Новостные жанры журналистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 00:50, доклад

Описание работы

Газетные жанры отличаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией и даже просто числом строк. Условно их можно разделить на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические (см. схему). Начинающие журналисты, прежде всего, должны “набить руку” на информационных жанрах (кстати, в газете они занимают не меньше половины площади), поэтому им мы уделим основное внимание.

Файлы: 1 файл

75 новостные жанры.docx

— 25.98 Кб (Скачать файл)

В НЕКОТОРЫХ КЛАССИФИКАЦИЯХ НОВОСТНЫМИ ЖАНРАМИ НАЗЫВАЮТСЯ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ:

 

Газетные жанры отличаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией  и даже просто числом строк. Условно  их можно разделить на три большие  группы: информационные, аналитические  и художественно-публицистические (см. схему). Начинающие журналисты, прежде всего, должны “набить руку” на информационных жанрах (кстати, в газете они занимают не меньше половины площади), поэтому им мы уделим основное внимание.

 

 Главная цель информационного  материала, будь он газетным, радийным  или телевизионным, – сообщить  о факте (в ежедневных изданиях  и выпусках во главу угла  ставится “свежий” факт –  новость). Факт для журналистики  так же важен, как человек  для анатомии. Это - основа основ,  без фактов журналистика немыслима. 

 

 Различные способы  освещения фактов и приводят  к созданию разных жанров.

 

Посмотрим, как подается факт в конкретных ИНФОРМАЦИОННЫХ ЖАНРАХ .

 

Хроника - факт без подробностей. Небольшие (порой из одной – двух фраз) сообщения, не имеющие заголовка. Чаще публикуются подборками.

 

Информация - короткая информация, или заметка. Содержит сам факт и  некоторые подробности. Состоит  из десяти–тридцати строк, имеет  собственный заголовок. Чаще публикуется  в подборке. Расширенная информация предполагает более широкое и  подробное изложение событий. Возможны: историческая справка, сравнение, характеристика героев и т.д. Включает в себя вступление и концовку. Содержит 40-150 строк, заголовок. Допустим подзаголовок.

 

Интервью - изложение фактов от имени того, с кем ведется  беседа. Предполагает совместное творчество: журналист предвосхищает вопросы  читателей, тщательно готовится  к интервью, непременно владеет ситуацией. Необходимо указать, с кем ведется беседа (фамилия, имя, отчество, служебное или общественное положение), тему разговора, каким образом получено интервью (в личной беседе, по телефону, по факсу и т.д.).

 

Отчет - по заданию редакции журналист рассказывает о том, что  видел и слышал. Размер материала  зависит от значимости события. Общий  отчет содержит изложение фактов в хронологическом порядке, тематический – освещает 1-2 наиболее важных вопроса, отчет с комментариями – изложение  основных событий и высказывание совей точки зрения.

 

Зарисовка - обобщение фактов и описание обстановки. Короткий, живой  и образный рассказ о своих  впечатлениях.

 

Обозрение - важнейшие события  жизни города, завода, школы и  т.п. за определенный период (сводки, итоги).

 

Репортаж - наглядное представление  о том или ином событии через  непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица. Репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное  отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.). Репортаж желательно иллюстрировать фотоснимками. Репортаж бывает: событийный, тематический, постановочный.

 

Жанрообразующих признаков  три – предмет, метод и функция. Под предметом имеется в виду ответ на вопрос "Что отображается?", под методом – "Как?", под  функцией – "С какой целью?". Например, для новости предметом будет событие, методом – поиск ответов на основные шесть вопросов, о которых будет сказано ниже, а функцией – объективный рассказ о событии. Слово "объективный" здесь означает, что два разных человека при написании новости об одном и том же событии должны прийти к одинаковому результату, так как технология их работы предполагает поиск ответов на одни и те же вопросы. Различия в материалах двух журналистов об одном и том же событии могут быть обусловлены лишь разницей в ресурсах времени и доступности источников информации, а также направленностью изданий, которая определяет иерархию тем и устанавливает приоритеты в этой сфере.

У новостных жанров предмет  – это событие, метод – поиск  ответов на шесть вопросов (Кто? Что? Где? Когда? Почему? Каким образом?), функция – объективный рассказ о событии с большим или меньшим количеством подробностей.

 

 

Новость — оперативное  информационное сообщение. Способы  подачи новостей строятся по двум принципам: жесткому — от основной информации ко второстепенной и мягкому — с упоминанием занимательных фактов.

 

^ Жесткие новости - основные  параметры события, итог, результат.  Эффект безусловной достоверности,  опираются на документы. Экономия  мышления и времени читателя. Все должно быть понятно с  полуслова, лишняя инфо обрубается (подробности, имена, цитаты и прочее)

 

 Нельзя: произвольно отбирать  факты, слишком сокращая, и убирая  нечто существенное. Компактно упаковывать,  искажая. Авторский произвол.

 

^ Мягкие новости - не  требующие повышенной оперативности  отклика. В 20 веке называли  это «новости из портфеля»  не так определенно как жесткие  требуют точности и нейтральности  авторской позиции - более занимательный,  развлекательный, авторский жанр. Менее важные, но более интересные. Отвлекающий маневр, если новость  все же самоочевидна. Акцент не  на итоге, а на обстоятельствах. 

 

 Рекомендуется:

 

 • при пониженной  значимости события

 

 • когда нужен иной  тон разговора о событии

 

 • ослаблен или отсутствует  оперативный инф. повод

 

Лид - главный фактический  смысл новости, самое начало, (нос  сообщения). 2ой-3ий абзац - раскрытие  лида, дополнительная инфа, основа. (это называется перевернутая пирамида). Каждый новостной материал должен давать в первых параграфах ответ на вопросы: кто, что, где, когда, почему и как. Когда "лид" содержит ответы сразу на несколько вопросов, то такой "лид" называют обобщающим.

 

^ Главный источник новостей  в журналистике – информагентства.

 

 Основные требования  к новостям: ясность, краткость  (когда краткие), яркость. Точность, достоверность, ответственность  + беспристрастность, сбалансированность, прямая порядочность в изложении  фактов.

 

^ Проблема объективности:

 

 Внешние факторы, мешающие  объективности: Запросы аудитории,  конкуренция, общие линии издания,  давление издателей и воздействие  рекламодателей.

 

 Внутри-профессиональные  факторы: Оперативный отбор фактов, отсутствие обоснований выбора  в тексте, отсутствие изъяснений, указаний на подоплеку события,  попытка объединения важного  с сенсационным, творческая трансформация факта (припудривание)

 

^ Виды новостного жанра:

 

 Оперативно-новостной  текст: заметка. 

 

 Исследовтельско-новостные тексты:В жанрах этой группы господствует рационально-логический метод исследования. Однако здесь этот метод, в отличие от сугубо исследовательских текстов (статьи, письма, обозрения), опирается на прочный эмпирический фундамент – факты реальной действительности, составляющие содержательное ядро повествования.

 

+ наглядная новость. “Картинки”. Формы и варианты зависят от характера материла. Калорит, цвет. Приемы композиции. Эффект внушения как необходимый результат работы репортера

 

+ новость в движении. Репортаж. Воссоздание ситуации. Определение  характера движения и возможности  его литературной интерпретации,  наиболее важные детали и моменты,  смена ситуации. Ритмичность. 

 

+ лица сквозь факты Фрагменты портрета в картинке или репортаже. Свидетельство эмоциональной обстановки.

 

 + интервью (и метод и жанр) Виды: блиц-интервью и пресс-конференции (интервью с очевидцами); звездные интервью (игровая обстановка и интонации); рвзоблачительное интервью (технологические особенности, приемы маски, проблема концовки); интервью – псих. Портрет.

 

 

Жанры новостной журналистики

 

В современной газетной публицистике используют около двух десятков жанров. Они образуют своеобразную цепочку, звенья которой дают возможность  перехода от простейших жанров к более  сложным. В зависимости от назначения жанров они объединяются в несколько групп. Первая из них – жанры новостной информации: заметка, отчет и репортаж.

 

 

К этим жанрам обращаются тогда, когда стремятся сообщить читателям  новость. Под новостью мы понимаем то, что неизвестно всей читательской аудитории  газеты или хотя бы ее части. Однако не каждый факт, не каждое событие могут представлять интерес для читателей и стать новостью. Это зависит от актуальности факта – его общественного значения. Актуально то, что привлекает к себе внимание читателей, возбуждает их интерес – личный и общественный. Факт может сохранять свою актуальность длительное время или быстро терять ее – это зависит от многих обстоятельств. В том числе – от масштабности факта. Иные факты актуальны лишь для ограниченной аудитории, другие представляют широкий общественный интерес.

 

В определении их актуальности для газеты немалую роль играет ее тип и уровень. Так, например, решение  студента и студентки университета создать новую семью вряд ли станет для журналиста городской или  областной газеты поводом для  написания репортажа или хотя бы заметки – слишком мелок  для такого издания масштаб данного  факта, в наше время подобное событие  стало заурядным. Но в низовой, университетской  газете о нем могут напечатать заметку, для узкой студенческой аудитории оно сохраняет свою актуальность.

 

В поисках актуальной информации следует различать новость и  новое. Новость – это то, что  неизвестно всем или подавляющему большинству  читателей. Новое – это неизвестное  об уже известном. Поясним это примером. Более века тому назад один из немецких медиков открыл замечательные лечебные свойства аспирина, ставшего с тех пор распространенным лекарством при простуде, гриппе и других инфекционных заболеваниях. Пресса поспешила сообщить широкой аудитории эту весьма актуальную новость. Однако лишь недавно была открыта неизвестная прежде способность аспирина, предотвращать свертываемость крови человека и образование в ней тромбов, являющихся причиной многих инфарктов и инсультов. Журналисты не замедлили, конечно, сообщить читателям в своих заметках эту новую, актуальную для многих информацию об известном всем лекарстве. Для многих читателей, страдающих сердечными болезнями, она стала сенсационной новостью.

 

Получить новость, представляющую интерес для всех читателей, сильнейшим образом воздействующую на их чувства, – стремление всех журналистов газеты. Такая новость долго сохраняет  свою актуальность, она дорого ценится  и приводит к быстрому расширению аудитории издания.

 

Цель автора заметки –  возможно быстрее сообщить читателю актуальную новость – определяет основные особенности этого жанра  газетных публикаций. Прежде всего, её структуру: обычно она представляет собой своеобразную перевернутую пирамиду – начинается с опорного факта, содержащего  новость, и далее детализирует ее в последующих предложениях. Такое  построение текста облегчает его  восприятие и при необходимости  его сокращение – с последних  абзацев или строчек, суть сообщения  остается неизменной в начальных  абзацах. Стремление обеспечить оперативность  передачи читателю информации, содержащейся в заметке, ограничивает ее объем: обычно она не превышает двух-трех десятков строк, нередко ограничивается в  предельно лаконичном оперативном  сообщении – разновидности этого  жанра – всего одним-двумя  предложениями. Тем же объясняются  и особенности стиля заметки: в ней избегают стилистических красот, она деловита, подчас суха, но точна.

 

От автора заметки не требуют  подробных описаний и характеристик. Но он обязан ответить на «триаду» вопросов: Что произошло? Где произошло? Когда  произошло? Иногда к этому присоединяют ответ и на четвертый вопрос: Кто  участвовал в событии? Этого достаточно для сообщения новости. О ее значении разъяснят в последующих репортажах и корреспонденциях.

 

Свои особенности –  у названия заметки. Нередко заметки  публикуют блоками, подборками, без  заголовков – под тематическими  рубриками. Чаще, однако, заметка имеет  заголовок. Обычно в него выносят  указание на опорный факт заметки, тогда  заголовок передает ее суть: «Открыт  памятник легендарному священнику-хирургу», «Увеличивается экспорт нефти», «Автокатастрофа  в Новосибирске» и т.п.

 

Роль автора заметки ограничивается сообщением информации и обозначается иногда его подписью. Однако это  не означает его пассивного отношения  к факту, о котором он сообщает в заметке. Уже сам выбор этого  факта фиксирует позицию автора – его заинтересованность в получении  данной информации.

Отношение журналиста к событию, привлекшему его внимание, выявляется с еще большей определенностью  в отчете – жанре, который весьма часто выходит на газетные полосы. Автор отчета не ограничивается в  его тексте ответами на вопросы, обязательными  для заметки. Его цель – сообщить о существенных подробностях события, которое он описывает. Объем текста возрастает, как и роль автора, который  может, если посчитает это нужным, сопровождать сообщение своим комментарием и оценкой. У отчета – свой предмет  отображения: событие, развертывающееся во времени, состоящее из ряда деталей. Большинство событий, получающих отображение  в этом жанре, имеет специфическую  устную форму выражения содержания, их можно слышать, – тогда публикуют  отчеты о конференции, собрании, встрече  политиков, судебном заседании и  т.п. Иногда за событием можно наблюдать, и в газете появляется отчет о  спортивном матче или демонстрации.

 

В газетах используют разные виды отчета. Простейший из них –  прямой информационный отчет. В нем  воспроизводят событие в полном соответствии с его ходом во времени. Нередко здесь приводят выступления  участников события – встречи, конференции  и т.п. – в сжатом пересказе, изложении  важнейших мыслей и положений, перемежая  это цитатами из самых интересных высказываний. Авторская оценка выступлений  выражается в отборе фактов, деталей  и подробностей. Все, что журналист  считает несущественным, он оставляет  за рамками отчета.

 

Нередко автор отчета не только сообщает о событии, но стремится и прокомментировать его. Он играет в своем тексте более активную роль. Его комментарий может принимать различную форму сжатых характеристик, дающих представление о значении какого-либо выступления или о реакции на него других участников встречи, или выражаться в кратких авторских отступлениях и даже в сжатой полемике с выступавшим. Иногда комментарий принимает форму вступления к отчету, раскрывающего цели его публикации, или в авторском заключении, подводящем итоги обсуждения. В результате в газете появляется аналитический отчет. Точка зрения журналиста, редакции получает здесь развернутое выражение.

Информация о работе Новостные жанры журналистики