Телевизионное интервью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Но я бы хотела рассмотреть интервью в совершенно другом аспекте, не относящемуся, на мой взгляд, ни к одному из выше сказанных. Это интервью в студии. Оно представляет собой не просто вопрос – ответ, а живую беседу, захватывающий поединок двух сторон, основанный на продуманном диалоге и импровизации. Поэтому объектом моего изучения становится передача «Школа злословия» Татьяны Толстой и Авдотьи Смирновой, ведь если мы хотим наблюдать за словесным поединком, то более подходящего примера нам вряд ли удастся найти. Выбор программы не случаен.

Файлы: 1 файл

Курсовая2.docx

— 44.41 Кб (Скачать файл)

- одной-двумя фразами дает  понять, что она тема исчерпана  и пора перейти к другой;

- резюмирует и обобщает  сказанное;

- настоятельно просит  привести конкретные факты по  проблеме;

- если собеседник уходит  от ответа, перефразирует вопрос  и задает его после трех-четырех  очередных вопросов[;

- при неполном ответе  дает почувствовать, что ждет  продолжения, например, сохраняя молчание  некоторое время;

- не дает интервьюируемому  забирать инициативу – тогда  он выдаст только ту информацию, которую считает нужной.

В конечном итоге все эти приемы приводят к тому, что полностью раскрывается тема разговора.

Заключительная часть содержит или легкие уточняющие вопросы, или, наоборот, самые неудобные, которые могли бы привести собеседника к негодованию, а, значит, негативно повлиять на весь ход беседы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Программа «Школа злословия». История и концепция программы.

«Школа злословия» - разговорная телепередача (ток-шоу). Ведущие – Татьяна Толстая и Авдотья Смирнова. Как утверждают создатели программы, её цель — психологический анализ образа героя, так называемый «психоанализ имиджа». Ведущие во время беседы с гостем пытаются показать и раскрыть его качества, выявить скрытые черты характера, зачастую неизвестные не только публике, но и самому герою. Гостями являются люди из различных областей науки, творчества, социальной сферы, политики, шоу-бизнеса. Название программы — сознательное заимствование названия знаменитой пьесы Ричарда Шеридана «Школа злословия». 

Выходит в эфир со 2 октября 2002. В течение двух лет выходила в эфир на телеканале «Культура» (со 2 октября 2002 по 21 июня 2004, отсняты 72 выпуска, в эфир вышли 68).

С 30 августа 2004 года и по сей день выходит в эфир на телеканале НТВ.

С сентября 2008 года шоу проходит в студии с новыми декорациями и без зрителей. Теперь в программу могут быть приглашены одновременно два гостя. К новшествам относится также то, что после основной беседы гость делится своими впечатлениями от участия в программе, о состоявшемся разговоре (раньше ведущие обсуждали гостя).

С 1 февраля 2010 года хронометраж программы сократился на две минуты: с 45-ти минут до 43-х.

Программу снимают два дня подряд с 8 утра до 12 ночи (от 4 до 8 программ за день) с перерывами по 15—20 минут.

Гостей программы выбирают сами ведущие. В поле их интереса попадают не только люди науки и искусства, но и политики, общественные деятели, представители шоу-бизнеса.

2.1. Тактики, используемые ведущими  программы «Школа злословия». Провокация  и воздействие на собеседника. Оценка их использования.

Стратегия интервью в «Школе злословия» не скрывается – «загнать» собеседника в психологический тупик, задать ему такие «каверзные» вопросы с подводными камнями, чтобы в стрессовой обстановке он вел себя максимально натурально. Человек должен предстать в совершенно неожиданном для телезрителей и даже для самого себя виде. С концепцией программы соотносится и интерьер студии – ведущие сидят за треугольным столом, острый угол которого упирается в собеседника. Таким образом, он чувствует, что на него «нацелились» с двух сторон. Конечная цель ведущих, в конечном счете, вовсе не «вывести человека из себя», как некоторым могла показаться, а представить его с самых разных сторон как интересную многогранную личность. «Все наши разговоры – это попытки показать эту несхожесть, неповторимость», говорит Татьяна Толстая.

Не смотря на то, что каждый выпуск “Школы злословия” оригинален и не похож на остальные, драматургия передачи остается почти неизменной: завязка (внестудийная съемка) – представление себя и гостя уже в студии – развитие действия (обычно – напряжения, причем очень стремительно) – кульминация (одна или несколько – в зависимости от реакции собеседника) – спад – концовка – резюме (за пределами студии).

Начинается передача обычно с кадров, снятых на «кухне» программы – это внестудийные беседы, где Дуня и Татьяна обсуждают гостя, свои тактики, вопросы, мысли об имидже и образе будущего собеседника. Это увеличивает интригу и привлекательность – в начале программы зрители уже знают, какие подводные камни ждут гостя, а он еще нет. Кадры с «кухни» вставляются и по ходу самой беседы, в них ведущие комментируют поведение гостя, свои мысли в тот или иной момент разговора, которые они не могли высказать в студии. Ведь зачастую гость так и не узнает, что же на самом деле о нем думают ведущие. И от этого ему еще более некомфортно, ведь он знает, что они обсуждали его, и еще будут обсуждать, и критика будет жесткой и честной. «Кухней» передача и заканчивается – именно за чашечкой чая, наедине друг с другом, как бы после битвы, ведущие подводят итог «сражению», или приятному разговору – кому из гостей как повезет.

В своей работе ведущие часто используют метод провокации и воздействия на собеседника. Условно я решила разграничить использование этого метода на «мягкий» и «жесткий». По моим наблюдениям, выбор степени жесткости провокации невольно выбирает сам собеседник. Если при разговоре гость начинает «ершиться», замыкаться в себе или воспринимать все слова ведущих в штыки, то сами ведущие, разумеется, начинают «наступать» на собеседника все более активно и более жестко, пока  не будут удовлетворены  результатом беседы.

Тактику «жесткой» провокации можно заметить в выпуске, где гостем стала Диана Арбенина. Еще на «кухне» ведущие обсудили имидж и поведение Арбениной и пришли к выводу, что ее образ, по их словам, полон «выпендрежа». А значит, придется очень постараться, чтобы убрать с Дианы все напускное и поговорить по душам. Понять, что это будет нелегко, ведущие смогли очень быстро. Ведь их беседа с Дианой сразу же началась со спора.

Толстая: «В гостях у нас знаменитая певица Диана Арбенина…

Арбенина. Здравствуйте. Можно я сразу скажу? Знаменитая и певица ко мне не относятся никак.

Толстая: Так.

Арбенина: Я человек, который поет песни.

Толстая: Вас нельзя назвать певицей, которая поет песни?

Арбенина: «Знаменитая певица» - это как-то, правда, не обо мне…

Толстая: Хорошо. Хорошо. Но «знаменитая» - это нам судить. А синонимы? Популярная, известная?

Арбенина: Популярная?

Толстая: Правда, гаже?

Смирнова: Хорошо. Крупный поэт. Так лучше?

Арбенина: Вы надо мной издеваетесь, что ли?

Смирнова: А вы? Над нами.

Арбенина: Крупный поэт, тоже, нет. Безусловно, нет.

Смирнова: Ну, предложите.

Арбенина: Хорошо. Я скажу просто: Диана Арбенина. Все.

Смирнова: Нет. Это «вас зовут Диана Арбенина» - это, безусловно, эффектный пиар-ход. Я вас поздравляю. Я не понимаю, почему зрители не аплодируют.

 

С первых же секунд ведущие сталкиваются с агрессивно настроенной Арбениной. И поэтому вынуждены сразу же «наступать». Беседа принимает вид общения «учитель-ученик». Диана сама признается, что у нее сложилось впечатление, будто она на экзамене. И она явно этот экзамен проваливает. Ее уличают в незнании грамматики русского языка, бессвязности и нелогичности фраз, пафосности, игре на публику, показухе. Ведущие как будто давят на Арбенину весом своего опыта, большей эрудированностью, возрастом, тем самым они пытаются заставить быть ее самой собой. И тут следует провокационный вопрос от Татьяны Толстой, которым, я думаю, она надеется вывести Арбенину из состояния «показушничества».

Толстая: Диана, ну вот что сейчас хотела спросить. Вот что мне нравится? Что мне нравится в Диане Арбениной? Мне нравится, что вы создали такой образ, сначала, на первом уровне, образ брошенной лесбиянки. И раненой потерей своей. Раненой тем, что любовь была и разбилась. К чертовой матери, вдребезги. И вот этот вот (начинает говорить с пафосом и с прононсом) крик горького отчаяния, с этой носовой интонацией, я вот так лечу, да… И вот там самолеты… и все это… И вот этот вот крик становится не просто криком брошенной и все потерявшей лесбиянки, а вообще души, у которой… (опять с прононсом) Да, у меня все отняли! А я все равно! Да! ….Вот такое. Вот это очень нравится.

(Смирнова  смеется)

ДА: (мрачно) Дальше.

Толстая: Ваши комментарии.

ДА: Не комментирую. На первом этапе. Дальше.

 

Диана уходит от ответа, тем самым не желая раскрываться перед ведущими и всей публикой. Отчистить Диану от скорлупы ее образа не так-то просто. Желание ведущих заставить Арбенину говорить простым человеческим языком пока не осуществилось.  По дальнейшему диалогу становится понятно, что на все нападки ведущих у Дианы уже есть заготовленные, высокопарные словечки, от которых Толстая и Смирнова так пытаются избавить Арбенину.

Смирнова: А влюбленность для вас это зависимость, привязанность?

Толстая: Просто чистое счастье, может быть?

ДА: Реально сейчас могу сказать, что это созерцательная красота.

(пауза)

Смирнова: Простите, это созерцание красоты или красота созерцания?

ДА: Просто созерцательная красота.

Смирнова: Так не может быть просто.

ДА: Может.

Толстая: Это красота что созерцает. Вы вслушайтесь!

ДА: Это отличная фраза! Вы что!

Толстая: Это ничто не означает.

ДА: Как это! Это созерцательная красота.

Смирнова: Кто объект, а кто субъект?

ДА: Давайте не будем говорить о поэзии "шершавым языком плаката". Опять же вашими словами.

Смирнова:Нет-нет. Есть грамматика. Либо есть смысл, либо нет.

ДА: "Созерцательная красота" - это формула, которую я придумала только сейчас. И которая очень сильно определяет то, что я чувствую, когда влюблена.

Смирнова:Кто созерцает?

ДА: Ну не будем… кто… созерцает… Разумеется…

Толстая: То есть, вы созерцаете красоту, да?

ДА: Да.

Толстая: То есть, это - созерцание красоты. Или созерцаемая красота?

ДА: Нет, это деепричастный оборот. А, это пассивный на самом деле. Что уже плохо. А созерцательная красота это та, на которую ты смотришь, и на которую ты не претендуешь. Поэтому она созерцательная красота.

Смирнова: То есть язык, к чертовой матери, изнасиловали.

Толстая: Тем более, что это не деепричастный оборот.

ДА: Нет, нет… Как вы сказали? Созерцаемая?

Толстая: Это пассивное причастие. А не деепричастие.

ДА: Деепричастие у меня всегда ассоциировалось с…

Толстая: Пусть не ассоциируется больше.

 

По поведению Дианы становится видно, что она очень нервничает. Она много жестикулирует, хватается за стол, прямо как студент-двоечник. Но дальше перед нами открывается  замечательная картина: Арбенина неожиданно начинает раскрываться, говорить спокойным, грамотным языком  и совершенно серьезно о важных вещах, современных тенденциях развития общества, политике. Со стороны ведущих тоже происходит заметное изменение. Авдотья Смирнова все чаще начинает соглашаться с Дианой, оказывать ей поддержку в ее репликах.

Смирнова: Скажите нам, Диана, вы что думаете о судьбах родины? Куда мы идем?

ДА: Хорошо, я отвечу. Я отвечу, но с одним условием: мы эту тему больше продолжать не будем. Мне не нравится то, что происходит сейчас процентов на 75-80.

Смирнова: А вам что не нравится?

ДА: Те проявления социальной жизни, которые проистекают повсеместно и вокруг меня.

Смирнова: То есть вам кажется, что все это куда-то не туда рулит?

ДА: Мне кажется, что это сейчас такое затишье, которое бывает, не побоюсь этого слова, перед цунами. А дальше прорвет и еще не понятно, где дернет. И очень много тому подтверждений.  Это «Крылья», это Фабрика звезд.

Толстая: Очень правильно.

ДА: И это ужасно на самом деле. Это песни, которые я стараюсь не слышать по радио, это песни моих коллег, которые просто не поддаются описанию, потому что это полный маразм. Ну и так далее.

Смирнова: Мы совершенно разделяем ваши ощущения, потому что у меня ощущение, что страна просто потеряла чувство самосохранения и что она ползет, бог знает куда. И то, что вы назвали среди этих симптомов Фабрику звезд, это не просто правильно, а вы первая сформулировали и обозвали вот этот симптом, о котором мы много с кем здесь говорили.

Если эту беседу можно назвать борьбой, то под конец эта борьба прекращается. Ведь цель ведущих достигнута. Мы можем наблюдать, что Арбенина отчистилась от всей своей скорлупы и придуманного образа. Она меньше нервничает, говорит более грамотно и искренне. Можно сказать, что под конец передачи она даже стала чуточку взрослее.

Оценить насколько правильной со стороны этики была эта беседа довольно трудно. Во-первых, использование тактики провокации, уже ставит под вопрос этичность этой беседы. Во-вторых, наблюдая за поведением Дианы, можно заключить, что ей было крайне некомфортно, возможно, даже обидно и неприятно беседовать с ведущими. Какие могут быть разговоры об этике, когда по гостье «проехались» довольно жестко и беспощадно? Как заявила сама Диана на одной пресс-конференции: «Вспомните «Школу злословия», где меня поимели, растоптали и выбросили».  После этих слов становится понятно, что Диане вовсе не пришелся по вкусу ее разговор с ведущими. Но если посмотреть на ситуацию под другим углом, то мы увидим, что на тот период (выпуск 2003 года) Диана представляла собой обиженного, невоспитанного подростка-максималиста, которого нужно было наставлять и критиковать, чтобы помочь вырасти в плане творчества и правильно развиться как личности. То, что ее раскритиковали и указали на ее хамство не является какой-либо агрессией со стороны ведущих. Все по делу. Возможно, эта провокационная беседа пошла Диане на пользу, обогатила ее внутренний мир, дала пищу для ума. Тогда мы можем заключить, что если уж эта беседа не была правильной со стороны этики, то, тем не менее, дала Диане повод для самосовершенствования и наверняка чему-нибудь да научила. А кто сказал, что учиться легко?

Совсем иную картину мы видим в выпуске передачи, где гостем стала певица Земфира. Степень накала атмосферы здесь снижена до нуля. Это можно заметить сразу после нескольких минут. Начнем с того, что беседа началась не со спора, как это было в случае с Арбениной, а, что удивительно, с комплимента Земфире.

Смирнова: Так, мы сразу же решили начать с комплиментов.

Земфира: Плохой знак. Может, ими лучше закончить?

Толстая: Мы иногда не говорим людям, что мы о них думаем, потому что мало ли, что мы про них думаем, а оказывается, вон что… А Вас мы просто любим, и ничто не изменит наше мнение о Вас и любовь к Вам как к певице. Мы считаем, что вы очень замечательная, мы очень любим ваши альбомы, а вчера мы слушали Ваш последний альбом. Говорить о нем мы сейчас специально даже не будем, потому что трудно об этом говорить… о музыке… (явно нервничает)

Смирнова: Нам трудно, мы не умеем, у нас нет такого навыка…

Толстая: Если Вам надоели такие, как мы, со своими дурацкими вопросами, ну, не важно, посылайте нас в соответствующее место… (нервничает)

Информация о работе Телевизионное интервью