.

9. Лавриенко В.Н. Социология. М., 2009.

10. Филатов О. Г. Общая социология. М., 2005.

11. Каменская Е. Н. Социология. М., 2005.

12. Шафранов-Куцев Г.Ф. Социология. Тюмень, 2001.

13. Зборовский Г.Е., Шуклина  Е.А. Прикладная социология. М., 2006.

14. Басков А., Бенкер Г. Современная социологическая теория. М., 1996.

15. Осипов Г.В. Социология: основы общей теории. М., 1996.

16. Фролов С.С. Основы социологии. – М., 1997.

17. Плешаков Л. Интервью – начало всех начал. М., 2000.

18. Плешаков Л. Интервью: не торопитесь с вопросами, лучше расскажите что-нибудь сами. М., 2000.

 

 

 


Информация о работе Социологические виды интервью в журналистике