Телевизионное интервью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Но я бы хотела рассмотреть интервью в совершенно другом аспекте, не относящемуся, на мой взгляд, ни к одному из выше сказанных. Это интервью в студии. Оно представляет собой не просто вопрос – ответ, а живую беседу, захватывающий поединок двух сторон, основанный на продуманном диалоге и импровизации. Поэтому объектом моего изучения становится передача «Школа злословия» Татьяны Толстой и Авдотьи Смирновой, ведь если мы хотим наблюдать за словесным поединком, то более подходящего примера нам вряд ли удастся найти. Выбор программы не случаен.

Файлы: 1 файл

Курсовая2.docx

— 44.41 Кб (Скачать файл)

Введение

«Интервью – не продукт интуиции. Подобно игре на музыкальном инструменте, которой, несмотря на врожденный талант, всегда приходится учиться, овладение мастерством интервьюирования требует времени. Оно превратилось в полноправную профессию со своими сложными приемами, со своей профессиональной этикой и высокими стандартами».

Б.Мейджи

Что может быть увлекательнее телевизионного интервью в студии? Это как игра, как дуэль, зрителем которой вы становитесь. Сколько мастерства требуется интервьюеру, чтобы извлечь своего собеседника из слоя недоверия, скептицизма, самоуверенности, придуманного имиджа и всего прочего. Именно поэтому тема интервью кажется мне одной из самых сложных, противоречивых сторон журналистики, но, несомненно, и одной из самых привлекательных.

В теории журналистики интервью принято рассматривать в двух основных аспектах: как метод сбора информации и как жанр. Первый рассматривает интервью в качестве инструмента сбора информации как вопросно-ответный метод получения сведений, проще говоря, это метод получения информации посредством общения человека с человеком. Второй, «жанровый» аспект  рассматривает интервью как способ организации текста, публикующийся обычно в виде вопросов и ответов, но возможна и монологическая форма.

Но я бы хотела рассмотреть интервью в совершенно другом аспекте, не относящемуся, на мой взгляд, ни к одному из выше сказанных. Это интервью в студии. Оно представляет собой  не просто вопрос – ответ, а живую беседу, захватывающий поединок двух сторон, основанный на продуманном диалоге и импровизации. Поэтому объектом моего изучения становится передача «Школа злословия» Татьяны Толстой и Авдотьи Смирновой, ведь если мы хотим наблюдать за словесным поединком, то более подходящего примера нам вряд ли удастся найти. Выбор программы не случаен. На мой взгляд, «Школа злословия» не является очередной «передачей-развлекаловкой», которыми пестрят многие каналы. В ней есть оригинальность, интересность и, я бы сказала, психологизм и аналитичность. Татьяна Толстая, одна из ведущих программы, замечает: «…Смешны рассуждения о том, что мы пытаемся кого-то обличать или высмеивать. Ничего подобного. Мы просто хотим показать человека с новой стороны, с той, с которой, возможно, он неизвестен общественности…».

Тем более эта передача не является скандальной, безликой, не сыплет псевдосенсациями, в общем, как нельзя лучше подходит для рассмотрения некоторых тактик ведения интервью, которые мне бы хотелось изучить. А именно: провокацию и воздействие на собеседника.

Моей задачей будет являться рассмотрение данных тактик в передаче «Школа злословия» и анализ допустимых границ их использования на конкретных примерах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

Глава 1. Телевизионное интервью

Прежде всего, хотелось бы разобраться, что вообще представляет собой интервью на телевидении. Е.И.Голанова определяет интервью как «жанр свободной беседы журналиста с определенным лицом или группой лиц, тема которой представляет общественный интерес и предназначается для масс-медиа». Проще говоря, интервью на телевидении - это беседа перед микрофоном интервьюера с гостем, приглашенным в студию. В интервью могут принимать участие 2- 3 лица. Телевизионное интервью обогатило  жанр интервью существенным качеством – зрелищностью. Источником информации становится не просто звучащая речь со всем богатством ее риторики, интонационной, эмоциональной окраски, как на радио, но и мимика, жест, поведение собеседников, а нередко и окружающая их среда. Именно зрелищностью объясняется особая достоверность, и, следственно, широкое распространение жанра интервью  в телепрограммах.

Рассмотрим некоторые отличия эфирного интервью от печатного. В эфире, например, журналист вынужден игнорировать некоторые нормы общения. Ему нередко приходится перебивать собеседника, чтобы не потерять темп беседы или не превысить норму отведенного времени. Вдобавок к этому, у журналиста нет никакой возможности что-либо подредактировать, исправить, дождаться подтверждения информации из других источников, наконец, сделать паузу, подумать, доработать оригинал в индивидуальном порядке или в совместном творчестве с собеседником, что могут себе позволить журналисты в печати. Теле- и радиорепортеры работают в постоянном напряжении, поскольку надо «держать» эфир, подогревать интерес, привлекать внимание зрителя все новыми деталями. Если интервьюируемый, например, «окаменеет» от испуга или смущения, репортер должен «расхлебывать» эту ситуацию, выводя его из оцепенения дополнительными вопросами, ободряющими репликами.

Как же проходит подготовка к эфиру? Давно стало аксиомой правило, что к интервью надо готовиться. В эфире интервью пострадает еще больше, если журналист этим пренебрег. Это заметит не только гость в студии, но и миллионы слушателей или зрителей. Готовясь к эфиру, следует помнить, что они могут не знать и некоторых имен, и предыстории события. В результате информация может быть недопонята. Поэтому в теле- и радиоэфире обязательны краткие ссылки и разъяснения, даже если журналисту кажется, что это уже всем хорошо известно. В телепрограммах досье, как правило, служит не только «для внутреннего пользования», т.е. подготовки вопросов для героя передачи, но и для публики, в качестве иллюстративного материала при представлении гостя.

Главную роль в эфире играют вопросы. Начинающих репортеров всегда волнует, как они будут задавать вопросы, смогут ли сделать это профессионально, изящно. Конечно, чтение «заготовок» по бумажке отвергается сразу. Кто-то предлагает использовать простые, почти примитивные вопросы: их легко задавать, просто понимать, на них легко отвечать. Другие рекомендуют задавать такие вопросы, ответы на которые предсказуемы. В этом случае журналист контролирует ситуацию и в эфире происходит меньше неожиданностей. Кому-то по душе провокационные вопросы, которые драматизируют атмосферу (что на самом деле и требуется). Но в этом случае надо быть всегда начеку — велик риск, что собеседник откажется отвечать.

Интервью в студии. Такой формат телеинтервью предполагает беседу с приглашенным в студию гостем. Продолжительность может варьироваться от нескольких минут до одного часа. Оно может выходить и в прямом эфире, и в записи, а в некоторых случаях гость может находиться в другой студии, причем неважно, какова ее удаленность.

Интервью в студии отличается коренным образом от того, которое готовится для газеты. Одна, а чаще несколько телекамер, на которых по мере включения загораются красные лампочки, и жесткий временной прессинг — это, пожалуй, его главные отличия.

Когда на телекамере загорается эта самая красная лампочка, журналист выходит в эфир и оказывается на незримой сцене перед многомиллионной публикой. А это и родственники, и соседи, и первые лица государства, и собственные начальники: заметят все огрехи — каждую оговорку, запинку, неточность в ударении. Поэтому телевизионщики отдадут предпочтение скорее съемке какого-нибудь действия, чем интервью с человеком. Телеинтервью в профессиональных кругах даже пренебрежительно называют «говорящие головы». Тем не менее, и «говорящим головам» надо уметь работать.

Идеальное интервью на экране должно выглядеть как непринужденный разговор двух собеседников, один из которых информирован по данной теме больше другого. Но просто поговорить эти люди могли бы не в студии, без камер и осветительной аппаратуры. Поэтому важно, чтобы беседа были интересна не только говорящим, но и зрителям, у последних в свою очередь должно возникать чувство сопричастности разговору. В тележурналистике это состояние называется «эффектом присутствия».

Телевизионным интервью свойственна естественность и высокая степень импровизации. Именно эти сущностные признаки делают жанр таким органичным и лёгким для восприятия. Экран передает нам не только содержание и обстановку, в которой протекает интервью, но и эмоциональный настрой, определённую невербальную информацию, которую ярко передают жесты, мимика, взгляды, выражение лица и многое другое. Язык жестов может передать зрителям довольно много дополнительной информации. Именно эти аспекты делают телевизионное интервью таким привлекательным для зрителей и таким сложным для журналиста.

 

1.1. Тактики ведения интервью 

Тактик ведения интервью множество, их на самом деле столько же, сколько конкретных случаев бесед журналиста со своим героем. Поэтому мне бы хотелось остановиться лишь на одной классификации тактик ведения интервью Н.М.Кима. Его классификация, на мой взгляд, наиболее удачно может быть применима к телевизионному интервью в студии.

1. Проективные тактики. От лат. “projectio” – выбрасывание вперед, суть состоит в предоставлении человеку “неопределенных, неоднозначных стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать”. Техники приобретают смысл не только в силу их объективного содержания, сколько в связи с личностным значением, придаваемым им обследуемым. Среди них выделяют:

- Свободные ассоциации. Методика  позволяет вызывать у собеседника  различного рода образные представления, выходящие за рамки стереотипных. Начинаться такой вопрос может  со слов «Представьте себе…», «А если…», и других.

- Персонификация. С помощью  этой методики интервьюер может  побудить человека, с одной стороны, приписать собственные чувства, эмоции, переживания другим людям, а с другой – самому “примерить”  чужие психологические реакции и состояния. «Какие чувства Вы испытали бы на месте гражданина N?».

- Моделирование ситуаций  и сценариев. Рекомендуется в  неопределенных и неоднозначных  ситуациях. «Если бы сейчас цены на нефть вдруг выросли до 100$ за баррель…».

- Завершение вербальных  или визуальных комплексов. Полезны, когда интервьюеру хочется получить  более непосредственную реакцию  респондента на изучаемое явление. «Если бы Вам предоставили возможность переснять концовку этого фильма, как бы Вы это сделали?»

- Аналогии. Сопоставление  существующего образа с другим.

2. Установление контакта с собеседником. Вопросы, направленные на налаживание коммуникативного взаимодействия – заданные в благожелательной форме, приглашающие партнера к сотрудничеству, вызывающие у человека заинтересованность.

В вопросной форме журналист может: отметить наиболее важные аспекты общественной жизнь человека, признать его профессиональную компетенцию, подчеркнуть заслуги и достижения, выделить положительные черты личности, выразить восхищение или удивление, проявить искренний интерес к услышанному, продемонстрировать свою информированность в отдельных аспектах деятельности человека.

3. Воздействие на собеседника. Используется в различных коммуникационных ситуациях во время интервью, когда необходимо или подбодрить собеседника, или направить русло беседы в нужном направлении, или вывести из «замкнутого круга», и т.д. Это вопросы, которые способны побудить человека к чему-либо («Как Вы сами определяете свое амплуа?»), вызвать у человека положительную или отрицательную реакцию на что-либо («А Вы могли бы полюбить радикала?»), заронить сомнение в чем-либо, вызвать воспоминания, спровоцировать на неожиданные откровенные признания, вызывать собеседника на спор («Русская музыка хороша, но она не имеет признания на Западе…»), и другие.

4. Провокационные вопросы. С точки зрения этики такая тактика ведения интервью нежелательна, так как такие вопросы могут высветить человека в невыгодном свете и спровоцировать не совсем достоверный ответ. Коварность данного способа в том, что вопросы, как правило, таят в себе некий скрытый подвох, о котором респондент может и не догадываться, подтекстовый уровень. Как правило, используются приемы некорректных с точки зрения логики вопросов («Вы уже перестали пить коньяк по утрам?»), «ошибки многих вопросов», когда задают сразу несколько вопросов под видом одного, и сложных конструкций, когда с трудом улавливается собственно смысл самого вопроса. Тактика используется, чтобы поставить человека в затруднительное положение, побудить его к саморазоблачению, подвести к противопоставлению между его идеальными представлениями и реальными поступками. Тактика выгодна для интервьюера только тогда, когда он хочет уличить, продемонстрировать его профессиональную несостоятельность, довести его суждения до абсурда. Параллельно применяется суггестивная техника: с помощью психологического воздействия у собеседника снижается уровень критичности и сознательности восприятия любой информации, например, с помощью благожелательного и доверительного тона.

5. Воздействие на собеседника с целью полного раскрытия темы. Композицию вопросника лучше составлять по схеме введение – основная часть – заключение.

Первая часть нужна для установления психологического контакта. Для этого можно сказать несколько любезных слов о собеседнике или его заслугах, обсудить последние новости его сферы деятельности, начать с остроумного анекдота, вспомнить какую-нибудь деталь биографии собеседника и тем самым дать повод ему поговорить о себе – все это поможет разрядить обстановку.Также в этой части журналист может ввести собеседника в курс предстоящей темы разговора. Задается не только основные цели интервью, но и характер всего разговора. От того, сумеет ли журналист с первых же слов найти подход к своему герою, установить с ним гармоничные, нацеленные на открытый обмен информацией отношения, получить и развить до деталей интересующие сведения, зависит успешный результат интервью.

В основной части интервью разворачивается тема разговора, и лучше разворачивать ее постепенно и логично, от простых вопросов, рассчитанных на установление контакта, до более сложных, требующих обстоятельного анализа и активирующие диалогические начала беседы. Лучше систематизировать такие вопросы в тематические и проблемные блоки. Журналист «дирижирует» ходом беседы, следит за четкой аргументацией тезисов у собеседника, логикой его мыслей, следованием теме разговора, и др. Для этого журналист использует несколько приемов:

Информация о работе Телевизионное интервью